Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа
Описаны тоеретиеские основы формирования глагольного словаря. Исследование пассивного и активного глагольного словаря (методика и организация эксперимента. Обработка эксперимента) Организация и содержание консультативно-просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря у детей с ОНР
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5
1.1 Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
1.2 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
1.3 Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18
2.1 Методика и организация эксперимента……………………………18
2.2 Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25
3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34
Наглядно-информационные формы работы
Тетрадь для домашних заданий содержит материал, на котором родители отрабатывают произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, загадки, рассказы). В тетради содержаться упражнения, развивающие артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос и т.д. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми, родителями. Важно акцентировать внимание родителей на выполнение этих заданий и поощрение желания ребёнка их делать.
Стенды для родителей учитель-логопед оформляет совместно с другими специалистами, обновляя материал не реже одного раза в месяц. На стенде может размещаться материал по формированию звукопроизношения детей, совершенствованию грамматических средств речи, развитию познавательных процессов, рекомендации родителям по предупреждению и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения, текущая информация для родителей и другой.
Для согласования работы всех служб учреждения эффективной формой работы с родителями является “информационная корзина”.
В уголке для родителей размещаются памятки, тексты письменных консультаций, тематические выставки и другой материал.
Таким образом, перспективными формами работы учителя-логопеда с родителями являются:
-
создание справочно-
- обеспечение преемственности в работе с родителями между учреждениями, оказывающими логопедическую помощь;
-
привлечение средств массовой
информации к проблемам
-
усиление наглядно-
Чем
раньше учитель-логопед и родители начнут
занятия с ребёнком, имеющим нарушение
речи, тем положительнее будут результаты. Материалы по активизации
работы учителя-логопеда с родителями
детей с общим недоразвитием речи представлены
в работах Арефьевой Л.Н., Нищевой Н.В.,
Теремковой Н.Э., Ткаченко Т.А. и других.
Выводы:
3. Работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Непрерывная связь между родителями и учителями-логопедами осуществляется посредством консультативно - просветительской деятельности.
ГЛАВА
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО
И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО
СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
2.1 Методика
и организация эксперимента
Методика исследования основывалась на методических разработках Архиповой Е.Ф. [2], Бессоновой Т.П. [3], Грибовой О.Е. [5], Жуковой Н.С. [6], Иншаковой О.Б. [7], Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. [28].
Из методики Архиповой Е.Ф.[2] взяты некоторые приемы обследования пассивного и активного словаря: дополнение к глаголу, где ребёнок должен как можно больше слов подобрать к глаголу. При исследовании словообразования глаголов, смотрели, умеет ли ребёнок дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида и глаголы, образованные префиксальным способом.
Из методики Жуковой Н.С. [18] взят материал по обследованию различения мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, материал по обследованию различения единственного и множественного числа глаголов, префиксальных изменений глагольных форм.
Использовали приёмы, предложенные Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. [29]: показ по называнию, а затем называние действий; подбор слов-синонимов, антонимов.
Использовали материал по выявлению грамматических категорий глагола: число глаголов, выявляется понимание глаголов близких по значению (варит, жарит, печёт), категории числа и рода глаголов.
Применяли рекомендации Шашкиной Г. Р. [31] - обследование речи детей проводили с помощью наглядного материала, предлагаемого О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой, [3]; О.Б. Иншаковой [6], В.В.Коноваленко и С. В. Коноваленко [8].
Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление у детей уровня сформированности словообразования и словоизменения (морфология) и уровня владения различными типами структуры предложения (синтаксис).
Основываясь на приведенные выше методики по обследованию речи детей с нарушениями речи, мы составили свою методику исследования развития глагольного словаря.
Программа исследования состоит из следующих этапов:
Обследование словаря:
1.Исследование пассивного глагольного словаря.
2.Исследование активного глагольного словаря.
3.Называние
близких по значению слов-
4.Дополнение к глаголу.
Исследование грамматических форм глаголов.
Словоизменение:
5. Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.
6.Изменение глаголов по лицам.
7.Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
8.Изменение глаголов по временам.
Словообразование:
9.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений
10.Образование глаголов единственного и множественного числа.
11.Дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида.
12. Дифференциация и образование приставочных глаголов.
13. Образование глаголов с противоположным значением.
14.
Образование глаголов от других частей
речи.
При оценке ответов использовались следующие критерии:
Высокий уровень – правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.
Средний уровень – ребенок выполняет больше половины предложенных заданий самостоятельно, без дополнительных наводящих вопросов со стороны экспериментатора.
Низкий
уровень – ребенок выполняет правильно
меньше половины предложенных заданий.
Содержание
и протоколы представлены в приложении
А.
2.2.
Обработка и интерпретация
эксперимента
В эксперименте участвовало 15 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают ГУО «Ясли - сад № 551 г. Минска» (Таблица - 2.1, приложение Б) и 15 детей с нормальным уровнем речевого развития, которые посещают ГУО «Ясли - сад № 414 г. Минска» (Таблица - 2.2, приложение Б)
Количественна обработка полученных результатов.
Уровень развития по каждому из исследуемых
параметров развития глагольного словаря
и по каждой группе детей (с ОНР и нормальным
речевым развитием) отражен в таблице
- 2.5 в приложении Б. На
основании данных таблицы мы составили
диаграмму, в которой отразили наиболее
значимые различия по уровню развития
глагольного словаря. (Остановимся на
наиболее значимых… они представлены
на рисунке 2.1)
Рисунок 2.1
– Уровни развития
глагольного словаря
по 14 показателям
для детей с
ОНР и нормальным речевым
развитием (1
– нормально говорящие;
1а – дети с ОНР)
Рисунок 2.2
– Общий уровень развития
глагольного словаря
детей с ОНР и детей
с нормальным речевым
развитием
АНАЛИЗ?
Качественна обработка полученных результатов.
По сравнению с детьми, имеющими ОНР, дети с нормальным речевым развитием показали значительно лучший уровень развития глагольного словаря. Особенно это касается таких его показателей как: пассивный глагольный словарь; называние близких по значению слов-действий; дополнение к глаголу; преобразование глаголов в форму повелительного наклонения; изменение глаголов по лицам, по временам; образование возвратных глаголов и понимание залоговых отношений; дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида; дифференциация и образование приставочных глаголов; образование глаголов от других частей речи. Трудности, возникавшие у детей данной категории, быстро корректировались сами же детьми или с незначительной помощью со стороны взрослого. Подробнее остановимся на выявленных нами особенностях глагольной лексики у детей дошкольного возраста двух экспериментальных групп.
Дети
с ОНР имеют следующие
Дети с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 13 детей, средний - у 2 и низкий – ни у кого.
У детей с нормальным речевым развитием число неправильных ответов было значительно меньше, чем у детей с ОНР. Дети с ОНР в основном допустили ошибки: «Покажи, кто скачет?» - Показывали на картинку с зайцем (9 человек). А на вопрос «Покажи, кто прыгает?» - Показывали картинку с лошадью (8 человек). Также многие дети не указали ответа на вопрос «Покажи, кто пашет (11 чел.), воркует (9 чел.), гогочет (8 чел.), рычит (5 чел.), 4 ребёнка не смогли показать чем гладят.
Дети с нормальным речевым развитием затруднялись показать на картинках, кто воркует (7 чел.), также путали ответы на вопросы: кто скачет и кто прыгает (2 чел.).
Пассивный словарь детей с ОНР развит недостаточно и находится у большинства детей на среднем уровне, что свидетельствует о том, что объем пассивного словаря детей - участников эксперимента не соответствует возрасту.
Дети с ОНР имеют следующие уровни: высокий - не имеет никто, средний - 13 детей, низкий - 2 ребёнка.
Дети с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 2 детей, средний - у 13 детей и низкий - ни у кого.
Активный глагольный словарь и у детей с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием находится на среднем уровне развития. Двое детей с ОНР имеют низкий уровень развития.
Активный словарь детей двух исследуемых групп беден. В речи используются преимущественно названия действий, с которыми они часто сталкиваются в повседневной жизни. Возникали трудности при назывании действий животных, чаще всего встречались замены слов - действий на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает»; «чирикает» - «чикает», «чик-чирикает», «поёт», «кукует» - «кукукает», «кукает», «ку-ку», «лает» - «гавкает», «кудахчет» - «кудакает», «кудкудакает», «кукарекает»), происходили замены на близкие слова-действия по значению («воет» - «поет», «чирикает» - «поёт», «воркует» - «чирикает»). При назывании слов-действий, свойственных инструментам, смешивались по значению такие слова: «красят» - «рисуют»; «пишут» - «рисуют»; «пилят» - «режут»; «подстригают» - «режут». Некоторые дети действие, которое выполняют молотком, называли «тукают», «стучат», «бьют», а некоторые не могли назвать действие и объясняли его так: «бьют по деревьям», «гвозди бьют». Действие, которое выполняет пила, объясняют так: «этой штукой режут» или просто «режут»; действие, выполняемое иглой: «чтобы дырки не было», «дырку шьют», «зашивают», «колют».