Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Описаны тоеретиеские основы формирования глагольного словаря. Исследование пассивного и активного глагольного словаря (методика и организация эксперимента. Обработка эксперимента) Организация и содержание консультативно-просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5

1.1 Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
1.2 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
1.3 Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18

2.1 Методика и организация эксперимента……………………………18
2.2 Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25

3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

                                                                               Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3 

      ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5 

    1. Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
    2. Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
    3. Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11
 

      ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18 

    1. Методика  и организация эксперимента……………………………18
    2. Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19
 

      ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25 

      3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного

      возраста  с общим недоразвитием речи……………………………. 30 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.

     Общеизвестно, что глагол является основной любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря.

     Изучением развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии посвящены работы таких ученых как, Лалаева Р.И [9], Спирова Л.Ф. [33], Филичева Т.Б. [27;29], Чиркина Г.В. [28;29] и др.. Авторы подробно описывают нарушения речи у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

     Несмотря  на большое количество имеющегося опыта  по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала. Логопедическая работа, проводимая специалистами в данном направлении в условиях детского дошкольного учреждения, является недостаточным условием для успешного развития глагольного словаря. Для максимально положительных результатов необходимо обеспечить целенаправленную работу по развитию глагольной лексики во всех видах детской деятельности, как на специальных занятиях, так и вне их. Обеспечить это возможно организовав преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей с родителями. Одним из направления такой работы является консультативно-просветительская деятельность.

     Осуществление решения данного вопроса требует интеграция семейного воспитания и дошкольного образования, переход на качественно новые содержание и технологии образовательного процесса, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действия по развитию не только глагольного словаря, но и личности ребенка в целом.

     Цель исследования: теоретическое обоснование и методическое обеспечение консультативно - просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

     Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический поиск по проблеме оказания консультативно-просветительской помощи родителям дошкольников с ОНР учителем-логопедом;
  2. Выделить этапы становления глагольного словаря у детей с нормальным речевым развитием;
  3. Экспериментально изучить особенности глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
  4. Систематизировать этапы оказания консультативно-просветительской помощи учителем-логопедом;
  5. Разработать комплекс дидактических игр, упражнений для консультативно-просветительской работы с родителями по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи глагольного словаря.

     Объект исследования – процесс формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Предмет исследования – консультативно-просветительская работа с родителями по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Методы исследования:

     теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

     - эмпирическое исследование пассивного и активного глагольного словаря дошкольников с ОНР: констатирующий эксперимент;

     - биографический метод: анализ медико-психолого-педагогической документации;

     - количественный и качественный анализ результатов исследований.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 

     
    1. Онтогенез глагольного словаря у детей
 

     Об  усвоении глагола можно сказать, что эта часть речи формируется и усваивается ребенком не сразу, а постепенно. Это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка.

     Усвоение  ребенком родного языка – это  системный процесс, в котором  усвоение и вычленение одних элементов  и единиц речи тесным образом соподчинено с усвоением других единиц и явлений. При анализе детской речи видно. Что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, другие значительно позже. Поэтому на разных стадиях развития речи одни языковые группы оказываются уже усвоенными, другие усвоены только частично. А третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем. Каждому периоду развития синтаксических построений соответствует определенный уровень морфологического построения слов, наличие у ребенка тех или иных частей речи, звуков родного языка, их сочетаний, слоговой структуры слов.

     В становлении речи выделяют несколько периодов и самый первый из них «доречевой» период включает в себя несколько стадий: крик, гуление, лепет. Длиться этот период до одного года.

     Следующий этап в развитии речи детей О.В. Правдина [17, с. 28 - 40] называет «речевой период».

     Жукова  Н.С. составила схему системного развития нормальной детской речи [6, с.65 - 67].

     В предлагаемых таблицей группировках представлена последовательность и соподчинённость овладения ребёнком различными элементами родного языка по периодам формирования у него грамматического строя речи в возрасте от 1 года 3 месяцев до 7 лет.

     Этапы усвоения языка характеризуются тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и более дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

     В данной курсовой работе мы изучим только те части схемы, где представлено становление глагольного словаря детей.

     I период « Предложения из аморфных слов корней» (от 1года 3месяцев до 1 года 10 месяцев)

     Об  усвоении глагола известно, что названия действий (кроме слова дай) появляются несколько позже, чем названия предметов. До 1 года 8 месяцев присутствуют такие звукосочетания у глаголов: «ди», «бух», звуковые комплексы (бай-бай, ням-ням) и насчитывают их до 5 слов и первоначально они опускаются при построении предложений.

     Дети активно используют в речи, только определенный набор «своих» слов и отказываются повторить те слова, которые им вновь предлагаются. Эти слова в своем звуковом оформлении близки к словам взрослых, обращенных к ребенку.

     Переход от простого имитирования звуков к  репродуцированию слов по составляющей его акцентуальной и просодической модели или части ее открывает возможности к накоплению нового словарного запаса и переводит ребенка из ряда неговорящих в категорию плохо говорящих.

     Первые  слова детей характеризуются  полисемантизмом: одно и тоже звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

     Появившиеся названия действий в этот период используются в форме инфинитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. Инфинитивно-императивная форма глагола появляется на месте изъявительного наклонения. В этот период появляются неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай».

     II период «Период усвоения грамматической структуры предложения» (от 1 года 10 месяцев до 3лет).

     Особенность этого периода - развитие словаря в количественном и в качественном отношении.

     Количественное  развитие словаря характеризуется  к трем годам 1500-2000 слов. Столь стремительное накопление глагольной лексики вызвано коммуникативными потребностями ребенка, развитием его познавательных интересов, расширением сферы деятельности, в которую он вовлекается взрослыми.

     В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к  которому он относится. Затем, в зависимости от синтаксической конструкции высказывания, ребенок начинает грамматически по-разному оформлять одно и то же слово, например: мама чит-ай, но мама чита-ет.

     Появляются  первые грамматические формы у 18 глаголов. Помимо употребления глагола в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа, инфинитива у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет), например: мама идет, папа сидит. Начинают употреблять глагол 3-го лица ед. числа в настоящем и прошедшем времени (она идет, она шла). Появляются в речи детей первые возвратные глаголы. Часто опускаются приставки.

     С 2 лет у ребенка происходит становление фразовой речи и глаголы при этом имеют особое значение.

     Вместе  с расширением объема предложения до 3 слов и с появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола (пить - пьет, спи – спит - спал) устанавливается согласование между субъектом и предикатом (согласование существительного в форме именительного падежа с глаголом -ит, -ет). То есть устанавливается подчинение глаголу. Овладение детьми такой синтаксической конструкцией, типа субъект действия плюс его действие, в которой действие выражено глаголом с элементами -ит, -ет, кладет начало самостоятельному построению грамматически правильных предложений, состоящих из изменяемых слов.

     Дети  начинают согласовывать глагол с существительным сначала в числе, несколько позже в лице, и только после трех лет в роде. Детьми усваивается сначала число глагола в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме глагола 2-го лица множественного числа). Дети начинают правильно различать и употреблять  настоящее и прошедшее время глаголов. В прошедшем времени смешивается род. В период с 2,3 - 3 лет усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. Но на месте одних приставок дети иногда употребляют другие «искрасил» (выкрасил), «растемнело».

Информация о работе Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР