Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и так далее. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – органически связано с таким понятием, как звуко-слоговая структура слова. Михайлова Е.А., Ванифатьева Н.В. указывают на то, что условиями успешного формирования звуко-слоговой структуры слова выступают определенный уровень сформированности ее предпосылок: голоса, процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также сохранный слух, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Логопед называет слова, ребенок определяет последний звук в слове.
Кнут, паук, кот, танк; гусь, нос, ночь.
Задание №5 «Назови первый звук» – направленно на обследование состояния фонематического анализа и синтеза.
Логопед показывает картинки, не называя их, ребенок сам называет предмет на картинке и определяет первый звук.
Мак, дым, трава, акула, чашка, щука, енот.
Второй блок заданий направлен на выявление нарушенных и сохранных классов звуко-слоговой структуры слов, для этого ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной звуко-слоговой структурой по классификации А.К. Марковой. Традиционно принято обследовать звуко-слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Однако при такой организации работы ребенок быстро устает, снижается концентрация внимания, поэтому, сначала целесообразно предлагать ему трудные классы слов, постепенно переходя к легким.
Детям предлагалось воспроизвести
устно слова различной звуко-
Задание №1. Исследование способности воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой (13 – 14 классы) в устной речи:
1) «Назови предметы на картинках»
14класс – четырехсложные
слова со стечениями согласных:
13класс – четырехсложные слова без стечения согласных: пуговица, пианино.
Задание №2. Исследование способности воспроизводить слова звуко-слоговой структуры 10 – 12 классов:
1) «Повтори за мной»
12класс – двухсложные
слова с двумя стечениями
11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова: гном, танк;
10класс – трехсложные
слова с двумя стечениями
2) «Назови предметы на картинках»
12класс – клетка, краска;
11класс – хлеб, волк;
10класс – игрушка, кисточка.
Задание №3. Исследование способности воспроизводить слова звуко-слоговой структуры 7 – 9 классов:
1) «Назови предметы на картинках»
9класс – трехсложные слова со стечениями согласных и закрытым слогом: автобус, апельсин;
8класс – трехсложные
слова со стечениями согласных:
7класс – трехсложные слова с закрытым слогом: помидор, самолет.
2) «Повтори слова»
9класс – карандаш, памятник;
8класс – конфеты, комната;
7класс – телефон, бегемот.
Задание №4. Исследование способности воспроизводить слова звуко-слоговой структуры 4 – 6 классов:
1) «Повтори слова»
6класс – двухсложные
слова с закрытым слогом и
стечением согласных в
5класс – двухсложные
слова со стечениями согласных
в середине слова: банка,
4класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: петух, веник.
2) «Назови предметы на картинках»
6класс – поднос, компот;
5класс – мышка, кошка;
4класс – лимон, топор.
Задание №5. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слов 1 – 3 классов:
1) «Назови предметы на картинках»
3класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога: мяч, лес;
2класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов: молоко, корова;
1класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов: муха, пила.
2) «Повтори слова»
3 класс – дом, кот;
2класс – машина, лопата;
1класс – вода, каша.
Нами были выделены следующие критерии обследования:
а) количество слогов, звуков в слове в устной речи.
б) последовательность слогов в слове в устной речи.
Нами была разработана система оценивания сформированности звуко-слоговой структуры слова:
Критерии обследования |
Оценки | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Фонематический слух и фонематическое восприятие |
Отказывается выполнять задания |
Допускает множество ошибок, инструкцию понимает с трудом |
Имеют место ошибки, не точно выполняет задания |
Точно и правильно выполняет задания |
Количество слогов, звуков в слове в устной речи |
Пропускает согласные, гласные звуки в слове, не воспроиз-водит слово |
Изменяет слоговую структуру слова не только в словах со сложной слоговой структурой, но и в словах 12 – 4 классов, пропускает первый или последний звуки в словах |
Имеют место сокращения, добавления слогов в словах со сложной слоговой структурой (14 – 13 классы), соблюдает количество звуков в стечениях согласных |
Правильно и точно произно- сит слова, количество слогов в слове не изменяет |
В соответствии с выделенными критериями и системой оценивания выполнения задания, нами были выделены следующие уровни.
Низкий уровень– 4 – 8 баллов
Для детей этого уровня характерны множественные ошибки при воспроизведении слов разной звуко-слоговой структуры, как простой, так и сложной: нарушения последовательности слогов в слове, их перестановка, нарушение количества слогов (пропуски, добавления слогов, звуков внутри слова или слога). Дети не понимают, когда они выполняют не правильно задания. Фонематический слух и фонематическое восприятие не сформированы. Дети часто отказываются выполнять задание.
Средний уровень– 8 – 12 баллов
Дети этого уровня произносят слова несложной звуко-слоговой структуры. Наибольшие трудности вызывает произношение слов, имеющие стечение согласных, а также незнакомых. При этом наблюдаются перестановка звуков, слогов, пропуски или добавления звуков, слогов внутри слова, уподобления слогов. Имеют место нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия: недостаточно сформированы слуховая и произносительная дифференциация звуков, элементарный звуковой анализ вызывает затруднения. Нуждается в подсказках в виде показа действия, выполнения задания синхронно, вместе. Отмечаются нарушения артикуляционных возможностей ребенка. Иногда звуки изолированно произносятся правильно, но в самостоятельной речи искажаются или заменяются.
Высокий уровень– 12 – 16 баллов
Дети этого уровня правильно
воспроизводят слова с
В результате проведения констатирующего эксперимента нами были получены следующие данные: детей, имеющих высокий уровень сформированности звуко-слоговой структуры слов, не было выявлено; средний уровень отмечается у 30% детей (Никита С., Оля П., Дима Р.); низкий уровень имеют 70% обследованных детей (Андрей Г., Юля Д., Саша П., Оля К., Сережа Д., Андрей Ш., Полина В.).( См. Приложение №2).
Таким образом, наилучшие результаты показали трое детей (Никита С., Дима Р., Оля П.). Никита С., Дима Р. хорошо понимали инструкцию. У них достаточно сформированными являются фонематический слух и фонематическое восприятие. В устной речи изменяли звуко-слоговую структуру в словах, принадлежащих 9 – 14 классам. Были выявлены такие нарушения, как сокращение количества слогов (телевизор – «тивизай»), уподобление слогов (кукуруза – «какагуза»),сокращение звуков в стечении согласных (шахматы – «шаматы»). Оля П. - нарушения звуко-слоговой структуры слова в устной речи допускала, но пыталась самостоятельно исправить, присутствовали подсказки логопеда. Сохраняла последовательность слогов в словах с простой звуко-слоговой структурой слова. Наблюдались следующие нарушения звуко-слоговой структуры слова: перестановки звуков (аквариум – «аваклиум»), вставка согласного в слог (пианино – «пинанино»), интерации (птенцы – «петенцы»). Причем употребляла несколько вариантов искажения одного и того же слова.
Наибольшие трудности вызвали задания у четверых детей (Сережа Д., Андрей Ш., Оля К., Полина В.). В устной речи наблюдается большое количество ошибок, проявляющихся в перестановках и пропусках звуков и целых слогов.
Двое детей (Андрей Г., Юля Д.,) сами понимали, что задания выполняют неправильно, но исправиться не могли. Это вызывало негативные эмоции, не хотели выполнять задания. В устной речи наблюдаются следующие нарушения звуко-слоговой структуры слова: перестановки (водопровод – «вапрадод», машина – «маниса»), пропуски согласных при стечении (кошка – «коша», компот – «капот»), пропуски слогов (пуговица – «пувица»). Наибольшие трудности у этих детей вызывало произнесение малознакомых или незнакомых слов.
Саша П. постоянно находился в плохом настроении, часто отказывался выполнять задания, говорил, что у него ничего никогда не получится. Постоянно нуждался в поддержке, помощи, в виде сопряженного выполнения действия. В устной речи имели место такие ошибки, как пропуски согласных в стечениях (гнездо – «гнезо»), элизии (карандаш – «кадаш»), а также сокращения слов до одного слога (каша – «ка»). Мог при воспроизведении слов сложной звуко-слоговой структуры продуцировать неясный звуковой комплекс вместо слова. Речь замедленная, иногда скандированная.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс развития звуко-слоговой структуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) значительно отличается от возрастной нормы. Недостаточно сформированы такие компоненты, как: фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ и синтез. Эти специфические особенности должны быть учтены в коррекционной работе с детьми.( см. Приложение №1)
2.2. Методика формирования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
В соответствии с результатами, полученными на констатирующем этапе и выделенными уровнями развития звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), нами были определены этапы коррекционной работы. При разработке основных направлений коррекционного обучения мы основывались на полученных данных об особенностях восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова, развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
В коррекционной работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) необходимы, на наш взгляд, следующие упражнения:
- упражнения
на развитие артикуляции и
дикции, способствующие выработке
четкого произнесения звуков, развитию
артикуляционной моторики и
- упражнения
на развитие речевого внимания,
способствующие активизации
- речевые упражнения,
направленные на развитие
Предлагаемая нами методика коррекции звуко-слоговой структуры слова имеет следующее содержание:
1. Подготовительный этап, заключается в установлении эмоционального контакта с детьми, а также включает в себя развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, так как данные процессы играют немало важную роль в становлении звуко-слоговой структуры слова.
Целью первого этапа коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова является улучшение устойчивости и дифференциации слухового восприятия и фонематического слуха;
Начиналась работа на материале неречевых звуков, и постепенно охватывались все звуки речи, входящие в звуковую систему русского языка. В связи с чем, данный этап подразделялся на периоды:
1 период: узнавание неречевых
звуков. Во время логопедических
занятий предлагались
Данные упражнения направлены на развитие слуховой памяти и слухового внимания, данные процессы лежат в основе дифференциации фонем.
2 период: различение фонем
родного языка. Проводилась
3 период: различение слогов
сначала открытого типа, затем
закрытого. Материал
4 период: развитие навыков элементарного звукового анализа. Детям давалось понятие «слоговая структура слова». Детям давалось следующие объяснение понятия «слог»: «Слог – это часть слова. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Слова могут состоять из одного слога, из двух, трех и больше». Для выполнения предлагаемых заданий у детей формировалось образное представление о слоговой структуре слова, например, воспроизведение слогов, слов по слогам.(См. Приложение №3, №4)