Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет. Процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 120.07 Кб (Скачать документ)

Часто учебная аудитория  оснащена 1-2 компьютерами, что позволяет  использовать индивидуальные формы  работы. В этом случае класс получает одно задание, а 1-2 ученика получают индивидуальное задание, оценка которого запрограммирована в компьютере.

Для обобщающих уроков по некоторым  темам можно использовать данное электронное учебное пособие  в аудитории, оснащенной одним компьютером, подключенным к аудиопроектору. В  этой ситуации будет предпочтительна  фронтальная форма работы, в рамках которой может быть организована систематизация, обогащение или углубление знаний учащихся ( при предъявлении демонстраций).

Единственный компьютер  в классе может использоваться учителем для организации групповой деятельности учащихся, в процессе которой 2-4 ученикам получают общее задание, которое  необходимо выполнить, работая электронным  учебным пособием. В данной ситуации важен и результат работы и  способ их взаимодействия в процессе работы. Поэтому учителю необходимо предварительно продумать все возможные  способы взаимодействия учащихся при  работе с электронным учебным  пособием.

При наличии одного или  нескольких компьютеров в учебной  аудитории учитель имеет возможность  организовать самостоятельную работу некоторых учеников с электронным  учебным пособием. Это будет эффективно, если учителем будет предлагаться индивидуальная серия заданий для конкретного  ученика, нацеленная на коррекцию его  типичных ошибок. Кроме того, существует возможность предлагать знания более  высокого уровня сложности наиболее успешным ученикам.

Множество загадочного и  неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень сложно найти  ответы на интересующие их вопросы, но интересно и ребенок стремится  найти ответы на все интересующие их вопросы. Ученики с удовольствием  принимают участие в различных  исследованиях. Действенным средством  становления интереса к исследовательской  деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия  для новых открытий. Тема, выбранная  для исследования должна быть интересна  ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается  материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь  при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.

Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и  интересно, создаются условия для  активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной  деятельности учащиеся становятся активными  участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для  них факты и строят новые для  них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта  им нужно многому научиться. Например, решая задачу, как из стихов рождается  музыка, они сами становятся композиторами, соприкасаются с тайной возникновения  звука

Способности и умения формируются  и развиваются по мере того, как  дети приобретают всё более разнообразный  опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-исследовательским  путём. Учитель помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих  целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Исследовательское поведение  ребёнка универсально и может  быть реализовано в различных  сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных  инструментах, в общении и играх  со сверстниками и взрослыми, а также  в других видах деятельности. В  ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения  понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций  результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать  собственные суждения. Одна из моих учениц, работая над проектом ‘’Интересно  ли быть ребёнком?’’ самостоятельно провела  опрос среди дошкольников и оформила его результаты в виде графиков и  диаграмм, вывод, который сделала  девочка, очень её удивил: ‘’Быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать  взрослыми!’’.

Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат средством формирования чувственных  образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления  новых природоведческих знаний, позволяют  выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий.

Каждая серия транспарантов, как правило, посвящена одному, конкретному  вопросу учебной программы. Эта  особенность транспарантов не позволяет  использовать их для иллюстраций  при изложении нового материала  учителем. Транспаранты необходимы при  углубленном изучении природных  явлений, выявлении их сущности.

Одно из самых важных средств  обучения природоведению – учебное  кино. Это обусловлено тем, что  кинофильм позволяет:

1)  воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности;

2)  осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом;

3)  показать в концентрированном виде за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности;

4)  воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию;

5)  моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в динамике.

Учебное кино применяют на разных этапах процесса обучения. При  сообщении новых знаний кинофильм  может служить иллюстрацией рассказа учителя. Он обогащает рассказ зрительными  и слуховыми образами, способствует формированию у школьников основных природоведческих представлений и  понятий.

Итак, различные виды средств  обучения являются носителями специфических  свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое  представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к  их использованию.

познавательный интерес  школьник информационный технология

 

1.4 Изучение животного  мира в программе А.А. Плешакова  «Зеленый дом» с использованием  ИнКТ

По программе дисциплины «Окружающий мир» живая природа  изучается на естествознании с первого  по четвертый класс.

Анализ программы:

Живые организмы: растения, грибы, животные, человек.

Свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, размножение.

Развитие живых организмов: значение живых организмов в природе  и жизни человека. Бережное отношение  к живым обитателям Земли.

Грибы. Съедобные и несъедобные.

Растения и их роль на Земле. Условия, необходимые для  жизни растений: свет, тепло, воздух и вода с растворенными веществами. Многообразие растений, их роль в жизни  человека. Мхи и папоротники. Отдельные  представители хвойных и цветочных  растений. Строение растения. Травы, кустарники, деревья. Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Выращивание растений человеком. Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Сельскохозяйственные растения своей местности.

Животные и их роль на земле. Условия, необходимые для  жизни животных: пища, воздух и вода. Многообразие животных и их строение. Насекомые, рыбы, птицы и другие животные. Приручение и разведение домашних животных.

Животноводство и его  роль в хозяйстве человека. Сельскохозяйственные животные своей местности.

Практические работы и  экскурсии: проращивание семян; наблюдение за животными в уголке живой природы; уход за комнатными растениями, домашними  животными ( при наличии условий); особенности растений, их плодов и  семян ( работа с живыми и гербарными экземплярами растений).

Возьмем для анализа программу  Плешакова «Зеленый дом»

 

Анализ программы Плешакова  «Зеленый дом» Таблица 1

Темы уроков

Презентация

Первый класс

Кто такие насекомые?

«Многообразие насекомых»

Кто такие рыбы?

«Многообразие рыб»

Кто такие птицы?

«Разновидности птиц»

Кто такие звери?

«Разновидности зверей»

Что такое зоопарк?

«Зоопарк в нашей жизни»

Где живут белые медведи?

«Жизнь белых медведей»

Где живут слоны?

«Жизнь слонов»

Где зимуют птицы?

«Какие птицы и где  зимуют»

Когда жили динозавры?

«История динозавров»

Второй класс

Дикие и домашние животные

«Значение домашних животных»

Животные живого уголка

«Значение животных живого уголка»

Про кошек и собак

«Кошки и собаки – верные друзья»

Красная книга

«Охрана животных»

Невидимые нити в зимнем лесу

«Невидимые нити в зимнем лесу»

Третий класс

Мир глазами эколога

«Связи в природе»

Разнообразие животных

«Разнообразие животных»

Кто что ест?

«Питание животных»

Невидимая сеть невидимая  пирамида

«Невидимая сеть невидимая  пирамида»

Размножение и развитие животных

«Размножение и развитие животных»

Охрана животных

«Охрана животных»

Четвертый класс

Зона арктических пустынь

«Животные арктических пустынь»

Тундра

«Животные тундры»

Тайга

«Животные тайги»

Зона пустынь

«Обитатели зоны пустынь»

Пустыни

«Животные пустынь»

У Черного моря

«Обитатели Черного моря »

Жизнь леса

«Животные леса»

Жизнь луга

«Животные луга»

Жизнь пресного водоема

«Животные пресного водоема»

Незаметные защитники  урожая

«Защитники урожая»

Животноводство в нашем  крае

«Животноводство в нашем  крае»


 

Мы составили конспект с использованием презентации для  третьего класса по программе Плешакова  «Зеленый дом».

Тема: Разнообразие животных.

Цели: 1. Познакомить детей  с новой классификацией животных и их групповыми признаками;

2.Обеспечить развитие  познавательного интереса, памяти, мышления, речи;

3. Воспитывать бережное  отношение к природе.

Оборудование: презентация  по классификации животных.

Этапы

Д/М

Содержание учебного материала

Организа-ционный момент

Объяснение нового материала.

Закрепление.

Итог.

Дача домашнего задания.

1

2

3

4

5

Сегодня на уроке мы с  вами будем знакомиться с классификацией животных.

Когда вы слышите слово  «животные», то кого вы представляете?

Какие группы животных вы знаете? (Дикие, домашние)

Для знакомства с животными  нам поможет презентация.

На слайде – таблица-схема  Классификация животных»

Животные бывают одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

А теперь давайте рассмотрим основные признаки каждой группы.

·  Черви (дождевой червь, пиявки). Одни из них, как и дождевой, живут в почве. Другие – в водоемах.

·  Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. К этой группе животных относятся двухстворчатые моллюски (улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы)

·  Иглокожие – это морские звезды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы.

·  Ракообразные – это раки и подобные им животные: крабы, креветки, мокрицы.

·  Паукообразные – это пауки и им подобные: скорпионы, сенокосцы, клещи. Все они имеют восемь ног.

·  Насекомые – животные, у которых шесть ног. К ним относятся жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи и многие другие.

·  Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

·  Земноводные, или амфибии, - животные, у которых кожа голая, нежная. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни они проводят на суши, а часть - в воде, за что и получили свое название.

·  Пресмыкающиеся, или рептилии, - животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Всю жизнь эти животные ползают – пресмыкаются.

·  Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

·  Звери, или млекопитающие, - животные тело которых покрыто шерстью. Свои детенышей они выкармливают молоком.

Сейчас я проверю, как  вы усвоили материал, пройденный на этом уроке.

На слайде изображены животные, нужно назвать к какому виду относится  каждое животное.

Мы познакомились с  классификацией животных, немного поговорили о каждом виде и особенностях этих видов.

Найдите информацию о том  животном, который вам больше всего  понравился.


Вывод по первой главе  

 

Одним из основных показателей  становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его  развитии, до сих пор остается открытым. При рассмотрении данного процесса мы опирались на теоретические положения  психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности.

Мы рассмотрели методы развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной  школе, такие методы, как наблюдение, игра, опыты, иллюстрация, демонстрация. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.

Затем мы раскрыли понятие  информационно-коммуникационные технологии. С помощью информационно-коммуникационных технологий можно не только предоставлять  информацию, но и получать ее от пользователя. Они могут обеспечить обучение в  любом месте и в любое время, что дает их мощным средством в  сфере образования.

Опыт работы педагогов  школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит  в повышении уровня познавательного  интереса учащихся.

В четвертом параграфе  мы проанализировали программу по животному  миру. В пример ей раскрыли программу  Плешакова «Мир вокруг нас» с первого  по четвертый класс. При анализе  программы мы выявили, что почти  на каждом уроке можно использовать информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, в современном  мире необходимы информационно-коммуникационные технологии. 

 

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО  МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» 

 

2.1 Диагностика  уровня развития познавательного  интереса

В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования познавательного  интереса учащихся 3 класса средствами информационно-коммуникационных технологий; проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно  интереса учащихся 3 класса средствами информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

1.  Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 3 класса на констатирующем этапе;

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей