Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет. Процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).
По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.[21,448c.]
В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.[21,48c.]
Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна,
интерес - это направленность помыслов,
мыслей; потребность - желаний, влечений.
Потребность вызывает желание обладать
предметом, интерес - стремление ознакомиться
с ним. С насыщением потребность
исчезает, удовлетворение же интереса
- стимул его дальнейшего
Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека - не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Потребность - непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это - исходная причина деятельности. Интерес связан с необходимостью через потребность. Сложна и многообразна связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека.
Ориентировка в окружающей
действительности есть самый начальный
акт познавательной деятельности ребенка,
и этот акт обусловлен не только
первичной потребностью, как имеет
место у животного, действующего
на основе инстинкта самосохранения.
Это уже изначальная форма
духовной потребности человека. Эта
зародышевая форма потребности
в познании выражается на протяжении
первых месяцев жизни ребенка
в слежении глазами за предметом,
который оказывается в поле его
зрения, в ощупывании его, и тому
подобное. Затем, под влиянием общения
со взрослыми, усложняющейся деятельности,
расширяющих опыт ребенка, из множества
предметов и явлений
Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Затем появляется любознательность, которая является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов («Откуда?», «Зачем?», «Почему?»).
В любой период своего становления познавательный интерес является побудительной силой. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становиться лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека. Познавательный интерес - явление многозначное, поэтому, на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.
Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
В единстве объективного и
субъективного в интересе проявляется
диалектика формирования, развития и
углубления интереса. Интерес формируется
и развивается в деятельности,
и влияние на него оказывают не
отдельные компоненты деятельности,
а вся её объективно-субъективная
сущность (характер, процесс, результат).
Интерес - это «сплав» многих психических
процессов, образующих особый тонус
деятельности, особые состояния личности
(радость от процесса учения, стремление
углубляться в познание интересующего
предмета, в познавательную деятельность,
переживание неудач и волевые
устремления к их преодолению). Познавательный
интерес выражен в своём
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию.
И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность - ценное состояние
личности. Она характеризуется
Познавательный интерес
на пути своего развития обычно характеризуется
познавательной активностью, явной
избирательной направленностью
учебных предметов, ценной мотивацией,
в которой главное место
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
В реальном процессе все
указанные ступени
Итак, сущность познавательных
интересов как педагогической проблемы
состоит в том, что интерес
выступает как особый аспект всех
сторон обучения, воспитания и развития,
усиливающий эффективность
Психолого-педагогический аспект
изучения сущности понятия «познавательный
интерес» дает основание говорить о
многоплановости и сложности
исследуемого понятия. Многочисленные
точки зрения на сущность познавательного
интереса обобщенно можно представить
в виде нескольких направлений, в
русле которых данное понятие
связывается с потребностью личности,
направленностью и
Общим для всех подходов
является констатация связи интереса
с мотивационно-потребностной
В своей работе мы будем употреблять термин "познавательный интерес"
Волевой компонент связан,
прежде всего, с тем, что школьник
стремится сам планировать свою
деятельность. Его интерес к занятиям
предполагает активно-действенное
отношение к предмету деятельности.
Это проявляется в степени
настойчивости школьника в
Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, вызываемых самим процессом познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Он различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. Как отмечает А.Н. Леонтьев, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию.
Поведенческий компонент
выражается в постепенном переходе
от внешней регуляции к
Говоря о познавательном интересе как о движущей силе обучения, необходимо рассмотреть его качественные характеристики. В психолого-педагогической литературе у разных авторов выделяется разное их число.
Интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2. наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познавания и познания;
3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).
Однако чаще всего выделяют две группы психологических характеристик познавательного интереса: содержательные характеристики (связаны с содержанием интереса, с особенностями деятельности, с активностью учащихся) и динамические характеристики (характеризуют выраженность интереса).
Избирательность, действенность,
осознанность, самостоятельность