Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Описание

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

диплом Погадаева.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

МАТЕРИАЛ:

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла):

два набора - «много» воды - жарко;

два набора - «много» воды - холодно;

два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек;

карточки с условными  обозначениями частей растения:

корень - стержневой (6 шт.), мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт.), утолщенный (6 шт.);:

лист - крупный (6 шт.), обычный (6 шт.), колючка (6 шт.);

 

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 6 детей.

Дети и воспитатель  садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале» наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах».

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист), разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

ОЦЕНКА.

Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.

Низкий уровень - дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения.

Средний уровень дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.

Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Занятие № 2.

Направлено на определение  уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город). Проводится в конце учебного года.

МАТЕРИАЛ.

Пейзажные картины с  изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город); наборы картинок растений и животных указанных экосистем (по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы): леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей; перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда(водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха).

 

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 8 детей.

Дети и воспитатель  располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи  леса, луга, пруда, картину города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре детей один ребенок может подбирать все  растения, другой - всех животных. По окончании  работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре о растениях, другой о животных), приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.

ОЦЕНКА.

1 ый - показатель - знание растений и животных экосистемы.

Низкий уровень дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.

Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка).

Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.

2 ой - показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.

Низкий уровень дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.

Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого).

Высокий уровень дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.

 

Приложение

Задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений и понятий о  природе.

1. Как ты думаешь,  что относится к живой (неживой)  природе? Чем отличается живая  природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова «животное». Каких животных ты знаешь?

A) умение классифицировать  животных по группам (насекомые,  рыбы, звери; птицы, дикие и  домашние; травоядные и хищные  и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение;

Б) умение определить условия жизни животных: где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением,, образом жизни и средой обитания (вода, земля и т.д.), характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);

В) умение определить изменения  образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем  питаются, как спасаются от врагов).

3. Выяснить понимание  детьми слова «растение» (какие растения тебе известны?); знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений?) и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где растет: на лугу, в поле, лесу и т.д.). (Использование картины с сознательно допущенными ошибками: водные растения в лесу, лесные растения – на лугу и т.п.). Найти ошибку и дать пояснения.

4. Какое время года  сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? (Использование иллюстраций разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года).

Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка: задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий  уровень) – нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

2 балла (средний  уровень) — имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

3 балла (уровень  выше среднего) владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметам и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленности к среде обитания.

4 балла (высокий уровень) знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы, устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи,  существующие в природе (иногда цепи зависимости).

После выполнения заданий  баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет  судить об уровне сформированности представлений  и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе:

От 7 до 12 баллов – низкий уровень;

От 13 до 17 баллов – средний уровень;

От 18 до 23 баллов – выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов – высокий уровень.

 

Диагностика природоведческих знаний детей В.Г. Фокиной О.М.Газиной

Старший дошкольный возраст.

Задание 1.

Цель. Выявить сформированности понятия «живое». Понимание детьми слов «живое» и «неживое» (на основании каких признаков дошкольники судят о «живом», классифицируют объекты на живое и неживые).

Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем  «живое» отличается от «неживого». В случае затруднения задают дополнительные вопросы:

Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая  природа от неживой?

Что объединяет все живые  существа?

Назови знакомые тебе живые существа.

Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы –живые? Передвигаются ли они?

Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых  нарисовано то, что относиться  к  неживой природе, но не обходимо всем живым существам.

Что произойдет с живым  существом, если не будет света (воды, воздуха, земли, др)?

Задание 3

Цель: Выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту из произрастания.

Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание «собрать растение».

Зачем растению нужны  стебель, листья, корень, цветки?

Нужно для того, чтобы  растение росло?

Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)?

Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.

Где растут растения?

Какие растения растут в  лесу (на лугу, огороде, др.). Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).

Найди ошибку художника  и дай пояснения. (Использование  картинок с сознательно допущенными  ошибками: водные растения растут в  лесу, лесные – на огороде, др.).

Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?

В какой период осени  начинается листопад?

Почему увяли, сбросили листья деревьев и кустарники?

Почему весной и летом  растения растут, цветут, дают плоды  и семена?

Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья  и кустарники живы?

Задание 4.

Цель. Выявить характер объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.

Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых, др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых, ли), чего нет у других животных).

При обследовании знаний детей выясняют понимание связи  внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:

Где живут рыбы (птицы, др.)?

Могут ли рыбы жить без  воды?

Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

Как передвигаются другие животные?

Чем питаются животные?

Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?

Почему не видно насекомых?

Почему зимой медведь  спит, а заяц и белка нет?

Почему у большинства  животных детеныши рождаются весной?

С помощью различных  «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.

Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?

Есть ли в природе  «ненужные» животные (растения)? Что  случится, если исчезнут все насекомые?

Какие враги есть у  животных? Как они спасаются от врагов?

Ребенку предлагают, используя  картинки модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой  происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого, др.).

Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:

Почему человек забоится о животных? Какие это животные?

Как люди охраняют природу?

В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень  знаний дошкольников о природном  окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы.

Высокий. Знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников