Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 68.71 Кб (Скачать документ)

Введение 

Глава I Теоретические  аспекты компьютерных технологий в  современном обществе 

1.1 Психолого-педагогические  особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми  

1.2 Роль компьютерных  игр в деятельности детей и  подростков 

1.3 Компьютерная зависимость  как результат увлеченностью  компьютерными играми 

Глава II. Реализация социально-педагогической программы  по профилактике компьютерной зависимости  детей и подростков 

2.1 Содержательно-технологические  аспекты социально-педагогической  программы по профилактике компьютерной  зависимости детей и подростков  

2.2 Результативность  социально-педагогической программы  по профилактике компьютерной  зависимости детей и подростков 

2.3 Методические рекомендации  по профилактике компьютерной  зависимости детей и подростков 

Заключение 

Список литературы 

Приложения 

Введение 
 

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости  детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток  на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр  оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных  детей и подростков. Создание воспитательного  пространства - это необходимое условие  становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно  изменяется и структура досуга детей  и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги. 

В настоящий момент увеличивается количество детей  и подростков умеющих работать с  компьютерными программами, в том  числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным  положительным значением компьютеризации  следует отметить негативные последствия  этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей  и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление  компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную  привычку как разновидность эмоциональной  «наркомании», вызванной техническими средствами.  

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий  последней четверти XX века. Компьютер  стал неотъемлемой частью современной  жизни, захватывая своим влиянием современных  детей и подростков. 

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта  по профилактике компьютерной зависимости  нами были обнаружены противоречия: между  возможностью применения компьютерных технологий детьми и подростками  в своей деятельности и недостаточной  разработанностью вопроса по профилактике компьютерной зависимости в теории и практике педагогической науки; между  развитием компьютерных технологий и их разработанностью применительно  к решению современной проблемы компьютерной зависимости.  

Все выше изложенное и обусловило проблему исследования: каким образом можно продуктивно  организовать работу по профилактике компьютерной зависимости среди  детей и подростков? С учетом этого  была избрана тема выпускной квалификационной работы: «Социально-педагогическая программа  по профилактике компьютерной зависимости  детей и подростков». Цель исследования: разработать и апробировать социально  педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди  детей и подростков в средней  общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Предмет исследования: содержание социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости  

Задачи исследования: 

1. Выявить психолого-педагогические  особенности детей и подростков 

2. Раскрыть специфику  компьютерных игр 

3. Определить роль  компьютерных игр в деятельности  детей и подростков 4. Разработать  и апробировать социально-педагогическую  программу по профилактике компьютерной  зависимости  

5. Выявить результативность  социально-педагогической программы  по профилактике компьютерной  зависимости  

6. Разработать рекомендации  для родителей учащихся по  профилактике компьютерной зависимости 

Гипотеза исследования: социально-педагогическая программа  по профилактике компьютерной зависимости  детей и подростков будет эффективна если: 

- методические работы  с детьми будут строиться на  основе воспитательных мероприятий; 

-будут создаваться  такие ситуации воспитания, когда  педагог ставит учащихся перед  проблемой практического решения  задач компьютерной зависимости; 

- предусматривать  непрерывность, систематичность,  демократичность процесса профилактики  компьютерной зависимости. 

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концептуальные идеи ученых и педагогов о профилактике компьютерной зависимости (М. Коул, С. Пейперт, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и  др.); психолого-педагогические положения  о закономерностях развития человека (Л.И. Божович, Немов Р.С., Л.С. Выготский, Караковский В.А., А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Крутецкий В.А,); аксиологический  подход к проблемам образования  и воспитания (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов); методологические принципы педагогического исследования (Н.И. Загузов, А.И. Кочетов, В.В. Краевский, В.А. Сластенин). 

Методы исследования:  

Изучение и теоретический  анализ философской, психолого-педагогической и научно- методической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование; анализ продуктов  деятельности; создание и анализ педагогических ситуаций, обобщение; метод математической статистики. Опытно-экспериментальная  работа осуществлялось на базе МОУ  «СОШ № 7» г. Мариинска. В экспериментальной  группе участвовали учащиеся 7, 9, 11 - классов, всего 75 детей из них 37 мальчиков  и 38 девочек. Контрольная группа - 75 учащихся из них 27 мальчиков, 48 девочек. Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности старших вожатых, учителей начальных  классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. Разработаны методические рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости 

Цель, задачи исследования, их решения определили структуру  дипломной работы: введение, две  главы, заключение, список литературы (6 стр.), приложении (….). 

Глава I. Теоретические  аспекты компьютерных технологий в  современном обществе 
 

1.1 Психолого-педагогические  особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми 
 

Задача параграфа  является: раскрытие возрастных особенностей детей и подростков, увлеченных компьютерными  играми. 

Уровень развития, характеризующий  детей подросткового возраста, не является постоянным. Он растет и изменяется вместе с изменением условий жизни  общества. Современный подросток  всесторонне информирован. Для поведения  подростка характерно и то, что  он перестал все принимать на веру, стал тоньше подмечать недостатки в  поведении и высказываниях взрослых. Однако ярко выраженная критичность  по отношению к окружающим уживается  у него с недостаточной самокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи, нежеланием признать свою вину. Во всех аспектах психической  деятельности детей и подростков проявляются определенные противоречия: 

-- с одной стороны,  непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу  с малейшим отклонением от  истины и, с другой стороны,  неумение разобраться в сложных  явлениях жизни; 

-- подросток хочет  быть хорошим, стремиться к  идеалу и в то же время  не любит, чтобы его воспитывали,  не терпит той «оголенности»  идей, тенденций, которая иногда  становится настоящим бедствием  школьного воспитания; 

-- желание самоутвердиться  и неумение это сделать; 

-- есть глубокая  необходимость в совете, помощи -- и в то же время, словно  нежелание, обратиться к старшему; 

-- противоречие между  богатством желаний, с одной  стороны, и ограниченностью сил,  опыта, возможностью для осуществления  их -- с другой; 

-- показное отрицание  авторитетов, увлечение идеальным  и сомнение в том, что идеальное  может быть в нашей будничной  жизни; 

-- презрение к  эгоизму, индивидуализму и чувствительное  самолюбие; 

-- удивление перед  неисчерпаемостью науки, желание  много знать, переживание вдохновения,  радости интеллектуального труда  и в то же время поверхностное,  даже легкомысленное отношение  к учебе, к своим повседневным  заданиям; 

-- романтическая  восторженность и... грубые выходки,  моральное невежество, восхищение  красотой и ироническое отношение  к красоте.[6, 13] 

Ребенок, став подростком, обнаруживает неподготовленность управлять  собственным бурным развитием, своими переживаниями. Сами по себе эти переживания  не являются причиной отклонений в  поведении. Отклонения в поведении  подростка появляются в результате ошибок, допущенных родителями в воспитательной работе из-за незнания или игнорирования  ими возрастных особенностей подростков. Восприятие детей и подростков характеризуется  большей организованностью, осознанностью  и целенаправленностью по сравнению  с восприятием детей младшего школьного возраста. Восприятие носит  избирательный характер. Подросток  склонен воспринимать наиболее интересные для него предметы и явления. Для  внимания в этом возрасте также характерна избирательность. Подросток внимателен к тому, что его интересует, и  увлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости. Вместе с тем  по причине большой возбудимости детям и подросткам присуща неустойчивость внимания. Память детей и подростков совершенствуется, качественно изменяется, развиваются способности логического  запоминания. Школьник старается осмыслить  изучаемый материал, воспроизвести  прочитанное своими словами. Правильно  поступают те родители, которые тренируют  сына или дочь в изложении прочитанного своими словами, учат его делать это  легко и свободно. [7, 53] Стремясь к  самостоятельности, дети и подростки  иногда уклоняются от проверки знаний со стороны взрослых. Они отказываются повторять учебный материал вслух, уверяя родителей, что все знают. В результате -- непрочность, а порой  и запущенность знаний. В подростковом возрасте становятся более совершенными мышление и речь. Доминирующим у  подростка становится логическое мышление, наблюдается расширение круга усваиваемых  абстрактных понятий и качественное их обогащение. Вместе с тем расширяется  круг конкретных образов и представлений, обогащается их содержание. Представления  и понятия становятся более абстрактными. Речь детей и подростков характеризуется  усложнением структуры предложений, более частым употреблением абстрактных  выражений. Появляется потребность  в умении мыслить самостоятельно. Дети и подростки стремится иметь  и отстаивать свои суждения. Важной особенностью их мышления является критичность, особенно в отношении к высказываниям  взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность  мышления способствует выработке самостоятельных  взглядов и убеждений, что имеет  важное значение в становлении его  личности. Под влиянием обучения, накопленного социального опыта и источников информации расширяется круг интересов, обостряется его любознательность.[13, 27] В подростковом возрасте такие  чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде. Дружба возникает чаще всего на основе общей деятельности -- учебной, игровой, спортивной, общественной, на основе одних и тех же интересов  и склонностей. Подросток дорожит  дружбой, готов постоять за товарища в любых обстоятельствах. Дружба благотворно сказывается на формировании его личности, на воспитании высоких  нравственных качеств: внимательности и чуткости, доброжелательности и  отзывчивости, правдивости и честности, взаимопомощи и взаимовыручки.  

Особенно остро  у детей и подростков проявляется  чувство коллективизма. Мальчика или  девочку характеризует повышенная потребность в общей коллективной деятельности, стремление найти свое место в ученическом коллективе. Подросток дорожит мнением одноклассников и старается заслужить своим  поведением их одобрение. Неумение найти  свое место в коллективе учащихся приводит к замкнутости, одиночеству, что может явиться причиной недисциплинированности, поисков деятельности вне коллектива сверстников. Психолого-педагогические исследования показывают, что большинство учащихся подросткового возраста занимаются самовоспитанием, хотя не у всех оно носит стабильный характер. Однако их стремление активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность. [17, 103] Весь процесс формирования дисциплинированности детей носит противоречивый характер. Школьник может сознавать необходимость дисциплины, планировать пути ее формирования и совершенствования и в то же время нарушать ее. В сознании и поведении подростка одновременно уживаются детство и зрелость. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения детей и подростков. 

Каждый раз подросток  «с головой» уходит в игру, взаимодействуя с объектами, участвующими в ней, которые подчиняются определенным законам, описывающим их поведение. Он имеет возможность исследовать  в деталях все время новый, постоянно обновляющийся мир  игры, сталкиваясь порой с неожиданными явлениями в рамках предварительно определенных законов этого мира. В основном его любимые персонажи  или объекты «живут», чтобы, изменяясь  в бесконечных сочетаниях и вариациях, доставлять ему радость. Среди них  есть «плохие» и «хорошие», «добрые» и «злые», «умные» и «глупые». Прежде всего, игра дает все те эмоции, которые не всегда предоставляет  ребенку жизнь. Широчайший спектр эмоций (от положительных до отрицательных) можно испытать, не сдвигаясь с  места! Это восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. Игра дает выход  избыточной жизненной силы, отдых  и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнение монотонной деятельности, подчинение врожденному инстинкту  подражания, упражнение в самообладании, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществляет тренировку перед серьезным делом. [20, 9] В  игре детям и подросткам хорошо. Они сильные, смелые, успешные… Есть и другой важный аспект: ребенок  в игре получает власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя лишь в качестве аналога  волшебной палочки компьютерную мышь. У него создается иллюзия  овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся  фрагмент игры. Это особенно захватывает  детей и подростков, который болезненно ощущает свою неуспешность, которого привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления  себя в различных обличьях. В основном состояние компьютерной зависимости  дезадаптирует детей и подростков, выбивает из жизни, причем таким образом, что у него не остается других интересов, кроме игры. Ребенок уже не может  без нее жить. Она становится доминантной, поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость - своеобразный вид наркомании. Чрезмерное увлечение компьютерными  играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия. У них формируется влечение, с  которым сами они уже не всегда способны справиться. Их поведение  отличается неадекватностью реакции  на различные жизненные ситуации, так как реальный мир управлению с помощью нажатия на клавиши  не поддается. Появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая  утомляемость, неспособность переключаться  на другие развлечения, чувство мнимого  превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание  общения с кем-либо. Общее развитие такого ребенка замедляется. Если подросток  зависим от компьютерных игр, то, как  правило, он не может контролировать время, проводимое за компьютером (обещает  уменьшить его, выйти из программы, но не в силах этого сделать), лжет, скрывает вид занятий, который выполнял, переоценивает роль компьютера в  своей жизни. Дети и подростки  ощущают депрессию и тревогу, когда что-либо или кто-либо мешает его планам «посидеть» за компьютером, часто погружен в виртуальную  активность, будучи вне доступа к  компьютеру, например, размышляя о  том, как пройти следующий уровень  игры, страдает из-за несделанных важных дел реальной жизни. Они используют компьютер как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.[23, 6] 

Информация о работе Компьютерная зависимость