Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Описание

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

диплом Погадаева.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Воспитатель ДОУ - главная фигура педагогического  процесса, в том числе и экологического образования детей дошкольного  возраста. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой формирования ее у детей он организует деятельность детей так, чтобы оно было содержательной, эмоционально-насыщенной, способствовало формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходило» в самостоятельное поведение детей. Ведущий в этом процессе должна стать деятельность взрослого и ребенка.1

Эта идея представлена в трудах многих педагогов, и отчетливо  просматривается в педагогических воззрениях К.Д, Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского и др. Сотрудничество благодаря которому развивающиеся взаимопонимания, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Задачи взаимодействия педагог - родитель можно сформулировать следующим образом: формирование экологической культуры у детей, при условии ее сформированности у родителей. Так как, без наличия знаний и гуманного отношения к ней родителей, последние не смогут полноценно принять участие в формировании экологической культуры детей.

__________________________________________________________

1 Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей//Дошкольное воспитание. - 2000. - №5. - С. 36-43

Следовательно одной из задач эколого педагогической деятельности воспитателя будет  просвещение родителей в вопросах экологического образования детей  дошкольного возраста.

В различных  педагогических трудах рекомендуется ряд форм работы с родителями, которые включают родительские собрания, вечера вопросов и ответов, педагогические кружки, дни открытия дверей, оформление уголков для родителей, выставки работ детей, функционирование школы молодого родителя, консультации, беседы, переписку и т.д. Работу в данном направлении можно осуществлять и таким образом: создавать такие проблемные ситуации, чтобы ответ на них ребенок находил совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, чтения природоведческой литературы и т.д.

Таким образом, следует создавать условия для  активности самих родителей:

- контакт  между ее участниками, обеспечивающий  обмен действиями и информацией;

- понимание  всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

- наличие  руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

- возникновение  и проявление процесса деятельности  межличностных отношений, характер  и окраска которых влияют на  достижение конечного результата.

Следует отметить и тот факт, согласно которому, «только  опираясь на семью, только совместными  усилиями можем решить» задачу по формированию экологической культуры дошкольника.

Поэтому работу следует проводить в двух направлениях:

    1.   педагог - родитель;
    2.   педагог - ребенок - родитель.

В таком случае, важно проводить работу дифференцировано, объединив родителей в подгруппы  при этом необходимо учитывать образовательный  уровень родителей, психологическое  состояние семьи, ее микроклимат. При  выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов1, что, возможно, осуществить, например, при организации КВНов, в ходе которых необходимо подойти к одной точке зрения, выслушав многие, определить выводы. Далее можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката .

Чувство природы  является основой экологического и эстетического сознания человека. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. В связи с этим можно предложить родителям составить правила поведения в природе. Одновременно работу в этом направлении необходимо осуществлять в ДОУ. В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

 

__________________________________________________________

1 Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников./ Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С. 58 - 63.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание  доброты к природе», где вниманию родителей можно предложить различные  советы по предотвращению проявления жесткости детей по отношению к живой природе.

Еще одна форма  работы с родителями педагогические ширмы, в которых родителям надо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме.

При этом можно  организовать переписку (анонимную) с  родителями, где родители оставляют свои вопросы в специальном ящике, а ответы получают через информацию, помещенную на ширме.

Также можно  проводить консультации для родителей  по различным вопросам формирования экологической культуры у дошкольников.

Итак, такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Следовательно, выполнение взаимодействия в системе воспитатель - родители - дети является важным условием формирования экологической культуры последних.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно  сказать следующее:

- роль среды  как фактора формирования развивающейся  личности подчеркивалась рядом  выдающихся педагогов и психологов;

- развивающая  среда обеспечивает разные виды  активности ребенка, становится  основой для самостоятельной  деятельности, условием для своеобразной  формы самообразования ребенка;

- непосредственное  общение с природой в условиях  развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книжки и рассказы взрослых;

- организация  развивающей экологической среды  в ДОУ создает условия для  рационального использования различных  методов при организации процесса  взаимодействия ребенка с окружающей  его природой, а так же дает

возможность для получения информации об объекте  природы всеми органами чувств, что  накладывает положительный отпечаток  в сознании ребенка об наблюдаемом  и изучаемом объекте;

- формирование  отношения к природе, проявления  у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания (эмоции);

- взаимодействие  ребенка с природой организует  и руководит им воспитатель,  решая тем самым ряд задач содействующих формированию осознанно - правильного отношения к природе;

- воспитатель  организует и работу с родителями, так как они являются участниками  экологического образования детей  дошкольного возраста, так как  отношение взрослого к природе,  которое видит ребенок, откладывает свой отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером;

- работу по  просвещению родителей в вопросах  экологического образования дошкольников  воспитатель осуществляет различными  формами, решая при этом ряд  специфических задач;

- организация  развивающей экологической среды  в ДОУ обеспечивает включение  дошкольников в природоохранную  деятельность, что является условием  формирования экологической культуры;

- формирование  экологической культуры личности  и ее проявление всегда связано с деятельность трудовой, игровой, конструктивной, деятельностью в процессе наблюдения;

- первоосновой  возникновения у ребенка осознанно  - правильного отношения служит

непосредственный  контакт с самой природой, пребывания в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами;

- любая деятельность  дошкольника, соприкасающаяся с  природой, может быть условно  названа природоохранной, так  как в процессе нее дети узнают новые знания, осваивают различные навыки умения, осознают значимость того или иного действия, ее место и роль в природе.

Иначе говоря, целесообразное и планомерное взаимодействие педагог - ребенок родитель приводит к решению основной цели экологического образования, то есть формирование у  детей дошкольного возраста экологической культуры - осознанно - правильного отношения к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ

Экспериментальное исследование было организовано с целью  подтверждения того, что процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективен при соблюдении ряда условий, а именно:

1) создание  развивающей экологической среды;

2) включение  ребенка в природоохранную деятельность;

3) взаимодействие с родителями.

Исследование  проводилось на базе ДОУ д.Рыбное с детьми старшей группы детского сада и длилось с сентября 2011 года по февраль 2012 года.

Исследование  включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего  этапа стало изучение процесса организации экологического воспитания в ДОУ и определения уровня экологической культуры старших дошкольников. Ставились следующие задачи:

1) проанализировать  план работы воспитателей данной  группы;

2) изучить  организацию развивающей экологической среды;

3) выявить  уровень экологической культуры  детей изучаемой группы.

Для решения  данных задач использовались следующие  методы:

    • анализ документации воспитателей;
    • анализ состояния развивающей экологической среды;
    • анкетирование;
    • включенное наблюдение.

Изначально  мы провели анкетирование воспитателей ДОУ с целью определить образовательную  программу, по которой работает ДОУ  и используют ли педагоги в своей  практике программы по экологическому образованию дошкольников. А так  же определить какие методы они используют в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, какие элементы развивающей экологической среды знают.

В анкетировании  принимали участие все воспитатели  ДОУ. Нами использовалась анкета, содержащая открытые вопросы (см. приложение 2), ответы воспитатели писали на бланках (см. приложение 3). Анализ анкет позволил сделать следующие выводы: воспитатели ДОУ д. Рыбное работают по программе «Радуга» и дополнительно используют элементы программы Николаевой С.Н. «Юный эколог». При перечислении элементов развивающей экологической среды только один человек из 10 опрошенных смог перечислить достаточное их количество и дать им характеристику. Остальные ограничились выделением двух - трех элементов: уголок природы, цветник, огород. Хотя Рыжова Н.А. (1999) выделяет 19 элементов и указывает их функциональную роль (см. приложение 4). Наиболее эффективными методами экологического  образования дошкольников воспитатели называют: наблюдение и труд; наблюдение, труд, опыты; наблюдение, труд, рассматривание картин, слайдов; и лишь один человек указывает: наблюдение, опыт, труд, словесные методы и моделирование. Следовательно, воспитатели данного ДОУ имеют недостаточно сведений по данным вопросам.

Далее мы изучили  и проанализировали план работы воспитателей и пришли к выводу о том, что специальные занятия по формированию экологической культуры не проводятся, они частично включены в раздел «Познавательное развитие», (см. приложение 5). Тематика занятий по указанному разделу на один месяц такова: «Как хлеб на стол пришел?», «Растительный мир», «Знакомство со свойствами дерева», «Правила безопасности». При этом занятия в сентябре не проводятся, на данный месяц запланированы наблюдения: «Лес, точно терем расписной», «Хвалила осень себя», «Как   падают листья?», «Первый заморозки». «Полет птиц», «Осенние дожди», «Облака», «Ветер, ветер ...».

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников