Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и так далее. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – органически связано с таким понятием, как звуко-слоговая структура слова. Михайлова Е.А., Ванифатьева Н.В. указывают на то, что условиями успешного формирования звуко-слоговой структуры слова выступают определенный уровень сформированности ее предпосылок: голоса, процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также сохранный слух, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Введение
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и так далее. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – органически связано с таким понятием, как звуко-слоговая структура слова. Михайлова Е.А., Ванифатьева Н.В. указывают на то, что условиями успешного формирования звуко-слоговой структуры слова выступают определенный уровень сформированности ее предпосылок: голоса, процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также сохранный слух, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов, составляющих основу звуко-слоговой стороны речи, функций письма и чтения.
Нарушения звуко-слоговой структуры слова отмечаются у детей, имеющих речевую патологию, и чаще у детей с ОНР. По мнению Р.Е. Левиной, невозможность воспроизведения элементарных звуко-слоговых структур является основной причиной трудностей формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Проблеме изучения развития различных сторон речи у детей дошкольного возраста с ОНР посвящены исследовательские работы таких ученых, как А.Р. Лурия, Н.С. Жукова, З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.С. Четверушкина.
Однако, несмотря на многочисленные исследования, недостаточно изученным остается аспект развития звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Оказывается, недостаточно разработан механизм коррекции звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Таким образом, подчеркивается актуальность затронутой нами проблемы.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована цель исследования: изучить особенности развития и коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Гипотеза нашего исследования: коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР будет более успешной при целенаправленном воздействии на все компоненты речевой системы. Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую и психолингвистическую литературу по данной проблеме;
2) изучить звуко-слоговую структуру слова у детей в норме и с общим недоразвитием речи (ОНР);
3) выявить особенности нарушений звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР);
4) разработать методику и содержание коррекционной работы звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Для выявления актуальности поставленной цели использовались разные методы исследования: анализ специальной литературы, анализ документации детей, обследование детей с общим недоразвитием речи, наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) и др.
Глава I. Теоретические аспекты изучения звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников.
1.1. Понятие звуко-слоговой структуры слова в психолого-педагогической и психолингвистической литературе.
В системе языка с тремя ее составляющими — фонетикой, лексикой и грамматикой, звуко-слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи — фонетики(Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и другие), но с другой — существует связь между искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников, на что указывали Р.Е. Левина, А.К. Маркова и другие. Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на звуковом и слоговом уровне. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.
Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков рассматривают звуковое членение речи как деление речевого потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами.
Многие авторы (И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман и др.) разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». Дети звукового типа развития осваивают слово по частям, стремятся добиться точности артикуляции звуков. Воспроизведенный комплекс звуков является для них целым словом (молоко - ма, мако). Дети слогового типа развития воспроизводят слоговой контур слова, его ритмико-интонационную структуру, не обращая внимания на качество звуков (огонек - нананок).
Это же явление отмечает в своих работах Н.Х. Швачкин, подчеркивая, что даже при полном искажении звуковой структуры, возможно овладение слоговой структурой.
А.Н. Гвоздев также расчленяет звуко-слоговую структуру слова на усвоение слогов, усвоение сочетаний звуков, усвоение отдельных звуков, как разные моменты внутри фонетической стороны речи. Он отмечает влияние усвоения слоговой структуры на развитие звуковой и указывает, что при исследовании звукового состава слова ребенка, в первую очередь, необходимо рассматривать усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков.
Н.И. Жинкин говорит о единстве звуковой и слоговой структур слогов: «В наборе из ограниченного числа элементов составляются звуковые оболочки слов, каждая из которых обладает слоговой структурой. ... вся слоговая система слова составляет целое». Он подчеркивает значение слоговой структуры слова, поскольку вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния.
Первое фундаментальное исследование процесса формирования звуко-слоговой структуры слова в логопедии провела А.К. Маркова под руководством Р.Е. Левиной. Она сделала вывод о взаимосвязи и взаимопроникновении звукового и слогового состава слова. Она доказала, что не только «определенной трудности структура слога ... вызывает ... искажение звукового состава слова. Однако и сам звуковой состав обратно влияет на возможность правильного произнесения стечения согласных, а поэтому и на воспроизведение элементов слоговой структуры слова в их полном составе».
Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от «расчлененного» использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова». В данной работе мы будем понимать звуко-слоговую структуру слова как характеристику слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.
Гвоздев А.Н. отмечал, что ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все звуки и слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск звуков и слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних звуков и слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила, то есть, рассматривая усвоение звукового и слогового состава слова, А.Н. Гвоздев останавливается на особенности звуковой и слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных звуков и слогов в ней неодинакова. Поэтому ударный звук или слог, как правило, сохраняется.
Аналогичные соображения по вопросу об усвоении звуко-слогового состава слова мы находим у Б. Китермана. Решающее значение в этом процессе Б. Китерман придает сравнительной силе произношения слогов, так называемому динамическому ударению и ряду других фонетических моментов, соотносимых им с ударностью слога: длительности гласного, его ясности — близости к фонетическому типу, высоте гласного — тоновому ударению. Таким образом, отправной посылкой изложенного толкования усвоения слоговой структуры слова являются некоторые закономерности звуковой действительности русского языка и их влияние на процесс овладения речью. Тем не менее, установление последовательности, в которой ребенок овладевает слогами слова при невозможности воспроизвести его слоговую структуру целиком, не снимает вопроса о том, чем обусловлен сам факт этого затруднения. Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности и так далее. Некоторые замечания о связи процесса усвоения слогового состава слов с общим развитием ребенка содержатся у Н.Х. Швачкина.
И.А. Сикорский отмечал возможность усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков.Это говорит об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.
По мнению Л.С. Выготского, сначала ребенок усваивает чисто внешнюю (звуковую) структуру знака, которая впоследствии, в процессе оперирования этим знаком, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблению.
Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык становится средством общения, т. е. когда дети начинают понимать слова взрослых, обращенные к ним, и произносить первые самостоятельные слова.
Раннее понимание ребенком слов связано с восприятием ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Фонематический состав слова детьми не воспринимается. Поэтому с изменением звукового состава, но при сохранении ритмико-мелодической структуры понимание все равно сохраняется, то есть основное значение имеет интонация, ритм произносимых слов.
Т.Г. Егорову принадлежат
замечания о связи усвоения слоговой
структуры слова и фонетической
стороны речи в целом. Анализируя
вопрос о факторах, влияющих на выделение
звука из слова, этот автор наряду
со звуковым окружением называет слоговую
и ритмическую его структуру.
Он утверждает, что ребенку легче
выделять звуки из двусложных слов
с открытыми слогами
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
По мнению Р.Е. Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция звука. Формирование «звукового наполнения слогового контура слова» связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения.
Таким образом, процесс усвоения звуко-слоговой структурой слова наиболее интенсивно протекает в первые 3–4 года жизни ребенка. Достигнув пятилетнего возраста, ребенок не должен искажать слоговую структуру слов, исключения могут составлять незнакомые сложные слова.
В школьные годы идет процесс совершенствования всех компонентов речевой деятельности, в том числе и звуко-слоговой структуры слова.
Поэтому дети при поступлении в школу, не имея патологии речевого развития, не совершают ошибок, касающихся звуко-слоговой структуры слова. Наличие стойких повторяющихся ошибок, проявляющихся в искажении звуко-слоговой структуры слова, указывают на то, что ребенку нужна специализированная логопедическая помощь.
1.2. Состояние звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе.