Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 68.71 Кб (Скачать документ)

Следовательно, большинство  детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что  компьютер влияет на состояние, как  психического, так и физического  здоровья. 

Для подростков ведущей  деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Мы выяснили, как дети и подростки относятся  к тому, что их сверстники больше времени проводят за компьютером, нежели со своими друзьями. Результаты представлены в виде диаграммы (приложение 6) Из представленных в диаграмме данных мы видим, что: 52% детей и подростков отрицательно относятся к тому, что многие дети школьного возраста проводят с компьютером  больше времени, чем с друзьями; 23% относятся к этому равнодушно; 13% положительно и 12% затруднились ответить на этот вопрос. Мальчики 12-13 лет, которые  участвовали в нашем исследовании наиболее предпочитаемыми жанрами  компьютерных игр выделяют такие: стратегии -32%; нравится играть в «стрелялки» 26% мальчиков; 19% - играет в приключенческие  игры и 14% в квесты. 52% мальчиков 14-15 лет  нравится играть в приключенческие  игры; 22% играют в «стрелялки»; 15% любят  играть в стратегии и 11% играют в  квесты. Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии - так  ответило 42% опрашиваемых; на втором месте  находится такой жанр, как «стрелялки» - 32%; 16% играет в квесты и 10% предпочитают приключенческие игры. Не смотря на все полученные данные относительно второго блока нашей анкеты - 54% опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без  компьютера; 27% не представляют своей  жизни без компьютера и 19% детей  затруднились ответить на этот вопрос. Как мы видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре досуга мальчиков - подростков. При этом характерно, что  подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода - и в 7, и в 9, и в 11 классах. 

В настоящее время  не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей  и подростков, телевидение по прежнему занимает большую часть времени  в структуре свободного времени  детей. Третий блок нашей анкеты имеет  своей целью определение места  телевидения в жизнедеятельности  детей и подростков. В ходе анализа  данного блока мы получили следующие  результаты: более 40% опрашиваемых детей  проводят свое свободное время за просмотром телевизора более 2 часов  в день.  

Мальчиков 12-17 лет  более всего привлекают спортивные передачи - так ответили более 67% опрашиваемых. Для мальчиков 12-15 лет также популярными  являются передачи развлекательного и  музыкального характера. Небольшой  процент также смотрит телепередачи криминального жанра. 

Для девочек 12-17 лет  наиболее популярными для просмотра  являются телесериалы - так ответили более 55% опрашиваемых девочек. Также  привлекают музыкальные и развлекательные  телепередачи.  

Из этого следует, что большинство детей и подростков отдают свое предпочтение музыкальным  и развлекательным передачам, нежели познавательным. 

Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры  фильмов» позволил нам выяснить, какие  же фильмы наиболее интересуют наших  детей.  

Мы выяснили, что  больше, чем половина мальчиков 12-17 лет любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики  в отличие от девочек, 67%, которых  нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, какие сцены  в фильмах привлекают внимание детей, а какие не вызывают у них должного интереса и выяснили, что мальчиков  более всего привлекают сцены  насилии и жестокости в фильмах  у девочек же сцены подобного  характера не вызывают интереса их привлекают сцены дружбы, романтические  и комедийные сцены. 

Последний блок нашей  анкеты посвящен отношению родителей  к свободному времяпровождению своих  детей. 

Мы установили, что 85% родителей не ограничивают время  игры за компьютером и 74% родителей  разрешают смотреть своим детям  жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные свидетельствуют о  том, что произошли нарушения  глубинных связей нашего взрослого  сообщества и детей, отчуждение ребенка  от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных  к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает  перед блеском остроумия, создает  парадоксальную картину антимира. Таким  образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования  и развития человека, тем более  в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.  

Также можно сделать  вывод о том, что современные  информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности  существенно трансформировали структуру  досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков  и девочек 12-13 лет, т.к. полученные нами данные свидетельствуют о том, что  именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем  в более старшем возрасте.  

В целом представленные в анкете данные показывают явное  влияние техноэволюционных процессов  на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой  проблематики исследований, которые  должны затрагивать в первую очередь  собственно содержательные аспекты  пользования компьютером. На основе данных я выбрала социально-педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков в средней общеобразовательной  школе. ( приложение 7) 

Главное в программе  «Мир глазами детей» - системный  подход к формированию позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.  

Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости  среди детей и подростков; повышение  интереса к различным сферам современного досуга. 

Для достижения указанной  цели решаются следующие задачи: 

-Подготовить сознание  детей и подростков к противодействию  негативным воздействиям компьютерных  игр; 

-Помочь осознать  детям их образовательные потребности  способы их удовлетворения (развлечение,  снятие стресса, познание и  др.); 

-Проинформировать  детей и подростков о воспитательных  возможностях школы и внешкольных  учреждениях; 

 Программа разработана  для детей и подростков 7, 9 и  11 классов, а также для их  родителей. 

Она состоит из двух направлений работы: 

Работа с учащимися 7, 9, 11 классов 

Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов 

Первое направление  предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие  в акции. Второе направление также  предусматривает проведение бесед  с родителями, проведение круглого стола, дискуссий. 

Ожидаемые результаты: 

Информированность детей и их родителей в области  влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека; 

Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой  деятельности; 

Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми; 

Осознание детьми и  их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также  на социально-психологическое здоровье.  

Предлагаемая программа  профилактики рассчитана на полгода  обучения в средней общеобразовательной  школе, занятия будут проходить  один раз в неделю с родителями учащихся и один раз в неделю с детьми. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания родителей. [Таблица 3] 

Экспериментальным путем мы доказали, что компьютерные технологии заполнили досуг детей  и подростков. 

2.2 Результативность  социально-педагогической программы  по профилактике компьютерной  зависимости детей и подростков 
 

Задача параграфа: проанализировать проведенный формирующий  эксперимент как в экспериментальных  классах, так и в контрольных. Выявить влияние компьютерных игр  на детей. Выявить эффективность  социально - педагогический программы  по профилактике компьютерной зависимости. Формирующий эксперимент по апробации  социально - педагогической программы  по профилактике компьютерной зависимости  в МОУ «СОШ № 7» . В эксперименте были задействованы те же классы: экспериментальная  и контрольная группы. 

Цель формирующего эксперимента:  

- Выявить изменилось  ли отношение учащихся к компьютерным  играм, через проведения воспитательных  мероприятий по профилактической  программе компьютерной зависимости.  

 Была проведена  повторная диагностическая программа  изучения уровня компьютерной  зависимости (приложение 1 ) 

 Методы формирующего  эксперимента: наблюдение, беседа, анкетирование,  обобщение, воспитательные мероприятия,  анализ продуктов деятельности.  

Все результаты нашего исследования мы занесли в таблицу.  

Таблица № 2 

Вид деятельности 

 Возраст детей 

12-13 лет 

Экспер. группа. 

12-13  

лет 

Контр. 

группа. 

14-15 лет 

Экспер. 

группа. 

14-15  

лет 

Контр. 

группа. 

16-17 лет 

Экспер. 

группа. 

16-17  

лет 

Контр. 

группа.  

гуляю с друзьями 

20% 

15% 

25% 

19% 

25% 

16%  

читаю 

12% 

8% 

10%% 

6% 

13% 

8%  

играю в компьютерные игры 

9% 

31% 

8% 

23% 

7% 

15%  

слушаю музыку 

15% 

11% 

19% 

15% 

13% 

13%  

отдыхаю 

16% 

8% 

15% 

9% 

15% 

13%  

посещаю клубы, дискотеки 

4% 

4% 

10% 

6% 

19% 

15%  

посещаю кружки 

10% 

4% 

17% 

14% 

6% 

3%  

посещаю театр, к / т 

14% 

4% 

9% 

5% 

7% 

3%  

посещаю музеи 

3% 

1% 

5% 

0% 

1% 

0%  

смотрю TV, DVD 

14% 

21% 

11% 

13% 

13% 

17%  
 
 

Полученные данные мы подвергли статистической обработке (приложение 8)  

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет 

Вид деятельности 

Информация о работе Компьютерная зависимость