Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Описаны тоеретиеские основы формирования глагольного словаря. Исследование пассивного и активного глагольного словаря (методика и организация эксперимента. Обработка эксперимента) Организация и содержание консультативно-просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5

1.1 Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
1.2 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
1.3 Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18

2.1 Методика и организация эксперимента……………………………18
2.2 Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25

3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

     На  основании проведенных нами теоретического и практического исследования мы пришли к следующему заключению:

     При нормальном речевом развитии у детей  об усвоении глагола известно, что названия действий появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Появившиеся названия действий используются в форме инфинитива или императива и относятся на конец предложений. В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. С появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола устанавливается согласование между субъектом и предикатом сначала в числе, несколько позже в лице и роде. К концу дошкольного возраста увеличение глагольного словаря осуществляется за счет словоизменения глаголов и самостоятельное образование глаголов от других частей речи;

     Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется  нарушением формирования у детей  всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР;

     Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у детей  старшего школьного возраста с общим недоразвитием речи мы составили свою методику. Программа исследования состояла из следующих этапов: обследование словаря (пассивного и активного глагольного словаря, называние близких  по значению слов-действий, дополнение к глаголу); исследование грамматических форм глаголов (словоизменение: по лицам, родам, времени, наклонению), словообразование: возвратные глаголы, залоговые отношения, глаголы единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида, с противоположным значением, образование глаголов от других частей речи;

     При обследовании глагольного словаря  установлено, что пассивный и  активный словарь детей с ОНР беден. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Поэтому речь детей бедна и не насыщена разнообразными глаголами. При обследовании словообразования и словоизменения глаголов, нами установлено, что дети допускают большое количество аграмматизмов при образовании новых для них грамматических категорий:

    • не всегда дети могут образовать множественное число глаголов от слов, данных в единственном числе, и наоборот;
    • не всегда правильно понимают и используют  значение префиксальных глаголов;
    • затруднено различение вида глаголов совершенного и несовершенного вида;
    • затрудняются изменять глагол настоящего времени по лицам (я иду, ты идешь, он идет, она идет, они идут, мы идем, вы идете);
    • частые ошибки при образовании глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;
    • не всегда правильно используют в речи приставочные глаголы;
    • не могут подобрать слова с противоположным значением;
    • неправильно образуют глаголы от других частей речи.

     Дети  с общим недоразвитием речи III уровня имеют лексико-грамматическое  недоразвитие на уровне глагольной лексики. Такие дети нуждаются  в специальном коррекционном обучении.

     По  сравнению с детьми имеющими ОНР, дети с нормальным речевым развитием  показали значительно лучший уровень  развития глагольного словаря. Особенно это касается таких его показателей как: пассивный глагольный словарь; называние близких по значению слов-действий; дополнение к глаголу; преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа наст. времени в форму повелительного наклонения 2-го лица ед. числа; изменение глаголов  по лицам, родам и времени; образование возвратных глаголов и понимание залоговых отношений; дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида. Трудности, возникавшие у детей данной категории, быстро корректировались сами же детьми или с незначительной помощью со стороны взрослого.

     Работа  с дошкольниками, имеющими общее  недоразвитие речи, по формированию глагольного словаря включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Непрерывная связь между родителями и учителями-логопедами осуществляется посредством консультативно-просветительской деятельности. С целью формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях консультативно-просветительской деятельности нами разработаны игры, задания, упражнения. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Арефьева, Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 - 8 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -  128 с.
  2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. Вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
  3. Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова.- М.: АРКТИ, 1997. – 64с.
  4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
  5. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 48с.
  6. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие / Н.С. Жукова. - М.: Соц.- полит, журн., 1994. - 96 с.
  7. Иншакова, О.Б. Альбом логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.
  8. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 104 с.
  9. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
  10. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левина // Специальная школа. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967. - 121 с.
  11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009, - 410 с.
  12. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  13. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 407 с.
  14. Микляева, Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи / Ю.В. Микляева // Дефектология. 2001. № 4. С. 77 – 80.
  15. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПБ.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 240 с.
  16. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М.А. Поляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 20D2. - 448 с.
  17. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
  18. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990.- 239с.
  19. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М: Инст. общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.- 256с.
  20. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: Учеб.- метод. пособие /Автор-сост. Н.В. Дроздова. – Мн.: БГПУ, 2006. – 38с.
  21. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями / под общ. ред. Н.В. Рыжовой. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – 86 с.
  22. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей детей с отклонениями в развитии //Дефектология.  2005.  № 1. С. 3 – 13.
  23. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003. - 47с.
  24. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – М.: Астрель, 2007. – 318 с.
  25. Филлипович, И.В. Взаимодействие специалиста, родителя и ребенка раннего возраста в коррекционно-педагогическом процессе / И.В. Филлипович // Логопед.  2004.  № 6. С. 40 – 47.
  26. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном-пресс, 1999. – 80 с.
  27. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т.Б. Филичева // Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250.
  28. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №6. – с. 54-63.
  29. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева. - М., 1991. - 44 с.
  30. Чистякова, И.А. Игры для развития глагольного словаря дошкольников СПб.: КАРО, 2005. - 96 с: ил.
  31. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
  32. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин // Московский городской психолого-педагогический университет: электронная библиотека [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:BfccHErfdBYJ:psychlib.ru/mgppu/Err-001. - Дата доступа: 19.07.2011.
  33. Ястребова, А.В., Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.

Информация о работе Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР