Контрольная работа по «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:28, контрольная работа

Описание

Понятие целепологание в педагогике.Понятие воспитательное мероприятие. эффективные средства развития детского коллектива.

Содержание

Часть 1 3
1. Дайте определения следующих понятий: целеполагание, воспитательный процесс 3
2. Заполните таблицу по теме «Методы педагогического исследования» 3
3. Представьте определение понятия «закономерность воспитания». Укажите требования, предъявляемые к принципам воспитания. 6
4. Раскройте сущность методов воспитания (рассказ, лекция, объяснение, этическая беседа, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание, соревнование). 10
5. Дайте развернутую характеристику воспитательного мероприятия (ВМ) как основного элемента воспитательного процесса: определение ВМ, сущность ВМ, формы проведения ВМ, структура ВМ, требования к ВМ. 14
6. Укажите особенности подготовки и проведения КТД (коллективное творческое дело) 17
7. Укажите, по Вашему мнению, наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива. 22
8. Укажите наиболее эффективные формы работы классного руководителя с родителями учащихся. Объясните свой выбор. 23
9. Чем коллектив отличается от группы? 24
10. Какова, по Вашему мнению, роль наглядной информации и СМИ в повышении педагогической культуры родителей. 25
11. Заполните таблицу по теме «Виды воспитания» 27
12. Заполните таблицу по теме «Педагогическое взаимодействие» 28
13. Представьте анализ следующих понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка. 30
14. Какие методы воспитания Вы считаете наиболее эффективными при работе с «трудным ребенком»? 32
15. Дайте определение понятию «педагогический менеджмент». Каковы его задачи? Укажите показатели эффективности деятельности. 34
16. Дайте характеристику средств профессионально-педагогического общения. 37
17. Какова структура профессионально-педагогического общения? 42
18. Заполните таблицу по теме «Основные стили педагогического руководства». 45
19. Заполните таблицу по теме «Уровни общения педагогов и школьников». 47
20. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам стадии развития конфликта. 51
Часть 2. 52
Представьте конспект воспитательного мероприятия на любую тему, ориентируясь на журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» (образец оформления см. Приложение 10 учебно-методического пособия – Куклина Е.Н., Садилова О.П. Обоснование и организация педагогической практики с позиций исследовательской деятельности студентов. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 98 с.). 52
Список литературы 60

Работа состоит из  1 файл

контрольная педагогика.doc

— 357.50 Кб (Скачать документ)

На мой взгляд, это наиболее важные проблемы, которым подвержена вся молодежь. Очень важно своевременно донести информацию о причинах и, самое главное, о вреде всех выше перечисленных зависимостей.  
На телевидении, радио, а также в периодических изданиях для молодежи должна проводиться пропаганда против всех этих проблем в их жизни. Здесь действенным средством послужит наглядный рассказ, к примеру, о вреде того же курения.

Очень важно не просто сказать (так сказать констатировать факт), но убедить, вызвать страх  и отвращение к подобного рода вещам.  
Но, по-моему, лучше родителям раньше начать воспитывать в ребенке тягу к здоровому образу жизни, чем потом разубеждать и устрашать, отучая его от вредных привычек. Поэтому целесообразно и родителям также иметь прочный запас знаний по данным аспектам проблемы воспитания подрастающего поколения.

Если  родитель не обладает достаточными навыками и умениями по воспитанию детей, ему следует обратиться либо к квалифицированному специалисту, либо к специальной педагогической литературе, либо посмотреть телевизионные программы, касающиеся этих проблем – в любом случае важно повышать свою педагогическую культуру для достижения наилучших результатов в деле воспитания своего ребенка.

  1. Заполните таблицу по теме «Виды воспитания»

Вид воспитания

Задачи данного  вида воспитания

Умственное

Формирование познавательных потребностей и интересов. Формирование творчески мыслящей личности.

Физическое

  1. Содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся.
  2. Воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является общественным долгом.
  3. Формирование жизненно важных двигательных умений и на 
    выков, развитие основных двигательных качеств.
  4. Приобретение необходимого минимума знаний в области ги 
    гиены и медицины, физической культуры и спорта

Трудовое

Привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе; развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных видах трудовой  деятельности; формирование трудовых навыков культуры умственного и физического труда; формирование устойчивых профессиональных интересов к конкретным профессиям и специальностям

Нравственное

Формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Эстетическое

Формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.

Гражданское

Формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии, а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.


  1. Заполните таблицу по теме «Педагогическое взаимодействие»

Тип взаимодействия

Характеристика  типа взаимодействия

Сотрудничество

Это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей работе.

Диалог

Предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Опека

Это забота одной стороны о другой (старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающее потребительский характер. Сущность данного типа взаимодействия определяет И.П.Иванов: «У ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к передатчикам готового опыта — более или менее требовательным, добрым, справедливым, а к себе как к более или менее заинтересованным, способным, самостоятельным.

Подавление

Достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Соглашение

В основе соглашения лежит  договоренность взаимодействующих  сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают  возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и приемлемым, если, например, между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.

 

Конфронтация

Скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп, коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

Индифферентность (полная или частичная)

Равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.




Представьте анализ следующих понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка.

  1. Представьте анализ следующих понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой 
индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Педагогическое  сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия – это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогическая поддержка  особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищённому и ранимому, в критических ситуациях, когда его здоровье ослаблено и он нуждается в длительном лечении.

Педагогическая поддержка  — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.

Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.

Педагогический смысл  понятия «поддержка» заключается  в том, что поддерживать можно  лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей).

Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного  с ребёнком определения его собственных  интересов, целей, возможностей и путей  преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Н.Б. Крылова определяет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя):

  1. Взрослый должен обеспечить условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития, его индивидуальные потребности и интересы.
  2. Взрослый должен быть готов оказать помощь ребенку и взаимодействовать с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать и решать собственные личностные проблемы.
  3. Взрослый не может навязывать ребенку те или иные поступки или стиль поведения, он может лишь побуждать к осмыслению его прав, возможностей и ответственности.
  4. Взрослый должен уважать право ребенка на выбор и проявление «самости», в том числе на самоопределение, самоорганизацию, самореализацию и др.
  5. Особенности становления ребенка как полноправного субъекта деятельности должны восприниматься как событийное наполнение его собственной жизни.
  6. Поощряя самостоятельные поступки ребенком, педагог побуждает его к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его выбора и ответственности.

Принципиальное отличие  поддержки от традиционного руководства, в том, что педагог, взаимодействующий с ребенком на основе норм поддержки, видит в проблеме ребенка не «стресс для себя» или факт «компромата» для последующих «орг-выводов», а точку личностного роста ребёнка, он создает вместе с ним в пространстве его саморазвития новую образовательную ситуацию, что делает ребенка реальным субъектом его собственной жизнедеятельности и идентификации, а через них – и субъектом его собственного образования.

  1. Какие методы воспитания Вы считаете наиболее эффективными при работе с «трудным ребенком»?

Наиболее эффективными методами при работе с «трудным ребенком» считаю методы воздействия на интеллектуальную сферу (убеждение и самоубеждение ), требование- одобрение. А в работе со старшеклассниками требование-намек.

Реализация каждого  метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации.

Прежде всего, это приемы индивидуального педагогического  воздействия.

Первая группа приемов.

Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.

Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.

Прием - доброго поступка.  В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

Прием - и. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.

Прием - рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце) После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

Прием - мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.   

Прием - сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, чтобы  добиться самооценки поступка ребенком, базирующейся на основе нравственных ценностей, при этом необходимо формировать постоянную ориентацию на самочувствие других людей.

  1. Дайте определение понятию «педагогический менеджмент». Каковы его задачи? Укажите показатели эффективности деятельности.

В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»