Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат
Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Глава I Теоретические
аспекты компьютерных технологий в
современном обществе
1.1 Психолого-педагогические
особенности детей и
1.2 Роль компьютерных
игр в деятельности детей и
подростков
1.3 Компьютерная зависимость
как результат увлеченностью
компьютерными играми
Глава II. Реализация
социально-педагогической программы
по профилактике компьютерной зависимости
детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические
аспекты социально-
2.2 Результативность
социально-педагогической
2.3 Методические рекомендации
по профилактике компьютерной
зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность: исследование
проблем компьютерной зависимости
детей в России приобретает особую
значимость в бурном развитие компьютерных
технологий. В последние года компьютерные
игры накладывают определенный отпечаток
на развитие личности современного ребенка.
Мощный поток новой информации, применение
компьютерных технологий, а именно
распространение компьютерных игр
оказывает большое влияние на
воспитательное пространство современных
детей и подростков. Создание воспитательного
пространства - это необходимое условие
становления личности ребенка не
только в стенах образовательного учреждения,
но и за его пределами. Существенно
изменяется и структура досуга детей
и подростков, т.к. компьютер сочетает
в себе возможности телевизора, DVD
приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент
увеличивается количество детей
и подростков умеющих работать с
компьютерными программами, в том
числе и играть в компьютерные
игры. Вместе с тем несомненным
положительным значением
Компьютеризация всех
сфер общественной жизни человека -
одно из самых впечатляющих событий
последней четверти XX века. Компьютер
стал неотъемлемой частью современной
жизни, захватывая своим влиянием современных
детей и подростков.
В ходе анализа научно-педагогической
литературы и практического опыта
по профилактике компьютерной зависимости
нами были обнаружены противоречия: между
возможностью применения компьютерных
технологий детьми и подростками
в своей деятельности и недостаточной
разработанностью вопроса по профилактике
компьютерной зависимости в теории
и практике педагогической науки; между
развитием компьютерных технологий
и их разработанностью применительно
к решению современной проблемы
компьютерной зависимости.
Все выше изложенное
и обусловило проблему исследования:
каким образом можно
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-
2. Раскрыть специфику
компьютерных игр
3. Определить роль
компьютерных игр в
5. Выявить результативность
социально-педагогической
6. Разработать рекомендации
для родителей учащихся по
профилактике компьютерной
Гипотеза исследования:
социально-педагогическая программа
по профилактике компьютерной зависимости
детей и подростков будет эффективна
если:
- методические работы
с детьми будут строиться на
основе воспитательных
-будут создаваться
такие ситуации воспитания, когда
педагог ставит учащихся перед
проблемой практического
- предусматривать
непрерывность,
Теоретико-методологическую
основу исследования составили: концептуальные
идеи ученых и педагогов о профилактике
компьютерной зависимости (М. Коул, С. Пейперт,
А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и
др.); психолого-педагогические положения
о закономерностях развития человека
(Л.И. Божович, Немов Р.С., Л.С. Выготский,
Караковский В.А., А.Н. Леонтьев, Л.С.
Рубинштейн, Крутецкий В.А,); аксиологический
подход к проблемам образования
и воспитания (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева,
Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова,
З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов); методологические
принципы педагогического исследования
(Н.И. Загузов, А.И. Кочетов, В.В. Краевский,
В.А. Сластенин).
Методы исследования:
Изучение и теоретический
анализ философской, психолого-педагогической
и научно- методической литературы;
педагогический эксперимент; наблюдение;
беседа; анкетирование; анализ продуктов
деятельности; создание и анализ педагогических
ситуаций, обобщение; метод математической
статистики. Опытно-экспериментальная
работа осуществлялось на базе МОУ
«СОШ № 7» г. Мариинска. В экспериментальной
группе участвовали учащиеся 7, 9, 11 -
классов, всего 75 детей из них 37 мальчиков
и 38 девочек. Контрольная группа - 75
учащихся из них 27 мальчиков, 48 девочек.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что: результаты
данного исследования могут быть
использованы в практической деятельности
старших вожатых, учителей начальных
классов, классных руководителей, заместителей
директоров по воспитательной работе.
Разработаны методические рекомендации
для родителей учащихся по профилактике
компьютерной зависимости
Цель, задачи исследования,
их решения определили структуру
дипломной работы: введение, две
главы, заключение, список литературы
(6 стр.), приложении (….).
Глава I. Теоретические
аспекты компьютерных технологий в
современном обществе
1.1 Психолого-педагогические
особенности детей и
Задача параграфа
является: раскрытие возрастных особенностей
детей и подростков, увлеченных компьютерными
играми.
Уровень развития, характеризующий
детей подросткового возраста, не
является постоянным. Он растет и изменяется
вместе с изменением условий жизни
общества. Современный подросток
всесторонне информирован. Для поведения
подростка характерно и то, что
он перестал все принимать на веру,
стал тоньше подмечать недостатки в
поведении и высказываниях
-- с одной стороны,
непримиримость к злу,
-- подросток хочет
быть хорошим, стремиться к
идеалу и в то же время
не любит, чтобы его
-- желание самоутвердиться
и неумение это сделать;
-- есть глубокая
необходимость в совете, помощи --
и в то же время, словно
нежелание, обратиться к
-- противоречие между
богатством желаний, с одной
стороны, и ограниченностью
-- показное отрицание
авторитетов, увлечение
-- презрение к
эгоизму, индивидуализму и
-- удивление перед
неисчерпаемостью науки,
-- романтическая
восторженность и... грубые выходки,
моральное невежество, восхищение
красотой и ироническое
Ребенок, став подростком,
обнаруживает неподготовленность управлять
собственным бурным развитием, своими
переживаниями. Сами по себе эти переживания
не являются причиной отклонений в
поведении. Отклонения в поведении
подростка появляются в результате
ошибок, допущенных родителями в воспитательной
работе из-за незнания или игнорирования
ими возрастных особенностей подростков.
Восприятие детей и подростков характеризуется
большей организованностью, осознанностью
и целенаправленностью по сравнению
с восприятием детей младшего
школьного возраста. Восприятие носит
избирательный характер. Подросток
склонен воспринимать наиболее интересные
для него предметы и явления. Для
внимания в этом возрасте также характерна
избирательность. Подросток внимателен
к тому, что его интересует, и
увлекательной работой
Особенно остро
у детей и подростков проявляется
чувство коллективизма. Мальчика или
девочку характеризует
Каждый раз подросток
«с головой» уходит в игру, взаимодействуя
с объектами, участвующими в ней,
которые подчиняются