Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат
Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Возраст детей
12-13 лет
Экспер. группа.
12-13
лет
Контр.
группа.
14-15 лет
Экспер.
группа.
14-15
лет
Контр.
группа.
16-17 лет
Экспер.
группа.
16-17
лет
Контр.
группа.
гуляю с друзьями
20%
16%
18%
16%
18%
18%
читаю
13%
8%
5%
3%
11%
10%
играю в компьютерные игры
10%
18%
5%
10%
7%
10%
слушаю музыку
12%
15%
22%
20%
20%
18%
отдыхаю
12%
11%
17%
15%
13%
11%
посещаю клубы, дискотеки
9%
7%
10%
10%
13%
11%
посещаю кружки
8%
4%
5%
4%
5%
5%
посещаю театр, к / т
5%
1%
8%
4%
15%
12%
посещаю музеи
1%
0%
2%
0%
3%
1%
смотрю TV, DVD
19%
23%
15%
20%
13%
10%
Полученные данные
мы подвергли статистической обработке.
(приложение 9)
Социально-педагогическая
программа по профилактике компьютерной
зависимости апробировались согласно
исходным теоретическим положениям,
которые были определены в гипотезе
нашего исследования. В ходе эксперимента
они уточнялись и корректировались
соответственно выявляемым показателям
динамики смены вида деятельности у
детей На гистограмме 1 представлены
данные эксперимента по обобщенным показателям,
характеризующим спад увлечения
компьютерной игрой среди детей
и подростков. (приложение 10) Анализ
данных гистограммы 1 выявляет явно выраженную
положительную динамику всех исследуемых
показателей в
Все это свидетельствует
об эффективности апробированной социально-
педагогической программы по профилактике
компьютерной зависимости. Опытным
путем мы доказали, что спад компьютерной
зависимости повысился в
Качественный и
количественный анализ результатов
проведенного исследования, подтвердив
справедливость выдвинутой гипотезы,
позволяет сделать следующие
выводы:
- проблема компьютерной
зависимости учащихся
- воспитательное
значение социально-
2.3 Методические рекомендации
родителям по профилактике
Задача параграфа:
рассмотреть рекомендации родителям
по профилактике компьютерной зависимости
школьников. Проанализировать воспитательную
деятельность педагога, родителей. Раскрыть
этапы профилактики компьютерной зависимости
Полученные в результате исследования,
данные позволяли нам выработать
методические рекомендации родителям
профилактики компьютерной зависимости
детей и подростков. Часто причиной
возникновения компьютерной зависимости
у детей и подростков становятся
неуверенность в себе и отсутствие
возможности самовыражения. В таких
случаях родители должны поддержать
ребенка и помочь ему разобраться
с возникшими проблемами. Абсолютно
неправильно критиковать
Дети и подростки
нуждаются в самовыражении. За не
имением других средств выражения
своих мыслей и энергии они
обращаются к компьютеру и компьютерным
играм, которые создают иллюзию
реальности безграничных возможностей,
лишенной ответственности. Такая иллюзия
оказывает разрушительное действие
на психику ребенка и нарушает
его связь с родителями и сверстниками.
Для того чтобы избежать возникновения
привязанности ребенка к
- Постараться все-таки
регламентировать время,
- Показывайте личный
положительный пример. Важно, чтобы
слова не расходились с делом.
И если отец разрешает сыну
играть не более часа в день,
то сам не должен играть
по три-четыре.
- Постараться воспользоваться
позитивными возможностями
- Ограничьте время
работы с компьютером,
- Предложите другие
возможности
- Используйте компьютер
как элемент эффективного
- Обращайте внимание
на игры, в которые играют дети,
так как некоторые из них
могут стать причиной
- Обсуждайте игры
вместе с ребенком. Отдавайте
предпочтение развивающим
В случаях, если вы самостоятельно
не можете справиться с проблемой, обращайтесь
к психологам, в специализированные
центры.
- Часто бывает
так, что за кажущейся
Проблема компьютерной
зависимости новая и пока мало
изученная. Родители обычно не обращают
внимания на поглощенность ребенка
компьютером, если в его поведении
не возникают других ярко выраженных
отклонений, таких как воровство
денег, прогулы школы, бродяжничество.
Но нельзя недооценивать даже потенциальную
опасность!
Из всего сказанного
следует вывод о том, сложный
и длительный процесс профилактики
компьютерной зависимости основывается
на сочетание различных методов
и средствах воспитания. Процесс
заключает в себя поэтапность
работы учителя, родителей с детьми.
Для того, чтобы правильно организовать
деятельность школьника за компьютером
необходимо свою работу строить поэтапно,
и продумать какой конечный результат
своей работы вы хотели бы достичь.
В организации профилактики компьютерной
зависимости необходимо сочетать различные
формы и методы воспитательных мероприятий.
Вся организация компьютерной зависимости
требует тщательный отбор материала.
Методические рекомендации
необходимо учитывать при профилактике
компьютерной зависимости, для того
чтобы не только правильно организовать
процесс воспитание, но и чтобы
оно было эффективно направлено детей
и способствовало формированию личности.
Заключение
Знакомство с отечественным
и зарубежным опытом построения и
функционирования воспитательных систем,
компьютерной зависимости детей
и подростков убедило нас в
том, что самым надежным стержнем
профилактики компьютерной зависимости
учащихся являются воспитательные мероприятия,
досуг ребенка. В результате проведения
педагогического исследования выявлено,
что с помощью организационно
воспитательных мероприятий по профилактике
компьютерной зависимости у детей
и подростков постепенно происходил
спад зависимости от компьютерных игр.
Проблема организации детского и
подросткового досуга особенно остро
стоит в настоящее время, поскольку
современный ребенок, подросток
взрослеет, развивается в напряженной
социальной обстановке. Свободное, внеучебное
время учащихся, подчас даже вне
их желания, заполняется отрицательными
моментами, такими как, например, игра
на домашнем компьютере, а также
сложностями в отношениях с родителями
или неблагополучием семьи, влиянием
молодежной субкультуры, средств массовой
информации, отсутствием материального
достатка в семье. Следовательно, ребенок
организует свое свободное время
в связи со своими интересами, потребностями
и возможностями. В ходе нашего исследования
мы выяснили следующее.Изучив структуру
досуга детей и подростков в возрасте
от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим
выводам. Стремительное развитие компьютерных
технологий существенно перестраивают
практику повседневной жизни. Сегодня
ребенок живет уже в мире отличном
от того, в котором выросли его
родители. В нашем обществе дети
и подростки в значительной мере
усваивают роли и правила поведения
из сюжетов компьютерных игр, телевизионных
передач, фильмов и других средств массовой
коммуникации. Символическое содержание,
представленное в этих медиа, оказывает
глубокое воздействие на процесс социализации,
способствуя формированию определенных
ценностей и образцов поведения. Некоторые
исследователи считают, что воздействие
компьютерных игр на процесс социализации
почти также велико, как влияние родителей.
Виртуальная реальность
- это нематериальность воздействия,
условность параметров и эфемерность,
- это не есть жизнь, это лишь вторичная
часть жизни, это параллельный, но
не основной процесс. Нет смысла игнорировать
компьютерные возможности, необходимо
их использовать по мере необходимости,
а развлечения в виде компьютерных
игр, необходимо сопрягать с реальными
активными действиями в реальном
мире.