Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Описание

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

диплом Погадаева.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

В течение дня планируется следующая работа:

1) дидактические  игры природоведческого характера;

2) разучивание  примет;

3) наблюдение  на прогулке;

4) трудовая  деятельность.

Количество  планируемых дидактических игр 1-2 в день. Разучивание и осмысление примет планируется на первой неделе. Наблюдения на прогулке проводятся только в I смену. Трудовая деятельность в основном включает в себя сбор мусора на участке, либо полив растений и кормление рыб (см. приложение 6). Возможно, это происходит в силу того, что данное ДОУ работает по программе «Радуга». Методы, которые используют воспитатели, осуществляя работы в течение дня - это наблюдение на прогулке, иногда элементарные опыты, преимущественно с объектами неживой природы. Один раз в два месяца планируется работа с географической картой, в ходе чего решаются следующие задачи: знакомство с картой, изучение месторасположения полезных ископаемых, распространение представителей флоры и фауны.

В процессе изучения развивающей экологической среды  группы и самого ДОУ мы установили, что из всех предложенных Рыжовой  Н.А. элементов развивающей среды  имеются: живой уголок в каждой группе, библиотека, огород, цветник (см. приложение 7). На территории ДОУ находится цветник, огород, где дошкольники осуществляют наблюдения, труд.

В старшей  группе есть живой уголок, где расположены  комнатные растения, календарь погоды. В ходе беседы с воспитателями мы выяснили, что растения отбираются для содержания с учетом принципов подбора растений для данной возрастной группы. На основе этого можно сделать вывод о том, что организация развивающей экологической среды на невысоком уровне.

Далее, чтобы выявить уровень сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста мы провели беседу с детьми, организовали дидактические игры, создавали проблемные ситуации, которые способствовали проявлению знаний и отношения к природе, так как в теоретической части данной работы мы определили, что критериями сформированности экологической культуры являются знания, отношения.

В процессе определения  уровня экологической культуры дошкольников мы опирались на следующие показатели уровней.

I. Знания.

Низкий  уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признакам.

Средний уровень знаний - знают наиболее существенные признаки живого. По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень знаний знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют всю группу живого в целом.

II. Отношения.

Низкий  уровень отношений - слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому.

Средний уровень отношения - неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяет свои потребности в общении с живым деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень отношения - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи, стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Для выявления  уровня знаний мы использовали «Диагностику природоведческих знаний» В.Г. Фокиной О.М. Газиной (см. приложение 8), где в соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы. В ходе данной работы детям предлагалось ответить на ряд вопросов, составить из набора карточек модель какого-либо явления, выбрать ту или иную карточку в качестве ответа на вопрос.

Результаты  оценивались в соответствии со следующими показателями:

1) знание растений  и животных экосистемы;

2) способность  устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме;

3) знание образа  жизни животных и их приспособленности  к окружающей среде;

В ходе наблюдения за поступками и деятельностью детей  мы пришли к следующему выводу: дети редко самостоятельно проявляют  заботу об обитателях уголка природы, чаще всего это они делают по напоминанию взрослого, что приводит к тому, что в деятельности по уходу за животными и растениями не прослеживается интерес у детей, они выполняют это не осознанно, не проявляя инициативы, что говорит о нетральном отношении к объектам природы, находящимся в непосредственном окружении.

В целом это  говорит, что у детей низкий уровень  экологической культуры, хотя у большинства  из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости  данных действий.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: из 18 опрошенных детей только у 4 детей высокий уровень экологической культуры, у 7 детей - низкий уровень, и у 7 детей - средний уровень (см. приложение 9)

Второй, формирующий  этап эксперимента предполагал составление перспективного плана эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитателю мы предложили работать по нашему плану работы по формированию экологической культуры старших дошкольников. Но перед этим мы организовали уголок природы в группе ДОУ. Изначально расширили фонд комнатных растений, внесли в группу «временных» обитателей живой природы и отвели им отдельное место. К данной деятельности привлекли родителей, несмотря на то, что изначально это происходило сложно, но затем почти каждый из них принимал участие. Работа проходила следующим образом. На первой неделе каждого месяца мы предлагали провести беседу, с целью закрепления полученных знаний. Ежедневно мы планировали проведение наблюдений за объектами природы. Проводилось занятие по экологическому образованию 1 раз в неделю. Полученные знания детей закреплялись при проведении элементарных опытов с объектами природы и в дидактических играх. Несколько раз в месяц проводилось моделирование, где дети совместно с взрослыми изготовляли модель природы, передающую особенности, характерные для каждого из сезонов. Данной деятельности содействовали экскурсии в природу, обобщающие знания детей о каждом сезоне беседы. А так как существует 4 сезона, то после изучения данной программы в группе появилось 4 модели природы, по одной на сезон. Так же было проведено 3 экскурсии.

На заключительном, контрольном этапе исследования целью, являлось выявить изменения  уровня экологической культуры детей  старшего дошкольного возраста. Для  этого мы провели диагностику природоведческих знаний и отношения к природе детей, используя методики, описанные на 1 этапе эксперимента. В ходе беседы детям предлагалось ответить на вопросы, а в ходе игры дошкольники составляли модель какого-либо явления природы из набора карточек, также решали проблемные ситуации.

Обработав, полученные данные мы занесли их в таблицу (см. приложение 10). Таким образом, из 18 опрошенных детей в группе с низким уровнем экологической культуры - 2 человека, в группе со средним уровнем -6 человек, а в группе с высоким уровнем - 10 человек. После проведенного наблюдения за деятельностью детей можно сказать о том, что они принимают активное участие в уходе за обитателями уголка природы в группе и дома. Дошкольники самостоятельно наблюдают за ростом и развитием объектов природы «зеленого» уголка группы, в ходе чего пытаются установить причину того или иного явления.

Сравнительный анализ полученных данных с данными  констатирующего эксперимента (см. приложение 11, 12) позволил сделать следующие  выводы: 4 человека, у которых был низкий уровень экологической культуры, переместились в группу детей со среднем уровнем, 5 детей из которого переместились в группу с высоким уровнем.

Анализ полученных данных (см. приложение 13) позволил сделать  следующие выводы: в целом у детей произошло повышение уровня сформированности экологической культуры на уровень согласно их возрастным и индивидуальным возможностям.

Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экологическая культура личности это итог экологического образования; она включает в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами в своей деятельности, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающего человека среде, здоровью людей.

Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с  дошкольного детства, ее становление  происходит при участии и под  руководством взрослого. Интерес к  процессу формирования экологической  культуре детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе по этому направлению, в ходе создавались образовательные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, где определено содержание культуры детей на каждом возрастном этапе, а также рекомендуются формы организации, методы и средства необходимые для осуществления данного процесса.

Роль среды, как фактора формирования развивающейся личности, подчеркивалось рядом выдающихся педагогов психологов; она обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка. Непосредственное общение с природой в условиях развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книги и рассказы взрослых. Организация развивающей экологической среды в ДОУ создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, а также дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте. Формирование экологической культуры личности и ее проявления всегда связано с деятельностью в процессе наблюдения. Первоосновой возникновения у ребенка осознанно-правильного отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами. Организация развивающей экологической среды в ДОУ обеспечивает включение дошкольников в природоохранную деятельность, что является условием формирования экологической культуры. Формирование отношения к природе, проявление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряженное поиском специальных педагогических приемов, вызывающих у него личностные переживания (эмоции). Любая деятельность ребенка, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его роль в природе. Взаимодействие ребенка с природой организует и руководит им воспитатель тем самым ряд задач содействующих формированию осознанно - правильно отношения к природе. Воспитатель организует работу с родителям, так как они являются тоже участниками экологического образования детей дошкольного возраста так как отношение взрослого к природе, которое видит ребенок откладывает отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером. Работу по просвещению родителей в вопросах экологического образования дошкольников воспитатель осуществляет, используя различные формы.

Таким образом, целесообразное и планомерное взаимодействие педагога - ребенок - родители приводит к решению основной цели образования, то есть формирование у детей экологической культуры.

В третьей  главе описано проведённая исследовательская работа, в ходе которой мы изучили влияние экологической среды, привлечение детей к природоохранной деятельности, взаимодействие педагог - ребенок - родители на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста. И пришли к выводу о том, что организация экологической развивающей среды ДОУ в соответствии с выдвигаемыми требованиями, является важным условием для формирования экологической культуры детей, так же как и привлечение детей к природоохранной деятельности и взаимодействие с родителями, которые тоже являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Следовательно, мы практическим путем подтвердили  гипотезу, выдвинутую нами вначале работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Аквилев  Г.Н. Методика преподавания в  начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 240с.

2 .Акулинцева  Т. Будем экологически грамотными.// Дошкольное воспитание.-1996.-№ 7.- С.99

3. Алексеев  В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998. -240с.

4. Артамонова  О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности.//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4.- С.37-42

5. Ашиков В.И.  Семицветик. Программа и руководство  по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России.-1998.-172с.

6. Белавина  И.Г. Планета — наш дом. - М.: ЛАЙДА, 1995.-95с.

7.  Белая  К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей  детским садом. -М.: АСТ.-1997.-394с.

8. Большой  энциклопедический словарь./ Под. ред. Прохорова А.И.-М.: «Советская энциклопедия», Т.2, 1991

9. Бондаренко  Т.М. Экологические занятия с  детьми 5-6 лет. - Воронеж: Учитель, 2002.-159с.

10. Ю.Бочарова  Н.И. Организация прогулок - походов с детьми старшего дошкольного возраста. - Орел, 1998.-200с.

11. Брем А.Э.  Жизнь животных. Птицы.- М., 1992. -54с. 

12. Глейзер  С. Необычный аквариум. - М., 1988.-170с. 

13. Детство:  Программа развития и воспитания  детей в детском саду./Под.ред. Т.И. Бабаевой. - М.: СПб, 1995 .-288с.

14. Егоренков  Л.И. Экологическое воспитание  дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 128с.

15. Захлебанный  А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание. - 1985.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников