Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат
Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Термин «компьютерная
зависимость» определяет патологическое
пристрастие человека к работе или
проведению времени за компьютером.
Впервые о компьютерной зависимости
заговорили в начале 80-х годов
американские ученные. В наше время
термин «компьютерная зависимость»
все еще не признан многими
ученными, занимающимися проблемами
психических расстройств, однако сам
феномен формирования патологической
связи между человеком и
Компьютерная зависимость
- форма ухода от реальности. Реальности,
которая травмирует и которую
сложно предсказать, где приходится
строить отношения с разными
людьми - и с симпатичными нам, и
не очень. Реальность чревата конфликтами
и разочарованиями, болезненными провалами
и горькими потерями. Поэтому еще
не научившемуся существовать во взрослом
жестком мире подростку и кажется,
что компьютер, виртуальная жизнь
- идеальный выход. .[10, 9] Зависимость
от компьютера осознают окружающие ребенка
друзья, родственники, знакомые, но отнюдь
не он сам, что очень схоже с
любым другим видом зависимости.
Основными критериями, определяющими
начало компьютерной зависимости, можно
считать следующие:
-беспричинное возбуждение
или вялость, частые и резкие
перепады настроения от
- значительное эмоциональное
отчуждение;
- ухудшение памяти,
внимания;
- снижение успеваемости,
систематические прогулы
- ограничение общения
с ранее значимыми людьми: родственниками,
друзьями, любимым человеком,
- уход от участия
в делах, которые ранее были
интересны, отказ от хобби,
любимого дела;
- пропажа из дома
ценностей или денег,
- появляющиеся изворотливость,
лживость;
- неопрятность, неряшливость,
не характерные ранее;
- приступы депрессии,
страха, тревоги.
Компьютер, выполняет
действительно широкий спектр задач:
проигрывание музыки и радио, отображение
фильмов и телевизионных
Ребенка привлекает
в игре:
-Наличие собственного
(интимного) мира, в который нет
доступа никому, кроме него самого;
-Отсутствие ответственности;
-Реалистичность
процессов и полное
-Возможность исправить
любую ошибку путем
-Возможность самостоятельно
принимать (любые) в рамках
игры решения, вне зависимости
от того к чему они могут
привести.
Виртуальная реальность
- это нематериальность
Как правило, компьютерная
зависимость (или ее разновидности)
вызывают возмущение и осуждение
со стороны окружающих, что еще
более углубляет конфликт, а, следовательно,
усиливает пристрастие к
На основании предложенной
динамики игровой зависимости можно
выделить четыре стадии развития психологической
зависимости от компьютерных игр, каждая
из которых имеет свою специфику.
Применительно к этому аспекту
напомним, что все теоретические
выкладки основаны на изучении влияния
ролевых компьютерных игр, однако возможность
их распространения на другие игры и виды
компьютерной деятельности не исключена.
1. Стадия легкой
увлеченности. После того, как человек
один или несколько раз
2. Стадия увлеченности.
Фактором, свидетельствующим о переходе
человека на эту стадию
3. Стадия зависимости.
По данным Шпанхеля, всего 10-14%
игроков являются «заядлыми», т.е.
предположительно находятся на
стадии психологической
Для людей с индивидуализированной
формой зависимости такие перспективы
гораздо более реальны. Это крайняя
форма зависимости, когда нарушаются
не только нормальные человеческие особенности
мировоззрения, но и взаимодействие
с окружающим миром. Нарушается основная
функция психики -- она начинает отражать
не воздействие объективного мира,
а виртуальную реальность. Эти
люди часто подолгу играют в одиночку,
потребность в игре находится
у них на одном уровне с базовыми
физиологическими потребностями. Для
них компьютерная игра -- это своего
рода наркотик. Если в течение какого-то
времени они не «принимают дозу»,
то начинают чувствовать
4. Стадия привязанности.
Эта стадия характеризуется
Таким образом, разбиение
процесса формирования игровой зависимости
на стадии представляется нам важным
шагом на пути исследования феномена
кибераддикции, т.к. предпогагает типологизацию
аддиктов, исходя из их фиксации на определенной
стадии зависимости. Таким образом,
мы рассмотрели понятие
Глава II. Реализация
социально-педагогической программы
по профилактике компьютерной зависимости
детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические
аспекты социально-
В этом параграфе
мы рассмотрим проведенный констатирующий
эксперимент, цели, задачи и методы
эксперимента.
С целью анализа
и характеристики состояния уровня
компьютерной зависимости был проведен
констатирующий эксперимент, который
проводился в экспериментальных
классах, в 7, 9 и 11 классе, где 75 человек
в классе, из них 37 мальчиков и 38 девочек.
Дети учатся в полную меру сил, проявляют
интерес к знаниям, трудолюбивы.
В классах есть реально действующие
органы самоуправления, в основном
самостоятельно решаются вопросы планирования,
организации, контроля. Многие дети проявляют
интерес к общественным делам, с
желанием участвуют в ни, выполняют
поручения сознательно и
Так же эксперимент
проводился и в контрольных классах,
в 7, 9, 11 классах, где 75 детей, из них 48 девочек
и 27 мальчиков. Ребята в классе доброжелательно
относятся друг к другу. Класс
дисциплинирован, крупных дисциплинарных
нарушений нет. Дети ответственны к
любым посильным поручениям в
классе. Эксперимент проводился на
основе наблюдений, в форме анкеты.
(Приложение 1).
В средней общеобразовательной
школе №7 города Мариинска нами была
проведена анкета «Место современных
информационных технологий в жизни
детей и подростков». В опросе
принимали участие учащиеся 7-х, 9-х,
11-х классов