Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет. Процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2. Разработать и осуществить учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 3 класса.
3. Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 3 класса на контрольном этапе;
4. Обобщить результаты проведенной работы по формированию познавательного интереса учащихся 3 класса и сделать выводы.
На основе определения
ключевого понятия
Критерии, показатели, уровни развития познавательного интереса у учащихся 3 класса Таблица 2
Критерии |
Уровни Показатели |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Наличие интереса |
1. Отношение к определенному виду деятельности |
Положительное |
Нейтральное |
Отрицательное |
2. Широта знаний |
Полная |
Частичная |
Отсутствует | |
3. Устойчивость |
Долговременная |
Кратковременная |
Отсутствует | |
Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности |
1. Потребность заниматься этой деятельностью |
Сознательный |
Произвольный |
Безотчетный |
2. Способность переносить нагрузки |
На все занятия |
На одно занятие |
Менее чем на занятие | |
3. Способность активно побуждать себя к практическим действиям |
Всегда самим собой |
Иногда самим собой |
Побуждаются извне | |
Ориентационные качества ребенка |
1.Способность оценивать себя адекватно реальным достижением |
Завышенная |
Адекватная |
Заниженная |
2.Осознанное участие ребенка
в освоении образовательной |
Поддерживается ребенком самостоятельно |
Периодически поддерживается |
Продиктован ребенку извне |
Таким образом, данные этих таблиц можно использовать при проведении эксперимента.
Для их решения используются различные методы и методики. Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным анкетам и опросникам.
Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.
Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребенка.
Методика №1
Первоначальное выявление области интересов ребенка.
Ребенку предлагается серия простых вопросов, которые задаются в непринужденной доверительной беседе, среди других вопросов. Вопросы к ребенку. Удовольствие. Нравится ли тебе, любишь ли ты: петь, танцевать? Ухаживать за животными? Рассказывать стихи? Играть с конструктором? Рисовать? Слушать сказки? Раскрашивать картинки — раскраски? Играть на компьютере? Помогать родителям в саду? Чинить, ремонтировать игрушки? Строить из кубиков, других предметов? Наблюдать за работой машины, мотора? Делать физические упражнения? Ухаживать за комнатными цветами?
Желание. Хотел бы ты научиться: рисовать? Играть на музыкальном инструменте? Говорить на иностранном языке? Ездить верхом на лошади? Играть в спортивные игры? Работать на компьютере? Выжигать? Выпиливать? Чеканить? Шить? Вышивать? Лепить?
Кем быть? Кем бы ты хотел быть, когда станешь взрослым?
Творчество. Пробовал ли ты: сочинять стихи? Писать рассказ? Сделать какую-либо красивую вещь? Построить модель, конструкцию? Оказать помощь человеку, попавшему в беду? Растить домашнее животное? Нарисовать рисунок (картину)? Играть на инструменте? Выжигать, выпиливать, чеканить, шить, вышивать, лепить?
Мультфильмы. Какой из мультфильмов, ты выберешь для просмотра (в первую очередь): про конкурс птиц-музыкантов, про семь цветов радуги, про бродячих актеров, про бедную Дюймовочку, про путешествие в дальние страны, про силача-циркача, про страну компьютеров, про мастера — золотые руки?
Досуговая деятельность. Чем бы ты хотел заняться в свободное время (выходной день): попеть, поиграть на музыкальном инструменте, порисовать, пораскрашивать, пообщаться, поиграть в загадки, в слова с друзьями, поговорить, поиграть в куклы (в солдатики), повозиться с животными, совершить прогулку в лес, побегать, поиграть с ребятами в мяч, покататься на велосипеде, поиграть на компьютере, повозиться с автомобилем, что-то смастерить, построить, собрать, украсить, сшить, вышить.
Выбор друзей. Кого бы ты выбрал в друзья, того, кто: умеет играть на гитаре, хорошо рисует, хорошо читает стихи, умеет рассказывать, очень добрый, честный, содержит собаку, разводит цветы, хорошо бегает, сильный, умеет водить мопед, умеет делать руками: вышивать, вырезать, лепить.
Выбор игры. Какую игру ты выберешь: музыкальное лото, рисунки на панели, придумывание слов, дочки-матери, в воину, пятнашки, считалки, устройство замка из песка, снежной бабы.
Рекомендация. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок испытывает затруднения, его нужно подбодрить. Нив коем случае не следует торопить ребенка, упрекать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство.
Беседа с родителями ребенка.
Задача беседы с родителями заключается
в том, чтобы получить как можно
более подробные данные об интересах
и склонностях ребенка. На предварительных
сборах, дне открытых дверей, в специальной
памятке родителям объясняется,
по каким направлениям работает школа,
показывается работа учебных отделений.
Затем проводятся индивидуальные собеседования
с родителями, их анкетирование на
предмет выяснения области
Методика №2
Вопросы для оценки самоактуализации учащихся.
Детям задают вопросы, варианты
ответов только да–«+», нет-«-», не задумывался
– 0. Учитель диктует вопросы, дети
проставляют баллы. После проведения
теста подсчитывается количество баллов
Определяется сумма баллов по каждому
опросному лицу. Определяется доля
(в%) учащихся с положительной и
отрицательной суммарной
1. Чувствуешь ли ты себя нужным?
2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?
3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?
4. Получаешь ли ты в школе то, чего не достает дома?
5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?
6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?
7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?
8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?
9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?
10. Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса и школы?
Для того, чтобы выявить
потребность заниматься учебной
деятельностью у учащихся 3 класса
мы составили вопросы для
1. Интересен ли детям учебный материал?
2. Насколько активное слушание на уроке?
3. Делятся ли дети своими наблюдениями и впечатлениями?
4. Умеют ли учащиеся анализировать, сопоставлять факты и делать вывод?
5. Используют ли дети полученные знания на практике в других областях деятельности?
Способность учащихся переносить нагрузки мы проверяли с помощью наблюдения по таким вопросам:
1. На какое время удерживается интерес у детей к учебной деятельности?
2. Насколько усидчив ребенок?
3. Сосредоточенность детей?
4. на какое время удерживается внимание у детей?
5. Умение доводить начатое до конца?
Для того, чтобы проверить у детей способность активно побуждать себя к практическим действиям мы наблюдали за детьми по таким вопросам:
1. Любознательность к изучаемому материалу у учащихся?
2. Самостоятельность в выполнении заданий, полученных на уроке?
3. Насколько быстро дети выполняют задания?
4. Сознательно ли ребенок стремится к осуществлению практической деятельности?
5. Активно ли дети противодействуют препятствиям к достижению целей?
Констатирующий этап эксперимента.
Проведем анализ сформированности познавательного интереса у учащихся 3 класса.
Первоначальное выявление области интересов у учащихся 3 класса. Устойчивость интересов и широту знаний. Таблица 3
Удовольствие |
Желание |
Кем быть? |
творчество |
Мультфильмы |
Досуговая деятельность |
Выбор друзей |
Выбор игры | |
Алиса Ф. |
Петь |
Говорить на иностранном языке |
Певица |
Играть на инструменте |
Про птиц музыкантов |
Попеть |
Хорошо поет |
Музыкальное лото |
Андрей Е. |
Делать физ.упражнения |
Ездить верхом |
Олигарх |
Растить домашнее животное |
Про бродячих актеров |
Совершить прогулку |
Содержит собаку |
В войну |
Анна В. |
рисовать |
Лепить |
Таксист |
Шить |
Про семь цветов |
В слова |
Хорошо рисует |
Рисунки на панели |
Влад Б. |
Играть с конструктором |
Выпиливать |
Гонщик |
Выпиливать |
Про компьютеры |
Поиграть в мяч |
Хорошо бегает |
Считалки |
Вика Ц. |
Танцевать |
Шить |
Русалка |
Играть на инструменте |
Про путешествие |
Поиграть на компьютере |
Разводит цветы |
Замок из песка |
Герман А. |
Чинить игрушки |
Работать на компьютере |
Водитель |
Выпиливать |
Нет |
Покататься на велосипеде |
Добрый, честный, сильный |
В войну |
Дарья К. |
Рисовать |
Лепить |
Художница |
Сочинять стихи |
Дюймовочка |
Побегать |
Умеет рассказывать |
Пятнашки |
Егор Б. |
Делать физ.упражнения |
Работать на компьютере |
Милиционер |
Построить модель |
Про бродячих актеров |
Побегать |
Очень добрый |
Считалки |
Иван Р. |
Играть с конструктором |
Выжигать |
Гонщик |
Построить модель |
Трансформеры |
Погулять |
Хорошо бегает |
В войну |
Ксения Г. |
рисовать |
Рисовать |
Художник |
Нарисовать картину |
Про бродячих актеров |
Порисовать |
Разводит цветы |
Рисунки на панели |
Лейла Х. |
Танцевать |
Вышивать |
Учитель |
Вышивать |
Про семь цветов радуги |
Поиграть в загадки |
Умеет играть на гитаре |
Музыкальное лото |
Максим М. |
Делать физ.упражнения |
Играть в спорт. игры |
Инженер |
Выпиливать |
Про страну компьютеров |
Что-то смастерить |
Сильный |
В войну |
Маша В. |
Рассказывать стихи |
Играть на инструменте |
Врач |
Помогать людям |
Про путешествие |
Поиграть в слова |
Хорошо читает стихи |
Придумывание слов |
Миша Х. |
Играть с конструктором |
Выжигать |
Гонщик |
Растить животное |
Про семь цветов радуги |
Что-то смастерить |
Умеет водить мопед |
В войну |
Настя С. |
Петь, танцевать, рисовать |
Рисовать |
Парикмахером |
Нарисовать рисунок, картину |
Ничего |
Порисовать |
Содержит собаку |
Ничего |
Наташа О. |
Рассказывать стихи |
Вышивать |
Учитель |
Сочинять стихи |
Про семь цветов радуги |
Пообщаться |
Хорошо читает стихи |
Придумывание слов |
Никита Г. |
Чинить игрушки |
Выпиливать |
Футболист |
Построить модель |
Про страну компьютеров |
Что-то смастерить |
Сильный |
В войну |
Настя П. |
Танцевать |
Рисовать |
Учитель |
Играть на инструменте |
Про путешествие |
Поиграть на инструменте |
Умеет делать руками |
Музыкальное лото |
Настя Б. |
Слушать сказки |
Лепить |
Художник |
Писать рассказ |
Про бродячих актеров |
Попеть |
Умеет рассказывать |
Дочки-матери |
Никита П. |
Делать физ.упражнения |
Спортивные игры |
Таксист |
Оказать помощь |
Про путешествие |
Побегать |
Хорошо бегает |
В войну |
Олеся Г. |
Рисовать |
Шить |
Актриса |
Нарисовать рисунок |
Про мастера золотые руки |
Порисовать |
Хорошо рисует |
Считалки |
СнежаннаГ. |
Петь |
Играть на инструменте |
Ученый |
Играть на инструменте |
Про страну компьютеров |
Попеть |
Умеет играть на гитаре |
Музыкальное лото |
Ярослав В. |
Ухаживать за животными |
Работать на компьютере |
Космонавт |
Растить домашнее животное |
Про страну компьютеров |
Повозиться с животными |
Добрый, честный. |
Лепка снежной бабы |
Обобщим полученные данные с помощью первичной обработки по уровням в таблицу:
Таблица 4
Ф.И. |
Отношение к определенному виду деятельности |
Широта знаний |
Устойчивость |
Уровень наличия интереса |
Алиса Ф. |
В |
В |
С |
В |
Андрей Е. |
Н |
С |
Н |
Н |
Анна В. |
С |
С |
С |
С |
Влад Б. |
Н |
С |
С |
С |
Вика Ц. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Герман А. |
С |
Н |
Н |
Н |
Дарья К. |
Н |
С |
С |
С |
Егор Б. |
Н |
С |
С |
С |
Иван Р. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Ксения Г. |
В |
С |
С |
С |
Лейла Х. |
С |
С |
В |
С |
Максим М. |
Н |
С |
В |
С |
Маша В. |
В |
В |
В |
В |
Миша Х. |
Н |
С |
С |
С |
Настя С. |
С |
Н |
Н |
Н |
Наташа О. |
В |
В |
С |
В |
Никита Г. |
Н |
С |
Н |
Н |
Настя П. |
В |
С |
В |
В |
Настя Б. |
Н |
Н |
С |
Н |
Никита П. |
Н |
С |
Н |
Н |
Олеся Г. |
В |
С |
С |
С |
СнежаннаГ. |
В |
С |
В |
В |
Ярослав В. |
В |
В |
С |
В |
Обобщим полученные данные в таблицу, для выявления в процентном соотношении наличие интереса у учащихся в третьем классе:
Таблица 5
Наличие интереса |
Количество учащихся |
% |
Высокий |
6 |
26% |
Средний |
9 |
39,2% |
Низкий |
8 |
34,8% |
Представим выше изложенные данные графически:
Уровень мотивации |
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 3 | |||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | |
Высокий |
5 |
21,7% |
7 |
30,4% |
||
Средний |
8 |
34,8% |
8 |
34,8% |
||
Низкий |
10 |
43,5% |
8 |
34,8% |