Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 68.71 Кб (Скачать документ)

Термин «компьютерная  зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или  проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости  заговорили в начале 80-х годов  американские ученные. В наше время  термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими  ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам  феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером  стал очевиден и приобретает все  больший размах. 

Компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую  сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными  людьми - и с симпатичными нам, и  не очень. Реальность чревата конфликтами  и разочарованиями, болезненными провалами  и горькими потерями. Поэтому еще  не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход. .[10, 9] Зависимость  от компьютера осознают окружающие ребенка  друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с  любым другим видом зависимости. Основными критериями, определяющими  начало компьютерной зависимости, можно  считать следующие:  

-беспричинное возбуждение  или вялость, частые и резкие  перепады настроения от безучастно-подавленного  до эйфорически-приподнятого, -болезненная  и неадекватная реакция на  критику, замечания, советы, -нарастающая  оппозиционность к родителям,  старым друзьям,  

- значительное эмоциональное  отчуждение; 

- ухудшение памяти, внимания; 

- снижение успеваемости, систематические прогулы занятий; 

- ограничение общения  с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное  изменение круга общения, -подозрительные  контакты, телефонные звонки, встречи; 

- уход от участия  в делах, которые ранее были  интересны, отказ от хобби,  любимого дела; 

- пропажа из дома  ценностей или денег, появление  чужих вещей, денежные долги  ребенка; 

- появляющиеся изворотливость, лживость; 

- неопрятность, неряшливость, не характерные ранее; 

- приступы депрессии,  страха, тревоги. 

Компьютер, выполняет  действительно широкий спектр задач: проигрывание музыки и радио, отображение  фильмов и телевизионных каналов, фиксация текстовых наработок, отображение  текстов, графических объектов и  анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, отображение и  предоставление возможности изучения глобальных сетей и участия в  электронных играх, а также многое другое. Таким образом, перед ребенком открывается новый мир бесчисленного  количества возможностей и интересов, который "отключает" его от реального  мира, "переключая" на себя. Психологическая  невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и  есть компьютерная зависимость. [28, 11] Несмотря на то, что стремления, возникающие  при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая  другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению  психологического здоровья, возбуждению  внутренних раздражителей, возникновению  агрессии, замкнутости. 

Ребенка привлекает в игре: 

-Наличие собственного (интимного) мира, в который нет  доступа никому, кроме него самого; 

-Отсутствие ответственности; 

-Реалистичность  процессов и полное абстрагирование  от окружающего мира; 

-Возможность исправить  любую ошибку путем многократных  попыток; 

-Возможность самостоятельно  принимать (любые) в рамках  игры решения, вне зависимости  от того к чему они могут  привести.  

 Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия,  условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь  вторичная часть жизни, это  параллельный, но не основной  процесс. Нет смысла игнорировать  компьютерные возможности, необходимо  их использовать по мере необходимости,  а развлечения в виде компьютерных  игр, необходимо сопрягать с  реальными активными действиями  в реальном мире. В большинстве  случаев компьютерная, Интернет- или  игровая зависимость возникают  на фоне срытой или явной  неудовлетворенности окружающим  миром и невозможности самовыражения,  при страхе быть непонятым. 

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение  со стороны окружающих, что еще  более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером. для детей  компьютер и компьютерные игры - это вариант проведения досуга, который "так захватывает ребенка, что  он уходит от реальной жизни". При  этом "страдает как физическое, так  и психическое здоровье детей". По мнению специалиста, причины формирования компьютерной зависимости в том, что на первых этапах привыкания ребенка  к компьютерной игре родители поощряют эти действия. "Они осознают проблему только тогда, когда ребенок перестает  реагировать на их требования выключить  компьютер, у него падает успеваемость в школе, ухудшается зрение. 

На основании предложенной динамики игровой зависимости можно  выделить четыре стадии развития психологической  зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту  напомним, что все теоретические  выкладки основаны на изучении влияния ролевых компьютерных игр, однако возможность их распространения на другие игры и виды компьютерной деятельности не исключена. 

1. Стадия легкой  увлеченности. После того, как человек  один или несколько раз поиграл  в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус»,  ему начинает нравится компьютерная  графика, звук, сам факт имитации  реальной жизни или каких-то  фантастических сюжетов. Кто-то  всю жизнь мечтал пострелять  из ручного пулемета, кто-то -- посидеть  за рулем Ferrari или за штурвалом  боевого истребителя. Компьютер  позволяет человеку с довольно  большой приближенностью к реальности  осуществить эти мечты. Начинает  реализовываться неосознаваемая  потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему  сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что  он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие  потребности. В следствие этого  человек начинает играть уже  не случайным образом очутившись  за компьютером, стремление к  игровой деятельности принимает  некоторую целенаправленность. Однако  специфика этой стадии в том,  что игра в компьютерные игры  носит скорее ситуационный, нежели  систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре  на этой стадии не сформирована, игра не является значимой  ценностью для человека. 

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе  человека на эту стадию формирования  зависимости является появление  в иерархии потребностей новой  потребности -- игра в компьютерные  игры. На самом деле новая потребность  лишь обобщенно обозначается  нами как потребность в компьютерной  игре. На самом деле структура  потребности гораздо более сложная,  ее истинная природа зависит  от индивидуально-психологических  особенностей самой личности. Иными  словами, стремление к игре -- это,  скорее, мотивация, детерминированная  потребностями бегства от реальности  и принятия роли. Игра в компьютерные  игры на этом этапе принимает  систематический характер. Если  человек не имеет постоянного  доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение  потребности фрустрируется, возможны  достаточно активные действия  по устранению фрустрирующих  обстоятельств. 

3. Стадия зависимости.  По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е.  предположительно находятся на  стадии психологической зависимости  от компьютерных игр. Эта стадия  характеризуется не только сдвигом  потребности в игре на нижний  уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными  изменениями -- в ценностносмысловой  сфере личности. По данным А.Г.  Шмелева происходит интернализация  локуса контроля, изменение самооценки  и самосознания. Зависимость может  оформляться в одной из двух  форм: социализированной и индивидуализированной.  Социализированная форма игровой  зависимости отличается поддержанием  социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими  же игровыми фанатами). Такие люди  очень любят играть совместно,  играть с помощью компьютерной  сети друг с другом. Игровая  мотивация в основном носит  соревновательный характер. Эта  форма зависимости менее пагубна  в своем влиянии на психику  человека, чем индивидулизированная  форма. Различие в том, что  люди не отрываются от социума,  не уходят «в себя»; социальное  окружение, хотя и состоящее  из таких же фанатов, все  же, как правило, не дает человеку  полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и  довести себя до психических  и соматических нарушений. 

Для людей с индивидуализированной  формой зависимости такие перспективы  гораздо более реальны. Это крайняя  форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности  мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики -- она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти  люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится  у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для  них компьютерная игра -- это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают  в депрессию. Это клинический  случай, психопатология или образ  жизни, ведущий к патологии. В  связи с этим мы не будем в этой работе подробно останавливаться на этом, т.к. этот вопрос требует отдельного изучения. 

4. Стадия привязанности.  Эта стадия характеризуется угасанием  игровой активности человека, сдвигом  психологического содержания личности  в целом в сторону нормы.  Отношения человека с компьютером  на этой стадии можно сравнить  с не плотно, но крепко пришитой  пуговицей. Т.е. человек «держит  дистанцию» с компьютером, однако  полностью оторваться от психологической  привязанности к компьютерным  играм не может. Это самая  длительная из всех стадий -- она  может длиться всю жизнь, в  зависимости от скорости угасания  привязанности. Компьютерные игры  имеют не большую историю, однако  случаев полного угасания зависимости  единицы. Человек может остановится  в формировании зависимости на  одной из предыдущих стадий, тогда  зависимость угасает быстрее.  Но если человек проходит все  три стадии развития психологической  зависимости от компьютерных  игр, то на этой стадии он  будет находится длительное время.  Определяющим здесь является  тот факт, до какого уровня  произойдет спад величины зависимости  после прохождения максимума.  Чем спад сильнее, тем меньше  по времени будет угасать зависимость.  Однако есть основания предположить, что полностью зависимость не  пройдет никогда, но мы не  можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой  факт, как возможное кратковременное  возрастание игровой зависимости,  в следствие появления новых  интересных игр. После того, как  игра «постигается» человеком,  сила зависимости возвращается  на исходный уровень. 

Таким образом, разбиение  процесса формирования игровой зависимости  на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции, т.к. предпогагает типологизацию  аддиктов, исходя из их фиксации на определенной стадии зависимости. Таким образом, мы рассмотрели понятие компьютерной зависимости, влияние компьютерной на здоровье и психику детей и  подростков, выявили стадии компьютерной зависимости. 

Глава II. Реализация социально-педагогической программы  по профилактике компьютерной зависимости  детей и подростков 
 

2.1 Содержательно-технологические  аспекты социально-педагогической  программы по профилактике компьютерной  зависимости детей и подростков 
 

В этом параграфе  мы рассмотрим проведенный констатирующий эксперимент, цели, задачи и методы эксперимента.  

С целью анализа  и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент, который  проводился в экспериментальных  классах, в 7, 9 и 11 классе, где 75 человек  в классе, из них 37 мальчиков и 38 девочек. Дети учатся в полную меру сил, проявляют  интерес к знаниям, трудолюбивы. В классах есть реально действующие  органы самоуправления, в основном самостоятельно решаются вопросы планирования, организации, контроля. Многие дети проявляют  интерес к общественным делам, с  желанием участвуют в ни, выполняют  поручения сознательно и ответственно к ним относятся. Переживают удачи  и неудачи своего класса. Четко  проявляют общественное мнение в  классе, при любом негативном поступке учащегося. 

Так же эксперимент  проводился и в контрольных классах, в 7, 9, 11 классах, где 75 детей, из них 48 девочек  и 27 мальчиков. Ребята в классе доброжелательно  относятся друг к другу. Класс  дисциплинирован, крупных дисциплинарных нарушений нет. Дети ответственны к  любым посильным поручениям в  классе. Эксперимент проводился на основе наблюдений, в форме анкеты. (Приложение 1).  

В средней общеобразовательной  школе №7 города Мариинска нами была проведена анкета «Место современных  информационных технологий в жизни  детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 7-х, 9-х, 11-х классов экспериментальной  и контрольной группы, всего 150 человек, из них 64 мальчика и 86 девочек. Такой  выборки респондентов оказалось  достаточно для того, чтобы составить  представление о ведущих предпочтениях  в досуговой сфере учащихся и  выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные  ориентиры. 

Информация о работе Компьютерная зависимость