Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Описаны тоеретиеские основы формирования глагольного словаря. Исследование пассивного и активного глагольного словаря (методика и организация эксперимента. Обработка эксперимента) Организация и содержание консультативно-просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5

1.1 Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
1.2 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
1.3 Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18

2.1 Методика и организация эксперимента……………………………18
2.2 Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25

3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

     Наглядно-информационные формы работы

     Тетрадь для домашних заданий  содержит материал, на котором родители отрабатывают произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, загадки, рассказы). В тетради содержаться упражнения, развивающие артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос и т.д. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми, родителями. Важно акцентировать внимание родителей на выполнение этих заданий и поощрение желания ребёнка их делать.

     Стенды  для родителей учитель-логопед оформляет совместно с другими специалистами, обновляя материал не реже одного раза в месяц. На стенде может размещаться материал по формированию звукопроизношения детей, совершенствованию грамматических средств речи, развитию познавательных процессов, рекомендации родителям по предупреждению и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения, текущая информация для родителей и другой.

     Для согласования работы всех служб учреждения эффективной формой работы с родителями является “информационная корзина”.

     В уголке для родителей размещаются  памятки, тексты письменных консультаций, тематические выставки и другой материал.

     Таким образом, перспективными формами работы учителя-логопеда с родителями являются:

     - создание справочно-информационного  банка данных по вопросам воспитания  и обучения детей с нарушением  речи;

     - обеспечение преемственности в  работе с родителями между  учреждениями, оказывающими логопедическую помощь;

     - привлечение средств массовой  информации к проблемам профилактики  преодоления речевых нарушений  у детей;

     - усиление наглядно-информационной  группы форм работы с родителями [20, с. 15 - 18].

     Чем раньше учитель-логопед и родители начнут занятия с ребёнком, имеющим нарушение речи, тем положительнее будут результаты. Материалы по активизации работы учителя-логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи представлены в работах Арефьевой Л.Н., Нищевой Н.В., Теремковой Н.Э., Ткаченко Т.А. и других.  

     Выводы:

    1. При нормальном речевом развитии у детей об усвоении глагола известно, что названия действий появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Появившиеся названия действий используются в форме инфинитива или императива и относятся на конец предложений. В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. С появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола устанавливается согласование между субъектом и предикатом сначала в числе, несколько позже в лице и роде. К концу дошкольного возраста увеличение глагольного словаря осуществляется за счет словоизменения глаголов и самостоятельное образование глаголов от других частей речи;
    2. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР;

     3. Работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Непрерывная связь между родителями и учителями-логопедами осуществляется посредством консультативно - просветительской деятельности.

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 

     2.1 Методика и организация эксперимента 

     Методика  исследования основывалась на методических разработках Архиповой Е.Ф. [2], Бессоновой Т.П. [3], Грибовой О.Е. [5], Жуковой Н.С. [6], Иншаковой О.Б. [7], Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. [28].

     Из  методики Архиповой Е.Ф.[2] взяты некоторые приемы обследования пассивного и активного словаря: дополнение к глаголу, где ребёнок должен как можно больше слов подобрать к глаголу. При исследовании словообразования глаголов, смотрели, умеет ли ребёнок дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида и глаголы, образованные префиксальным способом.

     Из  методики Жуковой Н.С. [18] взят материал по обследованию различения мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, материал по обследованию различения единственного и множественного числа глаголов, префиксальных изменений глагольных форм.

     Использовали приёмы, предложенные Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. [29]: показ по называнию, а затем называние действий; подбор слов-синонимов, антонимов.

     Использовали  материал по выявлению грамматических категорий глагола: число глаголов, выявляется понимание глаголов близких по значению (варит, жарит, печёт), категории числа и рода глаголов.

     Применяли рекомендации Шашкиной Г. Р. [31] - обследование речи детей проводили с помощью наглядного материала, предлагаемого О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой, [3]; О.Б. Иншаковой [6], В.В.Коноваленко и С. В. Коноваленко [8].

     Изучение  грамматической стороны речи предполагает выявление у детей уровня сформированности словообразования и словоизменения (морфология) и уровня владения различными типами структуры предложения (синтаксис).

     Основываясь на приведенные выше методики по обследованию речи детей с нарушениями речи, мы составили свою методику исследования развития глагольного словаря.

     Программа исследования состоит  из следующих этапов:

     Обследование  словаря:

     1.Исследование пассивного глагольного словаря.

     2.Исследование  активного глагольного словаря.

     3.Называние  близких  по значению слов-действий.

     4.Дополнение  к глаголу.

     Исследование  грамматических форм глаголов.

     Словоизменение:

     5. Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.

     6.Изменение глаголов  по лицам.

     7.Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

     8.Изменение глаголов по временам.

     Словообразование:

     9.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений

     10.Образование глаголов единственного и множественного числа.

     11.Дифференциация  и образование глаголов совершенного и несовершенного вида.

     12. Дифференциация и  образование приставочных глаголов.

     13. Образование глаголов с противоположным значением.

     14. Образование глаголов от других частей речи. 

     При оценке ответов использовались следующие  критерии:

     Высокий уровеньправильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.

     Средний уровеньребенок выполняет больше половины предложенных заданий самостоятельно, без дополнительных наводящих вопросов со стороны экспериментатора.

     Низкий уровень ребенок выполняет правильно меньше половины предложенных заданий. 

     Содержание  и протоколы представлены в приложении А.   

2.2. Обработка и интерпретация эксперимента 

     В эксперименте участвовало 15 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают ГУО «Ясли - сад № 551 г. Минска» (Таблица - 2.1, приложение Б) и 15 детей с нормальным уровнем речевого развития, которые посещают ГУО «Ясли - сад № 414 г. Минска» (Таблица - 2.2, приложение Б)

     Количественна обработка полученных результатов.

       Уровень развития по каждому из исследуемых параметров развития глагольного словаря и по каждой группе детей (с ОНР и нормальным речевым развитием) отражен в таблице - 2.5 в приложении Б. На основании данных таблицы мы составили диаграмму, в которой отразили наиболее значимые различия по уровню развития глагольного словаря. (Остановимся на наиболее значимых… они представлены на рисунке 2.1) 

Рисунок 2.1 – Уровни развития глагольного словаря  по 14 показателям  для детей с  ОНР и нормальным речевым развитием (1 – нормально говорящие; 1а – дети с ОНР) 

Рисунок 2.2 – Общий уровень развития глагольного словаря детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием 

     АНАЛИЗ?

     Качественна обработка полученных результатов.

     По  сравнению с детьми, имеющими ОНР, дети с нормальным речевым развитием показали значительно лучший уровень развития глагольного словаря. Особенно это касается таких его показателей как: пассивный глагольный словарь; называние близких по значению слов-действий; дополнение к глаголу; преобразование глаголов в форму повелительного наклонения; изменение глаголов по лицам, по временам; образование возвратных глаголов и понимание залоговых отношений; дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида; дифференциация и образование приставочных глаголов; образование глаголов от других частей речи. Трудности, возникавшие у детей данной категории, быстро корректировались сами же детьми или с незначительной помощью со стороны взрослого. Подробнее остановимся на выявленных нами особенностях глагольной лексики у детей дошкольного возраста двух экспериментальных групп.

  1. Исследование пассивного глагольного словаря

     Дети  с ОНР имеют следующие показатели: высокий уровень развития  - у 3 детей, средний - у 12  и низкий уровень -  не имеет никто.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 13 детей, средний - у 2 и низкий – ни у кого.

     У детей с нормальным речевым развитием  число неправильных ответов было значительно меньше, чем у детей с ОНР. Дети с ОНР в основном допустили ошибки: «Покажи, кто скачет?» - Показывали на картинку с зайцем (9 человек). А на вопрос «Покажи, кто прыгает?» - Показывали картинку с лошадью (8 человек). Также многие дети не указали ответа на вопрос «Покажи, кто пашет (11 чел.), воркует (9 чел.), гогочет (8 чел.), рычит (5 чел.), 4 ребёнка не смогли показать чем гладят.

     Дети  с нормальным речевым развитием  затруднялись показать на картинках, кто воркует (7 чел.), также путали ответы на вопросы: кто скачет  и кто прыгает (2 чел.).

     Пассивный словарь детей с ОНР развит недостаточно и находится у большинства детей на среднем уровне, что свидетельствует о том, что  объем пассивного словаря детей - участников эксперимента  не соответствует возрасту.

  1. Исследование активного глагольного словаря

Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - не имеет никто, средний - 13 детей, низкий - 2 ребёнка.

       Дети с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 2 детей, средний - у 13 детей и низкий - ни у кого.

     Активный  глагольный словарь и у детей с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием находится на среднем уровне развития. Двое детей с ОНР имеют низкий уровень развития.

     Активный  словарь детей двух исследуемых групп беден. В речи используются преимущественно названия действий, с которыми они часто сталкиваются в повседневной жизни. Возникали трудности при назывании действий животных, чаще всего встречались замены слов - действий на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает»; «чирикает» - «чикает», «чик-чирикает», «поёт», «кукует» - «кукукает», «кукает», «ку-ку», «лает» - «гавкает», «кудахчет» - «кудакает», «кудкудакает», «кукарекает»), происходили замены на близкие слова-действия по значению («воет» - «поет», «чирикает» - «поёт», «воркует» - «чирикает»). При назывании слов-действий, свойственных инструментам, смешивались по значению такие слова: «красят» - «рисуют»; «пишут» - «рисуют»; «пилят» - «режут»; «подстригают» - «режут». Некоторые дети действие, которое выполняют молотком, называли «тукают», «стучат», «бьют», а  некоторые не могли назвать действие и  объясняли его  так: «бьют по деревьям», «гвозди бьют». Действие,  которое выполняет пила, объясняют так: «этой штукой режут» или просто «режут»;  действие, выполняемое иглой: «чтобы дырки не было», «дырку шьют», «зашивают», «колют».

Информация о работе Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР