Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и так далее. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – органически связано с таким понятием, как звуко-слоговая структура слова. Михайлова Е.А., Ванифатьева Н.В. указывают на то, что условиями успешного формирования звуко-слоговой структуры слова выступают определенный уровень сформированности ее предпосылок: голоса, процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также сохранный слух, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Иногда словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки.
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков и слогов на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука, слога в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, слог.
Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерно стойкое грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Если в отработанных, заученных словах, состоящих из 4-5 звуков может не быть ошибок, то новые, даже более легкие по слоговой структуре слова произносятся искаженно. У них значительны трудности во фразовой и связной речи, аграмматизмы грубые и стойкие, обучение грамоте происходит с большим трудом.
1.4. Специфика коррекционно – логопедической работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества звуков, слогов, из слогов со стечениями согласных звуков в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Нарушения звуко-слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске и добавлении звуков и слогов.
Как указывает Л.Ф. Спирова,
в сложном комплексе
В соответствии с этим можно сделать вывод, что последовательно построенная звуко-слоговая структура слова представляет собой структурно упорядоченную систему, поэтому любое изменение порядка построения ее частей приводит к нарушению структуры всего слова: перестановкам, пропускам слогов, звуков.
Существуют различные подходы к решению этой проблемы.
Т.Н. Смышляевой, Е.Ю. Корчугановой
был разработан ряд дидактических
игр и упражнений с использованием
метода наглядного моделирования в
коррекции общего недоразвития речи
дошкольников, в том числе для
коррекции нарушений звуко-
Вместе с тем, Т.А. Ткаченко выделяет такие принципы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова, как наличие фонетико-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков, в качестве непременного условия для начала работы.
Таким образом, процесс обучения
звуко-слоговому анализу
Различная степень нарушения
двигательной и речевой функции,
особенности формирования психических
процессов делают необходимым использование
разнообразных приемов и
Коррекция звукопроизношения
ведется общепринятыми в
Содержание работы по формированию слоговой структуры слов определяется анализом имеющихся у детей нарушений. В упражнениях используются только сохранные звуки. Данная работа предусматривает коррекцию нарушений количества и последовательности слогов в слове. Особое внимание уделяется работе над структурой отдельного слога со стечением согласных и над усвоением слов со стечениями. Важность этой работы обусловлена тем, что такого рода ошибки носят стойкий характер. Коррекционная работа делится на два этапа:
Основными задачами коррекционного обучения детей с нарушениями звуко-слоговой структуры слова являются:
· практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
· формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
· подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;
· дальнейшее развитие связной речи.
Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях. Логопедические занятия подразделяются на два типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Они включают в себя: формирование словарного запаса, грамматической правильности речи и развитие связной речи.
Занятия по формированию звуко-слоговой стороны речи наиболее эффективны в подгруппах по 6-7 человек. Распределение детей на подгруппы проводится логопедом с учетом выраженности речевого дефекта.
Поскольку проявление речевого недоразвития у детей отличается большой вариативностью, предусматривается индивидуальная работа по преодолению стойких речевых недостатков, препятствующих успешному усвоению материала на фронтальных занятиях.
В данной работе можно условно выделить три этапа коррекционной работы:
Первый этап посвящается
изучению гласных звуков. При этом
хорошо использовать систему символов,
разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний
вид символов совпадает с очертанием
губ при артикуляции
В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:
Знания детей о звуко-слоговом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначаются не только звуки, но и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры (односложные – мак, дом; двусложные с открытым слогом – вата, каша; трехсложные с открытым слогом – радуга, бумага; двусложные со стечением согласных – тыква); определять последовательность слогов в слове и их количество.
Большое количество упражнений в этот период направляется на анализ и чтение слов. Все слова, намеченные для чтения, предварительно анализируются и выкладываются их схемы. Во всех случаях после завершения работы со схемой фишки полностью заменяются буквами и слова читаются. Упражнения на развитие звукового анализа слов большую роль играют на начальных этапах букварного периода обучения, когда первоочередными задачами являются: воспитание у детей навыка различения согласных и гласных звуков; усвоение слогообразующей роли гласных звуков, а также постепенное овладение детьми особенностями обозначения буквами мягких звуков.
Проведение коррекционной работы по развитию фонетического восприятия, формированию слоговой структуры слова, развитию пространственных представлений у детей позволяет сформировать основу для их обучения звуко-слоговому анализу, в том числе - это профилактика дисграфии.
ГлаваII.Опытно-
2.1.Содержание и методика исследования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детского сада комбинированного вида №39 «Подснежник» г. Ельца, Липецкой области. В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). В основу нашего исследования были положены методики А.К. Марковой, Г.А. Волковой, А.Н. Чивилевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Волковой, Е.В. Кузнецовой, Г.Р. Шашкиной и др.
Цель исследования – выявить особенности нарушений звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, провести коррекционно-логопедическую работу по развитию звуко-слоговой структуры слова, провести качественно – количественный анализ результатов.
Для содержания констатирующего этапа эксперимента были подобраны методики, направленные на исследование состояния звуко-слоговой структуры слова (фонематического слуха, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
Изучение состояния
Методика экспериментального исследования состояла из двух блоков заданий.
Первый блок включал задания, направленные на определение состояния фонематического слуха и фонематического восприятия. В начале предлагались задания на узнавание неречевых звуков, затем осуществлялся переход к речевым звукам, словам. Использовались следующие упражнения:
Задание №1 «Отгадай, что звучит?» – направленно на узнавание неречевых звуков.
Детям предлагается
запомнить звуки, издаваемые
Задание №2 «Повтори за мной» – направленно на различение слогов, содержащих оппозиционные звуки.
Предлагалось отраженно называть слоги, содержащие оппозиционные звуки:
ба – па, ба – та, па – па, та – на, ка – та.
Задание №3 «Найди ошибку» – направлено на выявления умения сопоставлять и различать правильно / неправильно произнесенные звуки в словах.
Показывая картинку, логопед называет ее. Если логопед неправильно называет картинку, то ребенок хлопает в ладоши.
Вагон – вагом – фагон – вагон – вакон.
Задание №4 «Назови последний звук» – направлено на обследование состояния фонематического анализа и синтеза.