Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:02, дипломная работа

Описание

Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Задачи исследования:
1) изучить и описать дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающий мир»;
2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

)))))ДИПЛОМ!!!!.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

     Большинство проблемных заданий являются кратковременными. Их выполнение требует небольшой  части урока и только иногда – весь урок. Это зависит от содержания темы урока или ее логично завершенной части. Нужно учитывать тот факт, что на первых этапах овладения творческой (поисковой) деятельностью доминирующим стимулом, который поддерживает познавательный интерес школьников, выступает конечный результат. Приобретая опыт творческой деятельности, дети вовлекаются в выполнение заданий, которые рассчитаны на 1 – 1,5 недели и даже несколько месяцев. Но в начальных классах количество таких заданий очень невелико и выполняются они только под непосредственным руководством и контролем учителя.

     Проблемные  задания ориентированы на индивидуальную, групповую или фронтальную организацию  поисковой деятельности детей. Они  могут решаться учениками с разным уровнем самостоятельности, которая  определяется мерой сотрудничества с учителем. Потому процесс решения проблемных заданий организуется разными методами проблемного обучения: эвристическим и исследовательским. Целесообразно отображать уровень самостоятельности учеников в процессе решения проблемного задания в его названии: эвристическое задание и учебно-исследовательское задание. /Приложение 7/ 

     Глава 2

     Практическая  работа

     Практическая  работа проводилась в 3 А классе в  Муниципальном общеобразовательном  учреждении « СОШ № 55». В классе по списку 12человек, из них 5 девочек и 7 мальчиков.

     Большинство детей работоспособные, эмоциональные, шумные, активные. Есть интерес к  учению, желание ходить в школу  и получать знания.

     Этот  класс относиться к среднему уровню развития, в нем обучаются дети с высоким уровнем познавательных возможностей, но есть и такие которые относятся к низкому уровню успеваемости. Подтверждение этому анализ работы учащихся за предыдущую четверть.

     Дети  обучаются по традиционной программе «Школа России» под ред. А. Плешакова. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах» Практическая работа проводилась по учебнику и рабочей тетради А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть. В этих учебных пособиях заложен частично – поисковый метод обучения, вопросы и задания, которые приучают детей постоянно участвовать в дискуссиях, с уважением относиться к мнению своих одноклассников и аргументировать свое высказывание, опираясь на текст.

     В процессе практической работы нами были разработаны и проведены уроки  окружающего мира по темам:

    • «Какая бывает промышленность»
    • «Полезные ископаемые»
    • «Как вырастить новое растение без семени»
    • «Размножение животных в природе»
    • «Что такое деньги»

Использование технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира в младших классах  должно привести к формированию всесторонне развитой личности, адаптированной к современным условиям развития общества.    

            Цель  проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся  порядке,  а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Чтобы достичь поставленных целей следует использовать на своих уроках следующие методы и приемы обучения:

     При использовании метода проблемного  изложения знаний систематически создавать проблемные ситуации. Ставить  вопросы и указывать пути решения учебных проблем, постоянно побуждать учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. При применении  данного метода мы использовали следующие приемы: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения. Используя метод проблемного изложения знаний, ученики учатся  выполнять логические операции, воспроизводить знания и способы деятельности, рассказывать,  осмысливать учебный материал, воспринимать информацию.

       Применяя метод изложения с проблемным началом, в начале изложения новых знаний создаются проблемные ситуации, дальше объясняется учебный материал традиционным, информационным способом. Этот метод является наиболее доступным.

     Также использовался метод поисковой (эвристической) беседы. При использовании данного метода мы выстраивали систему вопросов учителя и ответов учащихся. Мои объяснения  сочетались  с поисковой деятельностью школьников на всех или на отдельных этапах урока. После постановки учебной задачи учащиеся сами искали правильные решения и делали выводы, выполняли самостоятельные работы, устанавливали те или иные закономерности, творчески применяли полученные знания, используя их  в практической деятельности и устных ответах. Основными приемами являлись: эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования. Учащиеся овладевали умениями самостоятельного общения по  частным вопросам, самостоятельной работы, участию в эвристической беседе.

     В своей практике я использовала исследовательский метод. При использовании этого метода ставила перед учениками  познавательные  и практические задачи, требующие самостоятельного творческого решения.

     Для достижения цели применяла такие  приемы как: сопоставление с новыми фактами, анализ известных фактов. При применении исследовательского метода учащиеся учатся, исследовать учебную проблему, самостоятельно выдвигать гипотезы по решению задачи, делать обобщения по проблеме в целом.

           В практике применялись различные формы уроков; урок сообщения новых знаний, урок формирования умений и навыков, урок решения познавательных задач, урок решения проблем, комбинированный урок, контрольный урок, урок – исследование.

     Первый  урок, проведённый на практике, был  по традиционной технологии обучения  на тему: «Какая бывает промышленность»/Приложение 8 / Активно на уроке работало 4-5 человек, остальные пассивно выполняли задания, а один (Просеков Василий) не работал на уроке, отказывался читать и работать в рабочей тетради. Материал дети усвоили, но при проверке на следующем уроке, на вопросы по предыдущему уроку смогли ответить только те 4-5 человек, которые активно работали на уроке и выполняли все задания.

     При проведении проблемного урока по теме «Полезные ископаемые» /Приложение 9 / мне удалось реализовать такие цели, как:

    • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
    • Создать условия для развития умения анализировать и на основе анализа ставить гипотезы, выводы, доказательства;
    • Поддерживать осознание причастности каждого ученика в результате совместной учебной деятельности.

На уроке  использовала форму такую, как: урок – исследование, учебная деятельность проходила в форме: индивидуально – групповой, фронтальной. Были использованы частично поисковый и исследовательский методы. Для наиболее лучшего усвоения новых знаний использовалась презентация на мультемедийном проекторе. На организационном этапе был произведён психологический настрой учащихся. На втором этапе – мотивация и целепологание: дети с помощью учителя ставят проблему урока.

- Почему полезные  ископаемые играют  большую роль в  жизни человека?

Для ответа на этот вопрос им следует  сначала ответить на проблемные вопросы:

- Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?

На 3 этапе  планируется поиск решения проблемы, используя работу в группах, учащиеся обладают уже некоторыми знаниями, затем с помощью экспериментов приходят к решению проблемы способом «от теории к практики» (Дедуктивно – проверочным способом).

     Моя роль заключалась в том, чтобы  в конце урока превратить полученную ими информацию в их личные знания.  Сравнивая результаты проведённого ранее урока по традиционной технологии и технологии проблемного обучения, дети заметно активизировались на уроке. Им было интересно самим находить новую информацию при помощи исследований - поиска решения проблемных вопросов. На данном уроке к работе подключилась вторая половина класса. При групповом поиске решения проблемы активные дети помогли включиться в работу  ученику, который не желал участвовать в учебном процессе.

     Далее в своей практике на уроках я продолжила использовать проблемное обучение, внедряя различные проблемные вопросы и ситуации.

     Например, на уроке по теме: «Как вырастить  новое растение без семени»/Приложение 10 /,  я использовала такие проблемные ситуации и вопросы к ним, как:

     1. Учитель сообщает учащимся, что директор школы дал задание озеленить класс, но каждому классу выделяется только по одному комнатному растению. Проблемный вопрос.

     Как нам выполнить это задание  и получить несколько растений, ведь есть только одно?

  1. Нам подарили один кустик клубники очень хорошего сорта. Желательно его размножить на пришкольном участке, хотя семян нет.

     Проблемный  вопрос

     Как нам быть? Можно ли клубнику выращивать без семян?

    3.Соседка по участку принесла 5 клубней урожайного сорта картофеля, очень вкусного.

     Проблемный  вопрос.

     Как можно получить много картофеля  из пяти клубней?

     На  уроке по теме: «Размножение животных в природе»/Приложение 11/ была создана проблемная ситуация:

     - Послушайте интересную информацию.

     Клопы откладывают – 70–100 яиц, майский  жук -70, колорадский жук -700, мотыльки – 100–400, а домашняя муха за один раз  откладывает – 100–150 яиц и может  повторить кладку через 2–4 дня. То есть общая ее плодовитость – 600–700 яиц.

     Количество  икринок у карпа, трески, щуки достигает несколько десятков тысяч, у луны-рыбы – 300 млн, большие осетровые рыбы «выбрасывают» несколько миллионов икринок.

     У пресмыкающихся количество яиц в  кладке ограничивается десятком-двумя, которые они зарывают в песок, в почву.

     Вы, наверное, знаете, что у птиц количество отложенных в гнезда яиц, как правило, не превышает десятка (за исключением страусов, если несколько самок откладывают яйца в одно и то же гнездо).

     У зверей наименьшее количество новорожденных  детенышей: белка – 3–10, кошка – 2–6, собака – 2–10, дикий кабан – 5–8 (12), рысь – 1–4, медведь – 1–3, лось 1–2 (3), слон – 1, кит – 1.

     Проблемный  вопрос.

     Почему  маленькие животные – насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся –  откладывают много яиц и икринок?

     Почему  чем крупнее животное, тем меньше у него потомства?

     На  уроке по теме: «Что такое деньги» /Приложение 12 / были использованы  проблемные задачи:

     Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

     - средства накопления (сбережения);

     -средства  обмена на товары  или услуги;

     -мера  стоимости (цена товара).)

     Задача 2. Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

     -средства  накопления (сбережения);

     -средства  обмена на товары или услуги;

     -мера  стоимости (цена  товара).)

     Задача 3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

Информация о работе Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения