Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет. Процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Возникновение информационных
технологий связано со следующими достижениями:
появление новых средств
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
К ИКТ относят компьютеры,
программное обеспечение и
Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).
Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).
Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.
Обучающие игры и развивающие
программы ориентированы на дошкольников
и младших школьников. К этому
типу относятся интерактивные
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.
Программы – тренажеры
выполняют функцию
Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.
Электронные учебники и учебные
курсы объединяют в единый программный
комплекс все или несколько выше
описанных типов обучающих
В электронных энциклопедиях
объединены функции демонстрационных
и справочных материалов. В соответствии
со своим названием они являются
электронным аналогом обычных справочно-
В начальных классах используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка. Существуют следующие виды наглядностей.[4,157c.]
*картинная и картинно-
*Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция – воспроизведение звуковых образов.
*смешанная наглядность
– учебный, звуковой кинофильм;
*Учебные кинофильмы и
кинофрагменты – они служат
для систематизации и
*Учебные диафильмы –
это статичное изображения на
пленке, объединенное единой сюжетной
линией и в связи с этим
имеющее определенную
*Учебные диапозитивы
– это фотографическое
*Грамзаписи используются
записи отрывков, пластики с музыкальных
произведений. Под специальные записи
можно проводить утреннюю
*Телевидение – это телепередача, которая используется в учебном процессе. Они составляют учебные процессы, созданные с учетом учебных программ; они используются на уроках, применяются во внеурочной работе.[5,49с.]
В настоящее время наша
страна начала пользоваться техническими
средствами обучения. Г.М. Коджаспирова
понимает технические средства как
устройства и приборы, служащие для
усовершенствования педагогического
процесса, повышение эффективности
и качества обучения путем демонстрации
аудиовизуальных средств.[6,
Перечислим основные классификации технических средств обучения, выделенные Коджаспировой:
-по функциональному
-по принципу устройства и работы;
-по роду обучения;
-по логике работы;
-по характеру воздействия на органы чувств;
-по характеру предъявления информации.
По функциональному назначению
технические средства обучения подразделяет
на технические средства передачи учебной
информации (диапроекторы, магнитофоны,
телевизоры, проигрыватели и т. д.),
контроля знаний (специальные программы,
видеомагнитофоны), тренажерные (клавиатура
на тренажере), обучения и самообучения
(телевизор и учебная
По характеру воздействия
на органы чувств выделяют визуальные
(картины), аудиосредства (проектор) и
аудиовизуальные (телевизор) технические
средства обучения. По характеру предъявления
информации технические средства обучения
можно разделить на экранные (картины),
звуковые (запись, проектор), экранно-звуковые
(видеозапись). Широкое распространение
получают в школах обучающие персональные
компьютеры, которые могут быть использованы
в обучении любым предметам. Эти
программы адаптированы к возрастным
и индивидуальным особенностям учащихся.
Персональные обучающие компьютеры
снабжены часами и могут работать
в режиме репетитора и экзаменатора,
самостоятельно устанавливать и
анализировать ошибки и предлагать
тренировочные упражнения для отработки
навыков. Однако, многие компьютеры смонтированы
на электронно-лучевых трубках, отрицательно
влияющих на зрение, поэтому школьникам
не рекомендуется работать с ними
более одного урока в день. Перед
использованием технических средств
обучения учащихся необходимо научить
пользоваться ими. Средства обучения выступают
в функции предмета усвоения. При
первоначальном ознакомлении учащихся
часто обращают большое внимание
на изучение дисплея, другой техники. Чтобы
поднять эффективность первого
занятия, по мнению Баженовой, необходимо
специально учить учащихся работать
с новыми средствами, готовить их восприятию
и запоминанию информации, проводить
инструктаж, давать познавательное задание,
проверять готовность к работе и
четко определять цели работы, объекты
оценки и контроля.[4,576с.] Одним из
ярких компонентов среды, в которой
растет современный ребенок, является
так называемым информационные технологии.
Это слово употребляется как
аналог термина СМИ – средство
массовой коммуникации (компьютерные
системы, телевидение, радио печать
и т. п.). И как бы ни был мал
ребенок, все эти средства почти
ежедневно присутствуют в его
жизни, оказывают большое внимание
на формирование его представлений
о мире, развивают его нравственно
и эстетически. Наши исследования в
этой области свидетельствует о
том, что изучения современных медиа
детьми способно не только сформировать
у них представления о
Все виды средств обучения
несут различную дидактическую
нагрузку, способствуя созданию у
школьников целостной картины
Технические средства обучения
уже довольно давно вошли в
наша образовательные учреждения и
в течении второй половины XIX, получили
широкое распространение. Выходят
в свет тематические электронные
издания по истории, энциклопедии, альбомы,
учебники, комплекты мультимедийных
презентаций. Такие материалы базируются
на электронных носителях и
Современное человечество включилось
в общеисторический процесс, называемый
информацией. В данный период развития
общества производство информации становится
основным видом деятельности, и компьютеризация
выступает как часть этого
процесса. Информация становится главным
ресурсом научно-технического развития
и социально-экономического развития
мирового сообщества существенно влияет
на ускорение развития науки. Новые
информационно-технические
Понятие информация является основополагающим в этом процессе. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического процесса. Понятие информация используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни.
Новые информационно-технические
средства, исходя из принципов, сформулированных
Б.Е. Патоном, В.И. Гриценко и Б.И. Паньшиным,
определяются как совокупность внедряемых
в системе организационного управления
образованием и в системе обучения
принципиально новых систем и
методов обработки данных, представляющих
собой целостные обучающие
В настоящее время развиваются
следующие направления новых
информационно-технических
1)универсальные
2)компьютерные средства телекоммуникаций;
3)компьютерные обучающие
и контролирующие программы,
4)мультимедийные программные продукты.
Различают компьютерное и
электронное обучение. По определению
Коджаспировой, компьютерное обучение
– это такая система обучения,
в котором одним из технических
средств обучения выступает компьютер.
Электронное обучение – это обучение
с помощью систем и устройств
современной электроники.[10,
Все программы развивающего
обучения нацелены на активизацию субъекта
учебной деятельности. Мы хотим видеть
ученика начальной школы
По словам Молоковой, использование
новых информационных технологий может
преобразить преподавание традиционных
учебных предметов, рационализировав
детский труд, оптимизировав процессы
понимания и запоминания
С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они, информационные технологии, помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.
В информационных технологиях
видят возможное средство, которое
позволяет осуществить