Эстетическое воспитание и художественное образование школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание

Цель – изучение содержания эстетического и художественного воспитания.
Задачи курсовой работы:
1. Познакомиться с теоретическими основами эстетического воспитания школьников.
2. Рассмотреть сущность, формы эстетического воспитания.
3. Выявить значения изобразительного искусства как средство художественного воспитания, образования школьников.
4. Определить роль музыки в системе художественного образования школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ……………...………………………………………………………..5
1.1 Сущность эстетического воспитания школьников…………………………...5 1.2 Формы эстетического воспитания школьников…………………………………10
2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ………..……………..17
2.1 Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образования школьников………………………………………………………………17
2.2 Музыка в системе художественного образования школьников………….......24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. готовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась в начале искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой [19].

В последние годы становится особенно ясной необходимость создания педагогической концепции, которая  бы давала определенное направление  формированию музыкальной культуры школьников, соответствующей основным принципам ее развития в условиях социалистического общества.

Такая музыкально педагогическая концепция была создана Д. Б. Кабалевским и получила свое воплощение прежде всего в «Основных принципах и методах программы по музыке для общеобразовательной школы» — статье, предваряющей разработанную под его руководством новую программу по музыке, где она наиболее полно реализована, а также в ряде книг, в других статьях и многочисленных выступлениях [20].

Концепция Д. Б. Кабалевского исходит из музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с жизнью. Выполняя эстетическую, воспитательную и познавательную функции, музыкальное искусство вместе с тем составляет неотъемлемую часть самой жизни. Д. Б. Кабалевский пишет: «Искусство неразрывно связано с жизнью, искусство всегда часть жизни». Он подчеркивает что «искусство, созданное человеком, создается им о человеке и для человека — в этом принципиальный смысл связи музыки и жизни... Именно поэтому искусство всегда обогащало и одухотворяло идейный мир людей, укрепляло их мировоззрение, умножало силы» [21].

Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка – это  средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни. «Музыка – язык чувств», – сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете эпохи Возрождения, на рубеже XVI–XVII веков. Это было время, когда человек осознал себя личностью, способной мыслить, чувствовать и творить, когда расцвело светское искусство, и родилась опера. Выражение человеческих страстей-аффектов стало первостепенной задачей музыкального искусства в XVIII веке, а в эпоху романтизма мир эмоций и ощущений становится основной сферой, к которой обращаются композиторы в поисках тем, образов и даже средств выражения.

Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту, различать возвышенное, комическое... т. е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Можно сказать, что музыкальное восприятие—это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков.

Поскольку «проникновение во внутреннюю структуру музыки»  — сложный процесс, ему нужно  специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст человеку — ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия [22].

Восприятие музыки тесно  связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Вкус характеризуется тем, что человек предпочитает, выбирает и оценивает как наиболее интересное, нужное. Если его положительную непосредственно-эмоциональную оценку получают произведения высокохудожественные, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае — плохим (возможно, неразвитым). Вкус может быть ограниченным и — широким, и одновременно хорошим или плохим, т. е. человеку могут нравиться подлинно художественные произведения, но их количество может быть большим или малым. То же самое можно сказать и о плохом вкусе: нравится многое, но низкопробное или и немногое, и низкопробное [23].

Хороший музыкальный  вкус означает, что его обладатель способен испытывать эстетическую радость, наслаждение от подлинно прекрасных произведений. Другие произведения могут вызвать активную неприязнь (если они претендуют на свою значительность) или восприниматься, не оставляя сколь-нибудь значимого следа в душе слушателя [24].

Все вышесказанное подтверждает важность положения о необходимости учить воспринимать музыку. Конечно, прежде всего, нужно «общаться» с ней, слушать.

На уроках музыки уже  в начальной школе учащиеся, наряду с музыкой, специально написанной для детей, встречаются с произведениями, выходящими за пределы сугубо детского музыкального репертуара - с сочинениями серьезного классического искусств. Ввести школьников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества - программная установка новой системы музыкальных занятий в общеобразовательной школе. При этом способность школьников к эмоционально непосредственному и в то же время основанному на размышлении, осмысленному восприятию произведений музыкальной классики характеризует самые важные итоги музыкального развития школьников, ступени формирования их культуры [25].

Таким образом, педагогическая организация процесса музыкального развития детей, обусловленная логикой  организации программы, позволяет  школьникам уже в начальной школе  эстетически адекватно воспринимать произведения музыкальной классики. Учитель музыки не должен забывать о дидактической природе этой возможности, не полагаться на «высокий потенциал взрослости» современных детей, а планомерно педагогически обеспечивать развитие музыкального восприятия школьников.

 

 

 

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подлинное эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и  действительности. Эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой, прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, веру в прогрессивные общественные идеалы, ответственность перед обществом и его будущем.

Сегодня необходимо воспитывать  у школьников широкое эстетическое отношение к действительности, которое оказывает огромное влияние на формирование нравственно-эстетических идеалов, на отношение к труду, общественной собственности и людям. Жизнь требует от школы такой филигранной воспитательной работы с детьми, результаты которой всегда являлась бы красота. Речь идет не просто о понимании учащимися красоты в искусстве и жизни, что, конечно, очень важно, а о систематическом творчестве красоты самыми школьниками в самых различных видах собственной деятельности: в учебе, в труде, в творчестве, поведении.

Эстетика всей детской  жизни, формирование эстетического  отношения к действительности у  школьников в процессе основных видом  деятельности наряду с эстетическим воспитанием искусством есть насущная педагогическая необходимость.

Наиболее эффективное решение вопроса возможно тогда, когда в эту работу на ряду с преподавателями предметов эстетического цикла включаются все учителя и воспитатели, когда эстетическое воспитание будет осуществляется на каждом уроке естественного и гуманитарного цикла на каждом внеклассном и внешкольном мероприятии, в работе каждого кружка.

Литература и искусство  не является только средствами эстетического  развития личности. Не в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с  такой полнотой как художественном произведении. Именно поэтому воздействие подлинных произведений и искусства на складывающуюся личность так велико и разносторонне. Детство и юношество - периоды становления человека, когда он в полной мере находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом периоде, когда зарождаются и крепнут истоки его творческих сил и способностей, могут быть созданы все условия для развития его духовных и нравственно - эстетических потребностей, развиты чувства и ум, заложены основы всей будущей деятельности.

К важнейшим характеристикам  образовательных программ относится  их «открытость», внутренняя подвижность  содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей.

Программы художественного образования ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Объединяющей характеристикой всех программ художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным познавательным, творческим потенциалом.

Таким образом, важнейшей характеристикой системы дополнительно художественного образования является направленность на развития творческих способностей детей и свобода в реализации педагогических инноваций.

 

 

 

 

 

 

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года N 389-1 Об образовании. С изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 22.11.99 г. N 484-1; от 11.06.01 г. N 207-II.

2. Толстых В. И., Эренгросс Б. А., Макаров К. А. Эстетическое воспитание, 1997, -М.: высшая школа, 290 с.

3. Бычков В. В. Эстетика. – М.:Гардарики, 2005, 150 с.

          4. Буров А.И. О специфике содержания и формы.// Вопросы философии.-1998.-№5

5. Киященко Н. И. Эстетика–философская наука.– М.: Вильямс, 2005, 592 с.

6. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. Библиотека «Программы воспитания и обучения». -М.: Мозаика –Синтез, 2009 г.. 352 с.

7. Николаева А. В., Николаев Н. А. Эстетическое воспитание. Семья. Этикет. Культура. -.: Молодая гвардия, 2009 г., 248 с.

          8. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников.- М.: Просвещение, 2006.

9. Поляков О. Система работы по художественно – эстетическому воспитанию учащихся. 5-11 класс. –М.:корифей, 2009 г., 112 с.

         10. Шапинская Е.Н. С.А. Иванов, Н.И. Киященко. Образование и искусство в формировании целостной личности. – М.: Школа-Вуз-Академия, 2002

         11. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема обратных связей.// Психология художественного творчества: Хрестоматия.- Минск: Харвест, 1999

         12. Гегель Лекции по эстетике, К.3., Т.14, Академия наук СССР. Институт философии.- М.: Соц.- экономич.изд., 2008.

13. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства.- М.: Просвещение.

        14. Введение в теорию художественной  культуры Учебное пособие. СПб.: 1993

15. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинах.//Сборник статей об искусстве. - М.: Просвещение,2006

        16. Дополнительное образование детей:  Учеб. пособие для студ. высш. учебн.  заведений./ Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитарный издательский  центр ВЛАДОС, 2003.

        17. Из истории музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.А. Москва Просвещение 1990 г.

        18. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 2001.

        19. Абдулин Э.Б. Музыка в начальных классах. М., 2005г.

        20. Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Музыка в школе Москва 2005 г.

        21. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке Москва, Просвещение, 2009.

         22. Порфирьева А.Л. Музыкальная классика и современность. М., 2002г.

         23. Хрестоматия по методике музыкального  воспитания. Составитель Апраксина О.О. – Москва: Просвещение 1997 г.

         24. Телевич А.А. О воспитании чувств учащихся на уроках музыки. М.: 1998

         25. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: 2001г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

КРУЖКИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.

КРУЖОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Акварель»

План кружка

ЦЕЛЬ:

-привить участникам  кружка любовь к искусству;

-воспитание средствами  искусства;

-расширить знания  об эстетике.

 

ЗАДАЧИ:

-развитие и укрепление  интереса к искусству, культуре, эстетике;

  -развитие творческих способностей;

-ознакомить с новыми  видами искусства.

 

СПЕЦИФИКА КРУЖКА:

-обучение на 3 языках;

-консультирование с  экспертами в областях культуры  и искусства;

-многообразие проведения  занятий, т.е. увлекательные, познавательные  формы проведения;

-индивидуальные занятия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН КРУЖКА

 

0

1

 

 

2-3

 

 

4-5

 

6

 

7-8

 

9

10

11-13

14-15

16-17

18

 

19

20-21

 

22-23

24-26

27-28

 

29

 

30-33

 

34-35

36

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

октябрь

 

 

октябрь

 

 

октябрь/ноябрь

 

ноябрь

 

ноябрь

 

декабрь

декабрь

декабрь/январь

 

январь

 

январь/февраль

 

февраль

 

февраль

 

февраль/март

 

март

 

март/апрель

 

 

апрель

 

апрель

 

май

 

 

май/июнь

 

 

июнь

 

Планирование кружка.

Введение. Понятие эстетики (беседа, опрос, укрепление знаний в  виде игры «снежный ком»)

Ознакомление с материалами художника (демонстрация наглядных пособий)

Живопись. Акварель (работа с красками, палитрой и т.д.)

Картинная галерея (поход  в музей искусств)

Беседа «о походе в  музей»

Презентация работ учащихся

Уроки экспертов культуры и искусства (консультирование, игра, беседа)

Боди-арт. Что это такое? (презентация, слайд-шоу)

Граффити. Что это такое? (знакомство с техниками, наглядными пособиями)

Обучение техникам граффити

 

 

Конкурс «Экстраординарный  художник» + призы лучшим участникам

Беседа о великих  художниках

 

Рисуем на свободную  тему

 

 

Выставка рисунков

 

Гравюра. Основная технология выполнения работ (ознакомление, наглядные  пособия, проведение практических занятий)

 

Пейзаж. Изображения природы (обучение техники живописи, наглядные  пособия)

«Мой ксанаду» (викторина)

 

 

Художественные фотографии. Фотоискусство (демонстрация фотоаппаратов, фотоснимков)

 

 

Фотографирование на открытом воздухе (беседа, игра, фотоснимки)

 

 

Заключительные занятия.

 

Выдача сертификата.

 

Прощальный вечер (чаепитие)

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

1

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Эстетическое воспитание и художественное образование школьников