Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:28, контрольная работа
Понятие целепологание в педагогике.Понятие воспитательное мероприятие. эффективные средства развития детского коллектива.
Часть 1 3
1. Дайте определения следующих понятий: целеполагание, воспитательный процесс 3
2. Заполните таблицу по теме «Методы педагогического исследования» 3
3. Представьте определение понятия «закономерность воспитания». Укажите требования, предъявляемые к принципам воспитания. 6
4. Раскройте сущность методов воспитания (рассказ, лекция, объяснение, этическая беседа, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание, соревнование). 10
5. Дайте развернутую характеристику воспитательного мероприятия (ВМ) как основного элемента воспитательного процесса: определение ВМ, сущность ВМ, формы проведения ВМ, структура ВМ, требования к ВМ. 14
6. Укажите особенности подготовки и проведения КТД (коллективное творческое дело) 17
7. Укажите, по Вашему мнению, наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива. 22
8. Укажите наиболее эффективные формы работы классного руководителя с родителями учащихся. Объясните свой выбор. 23
9. Чем коллектив отличается от группы? 24
10. Какова, по Вашему мнению, роль наглядной информации и СМИ в повышении педагогической культуры родителей. 25
11. Заполните таблицу по теме «Виды воспитания» 27
12. Заполните таблицу по теме «Педагогическое взаимодействие» 28
13. Представьте анализ следующих понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка. 30
14. Какие методы воспитания Вы считаете наиболее эффективными при работе с «трудным ребенком»? 32
15. Дайте определение понятию «педагогический менеджмент». Каковы его задачи? Укажите показатели эффективности деятельности. 34
16. Дайте характеристику средств профессионально-педагогического общения. 37
17. Какова структура профессионально-педагогического общения? 42
18. Заполните таблицу по теме «Основные стили педагогического руководства». 45
19. Заполните таблицу по теме «Уровни общения педагогов и школьников». 47
20. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам стадии развития конфликта. 51
Часть 2. 52
Представьте конспект воспитательного мероприятия на любую тему, ориентируясь на журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» (образец оформления см. Приложение 10 учебно-методического пособия – Куклина Е.Н., Садилова О.П. Обоснование и организация педагогической практики с позиций исследовательской деятельности студентов. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 98 с.). 52
Список литературы 60
"Мы-сообщение" заключается в приобщении ученика к тем проблемам, которые собирается решать учитель: "Мы сегодня на уроке рассмотрим..."; "Настало время проверить наши силы в...". Учитель ненавязчиво включает каждого ученика в свою команду, он как бы заявляет об общей готовности к конкретному делу.
В качестве способов воздействия могут выступать оказание помощи ученику, проявление интереса к его личности или к результатам его деятельности, обращение к нему с просьбой о помощи и иные операции, имеющие описание в литературе по педагогической технологии.
В.А.Кан-Калик выделил
четыре этапа профессионально-
Несколько иначе этот процесс можно отразить в следующей последовательности:
1) предкоммуникативная фаза;
2) коммуникативная фаза,
состоящая из трех этапов: а)
создание эффекта первого впеча
3) посткоммуникативная фаза.
Сущность предкоммуникативной фазы общения заключается в ориентировании будущих участников в условиях общения, в подготовке воспитателя и воспитанников к обсуждению общего для них объекта, к восприятию друг друга. Перед первым уроком в классе учитель заботится о готовности помещения (кабинета), получает и анализирует сведения об учениках, отношениях между ними, уровне их обученности и воспитанности. Он старается получить сведения и о родителях учащихся. В соответствии с результатами анализа полученных сведений учитель планирует свои действия в ходе предстоящего общения.
Основное содержание деятельности воспитателя в предкоммуникативной фазе заключается в определении цели, конкретных задач общения, выяснении своих возможностей и возможностей воспитанников и планировании предстоящей совместной с воспитанниками деятельности.
Коммуникативную фазу общения мы разделили на три этапа. Сущность первого этапа заключается в создании у воспитанников эффекта первого впечатления о воспитателе (учителе), которое заставит обратить внимание на предмет обсуждения и даже немного больше, чем только на то, что будет обсуждаться. Первое впечатление, создаваемое внешним обликом учителя, его первыми обращениями к ученикам и обстановкой, в которой это происходит, должно убедить учеников в профессиональной компетентности учителя, авторитетности в своей области, заинтересованности в жизни класса и каждого ученика.
Второй этап коммуникативной фазы - поисковый. Это определение правильного тона обращения к воспитанникам, уточнение формы обсуждения (совместной деятельности), которая соответствовала бы особенностям состояния воспитанников. Например, заранее запланированная беседа, в которой учитель намечал сообщить ученикам основную информацию, может после первых вопросов перерасти в такую, в которой он будет лишь активизировать высказывания, суждения самих учеников. Или запланированная практическая работа может быть заменена обсуждением или даже объяснением учителя, если выяснится, что учащиеся не готовы ее выполнить, и т.п. В любом случае решения и действия учителя должны быть оперативными, решительными и обоснованными. Этот этап в процессе общения должен быть самым коротким, но в его необходимости не приходится сомневаться.
На третьем этапе коммуникативной фазы учитель использует запланированные средства, реализует в полной мере в зависимости от складывающейся ситуации общения формы и методы, избранные на поисковом этапе.
Посткоммуникативная фаза педагогического общения - это, как и предкоммуникативная, опосредованное, преимущественно непрямое общение. Это осмысление учителем (воспитателем) и учениками (воспитанниками) результатов общения. Если для учителя - осознание и оценка результатов общения дело в общем-то профессиональное, к которому он более или менее подготовлен, то учащиеся об этом задумываются редко. Результат для них - в оценке учителя, а если ее нет, то просто в окончании общения. Ни что осмысливать, ни критерии оценки результатов совместной работы ученики, как правило, не знают. Этому их должен учить учитель, показывая способы определения ошибок не только в доказательствах теорем или изложении грамматических правил, но и в отношениях со сверстниками, в форме и тоне отстаивания своего мнения и т.п., т.е. неудач и успехов в общении в широком смысле этого слова.
Эта последовательность стадий, или фаз общения, или этапов, ступеней и т.п. называется структурой общения. Структуру общения можно рассматривать и как совокупность взаимосвязанных его элементов. В этом случае в ней можно выделить участников общения, его цель и содержание, средства, место и материально-техническое оборудование, формы и методы общения.
Стиль педагогического руководства |
Характеристика стиля |
Позитивные моменты |
Негативные моменты |
Авторитарный |
Характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Характерными также
В глазах демократичного преподавателя учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
|
Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. При авторитарном стиле между членами группы царит вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним. | |
Демократический |
При демократическом стиле оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. |
В результате у участников развивается уверенность в себе и стимулируется самоуправление. При этом стиле в возрастает общительность и доверительность взаимоотношений. |
|
Либеральный |
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. |
Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. |
Уровни общения педагогов и школьников |
Особенности общения на конкретном уровне общения |
Примитивный |
Слово "примитивный" понятно всем и означает слишком упрощенный, простой, несложно устроенный. При общении на примитивном уровне хотя бы один из его участников (а возможно, что и оба) задается простыми вопросами: кто перед ним? С кем он имеет дело? Что представляет собой партнер по общению? Главное, что интересует автора подобных вопросов, - кто сильнее: он или его партнер по общению? В зависимости от этого выбирается тактика взаимодействия с собеседником, причем, как правило, также довольно примитивная. Если оказывается, что партнер не соперник в физическом или интеллектуальном плане, то с ним можно не церемониться, можно смело пристраиваться к нему "сверху" и диктовать свои условия общения. Например, физически крепкий подросток может подойти к менее сильному сверстнику и бесцеремонно попросить, а точнее, потребовать у него закурить или дать денег на недостающую покупку. В случае отказа возможно предъявление более серьезных "аргументов" в виде ругательств, угроз или крепкого кулака. Если же оказывается, что партнер является серьезным соперником, то к нему нельзя подходить с позиции силы, на него лучше не давить, нецелесообразно и даже опасно пристраиваться "сверху", поскольку такой партнер способен дать достойный отпор. Например, физически крепкий юноша не только не позволит унижать себя, но и сам может наказать своего обидчика. Бойкая, голосистая женщина способна так прилюдно отчитать нахала, что тому станет неловко перед своими приятелями за свою неуместную шутку в адрес этой особы. С такими людьми, как показывает опыт, лучше не связываться. С ними избирается иная тактика общения. Перед сильным можно извиниться, а хамство представить как шутку: "Да я пошутил. Ты что, шуток не понимаешь? Ну, извини". Иначе говоря, к более сильному сопернику примитивный партнер вынужден пристраиваться "снизу", хотя данная пристройка вряд ли его устраивает. При удобном случае сторонник примитивного общения постарается изменить ситуацию и пристроиться "сверху". Например, он может пригрозить более сильному юноше: "Ну, ты еще пожалеешь об этом! Мы еще встретимся с тобой!" Правда, обычно подобные угрозы произносятся либо тихо, чтобы не слышал соперник, либо громко, но с безопасного расстояния. |
Манипулятивный |
На манипулятивном уровне по крайней мере один из партнеров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя. Приемы, используемые манипуляторами, могут иметь довольно широкий диапазон. Одни манипуляторы предпочитают демонстрировать своему партнеру агрессивность, враждебность или высокомерие. Используя жесткие методы воздействия, они сознательно создают неудобную для партнера атмосферу общения, в которой тот будет чувствовать себя неуютно, проявит большую покладистость, покорность и готовность выполнить волю манипулятора. Другие манипуляторы демонстрируют свое дружеское расположение, готовность принять участие в решении проблем, стоящих перед партнером по общению. Они получают свой выигрыш за счет дружеских отношений и оказания услуг партнеру. Есть манипуляторы, которые
сознательно прикидываются Независимо от используемых приемов всех манипуляторов объединяет нечто общее: благодаря своим манипуляциям они вынуждают партнера по общению совершать выгодные им шаги. Манипуляции - это обман. Но не обычный, примитивный обман, а более тонкая игра. |
Стандартизированный |
Стандартизированный уровень общения иначе называют контактом масок. При общении на этом уровне хотя бы один из партнеров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спрятать свое лицо за воображаемую маску. Почему он это делает? Дело в том, что бывают
случаи, когда общение носит Стараясь как-то защитить себя от нежелательных контактов или, по крайней мере, ограничить их, человек и пытается "надеть маску", т.е. спрятать свое истинное состояние за неким известным стандартом. Так, ученик, оставленный учителем после уроков, может прикинуться больным, или, говоря иначе, надеть "маску больного". И все попытки учителя привлечь его к учебной работе будут постоянно натыкаться на "головную боль", "сильное недомогание", "головокружение" и прочие "страдания" учащегося. А поскольку гуманное назначение педагогической профессии не позволит учителю заставлять работать "больного" ученика, то педагог будет вынужден прервать дополнительное занятие и направить учащегося к врачу или домой. Но именно этого и добивался ученик, которому не хотелось общаться с учителем после уроков, именно поэтому он использовал "маску больного". Другой маской, позволяющей ограничить общение с нежелательным партнером, может служить "маска шута". Спрятавшись за такую маску, ученик станет реагировать на предложения учителя включиться в учебную работу несерьезными репликами, шутками, усмешками и прочими атрибутами шутовства. Поэтому педагог будет испытывать серьезные затруднения в общении с учеником в такой маске. Возможно также использование и других масок: "маска тигра" позволяет демонстрировать агрессивность и держать партнера на расстоянии; за "маской зайца" можно спрятаться, чтобы не навлечь на себя гнева или насмешек со стороны более сильного партнера. Этой же цели могут служить "маска робости", "маска послушания", "маска угодливости". |
Конвенциональный |
Термин "конвенция" больше относится к сфере политики, нежели к педагогике. Нам знакомы словосочетания "конвенция о ненападении", "конвенция о защите", поскольку слово "конвенция" означает "соглашение", "договоренность между сторонами". Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о правилах общения и придерживаться этих условных правил при взаимодействии. Если это происходит, то говорят, что общение осуществляется на конвенциальном уровне. Рассмотрим такую ситуацию.
Молодая учительница ведет Но учительница понимает и другое. Этот ученик отличается не только слабой успеваемостью, но также скандальным характером и невоспитанностью. Поэтому если попытаться сейчас призвать его к порядку, то он наверняка попытается привлечь внимание класса к своей персоне, затеет неуместную дискуссию о ненужности преподаваемого этой учительницей предмета и о неинтересных методах ее преподавания, т.е. попытается сорвать урок. И учительница решает не отвлекаться от своего объяснения, "не замечать" этого ученика. В свою очередь, ученик, отдавший предпочтение не новому учебному материалу, а интересной книге, понимает, что учительница в курсе того, чем он занимается на уроке. Но он также понимает, что педагог дорожит временем урока и вряд ли захочет терять драгоценные минуты на выяснение отношений с ним. Тем более что при таком выяснении отношений ученик не позволит какой-то неопытной учительнице обидеть себя. Поэтому он тоже делает вид, что не замечает, что учительница увидела его книгу. Учитель и ученик как бы договариваются не мешать друг другу, т.е. заключают своеобразную "конвенцию о ненападении": "Я не мешаю Вам, но и Вы не мешайте мне", - как бы говорят они друг другу. При этом вслух никаких слов не произносится. Общение на этом уровне накладывает определенные ограничения на партнеров. |
Игровой |
Игровой уровень общения располагается выше конвенционального уровня. Особенностью общения на уровнях выше конвенционального является то, что на эти уровни мы выходим лишь с теми людьми, которых хотя бы немного знаем, с которыми хочется общаться, общение с которыми доставляет нам приятные чувства. На игровом уровне человеку хочется быть интересным для своего партнера, хочется произвести на него впечатление, понравиться ему. Чтобы интересно выглядеть, чтобы заинтересовать собой, заинтриговать партнера, необходимо чутко улавливать малейшие нюансы общения с ним: что доставляет ему радость? Что ему приятно? Чего следует избегать, чтобы не вызвать его неудовольствия? Улавливание нюансов на этом уровне необходимо не для того, чтобы переиграть партнера (что характерно для манипулятивного уровня), а для того, чтобы не испортить взаимодействие с ним своей невнимательностью, бестактностью, суетливостью или излишним напором. В отличие от манипулятивного уровня, где манипулятор равнодушен или недружелюбен к своему собеседнику, общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на определенной симпатии к нему, на желании продолжать с ним общение. Общение здесь выходит на первое место, оно доставляет радость обоим партнерам, игра принимается обеими сторонами. В этой игре могут быть обмены не только "поглаживаниями", но и "уколами". Однако эти "уколы" носят мирный характер, легко распознаются партнерами и прощаются друг другу. |
Деловой |
На деловом уровне для партнеров не столь важны внешние атрибуты: как выглядит партнер? Во что он одет? Какая у него прическа? На первый план здесь выступают его деловая или умственная активность, компетентность в совместно решаемых вопросах, способность делать дело. При общении на деловом уровне "Я" человека как бы отодвигается на задний план, а на первый план выходит дело, отношение к нему. Если один партнер демонстрирует способность решать задачи, возникающие в процессе общего дела (например, в ходе строительства дома, на спортивной площадке, в процессе совместной художественной деятельности), то ему обеспечено уважение со стороны другого партнера. Успех общего дела, забота о том, чтобы оно было сделано хорошо, преодоление возникающих в ходе совместной деятельности препятствий - все это способствует гладкому протеканию общения на этом уровне. Даже если один из партнеров в сердцах обругает другого каким-нибудь обидным словом или крепким выражением, то это обычно не воспринимается как оскорбление или обида. Подобные уколы не принимаются всерьез, так как партнеры заняты не своими собственными персонами, а обеспокоены успешным завершением общего дела. Общение на деловом уровне не так празднично, как на игровом, но зато значительно серьезнее и глубже. Из общения на деловом уровне люди выносят не только зримые плоды совместной деятельности в виде созданных материальных или духовных ценностей, но и стойкие чувства взаимного доверия, привязанности, теплоты. А бывает, напротив - неприязни и антипатии друг к другу. Ведь дело проверяет человека на прочность, его надо уметь делать. Сделал хорошо - получи мое уважение за это, не сделал - не могу тебя уважать как компетентного специалиста. |
Духовный |
Духовный уровень общения не случайно занимает самое высокое место среди других уровней. При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или принимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение. Для общения на этом уровне характерна определенная устремленность партнеров друг к другу, желание видеть партнера, говорить с ним, задавать ему вопросы, делиться сокровенными мыслями, делать что-то важное для него. Партнер становится настолько значимым и желанным для другого, что общение с ним воспринимается как высшее благо, как праздник души. Такое общение не утомляет, а, напротив, подпитывает партнеров жизненной энергией, доставляет им радость от контактов друг с другом. В общении на этом уровне каждый из партнеров хочет добра другому, каждый готов уступить, чем-то пожертвовать, взять на себя сложную часть совместного труда, т.е. каждый готов к пристройке "снизу", лишь бы партнеру было хорошо. Такая позиция располагает к открытому общению, создает особую доверительную атмосферу контакта, содержит благоприятные условия для установления подлинно нравственных отношений между партнерами. Оба партнера стремятся не жалеть друг для друга душевных сил, все делают от души, от чистого сердца. Каждый испытывает радость от успехов партнера, искренне огорчается при его неудачах и затруднениях. Если в их диалоге что-то не получается, что-то не ладится, то каждый начинает испытывать чувство тревоги, пытается взять вину на себя: "Может, я что-то сделал не так? Может, я его не так понял? Может, я чем-то его обидел? Может, это я неправ?" Поскольку общение на этом уровне доставляет приятные ощущения для обоих партнеров, то они не стремятся его сворачивать, им многое хочется сказать друг другу, побыть вместе, поговорить, поделиться сокровенными мыслями. |
Конфликт - столкновение пpотивоположно напpавленных целей, интеpесов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Таким образом, конфликт - это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом. В определенном смысле конфликтная ситуация и конфликт ведут себя независимо.
Социальная психологии в динамике конфликта pазличает 4 этапа:
1) возникновение объективных пpотивоpечий;
2) осознание конфликтной ситуации;
3) пеpеход к конфликтным действиям;
4) pазpешение конфликта. Рассмотрим подpобнее каждый этап, но пpименительно к пpактике педагогов.
В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит противоречие. Противоречие - это двигатель прогресса, развития.
Вся педагогическая хитрость заключается во втором этапе динамики конфликта - осознании ситуации. Во-первых, если конфликт эмоциональный, где просто не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь, не нужно оценивать ситуацию как конфликтную. Необходимо позаботиться о том, чтобы, сработали механизмы психической защиты или стражи душевного здоровья: мудрость, понимание другого и свобода выбора переживаний. Во-вторых, если налицо объективное противоречие, где есть объект конфликта (именно тот, в котором виден воспитательный потенциал), после оценки ситуации как конфликтной конструктивной - переход к конфликтному поведению.
Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению ученых (У.Томас, Р.Кильмен - см.: Дж. Скотт) пять: сотрудничество - оптимально почти всегда; компромисс - вполне приемлемо в ряде случаев; избегание (уход) - рекомендовано в случае неспровоцированных партнером “пожаров”; приспособление - возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, и соперничество (конкуренция) - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.
Традиционная схема развития конфликта:
1)конфликтная ситуация - инцидент - конфликт
и
2)конфликтная ситуация - инцидент - конфликт - разрешение.
Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предполагает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами:
1)реальная ситуация - разрешение реальной ситуации;
2)реальная ситуация - перевод в педагогическую ситуацию - разрешение педагогической ситуации.
ЧАСТЬ 2
Представьте конспект воспитательного мероприятия на любую тему, ориентируясь на журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» (образец оформления см. Приложение 10 учебно-методического пособия – Куклина Е.Н., Садилова О.П. Обоснование и организация педагогической практики с позиций исследовательской деятельности студентов. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 98 с.).
Конспект внеклассного воспитательного мероприятия.
Форма проведения: Встреча с пожилыми людьми .
Тема: Проект «Милосердие».
Актуальность: выяснилось, что внимание большинства учеников привлекли мероприятия, в основе которых лежали нравственные переживания, ощущения собственной востребованности, желание помочь, доставить радость другим людям.
Цель: содействие формированию нравственных ценностей через систему специальных мероприятий с вовлечением школьников в активные самостоятельные действия, выделили педагогические задачи:
Проект направлен
на личностно-ориентированное
Методы и приемы: При проведении этого мероприятия главными методами являются пример и приучение; широко используется прием доброго поступка.
Подготовительный этап: В данном мероприятии подготовительный этап является базовым. От подготовки этого этапа напрямую зависит результат.
Заинтересованность учеников данной темой послужила толчком к подготовке и реализации проекта «Милосердие».
На классном часе обсудили название, цели и задачи предстоящей работы, составили план мероприятий на год с учетом праздничных дней календаря. Вариантов для названия проекта было несколько: «Улыбка», «Поделись улыбкою своей», «Радость», «Помощники». Остановились на названии «Милосердие», ведь, по определению В.И. Даля, милосердие — это «сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердие», что полностью соответствует целям предстоящей работы. «В наше время многим людям очень тяжело, а проявить к ним милосердие значит вызвать радость в их душах и улыбку на лице. Поможешь другому — значит, и тебе будет радостно», — сказал ученик школы Н. Шпигарь.