Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, дипломная работа

Описание

Целью является определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Исходя из этого, можно предположить, что активная жизненная позиция будет оказывать более существенное влияние на успешную социализацию подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;

Содержание

Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс социализации подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Работа состоит из  1 файл

новенький.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

Формирования навыков  самостоятельности представляется важным ввиду повсеместной занятости взрослых, ростом числа неблагополучных семей которая, в свою очередь, объясняется стремлением поддержать материальное благосостояние неполной семьи, сложными отношениями в системе «родитель-ребенок», алкоголизацией семей и многими другими причинами. Важно, что жизнь в современной России ни минуты не стоит на месте, таким образом,  заставляя двигаться вперед всех. И для того, чтобы выжить в таких условиях, подросткам необходимо постоянно, каждый день адаптироваться к жизненной ситуации. В связи с этим, социальный педагог просто не может не реагировать на это и не заниматься с подростками в соответствующем направлении.

На сегодняшний день,  социальному педагогу очень важно  больше внимания уделять тому, чтобы  именно подростку передать навыки по развитию и формированию у себя активной жизненной позиции, ведь именно подросток каждый день, порой без помощи и участия взрослы, сталкивается с реалиями современной действительности и именно подросток менее всех подготовлен к этому столкновению.

             Выделяют следующие организационные формы активной жизненной позиции подростков:

  • во-первых, активность как таковая, прежде всего, связана с восстановлением различных сил человека. В связи с этим, можно рекомендовать прогулки на свежем воздухе, участие в спортивных состязаниях;
  • во-вторых, активность подростков связана  с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей, поэтому, социальному педагогу целесообразно проводить совместный просмотр специально подобранных фильмов с последующей беседой-обсуждением;
  • в-третьих, активная жизненная позиция  связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. Здесь выбор форм весьма разнообразен, начиная трудовой, заканчивая прикладной. Наиболее благоприятной средой для проявления творческой активности подростков является сфера досуга, где подросток «творит» и себя и окружающую среду. Вот почему так важно организовать деятельность, способствующую развитию умений и навыков самоорганизации подростков, выработать у них установку на организацию собственной, полезной для себя и окружающих деятельности.
  • в-четвертых, активность подростков позволяет им реализоваться социально. Это может быть добровольческая, волонтерская деятельность, творческие и каникулярные объединения.

Одной из распространенных форм проявления активной жизненной позиции является добровольчество и волонтерство. Чтобы соперничать с улицей, такая деятельность должна составлять среду, в которой подросткам было бы интересно и комфортно. Социальные педагоги, работающие в этом направлении, должны обладать большой фантазией и неисчерпаемым терпением.

Участие в добровольческой  работе позволяет подросткам занять активную позицию, реализовать собственные  права и обязанности, выполнить долг перед обществом. Активность участия подростков в добровольческой, общественной работе является показателем социальной зрелости общества. Добровольческая и волонтерская деятельность создает социально значимую альтернативу оппозиционным гражданским настроениям, выражающимся исключительно в политической активности.

В процессе добровольческой  деятельности между людьми устанавливаются  неформальные, дружеские отношения, приобретается опыт эффективного социального  взаимодействия, что особенно важно  для подростков из неблагополучных  семей, так как у них зачастую деформировано представление о возможностях и качестве социального взаимодействия между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

В данной главе мы рассмотрели  сущность деятельность социального  педагога по развитию активной жизненной  позиции подростков из неблагополучных семей и по работе социального педагога с неблагополучной семьей, проанализировали результаты реализации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь», а также, вывели ряд методических рекомендаций для социального педагога по активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Деятельность социального  педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей выделяется как сфера социально-педагогической деятельности, как особый вид деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Принципиальная новизна такой деятельности характеризуется новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных отношений. Цель социального педагога, формирующего позитивное отношение к окружающему миру, состоит в том, чтобы удовлетворить потребности подростков в саморазвитии и самореализации. Деятельность социального педагога по развитию активной жизненной позиции опирается на следующие принципы:

           –  принцип интереса;

           – принцип совместной деятельности;

           –  принцип добровольности;

           –  принцип открытости.

Мы рассмотрели результаты апробации социально-педагогического  проекта «Моя активная жизнь». Актуальность реализованного проекта обусловлена  тем, что абсолютно каждому подростку необходимо занять активную жизненную позицию в условиях постоянно меняющегося мира, чтобы иметь возможность быть главным в своей жизни, а не «плыть по течению» жизни.

Специфика реализации проекта  состояла в том, что в качестве организаторов проекта выступали не взрослые, а дети.

Важно, что после ряда формирующих занятий у ребят  появилось желание, а главное, возможность  для формирования и развития у  себя активной жизненной позиции 

В параграфе 2.3. отображены методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей. В нем выделены основные принципы и формы организации  семейного досуга.

На сегодняшний день,  социальному педагогу очень важно  больше внимания уделять тому, чтобы именно подростку передать навыки по развитию и формированию у себя активной жизненной позиции, ведь именно подросток каждый день, порой без помощи и участия взрослых, сталкивается с реалиями современной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

 

  1. Аристотель. Политика // www. pomorsu. ru;
  2. Бердаев Н.А. Я и мир объектов, Опыт философии одиночества и общения/ Н.А. Бердаев, Париж: YMCA-Press, 1934;
  3. Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков-3-е изд., исправл. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001.-160 с.,
  4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Ничипуренко В.И., Попов А.В.: Психология личности, учебное пособие/ Под ред. Волкова Ю.Г- Изд. 2, исп. и доп.-М.: Гардарики, 2003.-512с.:ил.;
  5. Галагузова М.А. Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: «Академия», 2000;
  6. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие/ В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова- Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993.184с.;
  7. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума/ М.П. Гурьянова//Педагогика. 2004.-№ 1.-с.12-16;
  8. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей/ А.Н, Елизаров//Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. - 1995. - №7. - С. 93 – 99;
  9. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 16 Литература;
  10. Кондратьев М.Ю., Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.;
  11. Культура семьи и современное психолого-педагогического общества. Сборник статей преподавателей факультета культуры семьи и детства, СПбГУКиИ/ Под ред. Титова Б.А.;
  12. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение/ П.Ф. Лесгафт,– М., 1990.;
  13. Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях/А.К. Лукина//Педагогика.-2002;
  14. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности/ Н.Г. Марковская// Автореф. дис. М., 1999;
  15. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьника в системе дополнительного образования. Учебное пособие/ Э.И. Медведь- М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.- 137с
  16. Михайлова Л.И. Социология культуры - уч. пособие/  Л.И. Михайлова– М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 232;
  17. Мосалёва Б.Г. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы/ Б.Г. Мосалева// сб. науч. ст./  МГУКИ, 2005.-189стр.;
  18. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов / А.В. Мудрик. – М.: Институт практической психологии, 1997.-365с.
  19. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик -2005.-№, с. 48-50.
  20. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ А.В. Мудрик, под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184с.;
  21. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий./ Н.Д, Никандров - Педагогическое общество России, 2000 – 304с.;
  22. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. педагогика»/ Н.И. Никитина – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399с.
  23. Платон. Государство // Соч.: В 3 т. Т. 3/  Платон; М.: 1972 ;
  24. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: в 2 кн./ И.П. Подласый. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.;
  25. Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи. Материалы межвузовской научно-практической конференции. МВД  РФ. РВШ. Ростов-на-Дону, 2000, с 43.;
  26. Психологический словарь/ В.Н. Колорулина[и др.]; Под общей редакцией Неймера Ю.Л.-М.: Феникс, 2003.-640с.;
  27. Волков Ю.Г,Психология личности, учебное пособие/ Ю.Г. Волков [и др.] Под ред. Волкова Ю.Г- Изд. 2, исп. и доп.-М.: Гардарики, 2003.-512с.:ил.
  28. Радугин А.А.Культурологя для технических вузов./ А.А. Радугин Ростов-на-Дону: Феникс, 2001;
  29. Решетников О.В., Актуальные вопросы организации социального служения/ О.В. Решетников, Психология и педагогика социального воспитания//Материалы научно-практической конференции. – Кострома: КГУ, 2005;
  30. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права// Пед. соч.: В 2 т. Т. 2./ Ж.Ж. Руссо– 1981;
  31. Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум/О.А. Селиванова//Педагогика. – 2004.№1.- с. 56-58;
  32. Степанов О.В. Мир детства – в условиях выживания. (Социально-правовые проблемы защиты детства)/ О.В. Степанов. – Ростов-на-Дону.: HUGE? 1997г. – 2004 стр.;
  33. Титов Б.А.Культура семьи и современное психолого-педагогического общества. Сборник статей преподавателей факультета культуры семьи и детства, СПбГУКиИ/ Под ред. Титова Б.А.// www.fksid.narod.ru
  34. Франкл В. Человек в поисках смысла, Сборник./ В. Франкл, пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 2000;
  35. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие/ И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с;
  36. Чеботарев Ю.А. Культурная специфика системы образования в России/ Ю.А. Чеботарев- Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004.- 204с.;
  37. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/ В.Т. Чепиков, М.: Гродно: ГрГУ, 2001. 189 с.;
  38. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие/ Н.Н. Ярошенко – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва, 2005. – 126с.;
  39. http//www.edusite.ru/ Активная жизенная позиция// http//21418s07/edusite.ru/p9aal.html;
  40. http//www.kugesi.ru/Активная жизненная позиция// http//kugesi?act=news&view=12039$
  41. www. inter-pedagogika. ru;
  42. www. pomorsu. ru

 


Информация о работе Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей