Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат
Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми 
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков 
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Возраст детей
12-13 лет 
Экспер. группа.
12-13  
лет 
Контр. 
группа.
14-15 лет 
Экспер. 
группа.
14-15  
лет 
Контр. 
группа.
16-17 лет 
Экспер. 
группа.
16-17  
лет 
Контр. 
группа.  
гуляю с друзьями
20%
16%
18%
16%
18%
18%  
читаю
13%
8%
5%
3%
11%
10%  
играю в компьютерные игры
10%
18%
5%
10%
7%
10%  
слушаю музыку
12%
15%
22%
20%
20%
18%  
отдыхаю
12%
11%
17%
15%
13%
11%  
посещаю клубы, дискотеки
9%
7%
10%
10%
13%
11%  
посещаю кружки
8%
4%
5%
4%
5%
5%  
посещаю театр, к / т
5%
1%
8%
4%
15%
12%  
посещаю музеи
1%
0%
2%
0%
3%
1%  
смотрю TV, DVD
19%
23%
15%
20%
13%
10%  
 
 
Полученные данные 
мы подвергли статистической обработке. 
(приложение 9)  
Социально-педагогическая 
программа по профилактике компьютерной 
зависимости апробировались согласно 
исходным теоретическим положениям, 
которые были определены в гипотезе 
нашего исследования. В ходе эксперимента 
они уточнялись и корректировались 
соответственно выявляемым показателям 
динамики смены вида деятельности у 
детей На гистограмме 1 представлены 
данные эксперимента по обобщенным показателям, 
характеризующим спад увлечения 
компьютерной игрой среди детей 
и подростков. (приложение 10) Анализ 
данных гистограммы 1 выявляет явно выраженную 
положительную динамику всех исследуемых 
показателей в 
Все это свидетельствует 
об эффективности апробированной социально- 
педагогической программы по профилактике 
компьютерной зависимости. Опытным 
путем мы доказали, что спад компьютерной 
зависимости повысился в 
Качественный и 
количественный анализ результатов 
проведенного исследования, подтвердив 
справедливость выдвинутой гипотезы, 
позволяет сделать следующие 
выводы: 
- проблема компьютерной 
зависимости учащихся 
- воспитательное 
значение социально-
2.3 Методические рекомендации 
родителям по профилактике 
 
Задача параграфа: 
рассмотреть рекомендации родителям 
по профилактике компьютерной зависимости 
школьников. Проанализировать воспитательную 
деятельность педагога, родителей. Раскрыть 
этапы профилактики компьютерной зависимости 
Полученные в результате исследования, 
данные позволяли нам выработать 
методические рекомендации родителям 
профилактики компьютерной зависимости 
детей и подростков. Часто причиной 
возникновения компьютерной зависимости 
у детей и подростков становятся 
неуверенность в себе и отсутствие 
возможности самовыражения. В таких 
случаях родители должны поддержать 
ребенка и помочь ему разобраться 
с возникшими проблемами. Абсолютно 
неправильно критиковать 
Дети и подростки 
нуждаются в самовыражении. За не 
имением других средств выражения 
своих мыслей и энергии они 
обращаются к компьютеру и компьютерным 
играм, которые создают иллюзию 
реальности безграничных возможностей, 
лишенной ответственности. Такая иллюзия 
оказывает разрушительное действие 
на психику ребенка и нарушает 
его связь с родителями и сверстниками. 
Для того чтобы избежать возникновения 
привязанности ребенка к 
- Постараться все-таки 
регламентировать время, 
- Показывайте личный 
положительный пример. Важно, чтобы 
слова не расходились с делом. 
И если отец разрешает сыну 
играть не более часа в день, 
то сам не должен играть 
по три-четыре.  
- Постараться воспользоваться 
позитивными возможностями 
- Ограничьте время 
работы с компьютером, 
- Предложите другие 
возможности 
- Используйте компьютер 
как элемент эффективного 
- Обращайте внимание 
на игры, в которые играют дети, 
так как некоторые из них 
могут стать причиной 
- Обсуждайте игры 
вместе с ребенком. Отдавайте 
предпочтение развивающим 
В случаях, если вы самостоятельно 
не можете справиться с проблемой, обращайтесь 
к психологам, в специализированные 
центры. 
- Часто бывает 
так, что за кажущейся 
Проблема компьютерной 
зависимости новая и пока мало 
изученная. Родители обычно не обращают 
внимания на поглощенность ребенка 
компьютером, если в его поведении 
не возникают других ярко выраженных 
отклонений, таких как воровство 
денег, прогулы школы, бродяжничество. 
Но нельзя недооценивать даже потенциальную 
опасность! 
Из всего сказанного 
следует вывод о том, сложный 
и длительный процесс профилактики 
компьютерной зависимости основывается 
на сочетание различных методов 
и средствах воспитания. Процесс 
заключает в себя поэтапность 
работы учителя, родителей с детьми. 
Для того, чтобы правильно организовать 
деятельность школьника за компьютером 
необходимо свою работу строить поэтапно, 
и продумать какой конечный результат 
своей работы вы хотели бы достичь. 
В организации профилактики компьютерной 
зависимости необходимо сочетать различные 
формы и методы воспитательных мероприятий. 
Вся организация компьютерной зависимости 
требует тщательный отбор материала. 
Методические рекомендации 
необходимо учитывать при профилактике 
компьютерной зависимости, для того 
чтобы не только правильно организовать 
процесс воспитание, но и чтобы 
оно было эффективно направлено детей 
и способствовало формированию личности. 
Заключение 
 
Знакомство с отечественным 
и зарубежным опытом построения и 
функционирования воспитательных систем, 
компьютерной зависимости детей 
и подростков убедило нас в 
том, что самым надежным стержнем 
профилактики компьютерной зависимости 
учащихся являются воспитательные мероприятия, 
досуг ребенка. В результате проведения 
педагогического исследования выявлено, 
что с помощью организационно 
воспитательных мероприятий по профилактике 
компьютерной зависимости у детей 
и подростков постепенно происходил 
спад зависимости от компьютерных игр. 
Проблема организации детского и 
подросткового досуга особенно остро 
стоит в настоящее время, поскольку 
современный ребенок, подросток 
взрослеет, развивается в напряженной 
социальной обстановке. Свободное, внеучебное 
время учащихся, подчас даже вне 
их желания, заполняется отрицательными 
моментами, такими как, например, игра 
на домашнем компьютере, а также 
сложностями в отношениях с родителями 
или неблагополучием семьи, влиянием 
молодежной субкультуры, средств массовой 
информации, отсутствием материального 
достатка в семье. Следовательно, ребенок 
организует свое свободное время 
в связи со своими интересами, потребностями 
и возможностями. В ходе нашего исследования 
мы выяснили следующее.Изучив структуру 
досуга детей и подростков в возрасте 
от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим 
выводам. Стремительное развитие компьютерных 
технологий существенно перестраивают 
практику повседневной жизни. Сегодня 
ребенок живет уже в мире отличном 
от того, в котором выросли его 
родители. В нашем обществе дети 
и подростки в значительной мере 
усваивают роли и правила поведения 
из сюжетов компьютерных игр, телевизионных 
передач, фильмов и других средств массовой 
коммуникации. Символическое содержание, 
представленное в этих медиа, оказывает 
глубокое воздействие на процесс социализации, 
способствуя формированию определенных 
ценностей и образцов поведения. Некоторые 
исследователи считают, что воздействие 
компьютерных игр на процесс социализации 
почти также велико, как влияние родителей. 
Виртуальная реальность 
- это нематериальность воздействия, 
условность параметров и эфемерность, 
- это не есть жизнь, это лишь вторичная 
часть жизни, это параллельный, но 
не основной процесс. Нет смысла игнорировать 
компьютерные возможности, необходимо 
их использовать по мере необходимости, 
а развлечения в виде компьютерных 
игр, необходимо сопрягать с реальными 
активными действиями в реальном 
мире.