Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат
Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
В анкете затронут ряд
аспектов, которые в определенной
степени позволят охарактеризовать
особенности отношения детей
и подростков к новым информационным
технологиям. Это место компьютера
и телевидения в структуре
досуга подростка; значимость телевидения
как источника полезной информации;
влияние регулярного
Анкета разделена
на 4 блока:
Наиболее популярные
виды деятельности в структуре досуга
ребенка
Место компьютера в
жизни ребенка
Место телевидения
в жизни ребенка
Отношение родителей
к свободному времени ребенка
При анализе первого
блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:
Возрастной аспект
Полоролевой аспект
Проводя констатирующий
эксперимент мы внесли результат
в таблицу № 1.
Как видно из диаграммы
(приложение 2) наиболее популярными
видами деятельности среди мальчиков-подростков
12-17 лет являются такие виды деятельности,
как: Таблица № 1
Вид деятельности
Возраст детей
12-13 лет
Экспер группа
12-13 лет
Контр. группа
14-15 лет
Экспер. группа
14-15 лет
Контр. группа
16-17 лет
Экспер. группа
16-17 лет
Контр. группа
гуляю с друзьями
15%
15%
19%
17%
15%
18%
читаю
6%
8%
8%
3%
8%
10%
играю в компьютерные игры
30%
18%
12%
1-%
14%
10%
слушаю музыку
13%
15%
17%
19%
15%
20%
отдыхаю
7%
10%
9%
16%
10%
13%
посещаю клубы, дискотеки
4%
6%
5%
10%
10%
12%
посещаю кружки
4%
5%
15%
5%
6%
5%
посещаю театр, к / т
4%
0%
3%
5%
5%
12%
посещаю музеи
0%
0%
0%
0%
0%
1%
смотрю TV, DVD
17%
21%
12%
20%
17%
10%
Полученные данные
мы подвергли статистической обработке
Из представленных
в таблице данных мы видим, что
процент детей, увлеченных чтением
книг, посещением кружков, музеев, театров
очень низок, что же касается увлеченностью
компьютерными играми, то, например,
для мальчиков 12-13 лет это наиболее
предпочитаемый вид деятельности. Для
мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность
компьютерными играми уменьшается
в 2 раза и, скорее всего это связано
с тем, что 9 - й и 11 - й классы - это
выпускные классы, следовательно, можно
сделать предположение о том,
что интересы детей смещены в
учебную деятельность. К 16-17 годам
растет процент посещения подростками
дискотек, клубов, это связано с
тем, что ведущим видом деятельности
подростков является интимно - личностное
общение со сверстниками. Процент
детей, посещающих различные клубы,
секции, кружки также очень мал. Также
мы видим, что процент посещения
детьми выставок, музеев - нулевой, это
говорит о низком культурном уровне
мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет.
Все вышесказанное
позволяет сделать вывод о
том, что в связи с компьютеризацией
досуга вытесняются такие виды досуговой
деятельности, как общение со сверстниками,
чтение книг, посещение музеев, театров,
секций, кружков. Также можно сделать
вывод, что мальчики в возрасте 12-13
лет увлечены компьютерными играми
больше, чем мальчики в возрасте
14-15 и 16-17 лет.
Из диаграммы (приложение
3) наиболее популярными видами деятельности
среди девочек-подростков 12-17 лет
являются такие виды деятельности,
как:
Таблица 2
Вид деятельности
Возраст детей
12-13 лет
Экспер группа
12-13 лет
Контр. группа
14-15 лет
Экспер группа
14-15 лет
Контр. группа
16-17
лет
Экспер. группа.
16-17 лет
Контр. группа
гуляю с друзьями
18%
15%
16%
17%
15%
18%
читаю
5%
8%
3%
3%
9%
10%
играю в компьютерные игры
16%
18%
7%
10%
8%
10%
слушаю музыку
14%
15%
21%
19%
18%
20%
отдыхаю
9%
10%
15%
16%
11%
13%
посещаю клубы, дискотеки
7%
6%
7%
10%
9%
12%
посещаю кружки
6%
5%
4%
5%
4%
5%
посещаю театр, к / т
1%
0%
5%
5%
11%
12%
посещаю музеи
0%
0%
0%
0%
2%
1%
смотрю TV, DVD
24%
21%
19%
20%
13%
10%
Из представленных
в таблице данных мы видим, что
наиболее предпочитаемые виды деятельности
девочек в возрасте от 12 до 17 лет
резко отличается от видов деятельности,
которые предпочитают мальчики этого
же возраста. Процент девочек в
возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными
играми также высок, как и у
мальчиков в этом же возрасте. Девочки
всех представленных категорий возрастов
в основном отдают предпочтение общению
с друзьями, просмотру телевизора,
как источника полезной информации,
прослушиванию музыки. Определив
общую структуру досуга мальчиков
и девочек в возрасте от 12 до 17
лет важно обратить также на весьма
характерные различия между ними.
Так, результаты исследования показывают,
что мальчики чаще указывают на общение
с компьютерами, чем девочки. Эти
данные позволяют уточнить сделанный
нами вывод. Как мы видим, компьютеризация
досуга в основном отразилась на субкультуре
мальчиков-подростков в возрасте 12-13
лет. При этом характерно, что подобный
разрыв в отношении к компьютеру
сохраняется на протяжении всего
подросткового периода - и в 7, и
в 9, и в 11 классах. Поэтому при
обсуждении вопроса о месте компьютера
в жизни современных детей
и подростков необходимо иметь в
виду те принципиальные различия, которые
существуют между мальчиками и девочками.
Второй блок нашей анкеты определяет
место компьютера в жизни современных
детей и подростков.
Так, например, мы выяснили,
что из 150 опрашиваемых детей и
подростков 97% имеют компьютер, из них
41% приобрели компьютер от 2 лет
назад; 32% - от 1 года до 2 лет назад; 27%
- от полугода до 1 года назад. Следовательно,
можно подтвердить информацию о
том, что компьютеризация страны
начала происходить примерно 5 - 6 лет
назад.
Также мы выяснили, сколько
времени в среднем дети, и подростки
проводят за компьютером. Оказалось, что
45% детей и подростков проводят за
компьютером большую часть
С постоянным развитием
компьютерных технологий растут и возможности
компьютера. Современный компьютер
сейчас может использоваться не только
для того, чтобы проводить обработку
текстов при написании
Относительно мальчиков
- подростков 14-15 лет мы получили следующие
данные: 39% компьютер нужен для
того, чтобы выполнять доклады
и рефераты; 32% для того, чтобы
играть в компьютерные игры и 26% для
того, чтобы общаться через Интернет.
Мальчикам - подросткам
16-17 лет компьютер нужен для
того, чтобы: играть в компьютерные
игры - 36%; для того, чтобы выполнять
доклады, рефераты - 35% и 29% - для того,
чтобы общаться через Интернет.
Исходя из этого,
мы можем сделать вывод о том,
что мальчики 12-13 и лет главной
целью приобретения компьютера считают
игры в компьютерные игры. Подростки
14-15 и 16-17 лет на первый план выносят
такую цель приобретения компьютера,
как выполнение докладов, рефератов
по учебе, это говорит о том, что
мальчики этого возраста большое
внимание уделяют учебе.
Проанализировав результаты
опроса девочек относительно этого
же вопроса мы получили следующую
картину. 42% девочек 12-13 лет также
как и мальчики этого же возраста
главной целью приобретения компьютера
считают - игры в компьютерные игры;
36% девочек компьютер нужен для
того, чтобы выполнять доклады, рефераты
и 22% - для того, чтобы общаться через
Интернет. Мы видим, что девочки и
мальчики 12-13 лет приоритетной целью
приобретения компьютера отмечают такую
цель, как игра в компьютерные игры.
Девочки 14-15 лет практически
не разошлись во мнениях с мальчиками
этого же возраста, т.к. главной целью
приобретения компьютера 38% девочек
также считают - выполнение докладов,
рефератов по учебе; 27% девочек компьютер
нужен для того, чтобы играть в
компьютерные игры и общаться через
Интернет. Также 8% девочек отмечают
такие цели, как: просмотр фильмов
на компьютере и прослушивание музыки.
Девочкам в возрасте 16-17 лет, также
как и мальчикам этого же возраста
компьютер нужен для того, чтобы
выполнять доклады, рефераты по учебе;
30%-для того, чтобы играть в компьютерные
игры и 24%-для того, чтобы общаться
через Интернет. Из всех полученных
данных можно сделать вывод о
том, что цель приобретения компьютера
мальчики и девочки одной и
той же возрастной категории выбирают
одни и те же. Данные многих исследований
говорят о том, что компьютер
влияет не только на физическое здоровье
детей и подростков, но и оказывают
влияние на их психическое состояние
здоровья. С помощью нашей анкеты
мы решили узнать мнение ребят о
том, влияет ли компьютер на их психическое
и физическое здоровье, и получили
результаты, которые представлены в
виде диаграммы.(приложение 5) Из представленных
в диаграмме данных мы видим, что
39% детей и подростков считаю, что
компьютер оказывает влияние
на их психическое и физическое здоровье.
Однако совсем не малый процент детей
и подростков, а именно, 27% считают,
что компьютер никакого влияние
на их здоровье не оказывает; 20% детей
не задумывались над этим вопросом
и 14% детей затруднились ответить на
этот вопрос.