Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Описаны тоеретиеские основы формирования глагольного словаря. Исследование пассивного и активного глагольного словаря (методика и организация эксперимента. Обработка эксперимента) Организация и содержание консультативно-просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5

1.1 Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
1.2 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
1.3 Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18

2.1 Методика и организация эксперимента……………………………18
2.2 Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25

3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

     У детей с нормальным речевым развитием  количество ошибок было значительно  меньше, чем у детей с ОНР. (У нормально говорящих количество ошибок в пределах от 2-х до 13, дети с ОНР – от 10 до 17).  Много ошибок допустили дети с нормальным речевым развитием, которые не посещали детское дошкольное учреждение, а поступили в старшую группу в этом учебном году (Даша К. – 11 ошибок, Милана Ш. – 13, Егор Д. – 12).

     Проанализировав  полученные результаты  можно сделать  вывод: активный словарь нормально говорящих детей и детей с ОНР развит недостаточно и находится у большинства детей двух испытуемых групп на среднем уровне, что свидетельствует о том, что объем активного глагольного  словаря детей - участников эксперимента  не соответствует возрасту.

  1. Называние близких  по значению слов-действий.

     Дети  с ОНР имеют следующие показатели: высокий уровень развития - ни у кого; средний уровень - у 2 детей; низкий -13 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 1 ребёнка, средний - 12 детей,  низкий - у 2.

     Подбор  и называние близких слов - действий у детей с ОНР находится на низком уровне. Дети с трудом подбирают нужные слова - действия, большинство детей заменяет названия действий близкими по ситуации и внешним признакам: «шьет, вяжет, вышивает» - «шьет»; «варит, жарит, печет» - «готовит кушать». Только 2 ребёнка из группы детей с ОНР имеют средний уровень по предложенному заданию: Олег Б. (допустил две ошибки: «девочка шьёт» вместо «девочка вышивает»  и не смог назвать действие к картинке «мама варит»), Александра Р. (допустила две ошибки: «девочка шьёт» вместо «девочка вышивает» и «бабушка варит» вместо «бабушка жарит»).

     Дети  с нормальным речевым развитием  допускали значительно меньше ошибок. Высокий уровень у Ани А.(0 ошибок). Одну ошибку допустили Алина А. («девочка вышивает» - «девочка шьёт»), Ксюша Кр. («бабушка жарит» - «бабушка печёт»). По две ошибки допустили Ксюша С., Зоя Ц., Егор Д., Милана Ш. Двое детей Катя Ш. и  Никита М. имеют низки уровень, так как не смогли выполнить предложенное задание.

     Дифференциация  глаголов близких по значению затруднена. Задание по называнию близких по значению слов - действий оказалось достаточно трудным для детей двух экспериментальных групп.

     4.  Дополнение к глаголу

     Дети  с ОНР имеют показатели: высокий уровень развития  - ни у кого средний уровень – у 1 ребёнка; низкий уровень – 14 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 1 ребёнка, средний - у 14 и низкий – ни у кого.

     Дети  с ОНР подбирают слова к словам - действиям, которые являются для них бытовыми, повседневными (светит солнце, светит лампочка, плывёт корабль, плывёт рыба). Однако подбор даже  таких слов затруднен, они подбирают одно, два, максимум  - три варианта ответа. Часто повторяют  одни и те же слова к разным действиям (сидит мальчик,  умывается мальчик, лежит мальчик). 

     Нормально говорящие дети более легко и  быстро подбирали слова к глаголам. Для них выполнение задания не было трудным. В основном все дети смогли подобрать по три слова к каждому слову-действию, хотя подбирались слова, как и у детей с ОНР, которые являются для них бытовыми и  повседневными.

      И только у одного ребёнка  (Алина  А.) в  ответах подбирались слова в переносном значении (сидит рубашка, стучит сердце, стучит град, летит время, умывается сад).

   Употребление  глагола в переносном значении для детей 2-х групп затруднено.

  5. Преобразования глаголов в форму повелительного наклонения

   Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - 1 ребёнок; средний - 9 детей; низкий - 5.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 11 детей, средний - у 4 и низкий - ни у кого.

     Преобразование  глаголов в форму повелительного наклонения у детей с ОНР находится на среднем уровне развития. В целом ответы детей были правильными, однако некоторые слова вызвали затруднения («бежит» - «бежи» вместо «беги»; « сидит» - «садись»  вместо «сядь»; «стоит» - «стоять», вместо «стой»).

     Большинство детей с нормальным речевым развитием  справились с заданием. Только 4 человека Ксюша С. (не сразу поняла условие предложенного задания и затруднялась при ответе на первые два вопроса), Ксюша Ку. (допустила две ошибки: при ответе на первый вопрос ей понадобилась помощь, а вместо «Спи!» ответила: «Встань!»), Егор Д. (два неправильных ответа: «Пить!» и «Бежи!»), Катя Ш. (при ответе на первый вопрос ей понадобилась помощь и допустила две ошибки: «Стаи!», «Бежи!») имеют средний уровень.

    1. Изменение глаголов по лицам

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - 3 детей; средний – 9 детей; низкий - 3 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у всех 15 детей.

     При изменении глаголов настоящего времени  по лицам дети с ОНР допускают ошибки. Наиболее частые из них встречаются   при согласовании глаголов с местоимениями ты, мы, они («ты идем», «мы идут», «они сидит»). Поэтому можно сделать заключение, что изменение глаголов по лицам у детей с общим недоразвитием речи затруднено.

     Все нормально говорящие дети справились с предложенным заданием, и имеют высокий уровень.

  1. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - 9 детей; средний - 5 детей; низкий – 1 ребёнок.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития - 14 детей, средний - 1 и низкий – ни у кого.

     Образование глаголов прошедшего времени  мужского и женского рода находится у большинства детей с ОНР на высоком уровне развития. Некоторые дети затрудняются преобразовывать форму глагола мужского рода прошедшего времени в форму женского рода и наоборот (Полина Ш. - при употреблении  прошедшего времени глагола, заменила его на форму настоящего времени :      « мальчик пел» - « девочка поёт» вместо «девочка пела», Павел Т. – «мальчик мыл» - «девочка моет», «мальчик пел» - «девочка поёт», Никита П. – «мальчик поливал» - «девочка полила», мальчик мыл» - девочка «моет», девочка подметала пол» - «мальчик подметает»,  Анастасия Л., и Иван Е.- допустили по 3 аналогичные  ошибки). Один ребёнок (Владимир К.) допустил 4 ошибки и имеет низкий уровень. Из вышесказанного можно сделать вывод, что изменение глаголов мужского и женского рода прошедшего времени вызывает небольшие затруднения у детей с ОНР. С этим заданием дети с ОНР справились наиболее успешно.

     Дети  с нормальным речевым развитием  почти все справились с предложенным заданием. Один ребёнок (Никита М. допустил ошибку «поливает» вместо «поливала») имеет средний уровень.

  1. Изменение глаголов по временам

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - ни одного ребёнка; средний - 7 детей; низкий - 8 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 4  детей, средний - у  11 и низкий - ни у кого.

     Дети  с ОНР при образовании глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени допускают большое количество ошибок.  Чаще всего неправильно  образуют глаголы прошедшего и будущего времени. Например,  вместо глаголов прошедшего времени  они используют следующие высказывания:  «девочка моет тарелку» - «девочка не моет тарелку», вместо «девочка вымыла тарелку»; «девочка зашила, сделала»  вместо « сшила»). При образовании глаголов будущего времени допускают ошибки при изменении глаголов: поливает («будет поливать» - «будет лить»), шьет («будет шить» -  «будет зашивать»). Очень часто дети при выполнении данных заданий не могут правильно подобрать нужный глагол, заменяя его другим, близким по значению и ситуации. Изменение глаголов по временам у детей с ОНР затруднено.

     Дети с нормальным речевым развитием допускают гораздо меньше ошибок. Частой ошибкой у детей было образование глагола прошедшего времени «проснулась» (заменяли глаголом «встала»), затруднение вызывало образование формы будущего времени от этого же глагола.

  1. Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - 3 детей; средний - 3 детей; низкий – 9 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития - у 5  детей, средний - у 10 и низкий - ни у кого.

     Дети  с ОНР не достаточно хорошо понимают залоговые отношения, допускают ошибки в образовании возвратных глаголов. Часто заменяли глаголы другими, схожими по значению и ситуации («девочка моется» - «девочка плавает»; «мама моет девочку» - «мама трет девочку»; «мальчик одевается» - «мальчик пошел гулять»).

     Нормально говорящие дети так же допускали ошибки, но их число гораздо меньше, чем у детей с ОНР. Шесть детей (Никита М., Даша К.,Милана Ш., Ксюша Ку., Егор Д., Катя Ш.) допустили одинаковую ошибку («девочка моется» - «девочку моет мама» вместо «девочка купается» - «девочку купает мама»). Некоторые дети выполняли предложенное задание с помощью (необходимо было «наталкивать» на ответ, называя первое слово «девочка…(вытирается)»- «девочку… (вытирает мама»).

     Дети  с ОНР не достаточно хорошо понимают залоговые отношения и допускают  ошибки в образовании возвратных глаголов.

  1. Образование глаголов единственного и множественного числа

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - ни у кого; средний - 12 детей; низкий - 3 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 5 детей, средний у 10 и низкий – ни у кого.

     Большинство детей с ОНР имеют средний уровень. Дети допустили незначительные ошибки в образовании формы единственного и множественного числа глаголов. Чаще всего при выполнении задания  дети не могли подобрать нужного слова-действия к предметам и заменяли их словами, близкими по значению и ситуации, например: марширует (заменяли на слово «идет»); взлетает (заменяли на слово «летит»); машет крыльями  (заменяли на слово «летает» или «махает»). Дети с низким уровнем не могли  подобрать нужного слова-действия к предмету и кроме этого образовывали неправильную форму множественного числа глаголов. Допускали ошибки при образовании множественного числа («бабочка махает крыльями» - «бабочки махает крыльями» Павел Т., Анастасия Л.; «мальчик играет» - «мальчики играются», «бабочка махает крыльями» - «бабочки махает крыльями» Никита П.).

     Большинство детей с нормальным уровнем речевого развития также не могли подобрать нужного слова-действия к предметам и заменяли их словами, близкими по значению и ситуации.

  1. Дифференциация  и образование глаголов совершенного и  несовершенного вида

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - 1ребёнок; средний - 6 детей; низкий - 8 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития - 11 детей, средний - 3 и низкий -1.

      Большинство детей с ОНР имеют низкий уровень развития, так как часто допускали  ошибки в образовании глаголов совершенного вида (т.е. глаголов прошедшего времени 3-го лица ед. числа), а так же затруднялись подбирать нужные глаголы к словам и заменяли их другим. Допускались ошибки такого плана («девочка шьет» - «девочка сделала» или «девочка сашила» вместо «девочка сшила»; «девочка спит» - «девочка встала» вместо «девочка поспала»;  «девочка пишет» - «девочка уже не пишет» «девочка закончила писать» или «девочка пописала» вместо «девочка написала»; « девочка поливает» - «девочка не поливает», «девочка поливала» или «девочка закончила поливать» вместо «девочка полила»). Низкий уровень развития имеют 8 детей. Можно сделать вывод, что дети затрудняются образовывать глаголы совершенного вида и при этом допускают ошибки.

      Большинство детей с нормальным речевым развитием справились с предложенным заданием. Трое детей допустили ошибки в образовании глагола совершенного вида «девочка спит» - «девочка встала» вместо «девочка поспала», «девочка рисует» - «девочка порисовала» вместо «девочка рисовала», «девочка пошила» - вместо «девочка сшила» (Милана Ш., Егор Д.). Аня А. большинство заданий выполнила с помощью. Один ребёнок (Лиза С.) при выполнении заданий допустила 3 ошибки («закончил делать», «закончила спать», «закончила поливать» вместо «сделал», «поспала», «полила», а при выполнении последующих заданий ей потребовалась помощь взрослого).

     12.  Дифференциация и образование приставочных глаголов

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - 3 ребенка; средний - 10 детей; низкий - 2 детей.

     У детей с нормальным речевым развитием высокий уровень у всех.

     При выполнении заданий детям необходимо было подобрать нужный по смыслу приставочный глагол и образовать с ним предложение  по предложенной сюжетной картине. При выполнении заданий некоторые дети (с ОНР) затруднялись выбрать из двух предложенных приставочных глаголов  нужный глагол. Часто при правильном выборе глагола дети не могли правильно его употребить в речи и заменяли другим, близким по смыслу глаголом. Например, при выборе нужного глагола частые ошибки («моет» вместо «стирает»; «вышила» вместо «пришила»; «вылетела» вместо «влетела»). При составлении предложений встречались следующие замены глаголов, близкими по смыслу и звучанию («мальчик полез на дерево», «он забирает кормушку»  вместо «залез»; «дети заливают цветы» вместо «поливают»; «мальчик сломал чашку», «пробил чашку» вместо «разбил»; «птица залетела в окно» вместо «влетела»; «мама моет белье», «моет одежду»  вместо «стирает»; «мама вышила нитками», «вышила пуговицу»   вместо «пришила»).  Образование и употребление нужных по смыслу приставочных глаголов вызывает у детей с ОНР затруднения.

Информация о работе Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР