Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.
- овладение нормами
и правилами поведения в
- формирование не утилитарного, разумного отношения к экосистеме.
Эта программа органически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.
Автор программы «Паутинка» Н.Л Васякина Новикова, цель экологического образования детей дошкольного возраста определяет как «формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у ребенка планетарное мышление на основе формирования социально - экологического идеала, представляющего собой образ совершенства экологической среды и социально-экологических отношений, определяющий способ мышления и деятельности людей и представляющий собой единство соответствующих знаний, оценки и предписания. Эта цель решается посредством многих задач, среди которых можно выделить:
Многие дошкольные образовательные учреждения используют данную программу в педагогическом процессе, мы предлагаем рассмотреть более подробно. В программе не дается распределение материала по возрастным группам; что позволяет, по мнению С.Н Николаевой (1999 г.), начать ее реализацию в любой возрастной группе. «Отсутствие жесткой регламентации позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся детей и не торопить с обязательным усвоением материала детей, развивающихся в медленном темпе». Реализация программы осуществляется на основе ряда принципов, материал в течение учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний и впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно повторяется в течении учебного года на новом материале, в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям. В данной программе выделены разделы, состоящие из нескольких тем, в каждой из них указаны знания и отношения, которыми дошкольники овладевают в процессе изучения темы.
«Знания - не самоцель, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носит эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно относиться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и поэтому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения».
В отличии от программы «Юный эколог» С.Н Николаевой программа Н.А Рыжовой (1996) содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого - географических, национально-культурных. Оно состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке дети знакомятся с различными доступными их пониманию, компонентами окружающей среды, а последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом из компонентов. Завершающий блок является обобщающим по отношению к предыдущим. В каждом блоке выделяется обучающий и воспитывающий компонент. Обучающий компонент - первоначальные сведения, воспитывающий - понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное отношение к ней,
Если сравнить эти
блоки с выделенными в
начало экологическому сознанию; в результате использования воспитателем личностно - ориентированных методов работы с детьми осуществляется трансформация знаний в отношения. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Необходимо помнить, что отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.
Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себя несет.
Отношение, построенное
вне понимания закономерных связей
в природе, социоприродных связей человека
с окружающей средой, не может быть
стержнем экологической культуры, не
может стать началом
Из этого следует, то,
что необходимость преодоления
экологических проблем
А отношение дошкольников к природе имеет ряд аспектов:
1) обусловленное созерцательной оценкой природных объектов;
2) вызванное утилитарной оценкой;
3) обусловленное нравственно- эстетической оценкой;
Таким образом, экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованиям и развитием самой природы.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.1
______________________________
1 Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика. 1983. - С. 8
1.3. Содержание
экологической культуры
Начала экологической
культуры - осознанно- правильное отношение
рассматриваются как
В психолого - педагогических исследованиях теоретиков и практиков дошкольного образования доказана возможность освоения детьми различных по содержанию и характеру экологических знаний и представлений, которые входят в экологическую культуру ребенка дошкольника. Например, экспериментальными работами Плохий З.П. и Хайдуровой И.А. доказано, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей: связи внутри сообщества лесных растений, связей между обитателями луга. Исследователями Игнаткиной Л.С. и Христовой, Т.В. посвященными ознакомлению дошкольников с ростом и развитием животных и растений, установлено, что у детей могут быть сформированы особого типа (динамические представления, которые отражают процесс морфофункциональных изменений растущих живых существ и взаимосвобитания. Исследования Федотовой A.M. установлено возможность познания старшими дошкольниками многообразия животного мира с экологических позиций, в основе которых лежит конвергентное сходство неродственных объектов, проживающих в одинаковой среде. Исследованием Кондратьевой Н.А. подтверждено: старшие дошкольники способны усвоить систему знаний, центральным звеном которой является понятие «живой организм». Итак, возможности дошкольного периода формирования экологических знаний, составляющих основу экологической культуры велики.
На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам. Как мы уже говорили, важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Д. Дерябо, В.А. Левин и др. рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявления. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, в практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.
Обстоятельное психологическое
исследование В.А. Ясвина установило, что
новым типом отношения к
Что касается содержания экологических отношений, так здесь выделяют два структурных элемента:
______________________________
1 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 104-109.
- социально - экономические
отношения, которые
- реально - практические отношения, которые включают в себя:
Авторы разных работ
отмечают, что появляющиеся у детей
хорошие отношения к природному
окружению это результат
Итак, содержанием экологической культуры являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе это важное направление экологического
образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.