Коррекция нарушений звуко - слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и так далее. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – органически связано с таким понятием, как звуко-слоговая структура слова. Михайлова Е.А., Ванифатьева Н.В. указывают на то, что условиями успешного формирования звуко-слоговой структуры слова выступают определенный уровень сформированности ее предпосылок: голоса, процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также сохранный слух, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по звуко-слоговой структуре.docx

— 92.90 Кб (Скачать документ)

2. Основной этап. Целями основного этапа коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова являются:

  • усвоение способов фонематического анализа звуковой   и слоговой структуры слова, развитие слуховой функции;
  • усвоение способов словообразования.

Коррекционно – развивающее  обучение проводилось с использованием вербального материала. На данном этапе  отрабатывалось умение воспроизводить устно слова различной звуко-слоговой структуры, которая постепенно расширялась и усложнялась за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций.

Порядок отработки слов, имеющих различную звуко-слоговую структуру, определялся по принципу усложнения и наращивания слогов, предложенному Е.С. Большаковой:

  1. Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
  2. Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
  3. Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
  4. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
  5. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
  6. Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
  7. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
  8. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
  9. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова   (флаг, винт);
  10. Двусложные слова с двумя стечениями согласных(звезда);
  11. Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза);
  12. Многосложные слова со стечением согласных (строительство).

Детей учили воспроизводить устно звуко-слоговую структуру слов, при этом дополнительно использовалась зрительная опора (карточки со словами, предметные картинки). Совершенствовался слоговой анализ слова.

Задания этого этапа направлены на формирование слогового и звукобуквенного анализа слов. Система упражнений выстраивалась с постепенным усложнением заданий и материала от отраженного воспроизведения звуко-слоговой структуры простых слов, к воспроизведению более сложных по структуре слов.

Основная часть включала в себя упражнения на развитие памяти (всех ее видов: зрительной, слухоречевой, двигательной), внимания; упражнения с  предметами и без них; упражнения, направленные на развитие речи; пальчиковая или артикуляционная гимнастика.

(см. Приложение №5, №6, №7)

3. Заключительная  часть. В заключительную часть входят упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; коммуникативные игры для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения; упражнения на релаксацию для снятия эмоционального напряжения.

Упражнения данного  этапа коррекционно - развивающей  работы были направлены на развитие и  коррекцию звуко-слоговой структуры слова в устной речи.

Для заключительного этапа с целью закрепления навыков точного и правильного воспроизведения звуко-слоговой структуры слова и воспроизведения слов с разной слоговой структурой в самостоятельной речи  материал упражнений усложнялся от слогов к словам, предложениям, стихам, рассказам.

Речевой материал содержал большое количество слов со сложной  слоговой структурой. Большая часть  упражнений была рассчитана на самостоятельное  их выполнение детьми. Детям предлагалось выделить заданный слог в слове, определить место заданного слога в структуре  слова. (см. Приложение №8)

В экспериментальной работе мы учитывали индивидуальный уровень  речевого развития и развития фонематического  восприятия и звуко-слоговой структуры слова каждого ребенка.

Коррекционно – развивающую  работу с детьми мы начали с развития фонематического слуха и фонематического  восприятия.  Необходимость этого  была вызвана тем, что процессы фонематического  восприятия являются базой для развития звуко-слоговой структуры слова.

На третьем  этапе (закрепления навыков точного воспроизведения звуко-слоговой структуры слова и воспроизведение звуко-слоговой структуры слов в самостоятельной речи) работа велась на различном речевом материале. Помимо разучивания стихов, чистоговорок, текстов детям предлагались задания, игры и упражнения,  предполагающие самостоятельную работу.

Параллельно с работой  по совершенствованию звуко-слоговой структуры слов велась работа над звуконаполняемостью слов, по коррекции звукопроизношения, по развитию лексического и грамматического строя речи, так как становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как звуко-слоговая структура слова.

Работа по коррекции звуко-слоговой структуры слова проводилась систематически, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей.

 

 

2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента.

С целью выявления результатов  нашей работы был проведен заключительный этап исследования – контрольный эксперимент. Детям были предложены аналогичные задания, что и на этапе  констатирующего эксперимента. Неизменными критериями обследования  были: сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия, наполняемость структуры слова: (количество слогов, звуков в слове в устной речи,  последовательность слогов в слове в устной речи).

Экспериментальная работа на данном этапе проводилась с целью определения соотношения уровня развития звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) до начала коррекционной работы и после её проведения.

В результате контрольного эксперимента мы выявили следующее  соотношение уровней развития звуко-слоговой структуры слова: высокий уровень  отмечен у двух детей 20% (Дима Р., Никита С.); средний уровень отмечен у 70% детей (Оля П., Андрей Г., Юля Д., Андрей Ш., Полина В., Саша П., Оля К.); на низком уровне 10% детей (Сережа Д.).

(см. Приложение №9)

Приведённые количественные данные эксперимента свидетельствуют  о положительной динамике в развитии звуко-слоговой структуры слова у всех дошкольников.

Таким образом, высокий уровень развития звуко-слоговой структуры показали два дошкольника (Дима Р., Никита С.). У них было отмечено улучшение процессов фонематического восприятия. Они научились воспроизводить слова, имеющие различную звуко-слоговую структуру. Мальчики стали более активными на всех занятиях.

Средний уровень развития звуко-слоговой структуры  отмечен у семи детей (Оля П., Андрей Г., Юля Д., Андрей Ш., Полина В., Саша П., Оля К.). Один ребенок (Оля К.) остался на данном уровне после проведения коррекционной работы. Хотя у нее можно отметить значительные улучшения фонематического восприятия и преодоление нарушений в воспроизведении слов со сложной звуко-слоговой структурой, девочка все же допускала ошибки при воспроизведении незнакомых слов. Шестеро (Оля П., Андрей Г., Юля Д., Андрей Ш., Полина В., Саша П.) детей улучшили свои результаты. Они  успешно воспроизводили слова со стечениями согласных звуков, лишь иногда, наблюдалась искажение структуры отдельного слога. В словах сложной слоговой структуры не всегда воспроизводилось нужное количество слогов, их последовательность, особенно при включении их во фразовую речь.  Двое детей (Андрей Г., Юля Д.,) стали увлеченно выполнять задания,  негативные эмоции удавалось погасить.

На низком уровне развития звуко-слоговой структуры слова остался один ребенок (Сережа Д). Дефекты звуко-слоговой структуры слова у этого дошкольника отличались большей стойкостью. Трудности возникали в словах не только со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, но и в более простых. Однако выявлена и положительная динамика в рамках данного уровня развития. Отмечены улучшения фонематического восприятия, возможности воспроизведения данного количества слогов в слове, их последовательности. Сократилось количество уподоблений слогов, сокращений при стечении согласных. Незначительные улучшения отмечены в построении программы последовательности артикуляционных движений, возросли возможности плавности переключения от одной артикуляции к другой.

Таким образом, анализ результатов  обследования показал, что после  проведенной коррекционной работы отмечается значительное улучшение  фонематического слуха и фонематического  восприятия, преодоление нарушений  воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.

Итак, сравнительный анализ показателей уровня  сформированности звуко-слоговой структуры слова   свидетельствует об эффективности предлагаемых направлений в коррекционной работе и позволяет говорить о возможности их использования в коррекционной практике с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проанализировав теоретический аспект изученной нами проблемы и проверив его практическим экспериментальным путем, мы пришли к следующим выводам.

Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается  коррекция звукопроизношения и  недооценивается значение формирования звуко-слоговой структуры слова.  

 Так же следует отметить то, что недостаточно освещены вопросы, посвященные коррекции данного специфического нарушения для детей старшего дошкольного возраста в психолого–педагогической, логопедической литературе.

Нарушение звуко-слоговой структуры слова является одним из самых трудных для коррекции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов, имеющих сложную звуко-слоговую структуру.

Данные нарушения вариативны: от незначительных трудностей произношения слов сложной звуко-слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Ребенок с общим недоразвитием речи (ОНР) не может самостоятельно в полной мере овладеть произношением слов с различной по сложности звуко-слоговой структурой. Этим вызвана необходимость проведения целенаправленного и сознательного процесса обучения и коррекции звуко-слоговой структуры слова.

Нами было проведено экспериментальное  исследование нарушений звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Проведённая работа позволила выделить уровни в их развитии и доказать необходимость специальной коррекционной работы.

Качественно – количественный анализ экспериментальных данных позволяет  сделать вывод о том, что предложенная система коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) достаточно эффективна.

 Таким образом, цель  нашей работы достигнута, гипотеза  подтверждена, задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 141с.
  2. Батяева, С.В., Савостьянова, Е.В. Формирование речи у детей с системными нарушениями [Текст]/ С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова // Логопед. – 2008. – №6. – С.47 -55.
  3. Битова, А.Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития // Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения [Текст]: Метод. Рекомендации.: Отчет по договору с Мин-вом образования РФ / Центр лечебной педагогики: Исполнители: А.Л.Битова, М.В. Водинская, Р.П. Дименштейн и др. - №43 от 27.07.94. – М., 1995. – С.62.
  4. Битова, А.Л. Сенсорная алалия. Пути преодоления [Текст] /А.Л. Битова, Е.Н. Сафронова // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса  25-28 сентября 2001 г. –  М.: РОСИНЭКС. – 2001. – С. 307-308
  5. Битова, А. Л., Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы [Текст] / А.Л. Битова // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – Вып. 2. – С. 44-52.
  6. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова [Текст]: практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей / С.Е. Большакова. – М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2006. –32 с.
  7. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика [Текст]: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.
  8. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ Г.А. Волкова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
  9. Гаврикова, М.Ю. Коррекционно – логопедические занятия с младшими школьниками [Текст] / М. Ю. Гаврикова – Волгоград: Панорама, 2006. – 144с.
  10. Голубева, Л.П. Развитие речи неговорящих детей. Развитие произносительной стороны речи и обучение чтению и письму [Текст] / Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студ. высших и средних спец. учеб. заведений: В 2тт. Т.II./ Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. – 656с.: илл.

Информация о работе Коррекция нарушений звуко - слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР