Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа
Описаны тоеретиеские основы формирования глагольного словаря. Исследование пассивного и активного глагольного словаря (методика и организация эксперимента. Обработка эксперимента) Организация и содержание консультативно-просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря у детей с ОНР
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5
1.1 Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
1.2 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
1.3 Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18
2.1 Методика и организация эксперимента……………………………18
2.2 Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25
3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34
III период «Усвоение морфологической системы языка» (с 3 - 7лет). Период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи.
К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 - 1900 слов. Но в речи детей от 3-7 лет преобладают существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. В возрасте от 6 -7 лет, можно выделить наиболее употребительные глаголы - «пойти», «говорить».
Начиная с 3 лет, в процессе речевого общения, дети, употребляют глаголы преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. После 5 лет дети самостоятельно образуют глаголы от других частей речи.
Эти
особенности в усвоении глаголов
у детей в норме помогут в дальнейшем правильно
оценить языковое развитие детей. А так
же при планировании коррекционной работы
избежать преждевременной или запаздывающей
подачи лексического материала на своих
занятиях [6, с. 65 – 67; 32].
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [10, с. 22].
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
- речь детей с ОНР малопонятна (I,II уровня развития речи по Р.Е.Левиной).
Связь
между речевыми нарушениями и
другими сторонами психического
развития обусловливает наличие
вторичных дефектов. Так, обладая
полноценными предпосылками для
овладения мыслительными
Мастюкова Е.М. [13, с. 5 - 15] выделяет 3 основные группы (по клиническому составу) ОНР:
Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта.
Левина Р.Е. [10, с. 25 - 27] выделила три уровня речевого развития:
1-й уровень речевого развития - отсутствие общеупотребительной речи. Достаточно часто встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Речь детей может содержать так называемые диффузные слова, не имеющими аналогов в родном языке («киа» - «кофта», «свитер» и т.д.). Характерной особенностью детей - крайняя бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических средств — жестов, мимики, интонации.
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание простых предлогов («в», «на», «под» и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа («дай ложку», и «дай ложки»), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Речь детей малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
2-й уровень речевого развития - начатки общеупотребительной речи. Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, четырехсловной фразы. Использование, наряду с аморфными словами, слов с выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и падежа. Объединяя слова в словосочетании и фразу, ребенок может использовать способы согласования и управления, что свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.
В самостоятельной речи детей появляются простые предлоги и их лепетные варианты. По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.
Однако
недостаточность
Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.
Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Может страдать произношение и различение большого количества фонем - до 16 - 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов.
3-й
уровень речевого развития
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звукослогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными.
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.
Филичевой Т.Б. [27, с. 137-250] в последние годы описан 4 уровень ОНР – остаточные явления речевого недоразвития. Он характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий.
У детей этого уровня нарушение звукопроизношения в какой-то одной группе, замены сходных по звучанию звуков. Слоговая структура не имеет грубых нарушений как при 3 уровне. Нет персевераций. Есть только в редких случаях (например, в сложных длинных словах). Словарь если специально не изучать, то нарушений не видно. Ребенок хорошо строит фразу, но не понимает до конца значение слов. Проблемы словоизменения и словообразования (особенно притяжательных прилагательных). В построении фразы ошибки.
ОНР 4 уровня определяется автором как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей, отмечаются выраженные и стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.
Своеобразие речи у детей с четвертым уровнем ОНР по данным исследований Т.Б. Филичевой, заключается в следующем. В беседе, при составлении рассказа по заданной картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. У детей этой группы по-прежнему сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств [27, с. 3 - 9].