Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет. Процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 120.07 Кб (Скачать документ)

Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки  информации с помощью компьютера.

Более удачным термином для  технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к ИКТ  относят также технологии управленческого  консультирования и проектирования бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование  компьютеров и электронной связи.

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы  поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс  работы с информацией (текстовый  редактор).

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному  назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие  программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы  виртуального эксперимента, электронные  учебники, электронные энциклопедии.

Презентации – это наиболее распространенный вид представления  демонстрационных материалов. Презентации  – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена  реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны  тем, что их может создать любой  учитель, который имеет доступ к  компьютеру, с минимальными затратами  времени. Они активно используются для представления ученических  проектов.

Обучающие игры и развивающие  программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому  типу относятся интерактивные программы  с игровым сценарием. Выполняя различные  задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы  – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов  и сочинений, представленных в электронном  виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы – тренажеры  выполняют функцию дидактических  материалов. Современные программы  – тренажеры могут отслеживать  ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие  обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные  курсы объединяют в единый программный  комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях  объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная  система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио  и видеофрагменты.

В начальных классах используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством  в обучении. Средства наглядности  обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым  способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных  знаний с жизнью. Наглядность содействует  выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка. Существуют следующие виды наглядностей.[4,157c.]

*картинная и картинно-динамическая  наглядность – это картины,  рисунки, фотографии, диапозитивы,  кино. Функция – познакомить с  фактами, предметами, явлениями через  их отображение.

*Звуковая наглядность  (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция – воспроизведение  звуковых образов.

*смешанная наглядность  – учебный, звуковой кинофильм;  функция – воссоздание наиболее  полного живого отображения действия.

*Учебные кинофильмы и  кинофрагменты – они служат  для систематизации и обобщения  знаний. Демонстрация фильма является  органической частью урока и  сочетается с другими методами  обучения, самостоятельной работы  учащихся.

*Учебные диафильмы –  это статичное изображения на  пленке, объединенное единой сюжетной  линией и в связи с этим  имеющее определенную последовательность  подачи материала темы. Диафильмы  могут быть использованы на  всех этапах процесса обучения.

*Учебные диапозитивы  – это фотографическое позитивное  изображение на пленке, помещающаяся  в специальную картонную или  пластмассовую рамку. Они служат  материалом для проверки знаний  учащихся и для проведения  устных и письменных сочинений.

*Грамзаписи используются  записи отрывков, пластики с музыкальных  произведений. Под специальные записи  можно проводить утреннюю гимнастику.

*Телевидение – это  телепередача, которая используется  в учебном процессе. Они составляют  учебные процессы, созданные с  учетом учебных программ; они  используются на уроках, применяются  во внеурочной работе.[5,49с.]

В настоящее время наша страна начала пользоваться техническими средствами обучения. Г.М. Коджаспирова понимает технические средства как  устройства и приборы, служащие для  усовершенствования педагогического  процесса, повышение эффективности  и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств.[6,17с.]

Перечислим основные классификации  технических средств обучения, выделенные Коджаспировой:

-по функциональному назначению;

-по принципу устройства  и работы;

-по роду обучения;

-по логике работы;

-по характеру воздействия  на органы чувств;

-по характеру предъявления  информации.

По функциональному назначению технические средства обучения подразделяет на технические средства передачи учебной  информации (диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, проигрыватели и т. д.), контроля знаний (специальные программы, видеомагнитофоны), тренажерные (клавиатура на тренажере), обучения и самообучения (телевизор и учебная программа), вспомогательные (электронная доска, электромагнитофоны) и комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые  телевизионные системы, компьютерные системы). По принципу устройства и  работы технические средства обучения бывают механические (макет часов), электромеханические (швейная машинка), оптические (телескопы), звукотехнические (проигрыватель), электронные (мультимедийный телевизор) и комбинированные (магнитофон). По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального (презентация), группового (телевизор), поточного. По логике работы технические средства обучения могут быть с линейной программой, то есть не зависит от обратной связи (обучающие презентации, телевизор, телепередачи); и с разветвленной программой, обеспечивающий различные режимы работы (электронные учебники).

По характеру воздействия  на органы чувств выделяют визуальные (картины), аудиосредства (проектор) и  аудиовизуальные (телевизор) технические  средства обучения. По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на экранные (картины), звуковые (запись, проектор), экранно-звуковые (видеозапись). Широкое распространение  получают в школах обучающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении любым предметам. Эти  программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Персональные обучающие компьютеры снабжены часами и могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, самостоятельно устанавливать и  анализировать ошибки и предлагать тренировочные упражнения для отработки  навыков. Однако, многие компьютеры смонтированы на электронно-лучевых трубках, отрицательно влияющих на зрение, поэтому школьникам не рекомендуется работать с ними более одного урока в день. Перед  использованием технических средств  обучения учащихся необходимо научить  пользоваться ими. Средства обучения выступают  в функции предмета усвоения. При  первоначальном ознакомлении учащихся часто обращают большое внимание на изучение дисплея, другой техники. Чтобы  поднять эффективность первого  занятия, по мнению Баженовой, необходимо специально учить учащихся работать с новыми средствами, готовить их восприятию и запоминанию информации, проводить  инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и  четко определять цели работы, объекты  оценки и контроля.[4,576с.] Одним из ярких компонентов среды, в которой  растет современный ребенок, является так называемым информационные технологии. Это слово употребляется как  аналог термина СМИ – средство массовой коммуникации (компьютерные системы, телевидение, радио печать и т. п.). И как бы ни был мал  ребенок, все эти средства почти  ежедневно присутствуют в его  жизни, оказывают большое внимание на формирование его представлений  о мире, развивают его нравственно  и эстетически. Наши исследования в  этой области свидетельствует о  том, что изучения современных медиа  детьми способно не только сформировать у них представления о функционировании и роли средств массовой коммуникации в нашей жизни, но, прежде всего, дают уникальное средство развития самого ребенка. В процессе работы с медиатекстом (фильмом, телепередачей) активизируются многие навыки и умения, полученные детьми на занятиях другими видами искусства, развиваются эмоциональная  отзывчивость, внимание, умение анализировать, правильно выражать свои эмоции через  слово. Все это дает нам право  сделать вывод том, что медиообразование учащихся позволяют не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и систематизировать, синтезировать  знания и умения, формировать медиакультуру  учащихся. Также Баженова в своей  статье выделяет то, что человек, вступая  в компьютеризированный мир должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать ведущей в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен преодолевать психический барьер болезни компьютера. Для решения этой задачи возникает необходимость раннего знакомства детей с компьютером, причем не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий. Используемые программы должны быть рациональны, эффективны и совместимы с основным учебным планом. Компьютер не только затронет все сферы личностного развития ребенка, когда у него будет заложена программа, соответствующая методам и приемам каждого конкретного педагога. Следовательно, учитель сам должен принимать участие в разработке необходимых ему программных средств.[3,50с.] По словам Павловой, одним из важных условий повышения качества вспомогательного процесса в целом, и урока в частности, успешного усвоения знаний детьми, формирование у них умений и навыков, является применение информационно-технических средств обучения, которые способствуют, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Вместе с тем, информационно-технические средства обучения (ИТСО) позволяет в комплексе воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать образованных граждан нашего общества. Самое эффективное и наиболее эмоционально действующее средство наглядности – кино. Учебное кино и видеофильмы служат систематизации и обобщению знаний, освещают отдельные вопросы темы, содержат фактический материал для формирования представлений. Учебное кино – видеофильмы не следует рассматривать как способ наглядной иллюстрации, он несет учебную информацию. Компьютер – это мощное средство воздействия на психику человека. Благодаря современной технике создание разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения уже сегодня на компьютере появляются увлекательные детские энциклопедии, позволяющие ребенку «путешествовать» по миру и т. п.[13,110c.]

Все виды средств обучения несут различную дидактическую  нагрузку, способствуя созданию у  школьников целостной картины исторического  прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации  учебного процесса. Использование разнообразных  средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку  процессу преподавания в начальной  школе, повысит качество обучения учащихся.[13,110с.]

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в  наша образовательные учреждения и  в течении второй половины XIX, получили широкое распространение. Выходят  в свет тематические электронные  издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются  на экран с помощью мультимедийного  проектора. Мультимедиа – современная  компьютерная технология, позволяющая  объединить в компьютерной системе  текст, звук, видеоизображение, графические  изображения и анимации.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация  выступает как часть этого  процесса. Информация становится главным  ресурсом научно-технического развития и социально-экономического развития мирового сообщества существенно влияет на ускорение развития науки. Новые  информационно-технические средства обучения (НИТО) в сфере образования  выступают одним из ведущих факторов формирования личности.[13,110с.]

Понятие информация является основополагающим в этом процессе. С появлением современных средств  вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического процесса. Понятие информация используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни.

Новые информационно-технические  средства, исходя из принципов, сформулированных Б.Е. Патоном, В.И. Гриценко и Б.И. Паньшиным, определяются как совокупность внедряемых в системе организационного управления образованием и в системе обучения принципиально новых систем и  методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы  и отображения информационного  продукта с наименьшими затратами  и в соответствии с закономерностями той сред, в которой они развиваются. [Цит. с 13,110с.]

В настоящее время развиваются  следующие направления новых  информационно-технических средств  обучения:

1)универсальные информационные  технологии (текстовые редакторы,  графические пакеты, системы управления  базами данных, процессоры электронных  таблиц, системы моделирования, экспертные  системы и т. п.);

2)компьютерные средства  телекоммуникаций;

3)компьютерные обучающие  и контролирующие программы, компьютерные  учебники;

4)мультимедийные программные  продукты.

Различают компьютерное и  электронное обучение. По определению  Коджаспировой, компьютерное обучение – это такая система обучения, в котором одним из технических  средств обучения выступает компьютер. Электронное обучение – это обучение с помощью систем и устройств  современной электроники.[10,18с.]

Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным  и инициативным, стремится к формированию у него привычек, разносторонних потребностей, наклонностей. Когда начинаешь разговор о возможности использования  в этой связи новых информационных технологий (НИТ), проще говоря, компьютерной техники.

По словам Молоковой, использование  новых информационных технологий может  преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень детей  к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной  работе с объемным текстом, чего требует  средняя школа от начальной, когда  обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим  стимулом для творчества детей, в  том числе и самых инфантильных или расторможенных.[13,39с.]

С помощью информационных технологий можно не только предоставлять  информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в  любое время, что дает их мощным средством  для изучения учебных материалов в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию  в обучении весьма вероятной. Они, информационные технологии, помогают детям стать  более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к  самому широкому кругу информации.

В информационных технологиях  видят возможное средство, которое  позволяет осуществить наибольшую доступность к образовательным  ресурсам. Стремительный процесс  информатизации системы образования  позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков, в том числе и на уроках «Окружающего мира». Использование информационных технологий обеспечивает поддержку  образовательного процесса, позволяет  реализовать образовательную, развивающую  и воспитательную цели образования  с учетом условий обучения и специфики  предметной области, позволяет наполнить  содержательную и оценочно – контролирующую сторону процесса обучения.

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей