Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, дипломная работа

Описание

Целью является определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Исходя из этого, можно предположить, что активная жизненная позиция будет оказывать более существенное влияние на успешную социализацию подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;

Содержание

Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс социализации подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Работа состоит из  1 файл

новенький.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей,  благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

Глубокие социально-экономические изменения, произошедшие в современной России, привели к расслоению российского  общества, появлению социально незащищенных групп населения, обострению межличностных отношений.

Социальный педагог  при работе с неблагополучной семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае,  когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. [5, 176 - 184]

Современный опыт деятельности оп развитию активной жизненной позиции убедительно доказывает возможность организации целесообразной  и адекватной помощи людям, по каким-то причинам оказались «за бортом» общественной жизни, переживающим психологический кризис.

Современные специалисты социально-педагогической сферы должны уметь очеловечивать отношения  между людьми, формируя человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, воспитывая и развивая в подростках такие качества, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за других. Этого можно достичь, используя средства культурно-досуговой работы, широкий спектр социально-педагогических методик, стимулирующих межсубъектное взаимодействие и общение. [38, с. 5].

Развитие активной жизненной  позиции подростков из неблагополучных  семей выделяется как сфера социально-педагогической деятельности, как особый вид деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Принципиальная новизна такой деятельности характеризуется новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных отношений. [38, с.7].

 Ведущая функция социального педагога в работе с такими подростками – это информирование, а также помощь на различных этапах развития у них активной жизненной позиции.

Цель социального педагога, формирующего позитивное отношение к окружающему миру, состоит в том, чтобы удовлетворить потребности подростков в саморазвитии и самореализации [15, с. 29].

Деятельность социального  педагога по развитию активной жизненной позиции должна соответствовать следующим принципам:

  • принцип интереса (активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь отсутствием интереса к ней);
  • принцип совместной деятельности (совместная деятельность помогает формировать ценностные ориентации, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию). [22, с. 98].

Активная жизненная  позиция подростков из неблагополучных  семей – это та связь с миром, которая обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание, самовыражение, а также, развивает инициативу и творческий подход в решении любых жизненных проблем. Суть активности – поддержать подростка как человека и деятеля. Активность человека отличается абсолютной добровольностью. Заставить подростков быть активными невозможно.

Активность для подростков – всегда самореализация и самореабилитация. С точки зрения социальной педагогики, это очень важные функции. Грамотно направленная и хорошо развитая активная жизненная позиция подростков – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений.

Деятельность социальных педагогов, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей - это процесс целенаправленного решения социально-педагогических задач, возникающих в образовательной и социальной сферах на основе потребностей и приоритетов подростков, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города. [22 с. 83].

Одной из распространенных форм организации активной деятельности подростков является добровольчество и волонтерство. Добровольчество - участие граждан в добровольной, бескорыстной, социально значимой деятельности. Волонтерство – это весьма широкое и объемное понятие. Ниже представлены несколько трактовок волонтерства:

  • это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;
  • это активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ, способствующее улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности;
  • совместная деятельность в рамках разного рода ассоциаций;
  • способствование реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества;
  • способствование более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий» («Волонтеры ООН» – программа ООН, координирующая деятельность добровольцев учавствующих в благотворительной деятельности ООН http://www.unvolunteers.org/)

Влияние волонтерства и добровольчества на социализацию подростков многообразно. Личностный рост добровольцев  обусловлен их активным, ответственным участием  в жизни других людей, готовностью к жертвенному служению родине и ближним. В добровольческом служении активируется развитие всех составляющих личностного роста:

  • нравственное развитие – готовность к жертвенному служению, сострадание, нравственное совершенствование, навыки планирования личностного роста и развития;
  • социальное развитие – формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе, установление с членами общества солидарных, доверительных отношений;
  • психическое развитие –  развитие различных психических функций, благодаря разнохарактерной, отвечающей личностным потребностям деятельности.

Кроме того, участие в добровольческой работе позволяет подросткам занять активную позицию, реализовать собственные права и обязанности, выполнить долг перед обществом. Активность участия подростков в добровольческой, общественной работе является показателем социальной зрелости общества. Добровольческая и волонтерская деятельность создает социально значимую альтернативу оппозиционным гражданским настроениям, выражающимся исключительно в политической активности.

В процессе добровольческой  деятельности между людьми устанавливаются неформальные, дружеские отношения, приобретается опыт эффективного социального взаимодействия, что особенно важно для подростков из неблагополучных семей, так как у них зачастую деформировано представление о возможностях и качестве социального взаимодействия между людьми. [29, с.385-389  ]

Итак, социальный педагог, формирующий активную жизненную позицию у подростков из неблагополучных семей в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы подростков.

Цель социального педагога, состоит в том, чтобы удовлетворить  интерес и потребности подростков в саморазвитии, самореализации, развитии таких качеств, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их. Деятельность социального педагога по развитию активной жизненной позиции может быть весьма разнообразной.

 Важно, чтобы эта  деятельность осуществлялась по  следующим принципам:

           –  принцип интереса. именно этот принцип обеспечивает вовлеченность подростков в процесс взаимодействия с педагогом и со средой;

           –  принцип совместной деятельности, потому что именно в подростковом возрасте человек испытывает потребность в поддержке и понимании своих интересов и взглядов;

           –  принцип добровольности, потому что невозможно насильно сделать человека активным и счастливым;

           – принцип открытости, потому что он позволяет всем участникам процесса получить «обратную связь», отследит результаты своей деятельности.

  

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ апробации социально-педагогического проекта

«Моя активная жизнь».

Нами был разработан и апробирован социально-педагогический проект «Моя активная жизнь» (см. приложение 1), направленный на исследование явления нового времени – активной жизненной позиции. Целью данного проекта стало формирование активной жизненной позиции  для успешной социализации личности подростков из неблагополучных семей.

Актуальность данного  проекта обусловлена тем, что  одной из острых проблем современного общества  является неспособность некоторых агентов социализации качественно выполнять свою основную функцию. Будучи первичным институтом социализации подростков, одним из таких агентов является семья, в которой происходит  зарождение духовных ценностей и мировоззрения в целом. Характерной чертой современного общества является возрастающий рост неблагополучных семей, что в свою очередь непосредственно влияет на полноценное становление ребенка в обществе. Неспособность семьи качественно выполнить свою главную функцию ведет к дезадаптации ребенка.

В последние годы активно  идут дискуссии по поводу становления гражданского общества в России, поскольку именно оно является индикатором развития российского социума. Однако, до сих пор нет четкого направления, вектора, по которому это общество должно и могло бы развиваться.

Между тем обращение к западному опыту становления гражданского общества знакомит нас с таким ярким явлением, как активная жизненная позиция.

Постепенно и в России активная жизненная позиция становится нормой повседневной жизни множества  людей. Этот процесс набирает силу, становясь новым трендом современной российской реальности.

Активная жизненная позиция выражается в осознании себя членом данного общества, стремлении к саморазвитию, приобретении ценностных ориентаций.  Следовательно, детям из неблагополучных семей в первую очередь требуется воспитание правовой грамотности, духовно-нравственных качеств личности  и гражданской позиции, что в дальнейшем приведет к повышению уровня активной жизненной позиции подростков.

Базой реализации проекта  стал Центр социальной поддержки  семьи и детства «Радуга»при  ОВД г. Шахты.

Центр представлял собой группу специалистов (социальные педагоги, педагог-психолог), оказывавших помощь неблагополучным семьям и детям из таких семей.

Центр осуществлял свою деятельность по следующим направлениям:

  • психолого-педагогическое сопровождение детей;
  • консультативная помощь;
  • правовая поддержка семьи.

К сожалению, в конце 2008 года деятельность Центра была приостановлена в связи с недостатком финансирования.

Апробация социально-педагогического  проекта «Моя активная жизнь» представилась нам актуальной в условиях данного центра, так как в качестве задач данного проекта были выделены:

- выявление ценностных  ориентаций  подростков;

- определение ведущих  условий и факторов социализации подростков из неблагополучных семей;

- определение гражданской позиции подростков из неблагополучных семей;

- развитие у подростков духовно-нравственных качеств личности;

- формирование у подростка поведенческих реакций, требуемых современным обществом.

Объектом исследования стал процесс формирования активной жизненной позиции подростков. Предметом – формы и методы работы социального педагога по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Информация о работе Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей