Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.
Поиск и определение
новой позиции отчетливо
изучение не отдельных объектов, а восприятие мира в целом, необходимо ориентация на абсолютные культурные ценности. Этот принцип поддерживается многими. Г.Н Саенко считает, что в основу нового подхода (расширенной зоны видения) должны быть положены идеи В.И Вернадского.
На необходимость расширения понятия экологической культуры -привнесения в него представлений о всеобщих ценностях, взгляда на мир как целостный организм, - на его объективную красоту и неповторимость указывали почти все участники конференции (А.М Буровский, Н.В Груздева, Н. Беркова, И.Д Зверев и др.). При этом обращается внимание на то, что необходимо различать истинную культуру и цивилизацию - в последней «духовное, живое начало культуры окостенело и омертвело».(Е.Б Кнорре.)
В.А Игнатова всесторонне изучает процесс становления экологической культуры, где исходной является такая позиция экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, окружающая взаимосвязь человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. А критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде.
Большинство исследователей, рассматривая феномен экологической культуры, опирается на подсистемы понятия, в качестве которых выступают экологическое мышление, экологическое сознание, отношение, экологическая деятельность, т.е. экологическая культура, рассматривается как широкое интегративное свойство личности.
В этом случае экологическое
мышление определяется как мыслительный
акт для решения конкретной экологической
задачи. Человек вооруженный
Экологическое сознание - это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э.В Гирусов, Ю.Г Марков, Н.Г Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особое значение имеет прогнозирование-умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия воздействия человека на природную среду.
Экологическое сознание в целом может быть названо эксцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности;
1) высшую ценность
представляет гармоничное
2) отказ от иерархической картины мира;
3) целью взаимодействия
с природой является
4) характер взаимодействия
с природой определяется
5) природа и все
природное воспринимается как
полноправный субъект по
6) этические нормы
и правила ровным образом
7) развитие природы
и человека мыслится как
единства;
8) деятельность по охране природы продиктована необходимостью, сохранить природу ради ее самой.
Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны:
Сформированное экологическое сознание кардинальным образом меняет отношение человека к природе.
Экологическое сознание выполняет важные функции:
Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у человека экологической культуры. А многообразие ее аспектов, по мнению Л.Г. Симинова (2000г.) можно представить, выделив следующие компоненты:
Б.Т. Лихачев (1998 г.) рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. По мнению В.И. Ашикова (1998) культура человека вмещает в себя «духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое сознание, то есть от него, человека, личностной культуры и сознания».
Итогом экологического образования, по мнению А.А. Парахина, должно стать высокоразвитая экологическое сознание, составляющие экологическое мышление и экологическая культура личности, воспитание и формирование у нее чувства прекрасного, чувства любви к природе, и главное, - гармонизация взаимоотношений между человеком и природой, а также формирование «экологии души», которое по существу особая форма бытия сущего.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, к природным богатствам родной земли. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли «читать» книгу природы и передавать накопленные знания детям. Они хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на земле.
К сожалению, народная культура отношений человека к природе во многом утрачена, а ее возрождение - важная и благородная задача педагогической науки и практики.
Глобальные проблемы
современности требуют
А.А Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия (Ситаров В.А. Социальная экология. - М; Академия, 2000. – С. 120-121):
1) безнравственное, злое отношение (поджог леса ради забавы и т.д.)
2) утилитарное (усмотрение в природе только ресурсов);
3) теоретическое, научное,
противостоящее сугубо
4) эстетическое.
Однако А.А Скворцов (там же) считает, первый и второй типы отношений недопустимы, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе-«утверждает человеческого начала в космосе и космического в человеке».Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.
Таким образом, экологическая культура- это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно( берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.
1.2. Формирование основ экологической культуры
как одна из задач воспитания дошкольников
Дети всегда и везде
соприкасаются с природой. Для
того чтобы они правильно
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов, - пишет Л.А Каменева (Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г Саморуковой - М: Просвещение, 1991.- С.З). Она так же утверждает, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.
Тенденция к ухудшению
экологического состояния нашей
планеты и необходимость
Последнее десятилетие XX века ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Вследствие чего новой областью дошкольной педагогики стало экологическое образование дошкольников. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы в детских образовательных учреждениях, где развернута экспериментальная работа, направленная на поиск путей обновления содержания, технологий построения новых моделей экологического образования. В итоге существуют различные программы экологического образования детей дошкольного возраста. Они решают различные цели, красной нитью которых являются формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Так, например, в программе культурно-экологического развития детей дошкольного возраста В.И Ашиков определяет цель - обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. А одной из задач является «заложение основ культурно- экологического сознания как базиса личностной культуры».
Цель программы по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» автора. Н.А Рыжовой состоит в воспитании «с первых лет жизни гуманной, социально- активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней».Данная программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности.
Среди педагогических задач автор программы по основам экологии для дошкольников и младших школьников «Планета - наш дом» выделяет:
- усвоение новой системы экологических знаний;
- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;