Контрольная работа по «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:28, контрольная работа

Описание

Понятие целепологание в педагогике.Понятие воспитательное мероприятие. эффективные средства развития детского коллектива.

Содержание

Часть 1 3
1. Дайте определения следующих понятий: целеполагание, воспитательный процесс 3
2. Заполните таблицу по теме «Методы педагогического исследования» 3
3. Представьте определение понятия «закономерность воспитания». Укажите требования, предъявляемые к принципам воспитания. 6
4. Раскройте сущность методов воспитания (рассказ, лекция, объяснение, этическая беседа, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание, соревнование). 10
5. Дайте развернутую характеристику воспитательного мероприятия (ВМ) как основного элемента воспитательного процесса: определение ВМ, сущность ВМ, формы проведения ВМ, структура ВМ, требования к ВМ. 14
6. Укажите особенности подготовки и проведения КТД (коллективное творческое дело) 17
7. Укажите, по Вашему мнению, наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива. 22
8. Укажите наиболее эффективные формы работы классного руководителя с родителями учащихся. Объясните свой выбор. 23
9. Чем коллектив отличается от группы? 24
10. Какова, по Вашему мнению, роль наглядной информации и СМИ в повышении педагогической культуры родителей. 25
11. Заполните таблицу по теме «Виды воспитания» 27
12. Заполните таблицу по теме «Педагогическое взаимодействие» 28
13. Представьте анализ следующих понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка. 30
14. Какие методы воспитания Вы считаете наиболее эффективными при работе с «трудным ребенком»? 32
15. Дайте определение понятию «педагогический менеджмент». Каковы его задачи? Укажите показатели эффективности деятельности. 34
16. Дайте характеристику средств профессионально-педагогического общения. 37
17. Какова структура профессионально-педагогического общения? 42
18. Заполните таблицу по теме «Основные стили педагогического руководства». 45
19. Заполните таблицу по теме «Уровни общения педагогов и школьников». 47
20. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам стадии развития конфликта. 51
Часть 2. 52
Представьте конспект воспитательного мероприятия на любую тему, ориентируясь на журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» (образец оформления см. Приложение 10 учебно-методического пособия – Куклина Е.Н., Садилова О.П. Обоснование и организация педагогической практики с позиций исследовательской деятельности студентов. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 98 с.). 52
Список литературы 60

Работа состоит из  1 файл

контрольная педагогика.doc

— 357.50 Кб (Скачать документ)

       Англоязычное  слово «management» имеет три смысловых  аспекта:

совокупность лиц, занятых  управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;

социальный и экономический  институт, влияющий на предпринимательскую  деятельность, образ жизни и сферу  политики современного общества;

научная дисциплина, изучающая  технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.

В русском языке его  синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства  предприятием или учреждением.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и  т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

Менеджмент – это  управление, базирующееся на человекоцентристком  подходе, предполагающем не прямолинейное  воздействие, а создание условий  для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном  достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в  своей деятельности опирается на собственное уважение к людям  и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в  трудовой деятельности на основе доверия  и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной  литературе менеджмент раскрывается как:

- процесс постановки  и достижения целей посредством  мобилизации труда людей, их  интеллекта, мотивов поведения, а  также финансовых и технических  ресурсов;

- управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

- специальный вид управленческой  деятельности, вращающейся вокруг  человека;

- умение руководителя  добиваться поставленных целей,  используя труд, интеллект и мотивы  поведения подчиненных;

- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

- область человеческого  знания, помогающая эффективно осуществлять  управленческие функции.

Из приведенных определений  можно заключить, что в науке  менеджмент рассматривается и в  значении «вида деятельности», и в значении «области знания».

Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в  образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг  общих целей предприятия, - иначе  никогда из толпы не создать коллектива).

2) Развивать в каждом  сотруднике предприятия его потребности  и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не  останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки  и профессиональная подготовка  людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

5) О предприятии нельзя  судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.

 

 

  1. Дайте характеристику средств профессионально-педагогического общения.

Важной характеристикой  общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

Непосредственное  общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, головы, туловища, голосовых связок и т.п.

Например, мама, успокаивая своего расстроенного  малыша, нежно гладит его по голове, говорит ему ласковые слова и улыбается. Малыш слышит ее ласковый голос, ощущает нежное прикосновение ее теплых рук и отвечает ей своей улыбкой. Аналогичные способы общения используют многие воспитатели детских дошкольных учреждений, детских домов, учителя начальных и даже средних классов.

Опосредованное общение связано с применением специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми. Это могут быть природные предметы (палка, брошенный камень) или культурные средства (радио, телевидение, печать). Испокон веков многие использовали для записки и иные средства передачи нужной информации.

Примером опосредованного общения может служить проверка учителем письменной работы ученика, когда, вчитываясь в строчки школьного сочинения или вдумываясь в способы решения контрольного задания, учитель получает для себя информацию о ходе мыслей ученика, особенностях развития его образного и абстрактного мышления. Строчки ученического сочинения или колонки вычислений выступают здесь в качестве средства общения учителя и ученика.

При прямом общении партнеры взаимодействуют лицом к лицу, т.е. "здесь и сейчас", лично участвуют в самом акте общения. Без посредников они обмениваются взглядами, рукопожатиями, словесными сообщениями.

Например, учитель на уроке не только слышит, как отвечает ученик, но также  видит, как он при этом волнуется, понимает по его напряженной позе и скованным жестам психическое состояние в момент ответа, вследствие чего пытается оказать помощь ученику.

Косвенное общение осуществляется через посредника. Партнеры лично не видят и не слышат друг друга, а передают информацию через третье лицо, выступающее в роли посредника. Например, учитель передает через учеников слова благодарности их родителям за спонсорскую поддержку экскурсии класса в другой город.

В качестве посредника также  могут использоваться радио и  телевизионные устройства, компьютерные сети, печать и иные знаковые системы. В учебный процесс все активнее входят как локальные, так и глобальные телевизионные и компьютерные сети, благодаря чему современные школьники, студенты и педагоги получают возможности для общения не только со своими одноклассниками и коллегами, но также и с представителями других городов и стран.

Главным средством профессионально-педагогического  общения является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общение вербальным, т.е. словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов.

Вербальное общение  присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка, устной и письменной речи. Общение посредством слова закрепляет и сохраняет опыт человечества, культурные и нравственные ценности, передавая их от поколения к поколению.

Существует также невербальное (бессловесное) общение, которое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это - общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.

Само по себе невербальное общение способствует развитию и  совершенствованию коммуникативных  возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности развития. По осанке ученика (сгорбленной или распрямленной), по его походке (шаркает ногами или чеканит шаг), по выражению его лица (хмурому или сияющему в улыбке) учитель может довольно легко понять состояние школьника и выбрать нужную для данной ситуации тактику своего взаимодействия с ним.

Средствами профессионально-педагогического  общения выступают различные  воздействия со стороны учителя, определяющие характер его отношений со школьниками.

Педагогическое воздействие  оказывает короткий, порой еле  уловимый миг общения учителя-воспитателя со своими учениками и воспитанниками, а также даже краткий момент взаимодействия школьника с окружающим миром. Учитель громко хлопнул дверью при входе в класс, сделал паузу и строго оглядел каждого ученика, сделал замечание школьнику, опоздавшему на урок, предложил учащимся открыть тетради и записать тему урока - вот далеко не полный перечень возможных педагогических воздействий только в период организационного момента урока. Назначение педагогического воздействия не в подавлении излишней резвости ученика ("чтобы слушался учителя"), а в организации взаимодействия школьника с миром и переводе его на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.

Педагогическое воздействие, как правило, соответствует целям  и задачам, на которые ориентирован учитель. Если целью педагога является установление демократических отношений со своими учениками, то его воздействия не должны носить авторитарного характера, не должны оскорблять достоинства учащихся.

Педагогическое воздействие  должно способствовать тому, чтобы, во-первых, инициировать активность ученика, поскольку только активная личность способна познать окружающий мир и развить свои задатки; во-вторых, помочь ученику овладеть способами организации деятельности и взаимодействия с миром, так как ученик не всегда знает, как решать учебные и тем более жизненные задачи; в-третьих, содействовать осмыслению "Я" ученика в его связях с окружающим миром, предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.

В этом заключаются основные функции педагогического воздействия, которые, в свою очередь, реализуются  через соответствующие операции и умения педагога. Если количество функций довольно ограничено, то число операций практически бесконечно в силу многообразия операционного оснащения педагога: особенностей его речи, жестов, мимики, телодвижений, действий и других проявлений. Это способствует расширению диапазона общения педагога с воспитанниками и созданию дополнительных возможностей для приобщения школьников к культурным ценностям общества.

Рассмотрим некоторые  операции.

"Я-сообщение" представляет собой оглашение педагогом своего состояния, самочувствия, мыслей и чувств по поводу того или иного события или явления, свидетелем или участником которого он является. Например: "Я всегда радуюсь, когда встречаю современного рыцаря", - говорит педагог ученику, проявившему рыцарское отношение к даме. В "Я-сообщении" педагог использует такие речевые формулы, как "Я всегда... !", "Мне всегда... !", "Меня всегда...!".

К "Я-сообщению" можно  прибегать как для одобрения, так и для порицания тех  или иных действий школьника. "Мне  всегда приятно видеть людей, одетых нарядно и со вкусом", - говорит  классный руководитель своим ученикам, нарядно одетым для поездки в театр. "Мне всегда становится больно, когда я вижу, как обижают слабого", - произносит учитель, ограждая первоклассника от напора со стороны подростка.

"Положительное  подкрепление" заключается в публичном оглашении реально существующих достоинств партнера.

У каждого школьника  всегда можно найти что-то хорошее, позитивное. Это могут быть как внешние данные ученика - высокий рост, крепкое телосложение, красивая фигура, так и его интеллектуальные особенности - хорошая память, развитое красноречие, математические способности. Уважения, восхищения могут заслуживать увлечения и достижения школьника: успешное выступление на конкурсе или спортивных соревнованиях, участие в выставке произведений искусства, публикация своих первых стихов. Поэтому, когда учитель говорит о том, что ему приятно было узнать о достижениях ученика, он стимулирует ученика к новым творческим успехам. Положительного подкрепления могут быть удостоены отдельные поведенческие действия ученика: проявление заботы к своему однокласснику, огорчения по поводу неудачного выступления класса в школьной олимпиаде и т.п.

Очевидно, задача педагога заключается в том, чтобы видеть как достоинства, так и слабые стороны ученика, но делать акцент на его позитивных проявлениях, заботиться о создании положительной репутации у школьника и благоприятной психологической атмосферы, в которой легче преодолевать недостатки.

"Ты-сообщение" - это оглашение педагогом своего предположения о вероятном состоянии ребенка в момент совершения им конкретного действия. Здесь используются такие речевые формулы, как "Ты, вероятно...", "Ты, конечно...", "У тебя, видимо...". "Ты, вероятно, был очень занят и поэтому не успел привести свой костюм в порядок", - говорит учитель ученику, пришедшему в школу в помятой одежде. Учитель как бы оправдывает ученика, пытается найти свое объяснение его небрежности и неряшливости и через это пытается обратить его внимание на необходимость следить за своим внешним видом.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»