Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:18, реферат

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.2 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 68.71 Кб (Скачать документ)

Досуг является благоприятной  почвой для испытания детьми и  подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку  гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой  активности. Досуг в существенной степени ответственен в части  формирования характера ребенка, в  частности таких качеств как  инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность  и др. 

Также можно сделать  вывод о том, что современные  информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности  существенно трансформировали структуру  досуга современных детей и подростков. В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние  техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой  проблематики исследований, которые  должны затрагивать в первую очередь  собственно содержательные аспекты  пользования компьютером. Мы доказали, что социально-педагогическая программа  по профилактике компьютерной зависимости  детей и подростков, эффективна, потому что в мероприятиях, проведенные  в экспериментальном классе, были использованы различные формы и  методы, что и способствовала эффективному спаду компьютерной зависимости. И  полученные результаты позволяют утверждать, чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у детей и подростков необходимо организовать внеклассную  воспитательную деятельность. Для того чтобы правильно организовать мероприятие  по профилактике компьютерной зависимости  необходимо соблюдать такие социально - педагогические условия: 

- Воспитание должно  реализовываться через творчество, игру, забаву. 

- Предусматривается  непрерывность, систематичность,  демократичность процесса воспитания  школьников. 

- Создавать такие  ситуации воспитания, когда необходимо  ставить учащихся перед проблемой  практического решения задач  компьютерной зависимости. 

- Воспитание должно  нести целенаправленный характер. 

Список литературы 
 

1. Абраменкова В.В.  Социальная психология детства:  развитие отношений ребенка в  детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2000.-106с. 

2. Азарова Р.И.  Досуг современной молодежи//Внешкольник. - 2003. - № 10-128с. 

3. Борытко Н.М.  Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2002. -№ 6.- с 15-22 

4. Гундарева И.П.  О последствиях восприятия телевизионной  информации младшими школьниками//Воспитание  школьников. - 2005. - № 9.- с.30-33 

5. Крылова Н.Б.  Школа без детей. - М., 2002- 154с. 

6.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие  ценности- основа целостного учебно-воспитательного  процесса. Москва 1993г.-103с. 

7. Крутецкий В.А.  Психология учебник для учащихся  педагогического училища2 - е изд.  Переработано и дополнено М.Просвещение  1986г.- 145 с. 

8. Куртышева М.  Как сохранить психологическое  здоровье детей. - СПб., 2005-45-56с. 

9. Корнеева Е. Компьютерная  зависимость: «бермудский треугольник»  за углом//Мир семьи. - 2004. - № 13-17с. 

10. Кузнецов Г.  Поход за силой//Компьютера. - 2000. - № 18- 24-45с. 

11. Курганский С.  М. Организация досуговой деятельности  младших школьников//Завуч начальной  школы. - 2004. - № 6 - 89-113с 

12. Лихачев Б.Т.  Педагогика Курс лекций учебное  пособие для студентов педагогического  учебного заведения и слушателей  ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998г.- с 64 

13. Леонтьева А  Н. Россия молодая//Воспитание  школьников. - 2003. - № 3 

Моторин В.Н. Об использовании  компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12- 26-29с. 

14. Никитина Н.И., Глухова  М.Р. Методика и технология  работы социального педагога. - М., 2005. с. 86 

15. Новосельцев В.И.  Компьютерные игры: детская забава  или педагогическая проблема?//Директор  школы. - 2003. - № 9 - 13-18с. 

16. Польшакова Е.Ф.  Досуг надо организовывать//Физкультура  в школе. - 2002. - № 5- 9-12 с. 

17. Прибылова Ю.О.  Психологические проблемы современных  школьников в области информационных  технологий//Естествознание в школе. - 2005.-№ 4 - 35-39с. 

18. Розин В.М. Культурная  деятельность подростка в контексте  современной подростковой культуры//Школьные  технологии. - 2000. - № 5- 17-23с.  

19. Собкин В., Евстигнеева  Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. - 2001.-№ 8- 34-35с. 

20. Соболева Б.  Влияние телевизора и компьютера  на душу ребенка//Женское здоровье. - 2000. - № 7 - 16-19с. 

21 Сонькин В.Н.  Чем занимаются наши дети//Здоровье  детей. - 2003. - № 21- 5-10 с. 

22. Стукова О.В  компьютерной колыбели? В компьютерных  сетях!//Аномалия. - 1996. - № 23 - 3-9 с. 

23. Федоров А.В.  Школьники и компьютерные игры  с «экранным насилием»//Педагогика. - 2004. - № 6- 56-58 с.  

24. Цымбаленко С.Б.  Российские подростки в информационном  мире//ЮНПРЕСС. - 1998. - № 3- 55-57 с.  

25. Чудинова В.П.  Социализация ребенка и медиа//Школьная  библиотека. - 2004. - № 4- 14-18 с.  

26. Якушина Е.В.  Подростки в Интернете//Педагогика. - 2001. - № 4 - 21-25 с. 

27. Яманова Т. Новый  вид наркомании//Аргументы и факты.  Семейный совет. - 2004. - № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с. 

28. http://www.net196.soes.ru/ 

29. http://www.baby.com.ua/ 

30. http://www.Le-Mon.ru 

31. http://www.vn.ru/ 

32. http://www.add.net.ru/ 

33. http://www.nnm.ru/ 

34. http://www.med.resourse.ru 

35. http://www.родитель.ru 

Приложение 1 
 

Анкета 

«Место современных  информационных технологий в жизни  детей и подростков» 

І. Блок 

1.Сколько времени  вы проводите за компьютером? 

2. Для чего нежен  компьютер? 

3. Влияет ли компьютер  на ваше здоровье? 

4. Свое свободное  время вы проводите за компьютером  или друзьями? 

5. Как вы считаете, лучше играть в компьютерные  игры чем общаться с друзьями? 

6. В какие компьютерные  игры вы играете? 

ІІ. Блок 

1.Сколько свободного  времени вы проводите за просмотром  телепрограмм? 

2. Какие вам нравятся  телепередачи? 

3. Какие вы любите  смотреть фильмы? 

4. Какие сцены  в фильмах привлекают ваше  внимание? 

ІII. Блок  

1. Ограничивают ли  родители время игр на компьютере? 

2. Разрешают ли  родители смотреть жестокие фильмы? 

Приложение 2 
 

Экспериментальная группа 

Вид деятельности в  структуре досуга мальчиков 12 - 13 лет  

Вид деятельности в  структуре досуга мальчиков 14 - 15 лет 

Вид деятельности в  структуре досуга мальчиков 16 - 17 лет  

Контрольная группа  
 

Вид деятельности в  структуре досуга мальчиков 12 - 13 лет  

Вид деятельности в  структуре досуга мальчиков 14 - 15 лет 

Вид деятельности в  структуре досуга мальчиков 16 - 17 лет 

Приложение 3  
 

Экспериментальная группа  
 
 

Вид деятельности в  структуре досуга девочек 12 - 13 лет  

Вид деятельности в  структуре досуга девочек 14 - 15 лет  

Вид деятельности в  структуре досуга девочек 16 - 17 лет  

Контрольная группа 
 

Вид деятельности в  структуре досуга девочек 12 - 13 лет  

 Вид деятельности  в структуре досуга девочек  14 - 15 лет  

Вид деятельности в  структуре досуга девочек 16 - 17 лет  

Приложение 4 
 

Цель приобретения компьютера мальчиков 12 - 13 лет 

Цель приобретения компьютера мальчиков 14 - 15 лет 

 Цель приобретения  компьютера мальчиков 16 - 17 лет 

Цель приобретения компьютера девочек 12 - 13 лет 

Цель приобретения компьютера девочек14 - 15 лет 

Цель приобретения компьютера девочек 16 - 17 лет 

Приложение 5 
 

Мнение детей и  подростков 12 - 17 лет о том, влияет ли компьютер на их психическое и  физическое здоровье 

Приложение 6 
 

Мнение ребят о  том, что многие дети школьного возраста проводят с компьютером больше времени, чем с друзьями. 

Приложение 7 

Социально-педагогическая программа по профилактики компьютерной зависимости среди детей и  подростков 

План воспитательных мероприятий 

№ п/п 

Тема 

Количество часов  

Работа с родителями 7, 9, 11 классов 

4 ч 30 мин  

Просветительская  беседа на тему «Компьютер и дети» 

1 час  

Проведение беседы на тему: «Компьютерная зависимость  и как с ней бороться» 

1 час  

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» 

30 минут  

Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия» 

1 час  

Рекомендации родителям  по профилактике компьютерной зависимости 

1 час  

Просветительская  работа с детьми 

6 ч 30 мин  

Проведение классного  часа на тему: «Роль компьютера в  твоей жизни» 

1 час  

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» 

30 минут  

Проведение дискуссии  по фильму «Виртуальная агрессия» 

1 час  

Проведение диспута  «Компьютерные игры в моей жизни» 

1 час  

«Избавься от «стрелялки», получи взамен «болванку» (на подростковом сленге «болванка» означает диск для  записи).  

В течение дня  

Подведение итогов акции в виде наглядного отчета (стендовая  информация, проведение радиотрансляции) 

1 час  

Итоговое занятие  «Суд над компьютерными играми» 

2 часа  
 
 

Содержание программы 

Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов. 
 

Просветительская  беседа на тему «Компьютер и дети». [Приложение 5] - роль компьютера в жизни  ребенка, влияние компьютера на структуру  досуга детей и подростков. 

Проведение беседы на тему «Компьютерная зависимость  и как с ней бороться?» [Приложение 6] - разъяснение понятия «компьютерная  зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы. 

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» - фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и  что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие  его к компьютеру? Ученые расскажут, почему развитие мозга австралийских  аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованного  мира. Что происходит с душой ребенка  под влиянием страсти и азарта компьютерных игр? 

Информация о работе Компьютерная зависимость