Коррекция нарушений звуко - слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и так далее. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – органически связано с таким понятием, как звуко-слоговая структура слова. Михайлова Е.А., Ванифатьева Н.В. указывают на то, что условиями успешного формирования звуко-слоговой структуры слова выступают определенный уровень сформированности ее предпосылок: голоса, процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также сохранный слух, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по звуко-слоговой структуре.docx

— 92.90 Кб (Скачать документ)

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения  речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие  закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Выготский Л.С.). Поэтому при изучении процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать основные закономерности, факторы, определяющие усвоение звуко-слогового состава слова. В связи с этим постановка проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи предполагает рассмотрение нормального онтогенеза. Ряд авторов (Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Лепская Н.И., Маркова А.К., Салахова А.Д., Цейтлин С.Н. и мн. др.) посвятили свои исследования изучению процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом.

Данные литературных источников показывают, что усвоение звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных  компонентов происходит постепенно на разных этапах ее овладения.

В большинстве работ педагогов и психологов (Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Лепская Н.И., Маркова А.К., Салахова и др.) выделяется три этапа становления звуковой стороны речи детей:

1. предречевой этап (от  рождения до года);

2. этап первичного освоения  языка (от года до двух лет);

3. этап усвоения грамматики (с двух лет до четырех - пяти  лет).

 Предречевой этап является  наиболее важным этапом для  становления звуковой стороны  речи. Данный этап называется «психологически-предпосылочным» этапом формирования речи.

В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова, С.Н. Цейтлин и др. разделяют доречевой этап развития на стадии крика, гуления (2 -3 мес), лепета (6 мес). Переход от доречевого развития к первым словам происходит около года.

Таким образом, развитие предречевого этапа можно изобразить линейно: крики - гуление - лепет - слова.

Стадия крика имеет  большое значение для установления координации дыхательного и голосового аппаратов, она готовит почву  для последующего развития интонации, для активизации артикуляционного аппарата.

В 2-3 мес. начинается качественное изменение крика, и на смену крикам приходит гуление. Гуление отличается от крика большим фонетическим разнообразием.

А.Н. Гвоздев характеризовал гуление как согласные, возникающие на фоне скользящего гласного.

Н.И. Лепская выявила, что первоначально появляются гласноподобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т.е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов.

Среди первых согласноподобных звуков преобладают «промежуточные»  звуки, тяготеющие и к консонанту и к вокали: [w], [j].

Из согласноподобных звуков встречаются полузвонкие, палатализованные с дополнительной назализацией заднеязычно-увулярные, которые постепенно заменяются заднеязычно-велярными  типа [k, g, Г)]. Переднеязычные звуки на начальной стадии гуления практически  не встречаются.

Главным фонетическим достижением  периода гуления С.М. Носиков считает выделение в вокализациях ребенка двух типов звуков (вокалей и консонантов).

Еще одним важным достижением  гуления является появление слогоподобного сегмента. Ребенок произносит несложные  комплексы звуков как вокалического, так и консонантического типа.

В этот период у ребенка  устанавливается связь между  работой речевых органов и  соответственными слуховыми раздражителями. Для последующего развития предречевых вокализаций имеет большое значение образование кинестетической и акустической обратной связи. Ребенок как бы играет своими речевыми органами, забавляясь производимыми звуками. Таким образом, начинается формирование взаимосвязи между звукопроизносительным и слуховым аппаратами, что упрочивает тенденцию к самоподражанию. В вокализациях ребенка можно услышать звуки, напоминающие «щелканье, бульканье, фырчанье, птичье щебетание».

Около полугода (5 - 6 мес.) у  ребенка появляется лепет. В период лепета претерпевают качественные изменения  уже имеющиеся у ребенка вокалические элементы. Постепенно гласноподобные звуки освобождаются от шумовых  компонентов, происходит их дифференциация путем изменения ряда (а - а), подъема (а — Ж), лабиализации (а — б). И в конце периода лепетавокалические элементы переходят в гласные  звуки, а у ребенка появляется первая оппозиция: гласный – согласный.

Дальнейшее развитие получают и согласноподобные звуки, которые  утрачивают назализованный призвук  уже в начальной стадии лепета. Происходит дифференциация звуков по типу носовой - ротовой ([т] - [р]).

Помимо смычных звуков появляются щелевые [ф, с], затем ребенок  начинает произносить звуки разного  места образования, реализуя их в  максимально контрастных слогах.

Одно из достижений лепета - начало формирования артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые - смычные, глухие - звонкие и к  концу лепета - твердые - мягкие.

Звуки лепета постепенно приобретают  акустико-артикуляторную определенность.

 Лепская Н.И., Носикова С.М. отмечают, что к концу гуления у ребенка появление слогоподобного сегмента приводит к формированию устойчивого слога. В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7 - 8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога.

К году сокращается количество лепетных сегментов до двух-трех, что  составляет среднее количество слогов в русской речи.

Итак, первый год жизни  ребенка в отношении речевого развития исследователи детской  речи рассматривают как подготовительный.

Около года ребенок вступает в новый важный этап развития - этап первичного освоения языка. Этот этап знаменуется установлением предметной соотнесенности и появлением осмысленных звукосочетаний - слов (Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Маркова А.К., Салахова А.Д., УсановаО.Н.).

Первые слова, которые  начинает произносить ребенок, очень  просты по своему звуковому и слоговому  составу (фа - горячо, ба - упал и т.п.).

По мнению И.А. Сикорского, ребенок как бы избирает один слог слова, который начинает служить «представителем» всего слова (ба -лампа, па - шапка).

А.Н. Гвоздев отмечает, что  ребенок начинает воспроизводить слоги  слова в порядке сравнительной  силы. Так, сначала из всего слова  передается только ударный слог, затем - первый предударный слог и, наконец, слабые безударные слоги.

Большинство первых двусложных слов в речи детей представляют собой  повторение одного и того же слога (бобо - больно).

Н.Х. Швачкин установил, что ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: сначала интонацию (с четырех — шести месяцев), затем ритм (с шести-двенадцати месяцев) и звуковой состав слова (после одного года).

Т.Г. Егорову принадлежат  замечания о связи усвоения слоговой структуры слова и фонетической стороны речи в целом. Анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, этот автор наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую его структуру. Он утверждает, что ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения и труднее анализировать слова с одним закрытым трехбуквенным слогом и еще труднее со стечением согласных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности развития звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму  речевой аномалии, при которой  у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом  оказываются несформированными  все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).

По мнению Л.Ф. Спировой, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звуко-слогового состава слова. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбукварного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Естественно, что у детей с общим недоразвитием речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6-7 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуко-слоговой стороне языка. Поэтому семантическая коррекционная работа по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуко-слоговой состав имеет особо важное значение.

Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с  развитием звукопроизношения, фонематического  восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

Различная степень нарушения  речевой функции, особенности формирования психических процессов делают необходимым  использование разнообразных приемов  и методов при обучении звуко-слоговому  анализу детей с ОНР. В ходе обучения применяются различные  формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Основными пособиями на всех этапах обучения грамоте является разрезная  азбука и специальные таблицы  для чтения с записанными на них  слогами, словами, предложениями.

Выделяются следующие  нарушения звуко-слоговой структуры слова

*Элизия – сокращение (пропуск) слогов): “моток” (молоток. Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

*Итерации – увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).

*Антиципации – уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

*Персеверации – (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).

*Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

 

* недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень нарушений;

*недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этом случае звуковой анализ нарушается более грубо;

* ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность;

 Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

· замена звуков более простыми по артикуляции;

· наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

· нестабильное использование звуков в различных формах речи;

· искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки  зрения их значимости для речевой  коммуникации. Одни из них затрагивают  лишь образование оттенков фонем  и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их не различению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением  согласных (качиха вместо ткачиха), а также замена слогов или их перестановка.

Низкий уровень фонематического  восприятия с наибольшей отчетливостью  выражается в следующем:

· нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких и т.п.);

· неподготовленность к элементарным формам звуко-слогового анализа и синтеза;

· затруднения при анализе звуко-слогового состава слова.

У детей наблюдается определенная зависимость между уровнем фонематического  восприятия и количеством дефектных  звуков, то есть, чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется  точное соответствие между произношением  и восприятием звуков.

У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные - Р, Р, Л, Л, нередко  мягкие и звонкие), но у всех детей  отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких  в аккустическом и артикуляторном планах звуков: С - Ш, 3 - Ж, Р - Л, Ч -ТЬ, Ч - Щ, Ч - Ц, СЬ -Щ). Так же слоговая структура  и звуконаполняемость речи ребенка  искажается в словах, содержащих различное  количество слогов (продукты, магнитофон, строительств и др.).

Так, например, ребенок может  искаженно произносить 2-4 звука, а  на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное  благополучие звукопроизношения может  маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких  случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с общим недоразвитием  речи наблюдается общая смазанность  речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная  выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим  количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой  деятельностью.

Информация о работе Коррекция нарушений звуко - слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР