Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет. Процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 120.07 Кб (Скачать документ)

Специфические особенности  информационных технологий позволяют  оценить их роль в реализации целей  образования младших школьников. Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает  возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К  примеру, демонстрация динамики развития такого объекта природы, как лягушка (наблюдение отдельных, скрытых моментов).

Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального  процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и  для успешных учеников. Например, в  каждой теме предлагаются задания разного  уровня сложности.

В-третьих, уровень наглядности  значительно выше, чем в учебниках  с печатной основой. Причем наглядность  более высокого уровня, так как  она реализуется с помощью  анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального  фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических  функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция  ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к  дальнейшему обучению, к осознанному  усвоению знаний естественнонаучного  и обществоведческого содержания.

Развевающая функция ориентирована  на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов  учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается  развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических  и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие  для развития учебно-позновательной мотивации, осознанного личностного  принятия норм в природной и социальной среде.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки  основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у  младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний. Во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение  создания благополучного интеллектуального  фона обучения. В-третьих, формирование информационной культуры учащихся, ознакомление их для самообразования. И, в-четвертых, развитие познавательных интересов  учащихся, углубление их интереса к  изучению «Окружающего мира».

Существуют различные  формы организации обучения при  использовании информационных технологий.

Классно-урочная система, с ориентировкой на руководство  учителем процесса получения новых  знаний, остается и сегодня главной  задачей организации обучения.

Необходимо, чтобы информационные технологии органически вписывались  в существующую систему организационных  форм и средств обучения, расширяя возможности традиционных и закладывая предпосылки для развития новых  форм обучения.

В зависимости от особенностей коммуникативного взаимодействия между  учителем и учащимися, выделяют индивидуальную и фронтальную форму организации  обучения. Фронтальная форма обучения предлагает работу всего класса по реализации конкретной дидактической задачи, достижение которой становится возможным при активном взаимодействии учащихся друг с другом. При этой форме организации обучения ученики выполняют общее для всех задание в едином темпе. Эту особенность следует учитывать при использовании работы с демонстрациями и при проведении коллективных игр. Коллективные и групповые работы различаются, во-первых, числом участников, а во-вторых, стилем их взаимодействия. При коллективной форме организации обучения класс рассматривается как единый учебный коллектив, объединенный общей целью и общим результатом деятельности при строгом выполнении правил сотрудничества руководства и подчинения. В начальной школе руководителем часто выступает учитель. Он «ведет» диалог, задает вопросы, ставит задачи, помогает найти путь их решения, берет на себя функцию контроля и оценки.

Именно такая форма  организации уместна при работе с демонстрационным материалом. Учитель  выводит демонстрационный материал на общий экран или на экраны компьютера и ведет беседу на его основе. Групповой тип фронтальной работы предлагает равноправие распределение  ролей между учащимися. Вклад  каждого ученика в решение  поставленной задачи и составляет общий  результат совместной деятельности. Данная форма может применяться  при работе с сюжетными играми.

Выстраивая индивидуальную форму обучения, учитель может  из любых существующих, модифицированных или разработанных им по специальным  шаблонам упражнений. Индивидуальное задание может содержать несколько  упражнений, общая длительность которых  не может превышать 15-20 минут. Количество упражнений устанавливает учитель  в зависимости от цели урока, уровня подготовки ученика, его умения работать на компьютере. Учитель может подготовить  фрагмент урока. Назначение этого фрагмента  может быть различным: он может быть использован в начале изучения темы и тогда работа с ним предшествует работе с учебником и другими  печатными средствами. Фрагмент компьютерной версии темы может использоваться на этапе закрепления материала  после работы с печатными средствами обучения. В этом случае он выполняет  функцию дополнения, расширения знаний учащихся, помогает развивать умение использовать их в различных ситуациях, как репродуктивного, так и творческого  характера.

Фрагмент обучения может  быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и  индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований; подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения.

При организации индивидуальной формы обучения учитель должен подбирать  задания с учетом реальных знаний и умений конкретного ученика, его  психологических особенностей и  темпа обучаемости, постепенного усложнения предъявляемых заданий, предъявления заданий разного вида, успешности деятельности ребенка, опоры на его  положительные достижения, возможности  за короткое время получить реальный результат, предоставления возможности  работать в «зоне ближнего развития», то есть разрешить попытки выполнять  трудные задания при помощи учителя, предоставления ученику права выбирать самому типы заданий и партнера по деятельности.

Поверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей учебного процесса. При  использовании информационных технологий результаты выполнения учениками текстовых  и тренировочных упражнений предоставляются  в удобном для последующего анализа  виде, что позволяет говорить о  совершенствовании технологии учета  успеваемости и качестве образования.

Исходя из конкретных успехов  или неуспехов учащегося, учитель  разрабатывает план дальнейшего  предъявления школьнику системы  заданий. Таким образом, четкое определение  результатов обучения позволяет  прогнозировать направление продвижения  каждого ученика по учебному материалу, корректировать сложившуюся методическую систему работы учителя, определять тенденции развития системы образования.

Контроль и оценка в  начальной школе рассматривается  как одно из средств формирования положительных мотивов учения и  готовности учеников к самоконтролю. В процессе использования информационных технологий повышается объективность  оценки, что может способствовать снижению тревожности и развитию качеств контролирующей деятельности учащихся. Иногда отрицательной стороной деятельности учителя является его  эгоцентричностью, которая проявляется  в необъективности оценки не результата, процесса деятельности, в подведении итогов контроля на основе «среднего  балла», поэтому перенос оценочной  функции с учителя на компьютер  может способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки, уверенности в себе, в своих  силах и оптимизма.

Любой контроль, в том  числе организованный в рамках использования  информационных технологий, создает  определенный эмоциональный фон  и вызывает соответствующую эмоциональную  реакцию у ученика. Поэтому при  использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие  степень успешности деятельности учащихся, тщательно продуманные. Особенно важно, что не нужно предусматривать  оценки темпа работы, личностные качества учеников или особенности их психических  процессов. Таким образом, организация  контроля и оценки средствами информационных технологий рассматривается как  одна из важных задач совершенствования  педагогической деятельности, которая  должна соответствовать современным  требованиям к работе учителя  и реализовывать принципы гуманизации  индивидуализации обучения.

В настоящее время разработано  электронное учебное пособие  «Природа. Человек. Общество», которое  можно использовать в практике обучения при разной оснащенности компьютерной техникой. Наиболее оптимальным является проведение занятий по естествознанию в кабинете информатики, то есть в  аудитории, где расположены индивидуальные рабочие места учащимся у компьютеров, аналогичное рабочее место есть и у учителя. В этом случае существует возможность максимально использовать ресурсы электронного учебного пособия  при организации различных форм обучения. При таких условиях, занятия  с использованием компьютера проходят раз в неделю с половиной состава  в классе в течении 15 минут, остальное  время урока проходит без применения компьютера. Деление на подгруппы  может учитывать уровень овладения  компьютерными навыками, например, в одну группу объединяются учащиеся с высоким уровнем компьютерных навыков. Им может быть предоставлена  работа с заданиями высокой сложности. В другую группу объединяются ученики со средним или низким уровнем овладения компьютера. Им предлагаются задания, которые соответствуют их компьютерным навыкам.

Таким образом, организовать деятельность учащихся, можно используя  различные формы работы.

 

1.3 Развитие познавательного  интереса младших школьников  через внедрение информационно  – коммуникационных технологий

В век новых технологий значительно расширилась степень  влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей  со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для  приобщения учащихся к информационной культуре.

Важно научить ребенка  за короткое время осваивать, преобразовывать  и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю  в решении этой задачи сочетание  традиционных методов обучения и  современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке  позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Опыт работы педагогов  школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит  в повышении уровня познавательного  интереса учащихся.

Наглядность ИнКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный  процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию  к самообразованию.

Преимущества ИнКТ открываются  с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит огромную работу - продумывает последовательность технологических  операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным  процессом, каким образом будет  обеспечивать педагогическое общение  на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта  обучения. Так, учителя включают в  презентации видеозаписи, анимированные  модели явлений, совершают с учащимися  виртуальные путешествия в мир  природы, наглядно показывают взаимосвязь  с другими наукам.

ИнКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в  работе с тестами, предоставляет  возможность им систематизировать  знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной  дидактической единицей.

Одним из очевидных достоинств уроков с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса  учащихся, совершенствованию их эмоциональной  сферы.

Медиопособия, создаваемые  нашими педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания.

Обучающий эффект уроков с  медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты  сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.

Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют  внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности.

Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.

Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают  новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что  в итоге способствует повышению  качества усвоения учебного материала.

В «Методической копилке» школы более 30 разработок уроков, внеклассных  мероприятий с медиоподдержкой  по учебным программам начального курса  обучения. В рамках опорной школы  ежемесячно проводятся «Недели открытого  урока», практические семинары, где  своё педагогическое мастерство проявляют  как учителя нашей школы, так  и учителя закреплённых за нашей  опорной школой.

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей