Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, дипломная работа
Целью является определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Исходя из этого, можно предположить, что активная жизненная позиция будет оказывать более существенное влияние на успешную социализацию подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс социализации подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Проект был апробирован на 16 подростках в возрасте от13 до 16 лет. Специфика реализации проекта состояла в том, что большинству ребят пришлось выступить в новом для себя качестве – активного участника и организатора социально полезной деятельности.
В качестве форм реализации проекта были выбраны беседы, интервью, которые помогали в налаживании контакта с подростками.
В качестве методов реализации проекта были использованы диагностика ценностных ориентаций подростков, диагностика патриотического самосознания, методика изучения личности ребенка в его ближайшем окружении, диагностика межличностных отношений в семье, и диагностика уровня самооценки подростков.
Кроме этого, в проекте была использована серия обучающих занятий «Я – уверенный человек», «Я в группе», «Пусть критикуют!», а также, социально-педагогический тренинг «Гражданство и гражданин»
При создании проекта учитывался такой фактор риска, как незаинтересованность подростков в предлагаемом материале. В качестве возможных путей преодоления были обозначены следующие средства: адаптация средств реализации проекта под интересы и потребности данной категории подростков; мотивация подростков на деятельность по средствам демонстрации им тех качеств, знаний и навыков, которые они приобретут, поучаствовав в данном проекте.
На подготовительном этапе реализации проекта были изучены вопросы формирования активной жизненной позиции у подростков, методическая литература по вопросу социализации личности подростков.
Знакомство с Центром,
с деятельностью педагога-
На диагностическом этапе были осуществлены диагностика ценностных ориентаций подростков (см. приложение 2), диагностика патриотического самосознания (приложение 3), методика изучения личности ребенка в ее ближайшем окружении (приложение 4), диагностика уровня самооценки подростка (приложение 5).
В диагностике ценностных ориентаций приняли участие 16 ребят. Результаты диагностики говорят о следующем: наиболее значимыми сферами жизни подростка стали работа, карьера, секс и развлечения. Далее шли спорт и деньги. Третье место в рейтинге ценностей занимает любовь. И уже дальше расположились такие категории, как образование, семья, Родина и свобода. Как видно из данной диагностики, вопросы нравственности и саморазвития не сильно беспокоят подростков из неблагополучных семей, что, в общем, легко объяснимо.
В ходе проведения диагностики патриотического самосознания было выяснено, что все ребята обладают базовыми знаниями о своей стране, основных вехах ее истории, однако, большинство ребят никогда не задумывались над такими категориями, как патриотизм, гражданский долг.
Изучив личность участвующих подростков в ее ближайшем окружении можем говорить о том, что большинство из них в лучшем не находят должного внимания со стороны родителей и педагогов. Только трое респондентов из шестнадцати ответили, что отлично ладят с педагогами и неплохо с родителями; что участвуют в обсуждении семейных вопросов. В большинстве своем ребята предоставлены сами себе и сами решают, чем и когда им заниматься.
Самооценка ребят находится на уровне среднем или ниже среднего.
Проведенные беседы-разъяснения к диагностикам дают дополнительную информацию о взаимодействии подростков со своими родителями. И даже, если подросток в диагностике свидетельствует о стабильных и хороших отношениях в семье, то на проверку это оказываются безразличие и холодность к интересам к потребностям детей, которая в свою очередь объясняется различными причинами – от отсутствия второго родителя (неполной семьи) до алкоголизации семьи подростка.
В деятельностном этапе была проведена серия обучающих занятий «Я – уверенный человек», «Я в группе», «Пусть критикуют!».(приложения 6, 7, 8 соответственно)
Целью занятия «Я – уверенный человек» являлось знакомство ребят с такими категориями, как «уверенность в себе», «неуверенность», «агрессивность», различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения; выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе.
В первом же упражнении «Ловля моли», ребята начали активно проявлять себя. Было заметно, что участники были заинтересованы, никто не сидел на месте. Это можно объяснить тем, что этим детям было просто лестно, что кто-то не просто обратил на них внимание, но и попытался занять их чем-то необычным и интересным.
Далее приступили к следующему упражнению под названием «Гости». Подросткам была предоставлена возможность самостоятельно определить свою роль и свое поведение в этой игре. При этом содержание каждой роли должно было оставаться в тайне, и лишь потом, во время обсуждения можно было признаться, кто что выбрал. Участники сдержали слово, и никому не показывали содержимое билетов. Непосредственное проведение упражнения дало мне возможность оценить творческие способности этих ребят. Помимо творческих способностей, ребята продемонстрировали и способности к групповой работе. Некоторые сразу вжились в роль, не стесняясь выражать свои эмоции.
Затем, группа принялась отгадывать, какие типы поведения были продемонстрированы в предложенных мною ситуациях-миниатюрах. Полагаю, ребята ранее были знакомы с этими понятиями и стилями поведения (уверенного, неуверенного, агрессивного поведения человека), так как отгадывание ролей, не составило труда. Сложность составляло именно изобразить какой-либо стиль поведения. Особенно, когда речь шла о том, чтобы изобразить поведение уверенного человека.
По окончании работы мы с ребятами поблагодарили друг друга с помощью аплодисментов.
Целью занятия «Я в группе» являлось ознакомить ребят с понятиями «манипулирование» и «групповое давление», а также, отработать навыки по сопротивлению групповому давлению.
Наше занятие началось с моего вступительного слова и упражнения «Я в группе». Форма, в которой было представлено это упражнение – диспут – помогла мне не только понять и разобраться в особенностях личности подростков, но и самим подросткам увидеть и проанализировать способности и качества личности «соседей». По началу, ребятами владела некоторая скованность, но потом верх взяло то обстоятельство, что они уже достаточно хорошо знакомы и между собой и со мной. Каждый старался участвовать, высказывать свое мнение и использовать свои личные качества в групповой работе, некоторые ребята проявили себя как лидеры нашего импровизированного коллектива. Затем ребятам была предоставлена возможность импровизировать в рамках заданной ситуации.
В ряде ситуаций подросткам было сложно находить выход из того или иного положения. Это может объясняться низким уровнем социального опыта. Часто случалось так, что заданные обстоятельства ставили ребят в смысловой тупик. Некоторые на этом моменте просто замолкали, не желая дальше предпринимать попытки по преодолению ситуации.
При подведении итогов занятия участники отметили эффективность работы по микрогруппам, так как такой вид взаимодействия помогает им услышать мнение каждого конкретного человека; анализировать собственные действия. Прозвучало также мнение о том, что наши занятия помогают подросткам справится с рядом ситуаций дома, перед которыми они ранее были бессильны.
Целью занятия «Пусть критикуют!» являлось знакомство с понятием «критики», видами критики, а также, отработка навыков уверенного реагирования на критику.
В этом занятии в наибольшей степени каждому участнику представилась возможность продемонстрировать и использовать свои, сильные качества в групповой работе, что способствовало формированию групповой культуры с учетом правил и принципов совместной деятельности.
Ребята отнеслись
к заданию с большой
Заключительное упражнение «Похвала по кругу», большего всего заинтересовало ребят, так как им было интересно мнение, которое сложилось у них друг к другу, особенно если учитывать тот факт, что мнение это по условиям упражнения должно было быть положительным. Если же у кого-то возникали замечания к чьей-либо деятельности или высказыванию, то участники пытались неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания. Это способствовало повышению самооценки подростков.
Занятие завершилось на высоком эмоциональном уровне взаимными благодарностями.
Наряду с обучающими занятиями, для ребят был проведен социально-педагогический тренинг «Гражданство и гражданин».
Целью данного тренинга являлось воспитание правовой культуры и гражданско-патриотических качеств личности подростков.
Посредством приветствия ребят на тренинге и короткой вступительной речи, мною был создан приятный микроклимат, располагающий к свободному выражению мысли. Предельно доходчиво я попыталась изложить ребятам, что же такое есть гражданство и есть ли гражданство у подростка. За этим последовало обсуждение услышанного и высказывание мнений. Такое обсуждение очень важно для группы в целом и для каждого подростка в частности. Эта тема заинтересовала ребят, так как она включала в себя проблемы современности.
По причинам того, что данный тренинг содержит большой теоретический материал, мною была создана обстановка для усвоения познавательной информации (наглядные материалы, брошюры, буклеты, плакаты). Это позволило снизить утомляемость и повысить интерес подростков к происходящему.
Можно сделать вывод, что тренинг «Гражданство и гражданин» в значительной мере способствовал формированию правовой культуры подростков, приобретению навыка по применению знаний по охране и защите собственных прав в процессе жизнедеятельности одновременно не нарушая права другого человека.
Подростки с интересом
В целом, апробация социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь» прошла успешно. Об этом можно говорить исходя из бесед с ребятами, а также, на основании постдиагностик. Важно, что после ряда формирующих занятий у ребят появилось желание, а главное, возможность для формирования и развития у себя активной жизненной позиции, ведь специфика проекта заключалась как раз в том, что именно на подростка возлагалась основная ответственность по решению этой проблемы.
2.3 Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция выступает движущей силой процесса социального становления личности подростков.
Целью работы социального
педагога в развитии активной жизненной
позиции подростков из неблагополучных
семей является создание благоприятных
условий для личностного
О.В. Гемазетдинова основным условием организации деятельности подростков считает обеспечение их активности. В этой связи, задача педагога — способствовать развитию собственной активности подростков, создавая тем самым условия для проявления творческого потенциала личности. Отношение подростков к активности связано с формированием мотивационной основы самоорганизации, однако, она является лишь одним из промежуточных этапов на пути, побуждающим к самоорганизации. Более высокой формой желания организовывать свою жизнедеятельность качественно, с пользой для себя и окружающих является наличие и соответственно формирование у подростков активной жизненной позиции. [11]
Важным средством самосовершенс
Будучи специфической формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной, культурной и т.д. А значит, формированию жизненной позиции подростков следует уделять особое внимание. Следует помнить о том, что подростковый возраст является сложным во всех отношениях, однако именно в этом возрасте человек является наиболее податливым для изменения и коррекции извне.
В качестве основных принципов развития активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей выступают следующие принципы:
- принцип социальной и личной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям;
- принцип комплексности предполагает учет всех направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением;
- принцип реалистичности требует решения значимых для подростка проблем с опорой на действительные.
Умелое использование
социальными педагогами