Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 68.71 Кб (Скачать документ)

В анкете затронут ряд  аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей  и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре  досуга подростка; значимость телевидения  как источника полезной информации; влияние регулярного пользования  компьютером на психологическое  здоровье детей и подростков, а  также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка. 

Анкета разделена  на 4 блока: 

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка 

Место компьютера в  жизни ребенка 

Место телевидения  в жизни ребенка 

Отношение родителей  к свободному времени ребенка 

При анализе первого  блока анкеты мы учитывали 2 аспекта: 

Возрастной аспект 

Полоролевой аспект  

Проводя констатирующий эксперимент мы внесли результат  в таблицу № 1.  

Как видно из диаграммы (приложение 2) наиболее популярными  видами деятельности среди мальчиков-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как: Таблица № 1 

Вид деятельности 

 Возраст детей 

12-13 лет 

Экспер группа  

12-13 лет 

Контр. группа 

14-15 лет  

Экспер. группа 

14-15 лет 

Контр. группа 

16-17 лет 

 Экспер. группа 

16-17 лет 

Контр. группа  

гуляю с друзьями 

15% 

15% 

19% 

17% 

15% 

18%  

читаю 

6% 

8% 

8% 

3% 

8% 

10%  

играю в компьютерные игры 

30% 

18% 

12% 

1-% 

14% 

10%  

слушаю музыку 

13% 

15% 

17% 

19% 

15% 

20%  

отдыхаю 

7% 

10% 

9% 

16% 

10% 

13%  

посещаю клубы, дискотеки 

4% 

6% 

5% 

10% 

10% 

12%  

посещаю кружки 

4% 

5% 

15% 

5% 

6% 

5%  

посещаю театр, к / т 

4% 

0% 

3% 

5% 

5% 

12%  

посещаю музеи 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

1%  

смотрю TV, DVD 

17% 

21% 

12% 

20% 

17% 

10%  
 
 

Полученные данные мы подвергли статистической обработке 

Из представленных в таблице данных мы видим, что  процент детей, увлеченных чтением  книг, посещением кружков, музеев, театров  очень низок, что же касается увлеченностью  компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для  мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается  в 2 раза и, скорее всего это связано  с тем, что 9 - й и 11 - й классы - это  выпускные классы, следовательно, можно  сделать предположение о том, что интересы детей смещены в  учебную деятельность. К 16-17 годам  растет процент посещения подростками  дискотек, клубов, это связано с  тем, что ведущим видом деятельности подростков является интимно - личностное общение со сверстниками. Процент  детей, посещающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также  мы видим, что процент посещения  детьми выставок, музеев - нулевой, это  говорит о низком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет.  

Все вышесказанное  позволяет сделать вывод о  том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой  деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сделать  вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютерными играми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет. 

Из диаграммы (приложение 3) наиболее популярными видами деятельности среди девочек-подростков 12-17 лет  являются такие виды деятельности, как: 

Таблица 2 

Вид деятельности 

 Возраст детей 

12-13 лет 

Экспер группа  

12-13 лет 

Контр. группа 

14-15 лет  

Экспер группа 

14-15 лет 

Контр. группа 

16-17 

лет  

Экспер. группа. 

16-17 лет 

Контр. группа  

гуляю с друзьями 

18% 

15% 

16% 

17% 

15% 

18%  

читаю 

5% 

8% 

3% 

3% 

9% 

10%  

играю в компьютерные игры 

16% 

18% 

7% 

10% 

8% 

10%  

слушаю музыку 

14% 

15% 

21% 

19% 

18% 

20%  

отдыхаю 

9% 

10% 

15% 

16% 

11% 

13%  

посещаю клубы, дискотеки 

7% 

6% 

7% 

10% 

9% 

12%  

посещаю кружки 

6% 

5% 

4% 

5% 

4% 

5%  

посещаю театр, к / т 

1% 

0% 

5% 

5% 

11% 

12%  

посещаю музеи 

0% 

0% 

0% 

0% 

2% 

1%  

смотрю TV, DVD 

24% 

21% 

19% 

20% 

13% 

10%  
 
 

Из представленных в таблице данных мы видим, что  наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет  резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого  же возраста. Процент девочек в  возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными  играми также высок, как и у  мальчиков в этом же возрасте. Девочки  всех представленных категорий возрастов  в основном отдают предпочтение общению  с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки. Определив  общую структуру досуга мальчиков  и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение  с компьютерами, чем девочки. Эти  данные позволяют уточнить сделанный  нами вывод. Как мы видим, компьютеризация  досуга в основном отразилась на субкультуре  мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего  подросткового периода - и в 7, и  в 9, и в 11 классах. Поэтому при  обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей  и подростков необходимо иметь в  виду те принципиальные различия, которые  существуют между мальчиками и девочками. Второй блок нашей анкеты определяет место компьютера в жизни современных  детей и подростков. 

Так, например, мы выяснили, что из 150 опрашиваемых детей и  подростков 97% имеют компьютер, из них 41% приобрели компьютер от 2 лет  назад; 32% - от 1 года до 2 лет назад; 27% - от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о  том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 - 6 лет  назад. 

Также мы выяснили, сколько  времени в среднем дети, и подростки  проводят за компьютером. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36% - уделяют общению  с компьютером не более 1 часа в  день; 19% - до 2 часов в день. Таким  образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или  другим видам досуговой деятельности. 

С постоянным развитием  компьютерных технологий растут и возможности  компьютера. Современный компьютер  сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку  текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических  программ, также современный компьютер  выполняет функцию музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое. В ходе проведения нашей анкеты мы определили цели приобретения компьютера мальчиков и девочек 12-17 лет. При определении целей  мы учитывали возрастные и половые  различия. Полученные результаты мы представили  в виде сравнительной диаграммы (приложение 4) Мы получили следующие  данные: 58% мальчиков 12-13 лет компьютер  нужен для того, чтобы играть в  компьютерные игры, 24% для того, чтобы  выполнять доклады, рефераты и 18% - для  того, чтобы общаться через Интернет. 

Относительно мальчиков - подростков 14-15 лет мы получили следующие  данные: 39% компьютер нужен для  того, чтобы выполнять доклады  и рефераты; 32% для того, чтобы  играть в компьютерные игры и 26% для  того, чтобы общаться через Интернет. 

Мальчикам - подросткам 16-17 лет компьютер нужен для  того, чтобы: играть в компьютерные игры - 36%; для того, чтобы выполнять  доклады, рефераты - 35% и 29% - для того, чтобы общаться через Интернет.  

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что мальчики 12-13 и лет главной  целью приобретения компьютера считают  игры в компьютерные игры. Подростки 14-15 и 16-17 лет на первый план выносят  такую цель приобретения компьютера, как выполнение докладов, рефератов  по учебе, это говорит о том, что  мальчики этого возраста большое  внимание уделяют учебе. 

Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого  же вопроса мы получили следующую  картину. 42% девочек 12-13 лет также  как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают - игры в компьютерные игры; 36% девочек компьютер нужен для  того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 22% - для того, чтобы общаться через  Интернет. Мы видим, что девочки и  мальчики 12-13 лет приоритетной целью  приобретения компьютера отмечают такую  цель, как игра в компьютерные игры. 

Девочки 14-15 лет практически  не разошлись во мнениях с мальчиками этого же возраста, т.к. главной целью  приобретения компьютера 38% девочек  также считают - выполнение докладов, рефератов по учебе; 27% девочек компьютер  нужен для того, чтобы играть в  компьютерные игры и общаться через  Интернет. Также 8% девочек отмечают такие цели, как: просмотр фильмов  на компьютере и прослушивание музыки. Девочкам в возрасте 16-17 лет, также  как и мальчикам этого же возраста компьютер нужен для того, чтобы  выполнять доклады, рефераты по учебе; 30%-для того, чтобы играть в компьютерные игры и 24%-для того, чтобы общаться через Интернет. Из всех полученных данных можно сделать вывод о  том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и  той же возрастной категории выбирают одни и те же. Данные многих исследований говорят о том, что компьютер  влияет не только на физическое здоровье детей и подростков, но и оказывают  влияние на их психическое состояние  здоровья. С помощью нашей анкеты мы решили узнать мнение ребят о  том, влияет ли компьютер на их психическое  и физическое здоровье, и получили результаты, которые представлены в  виде диаграммы.(приложение 5) Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считаю, что  компьютер оказывает влияние  на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей  и подростков, а именно, 27% считают, что компьютер никакого влияние  на их здоровье не оказывает; 20% детей  не задумывались над этим вопросом и 14% детей затруднились ответить на этот вопрос. 

Информация о работе Компьютерная зависимость