Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.
Воспитатель
ДОУ - главная фигура педагогического
процесса, в том числе и экологического
образования детей дошкольного
возраста. Являясь носителем
Эта идея представлена
в трудах многих педагогов, и отчетливо
просматривается в
Задачи взаимодействия педагог - родитель можно сформулировать следующим образом: формирование экологической культуры у детей, при условии ее сформированности у родителей. Так как, без наличия знаний и гуманного отношения к ней родителей, последние не смогут полноценно принять участие в формировании экологической культуры детей.
______________________________
1 Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей//Дошкольное воспитание. - 2000. - №5. - С. 36-43
Следовательно
одной из задач эколого педагогической
деятельности воспитателя будет
просвещение родителей в
В различных педагогических трудах рекомендуется ряд форм работы с родителями, которые включают родительские собрания, вечера вопросов и ответов, педагогические кружки, дни открытия дверей, оформление уголков для родителей, выставки работ детей, функционирование школы молодого родителя, консультации, беседы, переписку и т.д. Работу в данном направлении можно осуществлять и таким образом: создавать такие проблемные ситуации, чтобы ответ на них ребенок находил совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, чтения природоведческой литературы и т.д.
Таким образом, следует создавать условия для активности самих родителей:
- контакт
между ее участниками,
- понимание
всеми участниками смысла
- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
- возникновение
и проявление процесса
Следует отметить и тот факт, согласно которому, «только опираясь на семью, только совместными усилиями можем решить» задачу по формированию экологической культуры дошкольника.
Поэтому работу следует проводить в двух направлениях:
В таком случае,
важно проводить работу дифференцировано,
объединив родителей в
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. В связи с этим можно предложить родителям составить правила поведения в природе. Одновременно работу в этом направлении необходимо осуществлять в ДОУ. В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
______________________________
1 Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников./ Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С. 58 - 63.
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе», где вниманию родителей можно предложить различные советы по предотвращению проявления жесткости детей по отношению к живой природе.
Еще одна форма работы с родителями педагогические ширмы, в которых родителям надо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме.
При этом можно организовать переписку (анонимную) с родителями, где родители оставляют свои вопросы в специальном ящике, а ответы получают через информацию, помещенную на ширме.
Также можно проводить консультации для родителей по различным вопросам формирования экологической культуры у дошкольников.
Итак, такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Следовательно, выполнение взаимодействия в системе воспитатель - родители - дети является важным условием формирования экологической культуры последних.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сказать следующее:
- роль среды
как фактора формирования
- развивающая
среда обеспечивает разные
- непосредственное общение с природой в условиях развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книжки и рассказы взрослых;
- организация
развивающей экологической
возможность
для получения информации об объекте
природы всеми органами чувств, что
накладывает положительный
- формирование
отношения к природе,
- взаимодействие ребенка с природой организует и руководит им воспитатель, решая тем самым ряд задач содействующих формированию осознанно - правильного отношения к природе;
- воспитатель
организует и работу с
- работу по
просвещению родителей в
- организация
развивающей экологической
- формирование
экологической культуры
- первоосновой
возникновения у ребенка
непосредственный контакт с самой природой, пребывания в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами;
- любая деятельность
дошкольника, соприкасающаяся
Иначе говоря, целесообразное и планомерное взаимодействие педагог - ребенок родитель приводит к решению основной цели экологического образования, то есть формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры - осознанно - правильного отношения к природе.
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ
Экспериментальное исследование было организовано с целью подтверждения того, что процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективен при соблюдении ряда условий, а именно:
1) создание
развивающей экологической
2) включение
ребенка в природоохранную
3) взаимодействие с родителями.
Исследование проводилось на базе ДОУ д.Рыбное с детьми старшей группы детского сада и длилось с сентября 2011 года по февраль 2012 года.
Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа стало изучение процесса организации экологического воспитания в ДОУ и определения уровня экологической культуры старших дошкольников. Ставились следующие задачи:
1) проанализировать
план работы воспитателей
2) изучить организацию развивающей экологической среды;
3) выявить
уровень экологической
Для решения данных задач использовались следующие методы:
Изначально
мы провели анкетирование
В анкетировании
принимали участие все
Далее мы изучили и проанализировали план работы воспитателей и пришли к выводу о том, что специальные занятия по формированию экологической культуры не проводятся, они частично включены в раздел «Познавательное развитие», (см. приложение 5). Тематика занятий по указанному разделу на один месяц такова: «Как хлеб на стол пришел?», «Растительный мир», «Знакомство со свойствами дерева», «Правила безопасности». При этом занятия в сентябре не проводятся, на данный месяц запланированы наблюдения: «Лес, точно терем расписной», «Хвалила осень себя», «Как падают листья?», «Первый заморозки». «Полет птиц», «Осенние дожди», «Облака», «Ветер, ветер ...».