Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа
Описаны тоеретиеские основы формирования глагольного словаря. Исследование пассивного и активного глагольного словаря (методика и организация эксперимента. Обработка эксперимента) Организация и содержание консультативно-просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря у детей с ОНР
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5
1.1 Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
1.2 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
1.3 Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18
2.1 Методика и организация эксперимента……………………………18
2.2 Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25
3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34
На основании проведенных нами теоретического и практического исследования мы пришли к следующему заключению:
При нормальном речевом развитии у детей об усвоении глагола известно, что названия действий появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Появившиеся названия действий используются в форме инфинитива или императива и относятся на конец предложений. В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. С появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола устанавливается согласование между субъектом и предикатом сначала в числе, несколько позже в лице и роде. К концу дошкольного возраста увеличение глагольного словаря осуществляется за счет словоизменения глаголов и самостоятельное образование глаголов от других частей речи;
Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР;
Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у детей старшего школьного возраста с общим недоразвитием речи мы составили свою методику. Программа исследования состояла из следующих этапов: обследование словаря (пассивного и активного глагольного словаря, называние близких по значению слов-действий, дополнение к глаголу); исследование грамматических форм глаголов (словоизменение: по лицам, родам, времени, наклонению), словообразование: возвратные глаголы, залоговые отношения, глаголы единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида, с противоположным значением, образование глаголов от других частей речи;
При обследовании глагольного словаря установлено, что пассивный и активный словарь детей с ОНР беден. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Поэтому речь детей бедна и не насыщена разнообразными глаголами. При обследовании словообразования и словоизменения глаголов, нами установлено, что дети допускают большое количество аграмматизмов при образовании новых для них грамматических категорий:
Дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют лексико-грамматическое недоразвитие на уровне глагольной лексики. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении.
По сравнению с детьми имеющими ОНР, дети с нормальным речевым развитием показали значительно лучший уровень развития глагольного словаря. Особенно это касается таких его показателей как: пассивный глагольный словарь; называние близких по значению слов-действий; дополнение к глаголу; преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа наст. времени в форму повелительного наклонения 2-го лица ед. числа; изменение глаголов по лицам, родам и времени; образование возвратных глаголов и понимание залоговых отношений; дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида. Трудности, возникавшие у детей данной категории, быстро корректировались сами же детьми или с незначительной помощью со стороны взрослого.
Работа
с дошкольниками, имеющими общее
недоразвитие речи, по формированию глагольного
словаря включает в себя коррекционно-воспитательное
воздействие со стороны специального
дошкольного учреждения и родителей. Непрерывная
связь между родителями и учителями-логопедами
осуществляется посредством консультативно-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК