Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.
Май.
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Экскурсия в парк.
|
1. Беседа о наблюдении за ветками в вазе. |
1. Беседа об органах чувств.
|
1. Обобщающая беседа о весне.
|
2. Наблюдение за одуванчиком.
|
2. Наблюдения за попугайчиком.
|
2. Наблюдение за погодой.
|
2. Наблюдение за одуванчиком.
|
3. Занятие. Беседа о зимующих и перелетных птицах. |
3. Занятие. Царство растений.
|
3. Занятие. Уход за животными уголка природы.
|
3. Занятие. Четыре времени года.
|
4. Дидактическая игра «Что за птица». |
4. Дидактическая игра «Растет не растет». |
4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
4. Дидактические игра «Времена года». |
5. Элементарные опыты. Образование родников.
|
5. Элементарные опыты. Образование облаков.
|
5. Элементарный опыт. Выявление действий органов чувств. |
5. Моделирование. Природа весной.
|
КОНСПЕКТЫ
Циклы наблюдений.
Цикл наблюдений за мать - и - мачехой и одуванчиком.
Наблюдение 1.
Цель: обнаружить изменения в состоянии мать - и - мачехи (появление пушков-семян, начало отрастания листьев). Сравнить с появившимися цветами одуванчиков, выявить различия и сходства растений.
Наблюдение 2.
Цель: показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких «солнышек», среди «моря» зеленой травы. Сравнить места цветения одуванчиков и мать - и мачехи, установить разницу стадий в развитии растений. Рассмотреть пушистые семена мать -и - мачехи, наблюдать как они летают от дуновения ветра.
Наблюдение 3.
Цель: сравнить листья растений по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать - и - мачехи продолжают расти и увеличиваться, рассмотреть их верхнюю и нижнюю поверхности, выявить различия, предложить детям объяснить название растений («мать» - теплая и мягкая сторона листа, «мачеха» - холодная и гладкая ее сторона).
Дать детям задание для самостоятельного наблюдения: выяснить как «спят» цветы одуванчика, когда «ложатся спать» и когда «просыпаются».
Наблюдение 4.
Цель: познакомить детей с тем, что оба растений лекарственные, полезные травы, крупные листья мать - и - мачехи собирают, сушат, затем заваривают, как чай и пьют при кашле. У одуванчика в лечебных целях используются корневища, молодые листья употребляют в салат. У одуванчиков очень много, потому что их семена имеют парашютики, летают по воздуху и легко прорастают в любой земле. Одуванчики служат пищей многим животным. Семена можно заготавливать для зимней подкормки птиц.
Во время наблюдения дети собирают букеты листьев мать - и - мачехи для выслушивания (если участок расположен экологически на чистой территории), заготавливают семена одуванчиков, наблюдают полет парашютиков.
Проводится заключительное собеседование: рассмотреть книжки самоделки, созданные воспитателем и детьми по рассказам из книги «Экология в картинках», вспомнить их содержание, поделиться впечатлениями о рисунках
- иллюстрациях. В таком разговоре надо использовать «Панораму добрых дел»
- еще раз поговорить
с детьми обо всем хорошем,
что они сделали в течении
года. Задушевная беседа поможет
сохранить сложившуюся
может участвовать добрая фея.
.
Цикл наблюдений за хомяком.
Наблюдение 1. Устроим хомяку дом.
Цель - установить, что хорошие условия для хомяка - это просторная клетка, в которой должны быть подстилка из песка или опилок, домик или нора для гнезда, канат для лазанья, лесенка, кормушка, кювет для туалета.
Наблюдение 2. Хорошо ли хомяку в новых условиях?
Цель - учить замечать, как животное ведет себя в новой обстановки; учить понимать его поведение, определять его самочувствие, делать выводы (чего не хватает, что можно улучшить).
Наблюдение 3. Что и как ест хомяк?
Цель - познакомить с кормом для хомяка, выяснить, как он ест, что предпочитает. Воспитатель обращает внимание на то, как зверек берет пищу лапками, какую он принимает позу и т.д.
Наблюдение 4. Как хомяк делает запасы?
Цель - показать, что у хомяка есть защечные мешочки, в которых он может переносить еду в гнездо. Дети наблюдают, как хомяк закладывает корм в защечные мешочки, относит его нору, «выгружает» и снова возвращается к кормушке.
Наблюдение 5. Хомяк - чистоплотный зверек.
Цель - учить замечать, как хомяк умывается, чистит шерсть, пользуется туалетом.
Наблюдение 6. Как хомяк отдыхает?
Цель - выяснить режим отдыха и бодрствования хомяка в течении дня, в какой позе он спит, в каком месте.
Воспитатель предлагает детям подходить к клетке в разное время - до завтрака, после него, после прогулки, вечером. При обсуждении увиденного подводит к мысли, что хомяки днем обычно отдыхают, более активными становятся к вечеру, а ночью бодрствуют.
Наблюдение 7. Каков хомяк и чем он отличается от мыши?
Цель уточнить внешние особенности хомяка (круглое туловище, большая голова, шеи почти нет; небольшие ушки, глаза - бусинки, усики вокруг носа, лапки короткие, острые коготки; тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета; хомяк отличается от мыши тем, что у него нет хвоста).
Наблюдение 8. Как передвигается хомяк?
Цель - уточнить способы перемещения хомяка (может лазать, потому что имеет загнутые колготки: бегает не очень быстро: ноги короткие).
Наблюдение 9. Когда хомяка трудно заметить?
Цель - уточнить представление детей о маскировочной окраске хомяка. Развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно - следственные отношения.
На дно клетки насыпается песок, по бокам листы цветной бумаги (красная, белая, коричневая) дети издали наблюдают, отмечают, когда хомяк хорошо заметен, когда - не очень.
Наблюдение 10. Боится ли хомяк нападения сверху?
Цель учить наблюдать за поведением хомяка в ситуации, моделирующей нападение на него хищной птицы (замечать его действия, называть их, правильно объяснять). Используя заранее подготовленную черную бумажную модель хищной птицы, воспитатель инсценирует нападение на хомяка сверху (один раз, если хомяк сразу среагирует и убежит в нору, или два - три, если реакция не очень выражения).
Цикл наблюдений за ветками в вазе.
Цель: показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия. Свет на первых парах не нужен. Зарисовать 2-3 ветки в вазе передавая особенности строения.
Цикл наблюдений за ветками в вазе.
Цель: обнаружить изменение состояние веток, заметить набухшие почки, уточнить условия их жизни, поставить на свет, добавить питательные вещества. Наблюдения за ветками /четвертая неделя/.
Цель: обнаружить изменения в состоянии веток, появление листьев, цветов, корешков. Наслаждаться красотой распустившихся цветов, их ароматом. Зарисовать ветви на странице календаря, изобразить «полоску времени».
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками /кто живет в нашем
аквариуме?/
Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений) их названия, отметить общую красоту.
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками /какие наши рыбки?/.
Цель: уточнить с детьми особенности внешнего строения (форма тела, окраска, чешуи, особенности хвоста, плавников), различие и сходства рыбок живущих в аквариуме.
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками. /Как дышат рыбы?/
Цель: дать детям представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом жабрами. Жаберные крышки, которые их прикрывают расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются, так дышат рыбы.
Цикл наблюдений за елкой.
Наблюдение №1. Чем ель не похожа на другие деревья? У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. На ели весят продолговатые шишки, в них семена. Ель - хвойное дерево.
Наблюдение №2. /Как различить сосну и лиственницу/. У сосны иголки длинные, шишки короткие, она выше ели.
Наблюдение №3 /Чем ель на участке отличается от игрушечной елки/. На улице живая, у нее в земле корень, по стволу и веткам движется сок, меняются иголки. Игрушечная елка маленькая и не живая, с ней можно играть.
Наблюдение №4. Сколько лет елке? Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, по ним можно сосчитать сколько ели лет. Ель растет медленно.
Наблюдение №5. /Как себя чувствует сломанная елка?/ Она становится уродливой, но остается живой и продолжает расти, такая елка не так стройна. Ей надо посочувствовать.
Наблюдение № 6. /Ель очень красивое и полезное дерево/. Красиво выглядит ель когда на ней иней. Елью можно любоваться постоянно. Ель очень полезное дерево помогает нам быть здоровыми.
Цикл наблюдения за водой и снегом.
Наблюдение № 1. /Какая льется вода из крана?/ В водопроводе мы имеем холодную, горячую воду, она прозрачная чистая принимает форму любого сосуда.
Наблюдение № 2. /Как из снега получить воду?/ Снег это тоже вода, только замерзшая, из снега можно получить воду если нагреть, растает снег и получится вода. Можно подержать в горячей руке. Подышать на снежинки.
Наблюдение № 3. /Пар не всегда можно увидеть?/ Пар становится заметным, когда его очень много. Во время сборов на прогулку воспитатель
просит сделать глубокий вдох и выдох. Заметили ли вы пар? На улице обращает внимание на пар идущий изо рта при разговоре и дыхании.
Наблюдение № 4. /Куда делась вода из аквариума?/ Воспитатель предлагает посмотреть детям полный ли аквариум, стало ли меньше воды, предлагает самостоятельно объяснить куда исчезла вода.
Наблюдение № 5. /Когда из чашки и из тарелки с едой идет пар?/ Воспитатель предлагает обратить внимание на пищу в тарелках и чашках.
Цикл наблюдений за парой попугаев.
Наблюдение № 1. /Какие наши попугайчики?/
Цель: Уточнить внешние признаки птиц, сравнить их и выявить различие в окраске и других особенностях, обратить внимание на красоту.
Наблюдение № 2. /Какие условия нужны попугаям для нормальной жизни?/
Цель: обратить внимание детей на комплекс условий, которые нужны птицам - просторная клетка с просторными жердочками и песком на дне, зернышки и чистая вода.
Наблюдение № 3. /Как чувствуют себя попугаи?/
Цель: учить детей видеть проявление хорошего самочувствия птиц, скачут по клетке клюют корм.
Наблюдение: 4. /Как птицы относятся друг к другу?/
Цель: учить детей замечать действия птиц (смотрят, сцепляют клювы, прогоняют жердочки от кормушки).
Наблюдение № 5. /Как птицы строят гнездо?/
Цель: Предлагается самостоятельно понаблюдать, что птицы будут делать с домиком, строительным материалом.
Наблюдение № 6. /Какие перья на теле у попугая?/
Цель: установить, что перья разного окраса, и длиннее на крыльях и хвосте, клюв и ноги без перьев.
Наблюдение № 7. /Как птицы отдыхают и спят?/
Цель: показать детям, что птицы нуждаются в отдыхе, отдыхают и спят на жердочке.
Наблюдение № 8. /Как попугаи лазают?/
Цель: показать приспособительные особенности попугаев, позволяющие им лазить по клетке.
Наблюдение № 9. Почему не видно самочки?/
Наблюдение № 10. /Кто кормит самочку?/
Цель: установить, что попугай самец носит в клюве корм в гнездо для самки, чтобы она сидела на яйцах не вставая, значит обе птицы по разному участвуют в выведении птенцов.
Цикл наблюдений за черепахой.
Наблюдение № 1. /В каких условиях живет наша черепаха?/
Цель: уточнить, что для черепахи созданы условия, которые соответствуют ее потребностям (террариум, песчаный грунт).
Наблюдение № 2. /Как черепаха ходит?/
Цель: показать, что передвигается медленно, поочередно переставляя ноги.
Наблюдение № 3. /Долго ли живут черепахи?/
Цель: научить детей определять возраст черепахи, по рубцам на щитках панцеря (годичные кольца).
Наблюдение № 4. /Как маскируется черепаха?/
Цель: уточнить с детьми окраску и форму тела черепахи, показать, что они делают ее незаметной на песчано - пестром фоне среди камней.