Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, дипломная работа
Целью является определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Исходя из этого, можно предположить, что активная жизненная позиция будет оказывать более существенное влияние на успешную социализацию подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс социализации подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Формирования навыков
самостоятельности
На сегодняшний день, социальному педагогу очень важно больше внимания уделять тому, чтобы именно подростку передать навыки по развитию и формированию у себя активной жизненной позиции, ведь именно подросток каждый день, порой без помощи и участия взрослы, сталкивается с реалиями современной действительности и именно подросток менее всех подготовлен к этому столкновению.
Выделяют следующие организационные формы активной жизненной позиции подростков:
Одной из распространенных форм проявления активной жизненной позиции является добровольчество и волонтерство. Чтобы соперничать с улицей, такая деятельность должна составлять среду, в которой подросткам было бы интересно и комфортно. Социальные педагоги, работающие в этом направлении, должны обладать большой фантазией и неисчерпаемым терпением.
Участие в добровольческой работе позволяет подросткам занять активную позицию, реализовать собственные права и обязанности, выполнить долг перед обществом. Активность участия подростков в добровольческой, общественной работе является показателем социальной зрелости общества. Добровольческая и волонтерская деятельность создает социально значимую альтернативу оппозиционным гражданским настроениям, выражающимся исключительно в политической активности.
В процессе добровольческой деятельности между людьми устанавливаются неформальные, дружеские отношения, приобретается опыт эффективного социального взаимодействия, что особенно важно для подростков из неблагополучных семей, так как у них зачастую деформировано представление о возможностях и качестве социального взаимодействия между людьми.
Выводы по второй главе
В данной главе мы рассмотрели сущность деятельность социального педагога по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей и по работе социального педагога с неблагополучной семьей, проанализировали результаты реализации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь», а также, вывели ряд методических рекомендаций для социального педагога по активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей выделяется как сфера социально-педагогической деятельности, как особый вид деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Принципиальная новизна такой деятельности характеризуется новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных отношений. Цель социального педагога, формирующего позитивное отношение к окружающему миру, состоит в том, чтобы удовлетворить потребности подростков в саморазвитии и самореализации. Деятельность социального педагога по развитию активной жизненной позиции опирается на следующие принципы:
– принцип интереса;
– принцип совместной деятельности;
– принцип добровольности;
– принцип открытости.
Мы рассмотрели результаты
апробации социально-
Специфика реализации проекта состояла в том, что в качестве организаторов проекта выступали не взрослые, а дети.
Важно, что после ряда формирующих занятий у ребят появилось желание, а главное, возможность для формирования и развития у себя активной жизненной позиции
В параграфе 2.3. отображены методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей. В нем выделены основные принципы и формы организации семейного досуга.
На сегодняшний день, социальному педагогу очень важно больше внимания уделять тому, чтобы именно подростку передать навыки по развитию и формированию у себя активной жизненной позиции, ведь именно подросток каждый день, порой без помощи и участия взрослых, сталкивается с реалиями современной действительности.
Библиография