Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат
Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Следовательно, большинство
детей и подростков все-таки подтверждают
мнение многих исследований о том, что
компьютер влияет на состояние, как
психического, так и физического
здоровья.
Для подростков ведущей
деятельностью является интимно-личностное
общение со сверстниками. Мы выяснили,
как дети и подростки относятся
к тому, что их сверстники больше
времени проводят за компьютером, нежели
со своими друзьями. Результаты представлены
в виде диаграммы (приложение 6) Из представленных
в диаграмме данных мы видим, что:
52% детей и подростков отрицательно
относятся к тому, что многие дети
школьного возраста проводят с компьютером
больше времени, чем с друзьями; 23%
относятся к этому равнодушно;
13% положительно и 12% затруднились ответить
на этот вопрос. Мальчики 12-13 лет, которые
участвовали в нашем
В настоящее время
не только компьютер является причиной
изменения структуры досуга детей
и подростков, телевидение по прежнему
занимает большую часть времени
в структуре свободного времени
детей. Третий блок нашей анкеты имеет
своей целью определение места
телевидения в
Мальчиков 12-17 лет
более всего привлекают спортивные
передачи - так ответили более 67% опрашиваемых.
Для мальчиков 12-15 лет также популярными
являются передачи развлекательного и
музыкального характера. Небольшой
процент также смотрит
Для девочек 12-17 лет
наиболее популярными для просмотра
являются телесериалы - так ответили
более 55% опрашиваемых девочек. Также
привлекают музыкальные и развлекательные
телепередачи.
Из этого следует,
что большинство детей и
Исследование такого
вопроса, как «предпочитаемые жанры
фильмов» позволил нам выяснить, какие
же фильмы наиболее интересуют наших
детей.
Мы выяснили, что
больше, чем половина мальчиков 12-17
лет любит смотреть фильмы ужасов,
фантастические фильмы и боевики
в отличие от девочек, 67%, которых
нравится смотреть комедии, мелодрамы.
Также мы выяснили, какие сцены
в фильмах привлекают внимание детей,
а какие не вызывают у них должного
интереса и выяснили, что мальчиков
более всего привлекают сцены
насилии и жестокости в фильмах
у девочек же сцены подобного
характера не вызывают интереса их
привлекают сцены дружбы, романтические
и комедийные сцены.
Последний блок нашей
анкеты посвящен отношению родителей
к свободному времяпровождению своих
детей.
Мы установили, что
85% родителей не ограничивают время
игры за компьютером и 74% родителей
разрешают смотреть своим детям
жестокие фильмы и играть в те игры,
которые предпочитает сам ребенок.
Эти данные свидетельствуют о
том, что произошли нарушения
глубинных связей нашего взрослого
сообщества и детей, отчуждение ребенка
от мира взрослых. Ребенок стал чужим,
не нужным для массы взрослых равнодушных
к нему. Именно взрослые стали авторами
«нового мира» - мира искусственного,
мертвого, не дающего свободы живому
детскому воображению, некой новомодной
«детской» субкультуры
Также можно сделать
вывод о том, что современные
информационные технологии в целом,
и компьютерные технологии в частности
существенно трансформировали структуру
досуга современных детей и
В целом представленные
в анкете данные показывают явное
влияние техноэволюционных
Главное в программе
«Мир глазами детей» - системный
подход к формированию позиции школьника,
создание условий для его самопознания
и самовоспитания с помощью воспитательных
мероприятий.
Цель данной программы:
профилактика компьютерной зависимости
среди детей и подростков; повышение
интереса к различным сферам современного
досуга.
Для достижения указанной
цели решаются следующие задачи:
-Подготовить сознание
детей и подростков к
-Помочь осознать
детям их образовательные
-Проинформировать
детей и подростков о
Программа разработана
для детей и подростков 7, 9 и
11 классов, а также для их
родителей.
Она состоит из двух
направлений работы:
Работа с учащимися
7, 9, 11 классов
Работа с родителями
учащихся 7, 9, 11 классов
Первое направление
предусматривает проведение бесед,
дискуссий, демонстрацию фильма, участие
в акции. Второе направление также
предусматривает проведение бесед
с родителями, проведение круглого
стола, дискуссий.
Ожидаемые результаты:
Информированность
детей и их родителей в области
влияния компьютерных технологий на
досуговую, учебную и профессиональную
деятельность человека;
Увеличение интереса
детей к различным сферам досуговой
деятельности;
Уменьшение процента
детей, в наибольшей степени увлеченных
компьютерными играми;
Осознание детьми и
их родителями влияния компьютерных
игр на структуру досуга, а также
на социально-психологическое
Предлагаемая программа
профилактики рассчитана на полгода
обучения в средней общеобразовательной
школе, занятия будут проходить
один раз в неделю с родителями
учащихся и один раз в неделю с детьми.
Время занятий от 30 минут до 1 часа, время
может варьироваться в зависимости от
желания родителей. [Таблица 3]
Экспериментальным
путем мы доказали, что компьютерные
технологии заполнили досуг детей
и подростков.
2.2 Результативность
социально-педагогической
Задача параграфа:
проанализировать проведенный формирующий
эксперимент как в
Цель формирующего
эксперимента:
- Выявить изменилось
ли отношение учащихся к
Была проведена
повторная диагностическая
Методы формирующего
эксперимента: наблюдение, беседа, анкетирование,
обобщение, воспитательные
Все результаты нашего
исследования мы занесли в таблицу.
Таблица № 2
Вид деятельности
Возраст детей
12-13 лет
Экспер. группа.
12-13
лет
Контр.
группа.
14-15 лет
Экспер.
группа.
14-15
лет
Контр.
группа.
16-17 лет
Экспер.
группа.
16-17
лет
Контр.
группа.
гуляю с друзьями
20%
15%
25%
19%
25%
16%
читаю
12%
8%
10%%
6%
13%
8%
играю в компьютерные игры
9%
31%
8%
23%
7%
15%
слушаю музыку
15%
11%
19%
15%
13%
13%
отдыхаю
16%
8%
15%
9%
15%
13%
посещаю клубы, дискотеки
4%
4%
10%
6%
19%
15%
посещаю кружки
10%
4%
17%
14%
6%
3%
посещаю театр, к / т
14%
4%
9%
5%
7%
3%
посещаю музеи
3%
1%
5%
0%
1%
0%
смотрю TV, DVD
14%
21%
11%
13%
13%
17%
Полученные данные
мы подвергли статистической обработке
(приложение 8)
Наиболее популярные
виды деятельности в структуре досуга
девочек 12-17 лет
Вид деятельности