Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет. Процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 120.07 Кб (Скачать документ)

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:

· эмоции удивления;· чувство  ожидания нового;

· чувство интеллектуальной радости;

· чувство успеха. В этом своеобразном сплаве психических процессов, важнейшим элементом является волевое  усилие. Самыми характерными для познавательного  интереса волевыми проявлениями следует  считать инициативу поиска, самостоятельность  добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания. Ядром познавательного  интереса являются мыслительные процессы. Итак, познавательный интерес выступает  как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Задача формирования познавательных интересов  у людей нашей эпохи, и особенно у учащихся, выходит за пределы  рассмотрения его лишь как побудителя к учению, к отдельным учебным  действиям. Воспитание разносторонних познавательных интересов представляет собою процесс приобщения молодых  людей к общественным ценностям; наличие же таких доминирующих интересов, которые способствуют развитию творчества, в конечном итоге содействует  созданию новых ценностей. В силу этого гармоничное развитие человека современного общества, в котором  чрезвычайно быстро развивается  наука, техника, искусство, культура вообще, не может совершаться вне формирования познавательных интересов. Являясь глубоко личностным образованием, познавательный интерес теснейшим образом связан с потребностью.

Взаимосвязь между познавательными  потребностями и интересами очень  сложна. Существует тончайшая взаимообусловленность  интересов и потребностей, которые, однако, не дает оснований проводить  между ними знак равенства.

Подход к познавательному  интересу как к внешнему стимулу  обучения может иметь основания. Если из окружающего мира человек  отбирает далеко не все, а только значимое для него, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное в  обучении представить в интересной для ученика форме. Избирательное отношение к учебным предметам, в первую очередь, зависит от учителя, от его личности и от степени его мастерства.

Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула  обучения, мы не всегда можем рассчитывать на то, что все наши стимулы будут  иметь в ходе обучения именно тот  эффект, который важен для познавательного  интереса как свойства личности нашего ученика, потому, что внешние воздействия  механически не преломляются во внутренние процессы личности. Учащихся могут  привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ученые стимулы  обучения не должны подменять самого существа познавательного интереса.

Ограничивать трактовку  познавательного интереса внешней  стороной его влияния на учащегося, понимать его лишь как средство обучения - неосмотрительно. Отбирая соответствующие  приемы, «оживляющие» уроки, учитель  очень часто не пытается заглянуть  во внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников, которые  происходят под влиянием этих приемов; управление процессом учения происходит нередко вслепую, наугад.

Познавательный интерес  как средство обучения становится наделенным только тогда, когда используется в  арсенале средств развивающего обучения. Внесение элементов оживления в  содержание, методы обучения и формы  работы учащихся с целью вызвать  или упрочить их познавательный интерес  может дать лишь вспышку непосредственного  интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к  учению. С устранением внешне занимательной  ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

Там, где при отборе «оживляющих» учебный процесс средств учитель  приоткрывает для себя процессы познавательной деятельности, «выводит их наружу», там познавательный интерес действительно становится мощным средством обучения, а учение - управляемым процессом.

Рассмотрение познавательного  интереса в качестве средства обучения поднимает проблему занимательности.

Занимательность - элементарный уровень интереса, возникающий под  влиянием яркости впечатлений и  сосредотачивающийся на внешних  сторонах, этот интерес нестоек, легко  вытесняется новыми яркими впечатлениями. Включая занимательность в русло  формирования познавательных интересов, учитель приобщает ее к тем  сторонам обучения, которые способствуют общему развитию учащихся. Изолируя занимательность  от проблемы познавательных интересов, учитель игнорирует подлинные цели обучения, превращая его в развлекательное  средство, когда учащиеся начинают учиться лишь постольку, поскольку  это учение занимательно. Учитель, уделяя должное внимание развитию учащихся, превращает познавательный интерес-стимул в ценнейший мотив учебной  деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Руководство поведением и  деятельностью детей - без знаний о сущности общих мотивов деятельности и специальных мотивов деятельности - невозможно.

В отличие от неясных и  неосознанных влечений, желаний познавательного  интереса всегда имеет свой предмет, в нем ясно и отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой школьник стремится.

Для образования мотивов  недостаточно только внешних стимулов, они, эти стимулы, должны опираться  на потребности самой личности, чтобы  стать ее мотивами. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд  преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ними (мотив самоутверждения, стремление быть в коллективе и др.).

1. Познавательный интерес  фигурирует среди других мотивов  учения школьника как мотив,  которому отдается предпочтение.

2. Особенностью познавательного  интереса как мотива учения  школьника является также и  то, что в нем как бы совмещается,  является самым «личностным», которым  руководствуется подросток не  в перспективе, а непосредственно,  постоянно и повседневно. В  этом смысле познавательный интерес  становится побуждающим к реальным  действиям; он сочетает в себе  элемент общей мотивации деятельности  и мотивов непосредственного  действия. Поэтому познавательный  интерес выступает в педагогических  явлениях и как цель, и как  средство.

3. Познавательный интерес  раньше и более ясно, чем другие  мотивы, осознается школьником. «Интересно»  и «неинтересно» - основной критерий  школьника, по которому он судит  о ценности урока или прочитанной  книги.

4. Для характеристики  познавательного интереса как  мотива чрезвычайно выразителен  термин «бескорыстный». Подобно  тому как общение человека  с прекрасным приносит ему  высокое наслаждение, деятельность  под влиянием познавательного  интереса вызывает глубочайшее  удовлетворение.

5. Будучи сильным мотивом  учения, познавательный интерес,  создавая «внутреннюю среду»  развития, существенно меняет саму  деятельность: влияет на ее характер, протекание и результаты.

6. Как и всякий мотив,  познавательный интерес не обособлен,  он развивается в кругу других  мотивов и взаимодействует с  ними.

Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает  своим вниманием другие мотивы

Методы развития познавательного  интереса:

1.Формирование готовности  восприятия учебного материала.

Метод представляет собой  одно или несколько упражнений или  заданий учителя направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.

2.Выстраивание вокруг  учебного материала приключенческого  сюжета – это проведение в  ходе урока игры, включающей в  себя выполнение запланированных  учебных действий.

Игры с готовым содержанием  и правилами. Из этой группы игр в  ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое  содержание. Эти игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся  знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность  детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения  отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Творческие игры.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные  с природой. Основная особенность  творческих игр: они организуются и  проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда  взрослых, формируется положительное  отношение к нему.[3,64c.]

Использование игр и игровых  форм организации учебной деятельности.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод  использования различных игр  и игровых форм организации познавательной деятельности. В чем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием  или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно  создавать для одного урока, отдельной  дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Можно выделить три группы игр:

·  Короткие игры.

·  К ним относятся предметно, сюжетно – ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач.

·  Игровые оболочки.

·  Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени.

·  Представление урока в виде целостной учебы - игры.

·  Например: сюжетом объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам»

·  Длительные развивающие игры. Это игры воспитывающей направленности.

3.Метод стимулирования  занимательным содержанием.

Подбор образного, яркого, занимательного учебного материала  и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий.

Приемы: введение в учебный  процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Наблюдение – это специально-организованное учителем целенаправленное или менее  длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений  природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры  и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности.

Систематическое использование  наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей, приглядываться к ее особенностям и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению  одной из важнейших задач умственного  воспитания.

Опыт – это наблюдение, которое проводиться в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного  интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое  значение для осознания детьми причинно – следственных связей.

Например: в природоведении это могут быть примеры типа «круговорот  воды в нашем городе», «явление природы  в сказках»

4.Методы создания ситуаций  творческого поиска.

Сильный познавательный интерес  вызывает создание ситуаций включения  учащихся в творческую деятельность.[5,84c.]

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный  иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины репродукции  с художественных картин фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино и  телефильмы.

Иллюстративно-наглядный  материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в  ходе непосредственного восприятия природных явлений. С их помощью  можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в  данный момент или в данной местности  наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно  только на картине.)

Иллюстративно-наглядный  материал позволяет дать детям представление  о длительно протекающих в  природе явлениях (например, рост и  развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести  демонстрации моделей, с помощью  которых появляется возможность  углубить возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный  материал в формировании эстетического  восприятия природы, в обогащении при  рассматривании репродукции с художественных картин, просмотре кинофильмов. Использование  иллюстраций – это наглядный  метод. Обычно наглядные пособия  используют в совокупности со словесными и практическими методами.

Методы иллюстрации предполагают показ ученикам иллюстрированных пособий  плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок  на доске.[5,176c.]

 

1.2 Использование  информационно-коммуникационных технологий  

 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии – это совокупность методов и  программно – технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации.

Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и  использования информации.

Также под информационными  технологиями понимают программно –  аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной  и вычислительной техники, а также  современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей