Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, дипломная работа

Описание

Целью является определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Исходя из этого, можно предположить, что активная жизненная позиция будет оказывать более существенное влияние на успешную социализацию подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;

Содержание

Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс социализации подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Работа состоит из  1 файл

новенький.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс  социализации подростков из неблагополучных  семей.

    1. Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
    2. Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
    3. Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.

Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной  позиции подростков из неблагополучных  семей.

    1. Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
    2. Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
    3. Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы активно  идут дискуссии по поводу становления  гражданского общества в России, поскольку  именно оно является индикатором  развития российского социума. Однако, до сих пор нет четкого направления, вектора, по которому это общество должно и могло бы развиваться.

Между тем обращение к западному  опыту становления гражданского общества знакомит нас с таким  ярким явлением, как активная жизненная  позиция.

Постепенно и в России активная жизненная позиция становится нормой повседневной жизни множества людей. Этот процесс набирает силу, становясь новым трендом современной российской реальности.

Семья в наибольшей мере подвержена влиянию социальных реформ во всех сферах общественной жизни, а стремительные социальные изменения в России не оставляют семье времени для длительной адаптации.

Не вызывает сомнений факт, что  семья является одним из основных факторов социализации подростков. Она  являет собой персональную среду  их жизни и развития. Именно на семье лежит ответственность за передачу младшему поколению социальных и нравственных норм, ценностных ориентаций. Тем не менее, современной тенденцией является полная или частичная утрата ею своих прямых функций. Все заметнее в современном обществе становится кризис семьи, который выражается, прежде всего, в том, что семья хуже выполняет главную из своих функций – воспитательную.

Во-первых, это связано с повсеместной занятостью взрослых, с их стремлением  обеспечить благополучие своей семьи, и, как следствие, элементарной нехваткой времени на собственных детей; во-вторых, характерной чертой современного общества является рост неблагополучных семей.

В последние годы проблемой неблагополучных  семей и детей из таких семей  касались такие нормативно-правовые документы как ФЗ «Об образовании», ФЗ «О правах ребенка», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)».

Рассматривая подростковый возраст  в контексте современных внутрисемейных взаимоотношений,  можно говорить о том, что именно в этот период ценность семьи отодвигается на второй план, особенно, если речь идет о неблагополучных семьях.

Наряду с проблемой формирования активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей, можно  говорить о том, что семья –  один из важнейших институтов социального  становления личности подростков и  не один другой социальный институт не способен сравнится с ней по качеству и длительности воздействия.

Особенности взаимовлияния сформированной активной жизненной позиции на процесс  социализации личности подростка в  современных условиях характеризуются  следующими противоречиями:

  • между признанием важности формирования активной жизненной позиции подростков с одной стороны, и низкими возможностями формировать таковую в условиях неблагополучной семьи;
  • между потребностью подростков в поддержке, понимании и направлении своих интересов со стороны родителей и отсутствием воспитательного потенциала в неблагополучных семьях.

На сегодняшний день актуальным представляется ответить на вопрос, какова роль активной жизненной  позиции в процессе социализации личности подростков из неблагополучных  семей?

В связи с актуальностью  данной проблемы нами была сформулирована тема дипломной работы: «Активная  жизненная позиция как условие  успешной социализации подростков из неблагополучных семей».

Объектом выступает процесс социализации личности подростков из неблагополучных семей.

Предметом нашей работы является содержание работы социального педагога по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Целью является  определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции  подростков из неблагополучных семей.

Исходя из этого, можно  предположить, что активная жизненная  позиция будет оказывать более  существенное влияние на успешную социализацию  подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.

Задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
  • изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
  • рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
  • раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
  • проанализировать социально-педагогический проект «Моя активная жизнь»;
  • составить рекомендации социальному педагогу по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Методологические  основания:

  • системный подход, так как мы рассматриваем активную жизненную позицию подростков как самостоятельную систему, состоящую из нескольких элементов, в числе которых цель, задачи, функции и средства;
  • личностно-ориентированный подход, так как он признает самобытность, уникальность и неповторимость каждой личности, развивающейся в социуме, в системе общественных отношений;
  • деятельностный подход, так как деятельность – это основа, средство и решающее условие развития личности, ее успешного становления.

Теоретическая база исследования:

При изучении вопросов развития активной жизненной позиции мы опирались  на труды таких ученых, как Бердяев  Н.А., Ключеский В.О., Газман О.С., Роджерса, Берса;изучая подростковый возраст, мы опирались на труды таких ученых, как Волков Б.С, Коулмен Дж. К, Макаренко А.С., Руссо Ж.Ж.; рассматривая процесс социализации подростков, мы опирались на труды Гуров В.Н.,Мудрика А.В., Мухина В.С., Таллмен И.,; вопросами семейного воспитания занимались Бочарова Н.И., Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Каптерев П.Ф. ,Лесгафт П.Ф., Столяренко Л.Д., Селюкова Л.Я.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • интервью;
  • диагностики:

1. Диагностика ценностной  ориентации подростка;

2. Диагностика патриотического самосознания;

3. Методика изучения  личности ребенка в его ближайшем  окружении;

4.Диагностика межличностных  отношений в семье;

5. Диагностика на определение  уровня самооценки подростка.

обучающие занятия:

1. «Я уверенный человек»;

2. «Я в группе»;

3. «Пусть критикуют!».

    • социально-педагогический тренинг:

«Гражданство и гражданин»

  • анкетирование;

Базой исследования стал центр поддержки семьи и детства «Радуга» при ОВД г. Шахты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей.

К теме развития самоценности, активности, самостоятельности, осознанности личности, ее стремления к самовоспитанию, саморазвитию обращались великие умы  всех времен.

Так, главный принцип философии  Сократа был таков: «Познай и  себя и ты познаешь весь мир», т.е., он определял самопознание как истинное благо. [28]

Шелер определяет личность как единство актов и возможность актов.

По его мнению, личность должна быть открыта ко всем веяниям космической и социальной жизни, ко всякому опыту. .[2]

Н.А. Бердаев утверждал, что сознание – есть творчество себя. Личность, «Я» есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, не способны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности.[2]

Согласно О.С. Газмана, сознание - целостная  категория образования личности, имеющая три взаимосвязанных  компонента: "образ мира", "образ  мыслей", "образ "Я", в связи  с чем, эти категории наиболее точно характеризуют личность как субъект сознания. Сознание творит деятельность, а, значит, и самого человека. 

Осознанность выступает непременной  характеристикой активной жизненной  позиции.

В нашей работе под осознанностью  мы понимаем ментальное образование, сопровождаемое четкой и объективной оценкой  событий, действий, помыслов и их последствий. Частью этого образования являются такие категории и качества, как самосознание, самоконтроль, самовоспитание и активность.

Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди, самосознание имеет социальный, общественный характер. [10.]

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На самоконтроле основана волевая регуляция человека, но в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Самовоспитание - выработка  человеком у себя таких личностных - качеств, которые представляются ему  желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте.                                                                     Активность личности (лат. аctivus – деятельный) – форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. Активность обнаруживает себя в волевых актах, самоопределении и самополагании человека, как источника своего существования и развития; активность проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность "продолжает" себя в других людях. В отличие от общественно значимых, однако, стандартизированных актов поведения человека, активность характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели, и/или действуя "надситуативно" т.е. за пределами своих исходных побуждений и целей. [10]

Существует категория, которая аккумулирует в себе сущность вышеозначенных определений. Эта категория  – активная жизненная позиция.

В нашей работе по активной жизненной позицией мы понимаем умение строить достойную жизнь в  достойном обществе, воспитать и развить в себе такие качества личности как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за себя и других. Человек с активной жизненной позицией – это человек, стремящийся к саморазвитию и самореализации. [39]

Информация о работе Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей