Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

 

В таблице отражены результаты тех учащихся, для которых мотивы были незначимы, т.е. представляли низкий уровень мотивации. Полученные данные свидетельствуют о стабильном изменении по всем мотивам в пределах 10-12 %. Нет показателей выраженности какого-либо одного мотива, но и не отмечено пассивности изначальных показателей. Выявлена подвижность всей структуры мотивации подростка с нарушением интеллекта. Это выразилось в заинтересованности к своей деятельности, в желании получить результат своей работы, мы отмечали и проявление осмысленности работы, больше было случаев проявления активности, личностного ожидания. Выбор баллов смещался от нейтральных к значимым.

Сравнительный анализ до и после диагностики  обследования методики « Структура  мотивации» представлен в виде диаграммы на рисунке 2.3

ох  – уровни: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий  оу – проценты

Ряд 1 – после;

Ряд 2 – до

Рисунок 2.3 Диаграмма  сравнительного анализа результатов  исследования методики « Структура мотивации»

 

Обработка анализа  экспериментального материала, полученного  в ходе контрольного эксперимента, дала возможность установить динамику показателей мезоконцентра социализированности. Перейдем к их освещению. Результаты контрольного эксперимента данного концентра также представлены в сопоставлении с исходными данными.

В таблице 2.22 представлены данные проведения методики « Социометрия».

 

Таблица 2.22

Динамика  показателей позитивных межличностных  отношений (в процентах)

 

Группа

эксперимент

Первая типологическая

Вторая типологическая

Итого:

До

36

46

42

После

54

60

58


 

Мы отмечаем, что произошла положительная  динамика данного показателя. В классах изменился климат, проявляются такие качества как доброта, чуткость; заметно снижение грубости, снисходительности, безразличия по отношению друг к другу. Для всех классов характерно увеличение количества учащихся (на 14-18%), которые сменили свою позицию в межличностных отношениях на положительную. Но для 42% учащихся, по  сравнению    63%

учащихся на начало эксперимента, этот вопрос остается проблематичным.

Сравнительный анализ до и после диагностики  методики « Социометрия» представлен  в виде диаграммы на рисунке 2.4.

ох  – уровни: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий ; оу – проценты

Ряд 1 – после;

Ряд 2 – до

Рисунок 2.4 Диаграмма сравнительного анализа  результатов  методики « Социометрия»

 

Сравнительный анализ результатов методики «Карта наблюдений Д.Стотта» представлен следующими данными (таблица 2.23).

 

Таблица 2.23

Динамика  состояния дезадаптации ( в процентах)

 

Показатели эксперимент

Отсутствие

Средне выражен

Очень выражен

До

44

28

28

После

60

21

19


 

Анализ данных показывает, что изменился показатель значительной выраженности состояния  дезадаптации для 9% подростков. На 16% увеличивается количество учащихся, для которых состояние дезадаптации стало не характерно. После эксперимента отмечается отсутствие проявления этого состояния у 60% учащихся по сравнению с 44% учащихся до начала эксперимента. В реалии это проявилось в изменении отношения к новым людям, ситуациям, учащиеся стали активнее включаться в игры, больше проявилось случаев, когда подростки задавали вопросы, обращались за помощью. Мягче выражается враждебность по отношению к сверстникам, мы отметили большую терпимость и даже отсутствие явной враждебности к более слабым детям. Таким образом, в ходе контрольного эксперимента были выявлены изменения различных единиц поведения, свидетельствующих о динамике состояния дезадаптации у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Сравнительный анализ до и после диагностики методики « Карта наблюдений Д.Стотта» представлен в виде диаграммы на рисунке 2.5.

 

ох  – уровни: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий; оу – проценты

Ряд 1 – после;

Ряд 2 – до

Рисунок 2.5 Диаграмма  сравнительного анализа до и после

диагностики методики « Карта наблюдений Д.Стотта»

 

В таблице 2.24 представлены результаты данных, полученных в ходе проведения методики «Тест Розенцвейга».

 

Таблица 2.24

Анализ  уровня фрустрации ( в процентах)

 

Эксперимент

Отсутствует

Низкий

Средний

Высокий

До

18

20

18

43

После

28

30

10

32


 

Показатели  всех уровней отмечают динамику по данному состоянию. Почти для  трети всех учащихся (28%) характерно отсутствие состояния фрустрации. На 11% учащихся стало меньше, для которых  был характерен высокий уровень  данного показателя. Для большей  части подростков это состояние стало незначимым или малозначимым (58% по сравнению с 38% до эксперимента). Это проявилось в более адекватных ответах при решении проблемных ситуаций, понимании жизненных проблем, более лояльной позиции своего поведения. В предполагаемых ответах отмечается меньше грубости, на оскорбления (по картинкам) можно встретить ответы не содержащие грубости. После эксперимента в ответах подростков были отмечены проявление определенных возможностей, его решимость, желание пойти на контакт и решить проблемные ситуации.

Сравнительный анализ до и после диагностики  методики « Тест Розенцвейга» представлен  в виде диаграммы на рисунке 2.6.

ох  – уровни: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий; оу – проценты

Ряд 1 – после;

Ряд 2 – до

Рисунок 2.6 Диаграмма сравнительного анализа методики « Тест Розенцвейга»

 

Таким образом, все составляющие показатели мезоконцентра  социализированности фиксируют определенную динамику в личностном изменении подростка.

Представляем  результаты данных, полученных по методикам, которые были направлены на изучение особенностей личности подростка с  умственной отсталостью; они являются важными в плане изучения для макроконцентра социализированности.

Сравнительный анализ методики «Профессионально-ценностного самоопределения» представлены следующими данными (таблица 2.25).

 

Таблица 2.25

Динамика  показателей профессионально-ценностного  самоопределения (в процентах)

 

Ранг

До эксперимента

После эксперимента

1

Практическ. направленность

Полезная для общества работа

2

Физический труд

Физический труд

3

Хорошие условия работы

Практическая направленность

4

Доступ к благам

Высокая оплата

5

Полезная работа

Коллективный характер


 

Выбор рангов обусловлен характеристикой таких  качеств профессий, которые предусматривают  полезность для общества, коллективный характер деятельности. Характерно, что  по-прежнему не значимы для подростка  такие характеристики для профессионального самоопределения как «все равно», отсутствует ориентир на интеллектуальный характер труда, не прельщает и престижность профессии, творчество. Адекватность выбора профессии своим возможностям учитывается подростком с умственной отсталостью и это самое значимое.

В результате анализа экспериментального материала  по выявлению отношения испытуемого  к окружающему (методика «Незаконченные предложения») были получены следующие данные (таблица 2.26).

 

Таблица 2.26

Динамика  осмысления жизненных перспектив ( в процентах)

 

Эксперимент Перспектива

Учеба

Работа

Перспектив нет

до

после

до

после

до

после

Близкая

20

35

7

15

73

50

Средняя

42

50

20

20

38

30

Дальняя

28

30

8

20

60

50


 

Результаты  осмысления   близкой,   средней и    дальней   перспектив

 показывают динамику осмысления подростком окружающего. Достаточно прослеживается показатель по близкой перспективе, снижаясь примерно на четверть относительно факта праздного существования (с 73% до 50% учащихся). Это видно из следующих высказываний: «наступит день, когда я буду самостоятельным человеком, и буду зарабатывать деньги» (8 класс). Много суждений относительно создания своей семьи: «После школы я выйду замуж, и буду работать», «Я вырасту и выйду замуж». Показатели свидетельствуют, что 50% учащихся не осознали в дальнейшей перспективе необходимости в работе или учебе, основное количество ответов по данной характеристике соотносится с устройством своей собственной жизни.

Что касается данных по второму аспекту - наличие  осознания стремления к жизни -мы отмечаем следующие высказывания: «Надо найти в своей жизни что-то новое», «Я не хочу умирать, надо сделать много дел», «Я хочу увидеть мир» и т.д. Очень много ответов, которые содержат понятия любви к своим близким, к своим родным, желания иметь своих детей, доброго по отношению к окружающему («я всех люблю, я люблю своих родителей»), Такие ответы отмечают позитивное отношение восприятие мира, но, тем не менее, они характеризуют размытость жизненных перспектив.

Представляем  результаты диагностики ценностей - цели и ценностей - средств (методика М. Рокича) (таблица 2.27).

 

Таблица 2.27

Динамика  показателей ценностных ориентаций (ценности - цели) ( в процентах)

 

Место

До эксперимента

После эксперимента

1

Интересная работа 67

Интересная работа      70

2

Образование           48

Образование                56

3

Любовь                   48

Друзья                            48

4

Наличие друзей      36

Любовь                           40

5

Красота природы   32

Красота природы         40


 

Выбор ценностей - целей не изменился, но показатель значимости фиксирует динамику выбора, особенно таких ценностей как  образование (на 8% учащихся больше); с 36% до 48% увеличилось количество учащихся, которые признают ценность дружбы; поднялась ценность любви и красоты  природы (на 8% учащихся больше). Увеличилось  количество выборов не указанных  ранее: счастье других, познание, приобщение к культуре. Хотя эти ценности и  не вошли в пятерку значимых, но, главное, что они были выделены как важные для некоторых подростков.

В таблице 2.28 представлены результаты ценностей – средств.

 

Таблица 2.28

Динамика  показателей ценностных ориентаций (ценности - средства) ( в процентах)

 

Место

До эксперимента

После эксперимента

1

Аккуратность             53

Аккуратность                 55

2

Смелость                   47

Образованность              43

3

Жизнерадостность     35

Воспитанность               40

4

Образованность         30

Жизнерадостность          40

5

Воспитанность           29

Самоконтроль                 36

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента