Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.
Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...
В таблице отражены результаты тех учащихся, для которых мотивы были незначимы, т.е. представляли низкий уровень мотивации. Полученные данные свидетельствуют о стабильном изменении по всем мотивам в пределах 10-12 %. Нет показателей выраженности какого-либо одного мотива, но и не отмечено пассивности изначальных показателей. Выявлена подвижность всей структуры мотивации подростка с нарушением интеллекта. Это выразилось в заинтересованности к своей деятельности, в желании получить результат своей работы, мы отмечали и проявление осмысленности работы, больше было случаев проявления активности, личностного ожидания. Выбор баллов смещался от нейтральных к значимым.
Сравнительный анализ до и после диагностики обследования методики « Структура мотивации» представлен в виде диаграммы на рисунке 2.3
ох – уровни: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий оу – проценты
Ряд 1 – после;
Ряд 2 – до
Рисунок 2.3 Диаграмма сравнительного анализа результатов исследования методики « Структура мотивации»
Обработка анализа экспериментального материала, полученного в ходе контрольного эксперимента, дала возможность установить динамику показателей мезоконцентра социализированности. Перейдем к их освещению. Результаты контрольного эксперимента данного концентра также представлены в сопоставлении с исходными данными.
В таблице 2.22 представлены данные проведения методики « Социометрия».
Таблица 2.22
Динамика показателей позитивных межличностных отношений (в процентах)
Группа эксперимент |
Первая типологическая |
Вторая типологическая |
Итого: |
До |
36 |
46 |
42 |
После |
54 |
60 |
58 |
Мы отмечаем, что произошла положительная динамика данного показателя. В классах изменился климат, проявляются такие качества как доброта, чуткость; заметно снижение грубости, снисходительности, безразличия по отношению друг к другу. Для всех классов характерно увеличение количества учащихся (на 14-18%), которые сменили свою позицию в межличностных отношениях на положительную. Но для 42% учащихся, по сравнению 63%
учащихся на начало эксперимента, этот вопрос остается проблематичным.
Сравнительный анализ до и после диагностики методики « Социометрия» представлен в виде диаграммы на рисунке 2.4.
ох – уровни: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий ; оу – проценты
Ряд 1 – после;
Ряд 2 – до
Рисунок 2.4 Диаграмма сравнительного анализа результатов методики « Социометрия»
Сравнительный анализ результатов методики «Карта наблюдений Д.Стотта» представлен следующими данными (таблица 2.23).
Таблица 2.23
Динамика состояния дезадаптации ( в процентах)
Показатели эксперимент |
Отсутствие |
Средне выражен |
Очень выражен |
До |
44 |
28 |
28 |
После |
60 |
21 |
19 |
Анализ данных показывает, что изменился показатель значительной выраженности состояния дезадаптации для 9% подростков. На 16% увеличивается количество учащихся, для которых состояние дезадаптации стало не характерно. После эксперимента отмечается отсутствие проявления этого состояния у 60% учащихся по сравнению с 44% учащихся до начала эксперимента. В реалии это проявилось в изменении отношения к новым людям, ситуациям, учащиеся стали активнее включаться в игры, больше проявилось случаев, когда подростки задавали вопросы, обращались за помощью. Мягче выражается враждебность по отношению к сверстникам, мы отметили большую терпимость и даже отсутствие явной враждебности к более слабым детям. Таким образом, в ходе контрольного эксперимента были выявлены изменения различных единиц поведения, свидетельствующих о динамике состояния дезадаптации у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Сравнительный анализ до и после диагностики методики « Карта наблюдений Д.Стотта» представлен в виде диаграммы на рисунке 2.5.
ох – уровни: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий; оу – проценты
Ряд 1 – после;
Ряд 2 – до
Рисунок 2.5 Диаграмма сравнительного анализа до и после
диагностики методики « Карта наблюдений Д.Стотта»
В таблице 2.24 представлены результаты данных, полученных в ходе проведения методики «Тест Розенцвейга».
Таблица 2.24
Анализ уровня фрустрации ( в процентах)
Эксперимент |
Отсутствует |
Низкий |
Средний |
Высокий |
До |
18 |
20 |
18 |
43 |
После |
28 |
30 |
10 |
32 |
Показатели всех уровней отмечают динамику по данному состоянию. Почти для трети всех учащихся (28%) характерно отсутствие состояния фрустрации. На 11% учащихся стало меньше, для которых был характерен высокий уровень данного показателя. Для большей части подростков это состояние стало незначимым или малозначимым (58% по сравнению с 38% до эксперимента). Это проявилось в более адекватных ответах при решении проблемных ситуаций, понимании жизненных проблем, более лояльной позиции своего поведения. В предполагаемых ответах отмечается меньше грубости, на оскорбления (по картинкам) можно встретить ответы не содержащие грубости. После эксперимента в ответах подростков были отмечены проявление определенных возможностей, его решимость, желание пойти на контакт и решить проблемные ситуации.
Сравнительный анализ до и после диагностики методики « Тест Розенцвейга» представлен в виде диаграммы на рисунке 2.6.
ох – уровни: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий; оу – проценты
Ряд 1 – после;
Ряд 2 – до
Рисунок 2.6 Диаграмма сравнительного анализа методики « Тест Розенцвейга»
Таким образом, все составляющие показатели мезоконцентра социализированности фиксируют определенную динамику в личностном изменении подростка.
Представляем результаты данных, полученных по методикам, которые были направлены на изучение особенностей личности подростка с умственной отсталостью; они являются важными в плане изучения для макроконцентра социализированности.
Сравнительный анализ методики «Профессионально-ценностного самоопределения» представлены следующими данными (таблица 2.25).
Таблица 2.25
Динамика
показателей профессионально-
Ранг |
До эксперимента |
После эксперимента |
1 |
Практическ. направленность |
Полезная для общества работа |
2 |
Физический труд |
Физический труд |
3 |
Хорошие условия работы |
Практическая направленность |
4 |
Доступ к благам |
Высокая оплата |
5 |
Полезная работа |
Коллективный характер |
Выбор рангов обусловлен характеристикой таких качеств профессий, которые предусматривают полезность для общества, коллективный характер деятельности. Характерно, что по-прежнему не значимы для подростка такие характеристики для профессионального самоопределения как «все равно», отсутствует ориентир на интеллектуальный характер труда, не прельщает и престижность профессии, творчество. Адекватность выбора профессии своим возможностям учитывается подростком с умственной отсталостью и это самое значимое.
В результате
анализа экспериментального материала
по выявлению отношения
Таблица 2.26
Динамика осмысления жизненных перспектив ( в процентах)
Эксперимент Перспектива |
Учеба |
Работа |
Перспектив нет | |||
до |
после |
до |
после |
до |
после | |
Близкая |
20 |
35 |
7 |
15 |
73 |
50 |
Средняя |
42 |
50 |
20 |
20 |
38 |
30 |
Дальняя |
28 |
30 |
8 |
20 |
60 |
50 |
Результаты осмысления близкой, средней и дальней перспектив
показывают динамику осмысления подростком окружающего. Достаточно прослеживается показатель по близкой перспективе, снижаясь примерно на четверть относительно факта праздного существования (с 73% до 50% учащихся). Это видно из следующих высказываний: «наступит день, когда я буду самостоятельным человеком, и буду зарабатывать деньги» (8 класс). Много суждений относительно создания своей семьи: «После школы я выйду замуж, и буду работать», «Я вырасту и выйду замуж». Показатели свидетельствуют, что 50% учащихся не осознали в дальнейшей перспективе необходимости в работе или учебе, основное количество ответов по данной характеристике соотносится с устройством своей собственной жизни.
Что касается данных по второму аспекту - наличие осознания стремления к жизни -мы отмечаем следующие высказывания: «Надо найти в своей жизни что-то новое», «Я не хочу умирать, надо сделать много дел», «Я хочу увидеть мир» и т.д. Очень много ответов, которые содержат понятия любви к своим близким, к своим родным, желания иметь своих детей, доброго по отношению к окружающему («я всех люблю, я люблю своих родителей»), Такие ответы отмечают позитивное отношение восприятие мира, но, тем не менее, они характеризуют размытость жизненных перспектив.
Представляем результаты диагностики ценностей - цели и ценностей - средств (методика М. Рокича) (таблица 2.27).
Таблица 2.27
Динамика показателей ценностных ориентаций (ценности - цели) ( в процентах)
Место |
До эксперимента |
После эксперимента |
1 |
Интересная работа 67 |
Интересная работа 70 |
2 |
Образование 48 |
Образование 56 |
3 |
Любовь 48 |
Друзья |
4 |
Наличие друзей 36 |
Любовь |
5 |
Красота природы 32 |
Красота природы 40 |
Выбор ценностей - целей не изменился, но показатель значимости фиксирует динамику выбора, особенно таких ценностей как образование (на 8% учащихся больше); с 36% до 48% увеличилось количество учащихся, которые признают ценность дружбы; поднялась ценность любви и красоты природы (на 8% учащихся больше). Увеличилось количество выборов не указанных ранее: счастье других, познание, приобщение к культуре. Хотя эти ценности и не вошли в пятерку значимых, но, главное, что они были выделены как важные для некоторых подростков.
В таблице 2.28 представлены результаты ценностей – средств.
Таблица 2.28
Динамика показателей ценностных ориентаций (ценности - средства) ( в процентах)
Место |
До эксперимента |
После эксперимента |
1 |
Аккуратность 53 |
Аккуратность 55 |
2 |
Смелость 47 |
Образованность 43 |
3 |
Жизнерадостность 35 |
Воспитанность 40 |
4 |
Образованность 30 |
Жизнерадостность 40 |
5 |
Воспитанность 29 |
Самоконтроль 36 |
Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента