Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 68.71 Кб (Скачать документ)

 Возраст детей 

12-13 лет 

Экспер. группа. 

12-13  

лет 

Контр. 

группа. 

14-15 лет 

Экспер. 

группа. 

14-15  

лет 

Контр. 

группа. 

16-17 лет 

Экспер. 

группа. 

16-17  

лет 

Контр. 

группа.  

гуляю с друзьями 

20% 

16% 

18% 

16% 

18% 

18%  

читаю 

13% 

8% 

5% 

3% 

11% 

10%  

играю в компьютерные игры 

10% 

18% 

5% 

10% 

7% 

10%  

слушаю музыку 

12% 

15% 

22% 

20% 

20% 

18%  

отдыхаю 

12% 

11% 

17% 

15% 

13% 

11%  

посещаю клубы, дискотеки 

9% 

7% 

10% 

10% 

13% 

11%  

посещаю кружки 

8% 

4% 

5% 

4% 

5% 

5%  

посещаю театр, к / т 

5% 

1% 

8% 

4% 

15% 

12%  

посещаю музеи 

1% 

0% 

2% 

0% 

3% 

1%  

смотрю TV, DVD 

19% 

23% 

15% 

20% 

13% 

10%  
 
 

Полученные данные мы подвергли статистической обработке. (приложение 9)  

Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости апробировались согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе нашего исследования. В ходе эксперимента они уточнялись и корректировались соответственно выявляемым показателям  динамики смены вида деятельности у  детей На гистограмме 1 представлены данные эксперимента по обобщенным показателям, характеризующим спад увлечения  компьютерной игрой среди детей  и подростков. (приложение 10) Анализ данных гистограммы 1 выявляет явно выраженную положительную динамику всех исследуемых  показателей в экспериментальной  группе. 

Все это свидетельствует  об эффективности апробированной социально- педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости. Опытным  путем мы доказали, что спад компьютерной зависимости повысился в экспериментальных  классах с помощью социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости. В социально - педагогической программе «Мир глазами  детей» по тематическому планированию у экспериментальной группы были проведены занятия, праздники с  различными методами и формами работы. Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад компьютерной зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную.  

Качественный и  количественный анализ результатов  проведенного исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие  выводы: 

- проблема компьютерной  зависимости учащихся школьного  возраста недостаточно разработана  в теории и практике педагогики; 

- воспитательное  значение социально-педагогической  программы по профилактике компьютерной  зависимости очень велико и  должно быть востребовано в  современном обществе, так как  стремительно развивается рост  компьютеризации в нашей стране. 

2.3 Методические рекомендации  родителям по профилактике компьютерной  зависимости детей и подростков 
 

Задача параграфа: рассмотреть рекомендации родителям  по профилактике компьютерной зависимости  школьников. Проанализировать воспитательную деятельность педагога, родителей. Раскрыть этапы профилактики компьютерной зависимости  Полученные в результате исследования, данные позволяли нам выработать методические рекомендации родителям  профилактики компьютерной зависимости  детей и подростков. Часто причиной возникновения компьютерной зависимости  у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких  случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться  с возникшими проблемами. Абсолютно  неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени  за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка  от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться  понять его и в какой-то мере разделить  его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка  с родителями, но и увеличит его  доверие к ним, а значит, ребенок  с большей уверенностью будет  следовать советам родителей  и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика  воспринимается ребенком, как отказ  родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком. 

Дети и подростки  нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения  своих мыслей и энергии они  обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию  реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия  оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения  привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его  интересов и занятий. Этого можно  достичь, например, при обращения  внимания ребенка на спорт или  различные виды искусств (музыка, рисование  и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует  обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей  части к тому, что компьютер - это  лишь часть жизни, а не самый главный  подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным  способом не дать ребёнку оказаться  в зависимости от компьютера - это  привлечь его в процессы, не связанные  с компьютерной деятельностью, чтобы  электронные игры и процессы не стали  заменой реальности. Показать растущему  человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые  не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое  состояние.Задача педагога - организатора организовать досуг ребенка таким  образом, чтобы оградить его от негативного  воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям  необходимо: 

- Постараться все-таки  регламентировать время, проводимое  ребенком за компьютером.  

- Показывайте личный  положительный пример. Важно, чтобы  слова не расходились с делом.  И если отец разрешает сыну  играть не более часа в день, то сам не должен играть  по три-четыре.  

- Постараться воспользоваться  позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать  программированием, веб-дизайном (делать  сайты в Интернете), займется компьютерной  графикой, анимацией - будет делать  мультики...Но для этого желательна  помощь заинтересованного взрослого,  не просто критикующего и запрещающего, а помогающего. 

- Ограничьте время  работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а  привилегия, поэтому общение с  ним подлежит контролю со стороны  родителей. Резко запрещать работать  на компьютере нельзя. Если ребенок  склонен к компьютерной зависимости,  он может проводить за компьютером  два часа в будний день и  три - в выходной. Обязательно  с перерывами.  

- Предложите другие  возможности времяпрепровождения.  Можно составить список дел,  которыми можно заняться в  свободное время. Желательно, чтобы  в списке были совместные занятия  (походы в кино, на природу,  игра в шахматы и т.д.).  

- Используйте компьютер  как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное  домашнее задание, уборку квартиры  и т.д.).  

- Обращайте внимание  на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них  могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности,  специфических страхов.  

- Обсуждайте игры  вместе с ребенком. Отдавайте  предпочтение развивающим играм.  Крайне важно научить ребенка  критически относиться к компьютерным  играм, показывать, что это очень  малая часть доступных развлечений,  что жизнь гораздо разнообразней,  что игра не заменит общения. 

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь  к психологам, в специализированные центры. 

- Часто бывает  так, что за кажущейся компьютерной  зависимостью могут скрываться  совсем другие проблемы. Это неуспешность  ребенка в реальной жизни, неумение  общаться, так называемая социальная  неадаптированность. Такой ребенок  комфортно чувствует себя именно  в виртуальной реальности. И тогда  в первую очередь нужно обращать  внимание именно на психологические  проблемы ребенка. 

Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка  компьютером, если в его поведении  не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство  денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную  опасность! 

Из всего сказанного следует вывод о том, сложный  и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов  и средствах воспитания. Процесс  заключает в себя поэтапность  работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером  необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат  своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные  формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости  требует тщательный отбор материала. 

Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитание, но и чтобы  оно было эффективно направлено детей  и способствовало формированию личности. 

Заключение 
 

Знакомство с отечественным  и зарубежным опытом построения и  функционирования воспитательных систем, компьютерной зависимости детей  и подростков убедило нас в  том, что самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости  учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка. В результате проведения педагогического исследования выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости у детей  и подростков постепенно происходил спад зависимости от компьютерных игр. Проблема организации детского и  подросткового досуга особенно остро  стоит в настоящее время, поскольку  современный ребенок, подросток  взрослеет, развивается в напряженной  социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне  их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также  сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального  достатка в семье. Следовательно, ребенок  организует свое свободное время  в связи со своими интересами, потребностями  и возможностями. В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.Изучив структуру  досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим  выводам. Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают  практику повседневной жизни. Сегодня  ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его  родители. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения  из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей. 

Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная  часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными  активными действиями в реальном мире. 

Информация о работе Компьютерная зависимость