Контрольная работа по «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:28, контрольная работа

Описание

Понятие целепологание в педагогике.Понятие воспитательное мероприятие. эффективные средства развития детского коллектива.

Содержание

Часть 1 3
1. Дайте определения следующих понятий: целеполагание, воспитательный процесс 3
2. Заполните таблицу по теме «Методы педагогического исследования» 3
3. Представьте определение понятия «закономерность воспитания». Укажите требования, предъявляемые к принципам воспитания. 6
4. Раскройте сущность методов воспитания (рассказ, лекция, объяснение, этическая беседа, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание, соревнование). 10
5. Дайте развернутую характеристику воспитательного мероприятия (ВМ) как основного элемента воспитательного процесса: определение ВМ, сущность ВМ, формы проведения ВМ, структура ВМ, требования к ВМ. 14
6. Укажите особенности подготовки и проведения КТД (коллективное творческое дело) 17
7. Укажите, по Вашему мнению, наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива. 22
8. Укажите наиболее эффективные формы работы классного руководителя с родителями учащихся. Объясните свой выбор. 23
9. Чем коллектив отличается от группы? 24
10. Какова, по Вашему мнению, роль наглядной информации и СМИ в повышении педагогической культуры родителей. 25
11. Заполните таблицу по теме «Виды воспитания» 27
12. Заполните таблицу по теме «Педагогическое взаимодействие» 28
13. Представьте анализ следующих понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка. 30
14. Какие методы воспитания Вы считаете наиболее эффективными при работе с «трудным ребенком»? 32
15. Дайте определение понятию «педагогический менеджмент». Каковы его задачи? Укажите показатели эффективности деятельности. 34
16. Дайте характеристику средств профессионально-педагогического общения. 37
17. Какова структура профессионально-педагогического общения? 42
18. Заполните таблицу по теме «Основные стили педагогического руководства». 45
19. Заполните таблицу по теме «Уровни общения педагогов и школьников». 47
20. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам стадии развития конфликта. 51
Часть 2. 52
Представьте конспект воспитательного мероприятия на любую тему, ориентируясь на журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» (образец оформления см. Приложение 10 учебно-методического пособия – Куклина Е.Н., Садилова О.П. Обоснование и организация педагогической практики с позиций исследовательской деятельности студентов. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 98 с.). 52
Список литературы 60

Работа состоит из  1 файл

контрольная педагогика.doc

— 357.50 Кб (Скачать документ)

     Последователи другого направления — теории свободного воспитания — отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

     В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещен ряд  наказаний: физическое, оскорбляющие личность, лишение еды.

Соревнование - это возбуждение у воспитанника стремления и его реализация достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с другими результатов. Нужно только помнить, что соревнование не должно быть направлено непосредственно на формирование определенного качества личности (кто честнее, добрее и т.п.); оно направлено на какой-то объект вне психики ребенка (быстрее сделать, найти и т.п.), а его отражением является изменение отношения.

  1. мероприятия (ВМ) как основного элемента воспитательного процесса: определение ВМ, сущность ВМ, формы проведения ВМ, структура ВМ, требования к ВМ.

 

Определение, сущность  и структура воспитательного  мероприятия. Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Она выстраивается с учетом возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ней. Общая система учебно-воспитательной работы включает в себя функциональные, специального назначения педагогические подсистемы, направленные на решение специфических воспитательных задач.

Преодоление противоречий учебно-воспитательного  процесса, обеспечение его высокой  эффективности достигаются за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов, образующих его целостность. К таким слагаемым целостности учебно-воспитательного процесса относятся:

• детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, основные формы целостности, факторы и условия воспитания;

• обучение как стержневой содержательный элемент целостности;

• общественно полезный, производительный труд как важнейшая основа целостности  воспитания;

• вне учебная (внеклассная, внешкольная, по месту жительства) творческая деятельность как органический элемент целостности;

•  воспитание в семье во взаимодействии со школой и общественностью как условие объединения главных сил в целостном учебно-воспитательном процессе. Рассмотрим подробно и охарактеризуем содержательно каждый названный элемент целостности системы учебно-воспитательного процесса в их взаимосвязи.

Формы воспитательных мероприятий

Возникновение новой  формы организации воспитания происходит тогда, когда найдена инновационная совместная деятельность, обеспечивающая достижение воспитательной цели.

Примерный набор обязательных и добровольных форм воспитания:

Обязательные: 1) фронтальные (конференция, собрание, линейка, радиолекторий, политическая информация, общественно-полезный труд, лагерь труда и отдыха, смотр); 2) групповые (дежурство по школе, дежурство по классу, линейка, смотр, классный час, собрание, заседания органов управления); 3) индивидуальные (посещение на дому, поручение, собеседование) и другие.

Добровольные: 1) фронтальные (конференция, КТД, соревнование, субботник, дискуссия, конкурс, игра, олимпиада, референдум); 2) групповые  (конкурс, игра, консультация, соревнование, викторина, экскурсия, круглый стол, диспут, самообслуживание, экспедиция, встреча, устный журнал, турнир ораторов, интеллектуальный аукцион, литературная гостиная, эстафета, выставка, посиделки, ярмарка, день (старшего поколения, старшеклассника, птиц; 3) индивидуальные (поручение, консультация, открытый микрофон, игра) и другие.

 

Принципы проведения воспитательного мероприятия

При проведении воспитательных мероприятий целесообразно руководствоваться следующими принципами: необходимости; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирования предметно-практической деятельности.

- сочетания форм педагогического  воздействия;

- разнообразие форм  воспитания;

- взаимосвязи форм  воспитания;

- сотрудничества участников  на всех этапах проведения;

- оптимизации времени.  «...Для воспитания нужно не  большее время, а разумное использование малого времени» [Макаренко А. С. ].

 

6.Укажите особенности подготовки и проведения КТД (коллективное творческое дело)

поручении (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (И.П. Иванов).

Руково        Коллективная творческая  деятельность - это прежде  всего полнокровная  жизнь старших и младших, воспитателей  и воспитанников и в  то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие  товарищи ребят, действующие вместе с ними  и впереди них

Итак, задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями  растущего человека:

1.Организовать разнообразную  эмоциональную  творческую личностно  и   общественно значимую деятельность  детей в классе как  модель  будущей достойной жизни, в  ходе которой шло бы развитие  и благополучная социализация  детей. Потребность в творческой  деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.

2.Создать  условия  для самореализации, самоутверждения,  само реабилитации каждого воспитанника  в коллективе.

3.Создать благоприятный  эмоциональный (нравственно-психологический)  климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

4.Для эмоционального  воспитания формировать оптимистическое  мировосприятие, собственным примером  учить радостному проживанию  каждой минуты, каждого дня пребывания  в школе, обучать способам саморегуляции,  самореализации, самовосстановления, само реабилитации.

  1. Укажите, по Вашему мнению, наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива.

По моему мнению, наиболее эффективные средства развития и  сплочения детского коллектива – является организация самоуправления. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н. К. Крупской. В современной теории воспитания большой вклад в ее разработку внес В. М. Коротов. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может создаваться "сверху", т.е. начиная с создания органов, - оно естественно должно вырастать "снизу", с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом, самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы, в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микро групп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. 

8.Укажите наиболее эффективные формы работы классного руководителя с родителями учащихся. Объясните свой выбор.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит  от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя раз.

 Индивидуальные  тематические консультации . Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

  1. Чем коллектив отличается от группы?

В том значении, которое  приобрело понятие «коллектив»  в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений .

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик  могут быть присущи и другим видам  групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков  коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному.

  1. Какова, по Вашему мнению, роль наглядной информации и СМИ в повышении педагогической культуры родителей.

Прогрессивные педагоги, общественные деятели говорят о необходимости помощи родителям в воспитании детей, о повышении психолого-педагогической культуры родителей.

Исследование О.Л. Зверевой показало, что большинство опрошенных – 73% респондентов – получают педагогические знания через СМИ, на свой жизненный опыт опираются 58%, читают педагогическую литературу 44%, советуются с воспитателем 24%, посещают лекции для родителей 17%,  4% опрошенных воспитывают детей, не имея педагогических знаний.  
Особую роль в процессе повышения педагогической культуры родителей играют средства массовой информации (СМИ). Важны СМИ для профилактической работы с населением по различным темам. Просвещение – важнейшая функция СМИ.

Эффективным фактором социализации личности являются средства массовой информации. Сегодня остро стоит задача информирования населения о работе системы образования. Всех нас волнует содержание программ учебных заведений и особенно общеобразовательной школы, различных студий, кружков. Управлению образования на местах и работникам отрасли необходимо активно использовать городские СМИ для пропаганды современных педагогических идей, своевременного информирования общественности о городских воспитательных мероприятиях.

Например, для качественного  проведения ЕГЭ в образовательных  учреждениях необходимо своевременно донести информацию о назначении, ходе проведения и результатах до преподавателей, родителей и детей. В этом известную роль могут сыграть средства массовой информации. Своевременно донесенная информация может существенно повлиять на результаты ЕГЭ.

В наше время общественность серьезно волнуют многие так называемые глобальные проблемы человечества:

    • курение;
    • алкоголизм;
    • наркомания;
    • суицид;
    • разврат (и как следствие СПИД и другие венерические заболевания);
    • сквернословие.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»