Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Описаны тоеретиеские основы формирования глагольного словаря. Исследование пассивного и активного глагольного словаря (методика и организация эксперимента. Обработка эксперимента) Организация и содержание консультативно-просветительской работы учителя - логопеда с родителями по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… …3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… …5

1.1 Онтогенез глагольного словаря у детей…………………………… …5
1.2 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи….. …7
1.3 Проблема организации консультативно – просветительской работы учителя – логопеда с родителями……................................................11

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………….. 18

2.1 Методика и организация эксперимента……………………………18
2.2 Обработка и интерпретация эксперимента………………………... 19

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………… 25

3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи……………………………. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

     Нормально говорящие дети успешно справились с предложенным заданием.

     13.Образование глаголов с противоположным значением 

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - 0 детей; средний - 10 детей; низкий - 5 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития у 4 детей, средний - у 11 и низкий – ни у кого.

     В этом задании детям необходимо было подобрать и назвать глагол - антоним для предъявленного слова-действия. В полном объеме задание не выполнил никто.  Дети с ОНР при выполнении данного задания с трудом подбирали нужный глагол или заменяли его на глагол с частицей не, а так же на близкий по значению синоним для предъявленного слова-действия. Наиболее часто допускаемые ошибки: поднимать - опускать (дети называли  следующие слова: «не поднимать»); включать - выключать («зажигать», «не выключать»); застегивать - расстегивать («пристёгивать», «отстёгивать», « не застёгивать»); задвинуть - отодвинуть («выдвинуть», «придвинуть», «отдвинуть», «раздвинуть», «не задвинуть»); приклеить - отклеить («не приклеить», «заклеить», «не клеить», «расклеить»); приехал - уехал («не ездил», «опоздал»); открыл - закрыл («не открыл»); ушел – пришел («не ушёл», « не пришел»). Для детей это задание оказалось трудным, подбор антонимов детьми с ОНР затруднен.

     Дети  с нормальным речевым развитием по количеству допустили меньше ошибок, чем дети с ОНР (от 1 до 3-х ошибок). Наиболее часто допускаемые ошибки: задвинуть – отодвинуть («выдвинуть», «придвинуть», «раздвинуть»); застёгивать – расстёгивать («не застёгивать», «отстёгивать»); приклеить - отклеить («расклеить», «заклеить»).

     Если  дети с нормальным речевым развитием  испытывают трудности в подборе  антонимов лишь к отдельным словам, то дети с ОНР вместо антонимов подбирают слова - стимулы с частицей не- (не выключать, не приклеить, не открыл и др.), слова, ситуативно - близкие исходному слову (включать - зажигать, застёгивать - пристёгивать, задвинуть - придвинуть, приклеить - заклеить). В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания,  и противопоставляют слова по несущественным, ситуативным  признакам.

     14.Образование глаголов от других частей речи

     Дети  с ОНР имеют следующие уровни: высокий - ни у кого; средний - 3 детей; низкий - 12 детей.

     Дети  с нормальным речевым развитием: высокий уровень развития - ни у кого, средний - 12 детей; низкий – 3.

     Дети  выполняли задание на образование  глаголов от предъявленных им существительных  и прилагательных (для лучшего  понимания задания давался образец выполнения).  Дети двух исследуемых групп с трудом выполняли задание на образование глаголов от других частей речи или употребляли вместо глагола другое слово. Более легко им было образовывать глаголы от прилагательных, а труднее от существительных. Однако дети с ОНР допускали много ошибок и при образовании глаголов от прилагательных. Например: при изменении слова «красный» дети дают следующие ответы («красить», «краснить», «красненький»  вместо краснеть); «белый» - («беленький», «беленеть», «белить», вместо белеть); «синий» - («синить», «синет», «синекать» вместо синеть). При образовании глаголов от существительных были допущены следующие ошибки:  «ночь» - («ноченить», «спать», «ночеспать», «ночить»   вместо ночевать),  «гость» - («ходить», «приходить», «гостевать» вместо гостить); «друг» - («ходить», «играть», «приходить к другу», «друзья»  вместо дружить), «чистый» - («грязный», «чистевой», вместо чистить). Выполнение задания для детей оказалось сложным.

       Дети с нормальным речевым  развитием справились с заданием более успешно, однако 3 человека (Егор Д.,  катя Ш., Аня Ф) смогли образовать глаголы только от 3-х прилагательных и  имеют низкий уровень.

      Таким образом, при обследовании глагольного  словаря у детей с ОНР установлено:

    • пассивный и активный словарь детей с ОНР беден. Дети знают и   используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Речь детей бедна и не насыщена разнообразными глаголами;
    • подбор и называние близких слов - действий у детей с ОНР находится на низком уровне. Дети с трудом подбирают нужные слова - действия, большинство детей заменяет названия действий близкими по ситуации и внешним признакам;
    • употребление глагола в переносном значении затруднено и находится на низком уровне развития. Дети с ОНР подбирают слова к словам - действиям, которые являются для них бытовыми, повседневными;
    • затрудняются изменять глагол настоящего времени по лицам («ты идем», «мы идут», «они сидит»);
    • допускают большое количество ошибок при образовании глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени;
    • не достаточно хорошо понимают залоговые отношения, допускают ошибки в образовании возвратных глаголов;
    • затруднено различение вида глаголов совершенного и несовершенного вида;
    • не всегда правильно используют в речи приставочные глаголы;
    • не могут подобрать слова с противоположным значением;
    • неправильно образуют глаголы от других частей речи.
 

     Дети с нормальным речевым развитием, по сравнению с детьми с ОНР, показали лучший уровень развития глагольного словаря. Особенно это касается таких его показателей как: пассивный словарь (высокий уровень (ВУ) у 13 детей), преобразование глаголов в форму повелительного наклонения (ВУ имеют 11 детей), изменение глаголов по лицам (ВУ - 15 детей), изменение глаголов прошедшего времени по родам (ВУ – 14 детей), дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида (ВУ – 11 детей),  дифференциация и образование приставочных глаголов (ВУ – 15 детей).

     Однако  по остальным критериям у детей  с нормальным речевым развитием установлено:

    • подбор и называние близких слов – действий,  находится на среднем уровне;
    • употребление глагола в переносном значении затруднено и находится на среднем уровне развития. Дети подбирают слова к словам - действиям, которые являются для них бытовыми, повседневными;
    • допускают ошибки при изменении глаголов по временам;
    • неправильно образуют глаголы от других частей речи.
 

      По  некоторым критериям показатели уровня развития глагольного словаря  детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием совпадают. Это касается таких критериев как:

    • Исследование активного словаря. Дети знают и   используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Речь детей не насыщена разнообразными глаголами;
    • Образование глаголов единственного и множественного числа. Дети двух групп допустили незначительные ошибки в образовании формы единственного и множественного числа глаголов. Однако большинство детей с нормальным уровнем речевого развития и с ОНР не смогли подобрать нужного слова-действия к предметам и заменяли их словами, близкими по значению и ситуации.
    • Образование глаголов с противоположным значением. Дети двух исследуемых групп испытывают затруднения при подборе слов с противоположным значением.
 

     Дети  с общим недоразвитием речи III уровня имеют лексико-грамматическое  недоразвитие на уровне глагольной лексики. Такие дети нуждаются  в специальном коррекционном обучении.

     Дети  с нормальным уровнем речевого развития, хотя и имеют более высокие уровни по различным показателям глагольного словаря, однако так же нуждаются в специальном коррекционном обучении. Это связано с тем, что в дошкольном учреждении, где проводилось исследование нормально говорящих детей, нет логопедических групп… 

     Выводы:

      1. Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы составили свою методику. Программа исследования состояла из следующих этапов: обследование словаря (пассивного и активного глагольного словаря, называние близких  по значению слов-действий, дополнение к глаголу); исследование грамматических форм глаголов: словоизменение (по лицам, родам, времени, наклонению), словообразование (возвратные глаголы, залоговые отношения, глаголы единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида, с противоположным значением, образование глаголов от других частей речи).
      2. При обследовании глагольного словаря установлено, что пассивный и активный словарь детей с ОНР и нормально говорящих детей беден. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Поэтому речь детей бедна и не насыщена разнообразными глаголами. При обследовании словообразования и словоизменения глаголов, нами установлено, что дети двух исследуемых групп допускают большое количество аграмматизмов при образовании новых для них грамматических категорий. Нормально говорящие дети и дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют лексико-грамматическое  недоразвитие на уровне глагольной лексики. Такие дети нуждаются  в специальном коррекционном обучении.

 

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 

3.1 Содержание коррекционно-просветительской работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 
 

     Одной из задач нашей курсовой работы было разработать комплекс дидактических игр, заданий, упражнений для родителей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию глагольного словаря. Данный материал можно предъявлять родителям на соответствующих этапах консультирования – третьем и четвертом. Предоставлять данные задания необходимо с соблюдением принципа преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя на основании программы для детей с нарушениями речевого развития и ориентируясь на зону их актуального и ближайшего развития.

     В приложении В, Г, Д размещены задания по лексическим темам, картотека упражнений, дидактические игры, направленные на формирование и совершенствование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте.

     Занятия по развитию речи в коррекционных  группах общего недоразвития речи проводятся в соответствии с лексическими темами. Исходя из этого, нами были подобраны дидактические игры для развития глагольного словаря по лексическим темам. Материал был взят из методического пособия Арефьевой Л.Н. [1] (Приложение В)

   Так как самой интересной деятельностью для ребёнка является игра, нами были подобраны игры, которые помогут обеспечить не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка и позволяют решать учебно-познавательные задачи. Представленные игры способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении. Предлагаемая система игр разработана логопедом – практиком И.А. Чистяковой [30]. (Приложение Г)

     Для составления картотеки упражнений по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глаголов были использованы методики Н.С. Жуковой [18], Н.В. Нищевой [15], Т.А.Ткаченко [23], (Приложение Д).

   Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гармоничного всестороннего развития.

   Предложенные картотеки дидактических игр, заданий, упражнений и регулярные консультативные приемы логопеда помогут родителям правильно организовать развивающее обучение ребенка дома. 
 

Выводы:

        1. Работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Непрерывная связь между родителями и учителями-логопедами осуществляется посредством консультативно-просветительской деятельности;
        2. Для формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях консультативно-просветительской деятельности нами разработаны игры, задания, упражнения.
 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Информация о работе Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда по развити глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР