Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.
Средний. Имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптативных признаков.
Низкий. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается: с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
Приложение
Распределение детей в группы по уровням
Уровни | ||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Рома Ш. |
Лена Л. |
Антон П. |
Шамиль Э. |
Миша Л. |
Миша М. |
Эйнур Б. |
Кристина С. |
Катя Б. |
Таня Г. |
Алина Б. |
Алина И. |
Наташа В. |
Оля К. |
|
Тимур С. |
Лена С. |
|
Наташа 3. |
Игорь М. |
Приложение
Распределение детей в группы по уровням
Уровни | ||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Рома Ш. Эйнур Б.
|
Таня Г. Шамиль Э. Наташа В. Алина Б. Тимур С. Наташа 3.
|
Антон П. Миша М. Катя Б. Лена Л. Миша Л. Кристина С. Оля К. Лена С. Алина И. Игорь М. |
Приложение
Перспективный план эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Осень
Сентябрь.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Экскурсия в парк
|
1 Беседа об осени.
"Что цветет на участке". |
1. Экскурсия в парк
|
1. Труд на огороде.
|
2. Наблюдение за осадками.
|
2. Наблюдение за погодой.
|
2. Наблюдение за птицами.
|
2. Наблюдение "Где же растут садовые цветы?" Целевая прогулка. |
3. Занятие. Круговорот воды в природе. |
3. Занятие. Сравнение бегонии и кактуса. |
3. Занятие. Дом под крышей голубой. |
3. Занятие. Труд в уголке природы.
|
4. Дидактическая игра "Не ошибись". |
4. Дидактическая игра "Найти, что опишу". |
4. Дидактическая игра "Кто, где живет". |
4. Дидактические игра "Что сначала, что потом?". |
5. Элементарные опыты. Свойства воды. |
5. Пересадка в горшки бархатцев и календулы.
|
5. Моделиро вание. Природа осенью.
|
5. Элементарные опыты. Роль воды в жизни растений
|
Октябрь.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Экскурсия в парк.
|
1. Беседа об овощах.
|
1. Экскурсия в парк. |
1. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». |
2. Наблюдение за хомячком.
|
2. Наблюдение за погодой.
|
2. Наблюдение за хомячком.
|
2. Наблюдение за облаками.
|
3. Занятие. Уход за комнатными растениями. |
3. Занятие. Осень в лесу.
|
3. Занятие. Нефтяная речка.
|
3. Занятие. Наш край родной.
|
4. Дидактическая игра «Загадай, мы - отгадаем»
|
4. Дидактическая игра «Детки на ветке».
|
4. Дидактическая игра «Вершки и корешки».
|
4. Дидактическая игра «Ходят капельки по кругу».
|
5. Элементарные опыты. «Здравствуй, ветер!»
|
5. Элементарные опыты. «Знакомство со свойствами воздуха». |
5. Элементарные опыты. «Вода в природе».
|
5. Моделирование «Природа осенью». |
Ноябрь.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Беседа о перелетных птицах.
|
1 . Экскурсия в парк.
|
1. Труд в цветнике.
|
1. Обобщающая беседа об осени.
|
2. Наблюдение за перелётными птицам. |
2. Наблюдение за Бальзамином. |
2. Наблюдение за погодой. |
2. Наблюдение за черепахой. |
3. Занятие. Зимующие и перелётные птицы. |
3. Занятие. Семейство Амариллисовых. |
3. Занятие. Как животные готовятся к зиме. |
3. Занятие. Животные родного края. |
4. Дидактическая игра «Комнатные растений».
|
4. Дидактическая игра «Отгадай и опиши».
|
4. Дидактическая игра «Чьи детишки».
|
4. Дидактическая игра «Осень».
|
5. Труд в уголке природы.
|
5. Просмотр видео фильма. Природа осенью.
|
5. Элементарные опыты. Вода в природе. |
5. Моделирование. Природа осенью.
|
Зима.
Декабрь.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Беседа о зиме.
|
1. Экскурсия в парк.
|
1. Рассматривание картин из серии «Зима». |
1. Беседа «Приметы Зимы».
|
2. Наблюдение за елью.
|
2. Наблюдение за погодой.
|
2. Наблюдение за елью.
|
2. Наблюдение за снегом.
|
3. Занятие. Как помочь больному.
|
3. Занятие. Панорама добрых дел.
|
3. Занятие. Как звери зимуют в лесу.
|
3. Занятие. Способы
ухода за комнатными |
4. Дидактическая игра «Где чей дом?»
|
4. Дидактическая игра «Зимующие птицы». |
4. Дидактическая игра «Зоологическое домино». |
4. Дидактическая игра «Осень и зима».
|
5. Моделирование. Природа зимой. |
5. Элементарные опыты. Свойства песка. |
5. Элементарные опыты. Свойства глины.
|
5. Элементарные опыты. Какой будет урожай ягод. . |
Январь
1 Неделя |
2 Неделя. |
3 Неделя |
4 неделя |
1 .Рассматривание картины К.Юона «Русская зима». |
1 .Беседа о зимующих птицах. |
1 .Экскурсия в парк.
|
1. Беседа о домашних животных. |
2. Наблюдение. Птицы на кормушке. |
2. Наблюдение. Передвижение птиц по земле. |
2. Наблюдение за погодой. |
2. Наблюдение за попугаем.
|
3. Занятие. Что за зверь.
|
3. Занятие. Лес-это дом для многих животных. |
3. Занятие. Воздух и его роль в жизни человека. |
3. Занятие. Береги бумагу.
|
4. Дидактическая игра «Раз, два, три к дереву беги».
|
4.Дидактическая игра «Найди дерево по веточке».
|
4. Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы».
|
4. Дидактическая игра «Птичья столовая».
|
5 .Элементарные опыты. Молния.
|
5. Труд в уголке природы.
|
5. Письмо снегирю.
|
5. Моделирование. Природа зимой. |
Февраль.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Рассматривание картины И.Гробаря «Февральская лазурь». |
1 . Экскурсия в парк.
|
1. Беседа о витаминах.
|
1. Обобщенная беседа о зиме.
|
2. Наблюдения за елью.
|
2. Наблюдения за попугаями.
|
2. Наблюдения за погодой. |
2. Наблюдения за попугаями.
|
3. Занятие. Удивительное в камне.
|
3. Занятие. Почему Белый мед ведь не живет в лесу. |
3. Занятие. Растения родного края.
|
3. Занятие. Луна - спутник Земли.
|
4. Дидактическая игра «Зима».
|
4. Дидактическая игра «Плавает, прыгает, летает».
|
4. Дидактическая игра «Растения Красной книги». • |
4. Дидактическая игра «Угадай созвездие».
|
5. Элементарные опыты. Как услы- шать воздух.
|
5. Моделирование зимой.
|
5. Просмотр видео фильма «Русская зима». • |
5. Элементарные опыты. Свет Луны и Солнца.
|
Весна.
Март.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Экскурсия к водоему. |
1. Труд. Огород на окне. |
1. Чтение Д. Мамин Сибиряк «Лесная сказка» |
1. Рассматривание веток тополя, березы, ели. |
2. Сравнительное наблюдение за рыбками. |
2. Наблюдения за луком.
|
2. Наблюдения за погодой. |
2. Наблюдения за ветками в вазе.
|
3. Занятие. Обитатели аквариума.
|
3. Занятие. Пересадка комнатных растений. |
3. Занятие. Посев семян томатов.
|
3. Занятие. Посадка семян Настурции. |
4. Дидактическая игра «Рыбная ловля». |
4. Дидактическая игра «Размножение растений». |
4. Дидактическая игра «Отгадай, что за растения». |
4. Дидактическая игра «Вершки и корешки». |
5. Моделирование. Аквариум.
|
5. Элементарные опыты. Рост лука в разных условиях. |
5. Элементарный опыт. Выращивание кристалла соли. |
5. Моделирование. Природа весной.
|
Апрель.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Беседа о строении растений. |
1. Экскурсия в парк |
1. Беседа о динозаврах. |
1. Беседа. Семь чудес света. |
2. Наблюдение за мать - и - мачехой. |
2. Наблюдение за погодой.
|
2. Наблюдение за одуванчиком.
|
2. Наблюдение за Божьей коровкой.
|
3. Занятие. Весна в жизни лесных животных. |
3. Занятие. Береги деревянные предметы. |
3. Праздник День Земли.
|
3. Занятие. Греет ли шуба.
|
4. Дидактическая игра. «Как сделать томатный сок» |
4. Дидактическая игра «Из чего это сделано». |
4. Вечер чтения. Сейчас узнаем.
|
4. Дидактическая игра «Почему это шуба?». |
5. Моделирование. Природа весной.
|
5. Элементарные опыты. Изготовь бумагу из макулатуры. |
5. Выращивание кристалла соли.
|
5. Моделирование. Ледник. |