Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, дипломная работа

Описание

Целью является определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Исходя из этого, можно предположить, что активная жизненная позиция будет оказывать более существенное влияние на успешную социализацию подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;

Содержание

Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс социализации подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Работа состоит из  1 файл

новенький.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

Активная жизненная  позиция – это ответственность  за свое поведение, способность к  критическому мышлению,  положительному  взаимодействию с окружающими, адекватному поведению в стрессовых ситуациях, ситуациях выбора, принятия решений, развитие положительного  самосознания и положительной  «Я -концепции». [40]

Формирование активной жизненной позиции личности –  центральная задача нравственного  воспитания.

Стержнем активной жизненной  позиции выступает мировоззрение  личности, ее убеждения, ее установки, духовно-нравственные ценности. В ней находят свое концентрированное выражение внутренний мир личности.

Осмысливая сущность нравственного воспитания личности, следует иметь в виду, что в  качестве синонима этого понятия  зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике  обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и  деятельности. Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное их соблюдение.

Рассматривая содержание нравственного  воспитания, отметим, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но нравственное отношение не возникает и не существует само по себе. Оно органически связанно с деятельностью человека и обуславливается ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. [37]

Содержания нравственных отношений показывает необходимость включать развивающуюся личность в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности формируются чувства совести и ответственности, осознанность, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения.

Таким образом, если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества подростков. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, сознательная дисциплина и культура поведения.

Будучи специфической  формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется  на всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной, культурной и т.д.

Как социально-нравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких материальных и, прежде всего, духовных идеалов.

На фоне происходящих в обществе социально-экономических  изменений, а также изменений  в личности современного подростка, способного к осознанному выбору и дальнейшему конструированию своего жизненного пути необходимо не просто развитие духовно-нравственных качеств личности. Современному подростку важно иметь четкую гражданскую позицию, развивать патриотическое самосознание, знать и использовать свои права при этом, не ущемляя прав окружающих.

 Таким образом,  для жизненного успеха, как целого общества, так и конкретного человека требуется социальная активность, мобильность, способность выходить из кризисных ситуаций. Процесс социального становления личности подростка должен быть наполнен жизненными проблемами, ситуациями творчества, переживания, что побуждает подростка приобретать опыт ответственности, самостоятельности принятия обдуманных решений, активной жизненной позиции, опыт, который, поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психолого-педагогические  особенности процесса социализации  личности подростка.

Существует ряд подходов к определению границ подросткового  возраста. В психологической практике есть  множество возрастных периодизаций, рассматривающих развитие индивида по разным основаниям. Л.С. Выготский в своей периодизации основывался на чередовании кризисных и стабильных периодов. Согласно его периодизации, подростковым считается возраст от 11 до 15 лет. Д.Б. Эльконин за основу своей периодизации брал ведущий вид деятельности в каждом возрасте. В свою очередь, подростковый возраст он определяет с 11 до 14. лет. В нашей работе мы будем ориентироваться на периодизацию Л.С. Выготского.

В подростковый период у  индивидов происходят изменения  в росте и развитии организма  и психики, которые можно считать  поистине революционными. Основная задача подростков - в формировании достаточно устойчивой личности, потому как несформированная личность влечет подростков к поиску более надёжной опоры. Именно в подростковом возрасте происходит становление личности подростков частью общества

  1. В психологическом словаре Ю.Л. Неймера, социализация трактуется как становление человека частью общества, изучаемое рядом наук (педагогикой, психологией, этнографией); процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. [26].

В науке выделяют четыре составляющие социализации:

  • стихийная социализация человека состоит во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества;
  • относительно направляемая социализация. Когда государство принимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач;
  • относительно социально контролируемая социализация. Планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий;
  • более или менее сознательное самоизменение человека. Изменение могут носить просоциальный, асоциальный и антисоциальный характер. [18с.27].

Выделяют также уровни процесса социализации:

  • адаптация - процесс взаимодействия личности с окружающей средой. Включает в себя усвоение норм, правил, ценностей среды в процессе социализации;
  • интеграция – создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективистской сплоченности группы;
  • идентификация – отождествление себя с группой;
  • индивидуализация – выделение личности по ее индивидуальным особенностям. [19, с. 48-50. ].

А.В. Мудрик  выделяет сущность  социализации  в том, что человек в ее процессе формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Процесс социализации человека происходит в условиях, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих  на него какое-либо влияние или требующих  от него определенного поведения. Эти  обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В общем виде, факторы социализации делятся на четыре группы:

  • мегафакторы (космос, планета, мир);
  • макрофакторы (страна, этнос, общество, государство). Влияет на социализацию всех люде, живущих в определенных странах;
  • мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам;
  • микрофакторы – влияют на социализацию конкретных людей – семья, соседи, референтная группа. [18 с.36.].

Необходимо подчеркнуть, что социализация – процесс многофакторный и многоуровневый. Успешная социализация человека невозможна в том случае, если абсолютизируется роль одного фактора  или сводится на нет значимость другого. Каждый современный человек «вплетен в ткань» общественных взаимоотношений, а значит, не может игнорировать ни одну из групп и их составляющих, факторов социализации.

Процесс социализации, имеющий направленную и ненаправленную формы, в конечном итоге оказывается не жестко запрограммированным, а приобретает вероятностный характер. Социальные свойства личности, потребности и интересы, цели, жизненные планы и ориентации, процесс и результат деятельности подготавливаются на том или ином этапе ее жизни и определяют будущее. Этот процесс обусловлен социокультурной средой и культурной активностью личности. [16, с168].

 Процесс социализации  сложен и многообразен, в нем  сочетается стихийность и сознательность, целенаправленность и внезапность. Направленная социализация является определяющим фактором формирования личности и осуществляется обществом, всеми его социокультурными институтами. Успехи ее несомненны, однако, большую роль в развитии индивида играет окружающая среда. Она располагает огромными возможностями социального влияния. Так или иначе, социокультурная среда взаимодействует с культурной активностью человека. Влияние различных вкусов, предпочтетений, мнений сверстников, способов проведения досуга зависит от ценностных ориентаций. [16, с171].

Общество на разных этапах своего развития имеет неодинаковые потребности и выдвигает разные требования по отношению к ценностям  и нормам, участвующим в социализации. В современных условиях в процессе социализации культура должна формировать  человека, способного к активным новаторским действиям. [16, с172].

В широком смысле, успешная социализация личности  определяется нами как результат успешного  усвоения социальных норм, позволяющих  индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. [3, с. 1-3]

Согласно теории Д.И. Фельдштейна, процесс социального становления  ребёнка в пубертатный период проходит через три пути, стадии: 1-я стадия характеризуется появлением новых тенденций развития деятельности;

2-я стадия отличается  максимальной реализацией, кумуляцией  развития ведущего типа деятельности;

3-я стадия характеризуется  насыщением ведущего типа деятельности  при невозможности дальнейшей  реализации потенциалов.[ 3, с. 5].

Своеобразие социализации личности  подростков состоит в  том, что постепенно они включается в новую систему отношений  и общения с взрослыми и  сверстниками, занимая среди них  новое место, выполняя новые функции. [31, с. 56-58]

То, что ребенок становится подростком, меняет, прежде всего, его жизнь: подросток включается в различные виды общественно полезной деятельности, что расширяет сферу его общения, возможности усвоения социальных ценностей, правильного формирования нравственных качеств личности. Подростковый возраст – это своего рода сензитивный период жизни человека для развития активной жизненной позиции.

Одной из особенностей подросткового  возраста является значимость мнения референтной группы. На психологическое  развитие подростков, их поведение  и социальную активность значительное влияние оказывает мнение товарищей. Но, наряду с этим, исследования позволяют предположить, что семья подростков играет не менее важную роль. Стоит обратить внимание на то, что возраст 12–14 лет – время формирования активной жизненной позиции, ценностных основ.

Подростковая самостоятельность  выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. [8, с. 11-15]. 

  1. Вместе со сверстниками, она оказывает одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростков (в некоторых случаях, это влияние может оказаться негативным). Члены же семьи, оказывают на  подростков большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, будущих жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях. [4, с. 14].
  2. Относительно ценностных ориентаций молодежи важно подчеркнуть: несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций; большую ориентацию на материальные блага, нежели на духовные ценности; слабый интерес к проблемам общества и страны. [21, с. 9.]
  3. Наиболее важным для подростков в межличностном общении становится соответствие ожиданиям. На этом этапе своего развития подростки стараются воспитать в себе и приобрести такие качества личности, как смелость, открытость, сообразительность, умение понять и помочь товарищу. Быть похожим на взрослого - вот главная задача, которую ставит перед собой ребёнок, будучи в подростковом возрасте. [7, с. 43]

Информация о работе Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей