Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:28, контрольная работа
Понятие целепологание в педагогике.Понятие воспитательное мероприятие. эффективные средства развития детского коллектива.
Часть 1 3
1. Дайте определения следующих понятий: целеполагание, воспитательный процесс 3
2. Заполните таблицу по теме «Методы педагогического исследования» 3
3. Представьте определение понятия «закономерность воспитания». Укажите требования, предъявляемые к принципам воспитания. 6
4. Раскройте сущность методов воспитания (рассказ, лекция, объяснение, этическая беседа, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание, соревнование). 10
5. Дайте развернутую характеристику воспитательного мероприятия (ВМ) как основного элемента воспитательного процесса: определение ВМ, сущность ВМ, формы проведения ВМ, структура ВМ, требования к ВМ. 14
6. Укажите особенности подготовки и проведения КТД (коллективное творческое дело) 17
7. Укажите, по Вашему мнению, наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива. 22
8. Укажите наиболее эффективные формы работы классного руководителя с родителями учащихся. Объясните свой выбор. 23
9. Чем коллектив отличается от группы? 24
10. Какова, по Вашему мнению, роль наглядной информации и СМИ в повышении педагогической культуры родителей. 25
11. Заполните таблицу по теме «Виды воспитания» 27
12. Заполните таблицу по теме «Педагогическое взаимодействие» 28
13. Представьте анализ следующих понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка. 30
14. Какие методы воспитания Вы считаете наиболее эффективными при работе с «трудным ребенком»? 32
15. Дайте определение понятию «педагогический менеджмент». Каковы его задачи? Укажите показатели эффективности деятельности. 34
16. Дайте характеристику средств профессионально-педагогического общения. 37
17. Какова структура профессионально-педагогического общения? 42
18. Заполните таблицу по теме «Основные стили педагогического руководства». 45
19. Заполните таблицу по теме «Уровни общения педагогов и школьников». 47
20. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам стадии развития конфликта. 51
Часть 2. 52
Представьте конспект воспитательного мероприятия на любую тему, ориентируясь на журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» (образец оформления см. Приложение 10 учебно-методического пособия – Куклина Е.Н., Садилова О.П. Обоснование и организация педагогической практики с позиций исследовательской деятельности студентов. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 98 с.). 52
Список литературы 60
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сочинский государственный университет
Социально-педагогический факультет
Кафедра общей и профессиональной педагогики
Контрольная работа
по дисциплине: «Педагогика»
Студентка 2 курса
специальности 050100
группы 11-ЗПО-НО
Сторчевая Галина Евгеньевна
Сочи – 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей воспитания.
Цель воспитания – это теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности идеальных требования к ее сущности, индивидуальности, образованности свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, этическому развитию и отношению к жизни.
Воспитательный процесс - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Метод |
Характеристика метода |
Достоинства метода |
Недостатки метода |
Наблюдение |
Педагогическое наблюдение представляет
собой планомерный анализ и оценку
индивидуального метода организации
учебно-воспитательного |
в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании); наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса). |
наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя; недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя |
Изучение опыта |
С помощью данного метода анализируются
пути решения конкретных проблем, выводятся
взвешенные заключения о целесообразности
их применения в новых исторических условиях.
|
Изучение школьной документации | |
Анализ школьной документации |
Анализ школьной документации - характеризует учебно-воспитательный процесс. |
Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников. |
Изучение школьной документации
|
Беседа |
Метод опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов. Она ведётся в свободной форме без записи ответов. |
Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. |
Не всегда можно получить откровенные данные в ходе беседы, а значит сделать правильные выводы, что приводит к искажению полученной информации |
Педагогический эксперимент |
Специально организованная проверка
того или иного метода, приёма работы для
выявления его педагогической эффективности. Делится на этапы : 1.теоретический
( постановка проблемы, определение цели,
объекта и предмета исследования, его
задачи гипотезы). 2. методический ( |
Позволяет искусственно отделить
изучаемое явление от других, четче "увидеть"
его, точнее |
Очень сложный и |
Интервьюирование |
Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определённой последовательности. Ответы записываются. |
Так как ответы готовятся заранее, то они не всегда бывают правдивы. | |
Анкетирование |
. Анкетирование основывается на
предположении, что человек В результате применения данной методики появляется возможность объективно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутри коллективные группировки, их лидеров. |
Педагогов же анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной исследования и возможностью автоматизированной обработки полученных данных. Одним из преимуществ данного метода является возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью, так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов. |
При проведении анкетирования надо иметь в виду, что учащиеся не всегда дают правильные ответы на поставленные вопросы. |
Закономерность воспитания это практическая воспитательная деятельность. Закономерности представляют собой существенные внутренние и внешние связи между важнейшими компонентами системы воспитания. Основной закономерностью воспитательного процесса являются:
а) - осуществление воспитания в процессе деятельности. Не сама по себе деятельность, в которую включен воспитуемый, а то, какие именно отношения устанавливаются, повторяются и становятся привычными в процессе этой деятельности.
б) - зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми. Если взаимоотношения негативные, то результаты процесса воспитания будут низкими.
в) - единство воспитания и жизни. Опыт, приобретаемый в процессе собственной жизни, есть лучший воспитатель. Жизнь воспитывает, поэтому важно ее педагогически целесообразно организовывать, включая воспитанника в различные виды деятельности.
Воспитание личности происходит по закону параллельного педагогического действия. В жизни человека нет, и не может быть ни одного слова, ни одного действия, которые бы не образовывали или не воспитывали личность. Поэтому важно, чтобы специально организованный воспитательный процесс и реально приобретаемый жизненный опыт сочетались в своих проявлениях. Воспитанник проверяет на практике все, о чем ему говорит воспитатель.
Содержание воспитания зависит от конкретного исторического периода, в котором человек вступает в жизнь. Чтобы жить, участвовать в жизни общества, воспитуемый, должен овладеть жизненным опытом, сложившимся на данный момент исторического периода. Для определения содержания воспитания необходимо учитывать достижения науки, культуры на данном историческом этапе.
Содержание, методы и формы воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых. Этот факт абсолютно очевиден, так как воспитание — процесс, целенаправленного влияния на развитие личности. Поэтому воспитатель должен систематически изучать возрастные, психологические особенности развития воспитуемых, знание которых влияет на выбор содержания форм, методов воспитания и его эффективность.
Воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю. Чем выше доверие воспитанника к воспитателю, тем эффективнее процесс воспитания.
Воспитание зависит от качества воспитательного воздействия воспитателя. При непрофессиональных или недостаточных по объему, или запаздывающих во времени действиях воспитателя результаты воспитания будут низкими.
Воспитание зависит от согласованности воспитательных действий и возможностей воспитанников. Если воспитатели (социальный педагог, классный руководитель, учителя, родители) учитывают возрастные, психологические особенности воспитанника и воздействуют на него, согласовывая свои действия, то результат воспитания будет наиболее эффективен.
Таким образом, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса. В практической воспитательной деятельности постоянно подтверждается зависимость результатов воспитания от сложившихся отношений, соответствия цели и деятельности, практики и воспитательного влияния, действия субъективных и объективных факторов, интенсивности воспитания и самовоспитания и пр.
Принципы воспитания — это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. Принципы практической педагогической деятельности устанавливаются сознательно. К ним предъявляются определенные требования:
обязательность. Принципы воспитания обязательны для реализации на практике. Нарушение, игнорирование принципов снижает эффективность воспитательного процесса;
комплексность. Воспитательный процесс, строится с учетом не отдельных принципов, а их совокупности;
равнозначность. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить.
Рассмотрим ведущие принципы воспитания.
Принцип гуманистической направленности воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внимания, доброжелательности педагога с разумной требовательностью к воспитанникам.
Принцип вариативности социального воспитания. В современном обществе вариативность социального воспитания определяется многообразием потребностей и интересов, как личности, так и общества.
Принцип связи воспитания с жизнью. Необходимо включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессовой устойчивости, рефлексивной позиции. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям.
Принцип опоры на положительное. Первое, что необходимо сделать, начиная строить свои взаимоотношения с воспитуемым, — это найти его положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успехов в воспитательной деятельности.
Принцип биологичности воспитания. Необходимо преобразовать суперпозицию воспитателя и подчиненную позицию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. Данное преобразование связано с тем, что воспитатель должен актуализировать, стимулировать стремление воспитанников к саморазвитию, создавать условия для самовоспитания.
Принцип ориентации на развитие личности. Все воспитуемые разные: различаются полом, темпераментом, накопленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому, в процессе воспитательной деятельности, воспитатель, изучает их возрастные, индивидуальные особенности. На основе этих знаний каждый воспитанник включается в активную, полезную деятельность, при этом воспитание сочетается с самовоспитанием личности.
Рассказ - (информационный метод убеждения) — это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последовательность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников. При необходимости доказательства правильности каких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанника и закладывать основы его убеждений.
Объяснение - доказательное, с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала. В отличие от рассказа объяснение характеризуется демонстрацией учащимся различных приемов умственной работы - сравнения, анализа, выделения главного, классификации, обобщения.
Школьная лекция - последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы, продолжающееся весь урок или даже два урока. Для лекции должны быть характерны освещение истории возникновения проблемы, основных этапов ее решения, современного ее состояния и возможного направления дальнейшего развития. Для активизации внимания учащихся учитель использует наглядные пособия, демонстрирует, если это возможно и необходимо, опыты, обращается к ученикам с вопросами.
Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанников. Для эффективности результата воспитателю важно продумать систему вопросов, подводящую воспитанника к правильным выводам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Различают беседы: эстетические, политические, этические, познавательные, о спорте, труде и т.д. Беседы могут проводиться с одним воспитанником (индивидуальные), с несколькими (групповые), быть заранее спланированными и срочными (по следам события, поступка).
Требование - прямое эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанником соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения. Требования бывают прямые (указание, приказание) и косвенные (совет, намек, просьба), как форма коллективного требования выступает общественное мнение.
Поручение - определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Поручения бывают постоянные и временные, индивидуальные, групповые и массовые. Широко применяется этот метод в детских общественных организациях.
Создание воспитывающих ситуаций - формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка (или группу, коллектив) совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников). Например, включение конфликтующих учеников в одну спортивную команду, в одну трудовую бригаду заставляет их сотрудничать, поддерживать друг друга, что «гасит» конфликт.
Поощрение - способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.
Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.
К применению метода поощрения предъявляются определенные педагогические требования.
Наказание - способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.
Наказание — средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.