Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Описание

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

диплом Погадаева.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Поиск и определение  новой позиции отчетливо проявляется  на конференции «Экологическая культура и образование» 1998 г. Специалисты  ищут принцип обновления, которое  вносит экологический подход в рассмотрении вопросов образования и культуры. По мнению С.Н Глазычева и О.Н Козловой, он сводится к тому, что все явления окружающего мира включая и человека со всеми его потребностями, интересами, деятельностью следует рассматривать в их взаимосвязанности, взаимозависимости. Авторы считают, что должен утвердиться принцип «расширения зоны видения»,

изучение не отдельных  объектов, а восприятие мира в целом, необходимо ориентация на абсолютные культурные ценности. Этот принцип  поддерживается многими. Г.Н Саенко считает, что в основу нового подхода (расширенной зоны видения) должны быть положены идеи В.И Вернадского.

На необходимость расширения понятия экологической культуры -привнесения в него представлений  о всеобщих ценностях, взгляда на мир как целостный организм, - на его объективную красоту и неповторимость указывали почти все участники конференции (А.М Буровский, Н.В Груздева, Н. Беркова, И.Д Зверев и др.). При этом обращается внимание на то, что необходимо различать истинную культуру и цивилизацию - в последней «духовное, живое начало культуры окостенело и омертвело».(Е.Б Кнорре.)

В.А Игнатова всесторонне  изучает процесс становления  экологической культуры, где исходной является такая позиция экологическая  культура - часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, окружающая взаимосвязь человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. А критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде.

Большинство исследователей, рассматривая феномен экологической культуры, опирается на подсистемы понятия, в качестве которых выступают экологическое мышление, экологическое сознание, отношение, экологическая деятельность, т.е. экологическая культура, рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

В этом случае экологическое  мышление определяется как мыслительный акт для решения конкретной экологической  задачи. Человек вооруженный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т.е. мышление определяет действие, поведение, конкретную деятельность.

Экологическое сознание - это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э.В Гирусов, Ю.Г Марков, Н.Г Васильев и др. рассматривают его как  совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особое значение имеет прогнозирование-умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия воздействия человека на природную среду.

Экологическое сознание в целом может быть названо  эксцентрическим, поскольку для  него характерны следующие особенности;

1) высшую ценность  представляет гармоничное развитие  человека и природы;

2) отказ от иерархической  картины мира;

3) целью взаимодействия  с природой является максимальное  удовлетворение, как потребностей  человека, так и потребностей всего природного сообщества; воздействия на природу сменяется взаимодействием с ней;

4) характер взаимодействия  с природой определяется своего  рода «экологическим императивом»: правильно и разумно только  то, что не нарушает существование  в природе экологического равновесия;

5) природа и все  природное воспринимается как  полноправный субъект по взаимодействию  с человеком;

6) этические нормы  и правила ровным образом распространяются  как взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с  миром природы;

7) развитие природы  и человека мыслится как процесс  взаимовыгодного

единства;

8) деятельность по  охране природы продиктована  необходимостью, сохранить природу  ради ее самой.

Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны:

  • ориентировать на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;
  • восприятие природных объектов, как партнеров по взаимодействию с человеком;
  • баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Сформированное экологическое  сознание кардинальным образом меняет отношение человека к природе.

Экологическое сознание выполняет важные функции:

  • - просветительская;
  • - развивающая;
  • - воспитательная;
  • - организующая:
  • - практическая. (Б.Т. Лихачев, 1998).

Эффективная реализация функций экологического сознания ведет  к формированию у человека экологической  культуры. А многообразие ее аспектов, по мнению Л.Г. Симинова (2000г.) можно  представить, выделив следующие  компоненты:

    • - экологическое знание, умение;
    • - экологическое мышление;
    • - ценностные ориентиры;
    • - экологически оправданное поведение.

Б.Т. Лихачев (1998 г.) рассматривает  экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. По мнению В.И. Ашикова (1998) культура человека вмещает в себя «духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое сознание, то есть от него, человека, личностной культуры и сознания».

Итогом экологического образования, по мнению А.А. Парахина, должно стать высокоразвитая экологическое  сознание, составляющие экологическое  мышление и экологическая культура личности, воспитание и формирование у нее чувства прекрасного, чувства любви к природе, и главное, - гармонизация взаимоотношений между человеком и природой, а также формирование «экологии души», которое по существу особая форма бытия сущего.

Истоки экологической  культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного  отношения к природе, к природным  богатствам родной земли. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли «читать» книгу природы  и передавать накопленные знания детям. Они хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.

В процессе общения с  природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы  и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на земле.

К сожалению, народная культура отношений человека к природе  во многом утрачена, а ее возрождение - важная и благородная задача педагогической науки и практики.

Глобальные проблемы современности требуют переосмысления исторически сформировавшейся в  человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее отношение  человека к природе.

А.А Скворцов описывает  четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия (Ситаров В.А.  Социальная экология. - М; Академия, 2000. – С. 120-121):

1) безнравственное, злое  отношение (поджог леса ради  забавы и т.д.)

2) утилитарное (усмотрение  в природе только ресурсов);

3) теоретическое, научное,  противостоящее сугубо утилитарному (только ищет объективные законы  природы и т.д.);

4) эстетическое.

Однако А.А Скворцов (там же) считает, первый и второй типы отношений недопустимы, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе-«утверждает человеческого начала в космосе и космического в человеке».Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Таким образом, экологическая культура- это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно( берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

 

1.2. Формирование  основ экологической культуры

как одна из задач воспитания дошкольников

Дети всегда и везде  соприкасаются с природой. Для  того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В  соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:

  • -  в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях,  животных и  простейших,  доступных чувственному восприятию детей, связях между ними объектами и явлениями природы;
  • - в сенсорном развитии - совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий (С.А Веретенникова, 1980г.).

Богат, прекрасен и  бесконечно разнообразен окружающий нас  мир природы. Ввести ребенка в  этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов, - пишет Л.А Каменева (Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г Саморуковой - М: Просвещение, 1991.- С.З). Она так же утверждает, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Тенденция к ухудшению  экологического состояния нашей  планеты и необходимость преодоления  экологических проблем породили новое направление в образовании - экологическое.

Последнее десятилетие XX века ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Вследствие чего новой областью дошкольной педагогики стало экологическое образование дошкольников. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы в детских образовательных учреждениях, где развернута экспериментальная работа, направленная на поиск путей обновления содержания, технологий построения новых моделей экологического образования. В итоге существуют различные программы экологического образования детей дошкольного возраста. Они решают различные цели, красной нитью которых являются формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Так, например, в программе  культурно-экологического развития детей дошкольного возраста В.И Ашиков определяет цель - обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. А одной из задач является «заложение основ культурно- экологического сознания как базиса личностной культуры».

Цель программы по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» автора. Н.А Рыжовой состоит в воспитании «с первых лет жизни гуманной, социально- активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней».Данная программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности.

Среди педагогических задач  автор программы по основам экологии для дошкольников и младших школьников «Планета - наш дом» выделяет:

- усвоение новой системы  экологических знаний;

-  формирование у  детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников