Коррекция нарушений звуко - слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и так далее. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – органически связано с таким понятием, как звуко-слоговая структура слова. Михайлова Е.А., Ванифатьева Н.В. указывают на то, что условиями успешного формирования звуко-слоговой структуры слова выступают определенный уровень сформированности ее предпосылок: голоса, процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также сохранный слух, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по звуко-слоговой структуре.docx

— 92.90 Кб (Скачать документ)

Логопед называет слова, ребенок  определяет последний звук в слове.

Кнут, паук, кот, танк; гусь, нос, ночь.

Задание №5 «Назови первый звук» – направленно на обследование состояния фонематического анализа и синтеза.

Логопед показывает картинки, не называя их, ребенок сам называет предмет на картинке и определяет первый звук.

Мак, дым, трава, акула, чашка, щука, енот.

 

Второй  блок заданий направлен на выявление нарушенных и сохранных классов звуко-слоговой структуры слов, для этого ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной звуко-слоговой структурой по классификации А.К. Марковой. Традиционно принято обследовать звуко-слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Однако при такой организации работы ребенок быстро устает, снижается концентрация внимания, поэтому, сначала целесообразно предлагать ему трудные классы слов, постепенно переходя к легким.

Детям предлагалось воспроизвести  устно слова различной звуко-слоговой структуры на основе слухового восприятия речи логопеда или на основе зрительного восприятия картинок, слов. Детям предлагались следующие задания:

Задание №1. Исследование способности воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой (13 – 14  классы) в устной речи:

1) «Назови предметы на  картинках»

14класс – четырехсложные  слова со стечениями согласных:  аквариум, сковорода;

13класс – четырехсложные  слова без стечения согласных:  пуговица, пианино.

Задание №2. Исследование способности воспроизводить слова звуко-слоговой структуры  10 – 12  классов:

1) «Повтори за мной»

12класс – двухсложные  слова с двумя стечениями согласных:  гнездо, птенцы;

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова: гном, танк;

10класс – трехсложные  слова с двумя стечениями согласных:  матрешка, избушка.

2) «Назови предметы на  картинках»

12класс – клетка, краска;

11класс – хлеб, волк;

10класс – игрушка, кисточка.

Задание №3. Исследование способности воспроизводить слова звуко-слоговой структуры  7 – 9 классов:

1) «Назови предметы на  картинках»

9класс – трехсложные  слова со стечениями согласных и закрытым слогом: автобус, апельсин;

8класс –  трехсложные  слова со стечениями согласных:  капуста, яблоко;

7класс – трехсложные  слова с закрытым слогом: помидор,  самолет.

2) «Повтори слова»

9класс – карандаш, памятник;

8класс –  конфеты,  комната;

7класс – телефон, бегемот.

Задание №4. Исследование способности воспроизводить слова звуко-слоговой структуры  4 – 6 классов:

1) «Повтори слова»

6класс – двухсложные  слова с закрытым слогом и  стечением согласных в середине  слова: альбом, индюк;

5класс – двухсложные  слова со стечениями согласных  в середине слова: банка, письмо;

4класс – двухсложные  слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: петух, веник.

2) «Назови предметы на  картинках»

6класс – поднос, компот;

5класс – мышка, кошка;

4класс – лимон, топор.

Задание №5. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слов 1 – 3 классов:

1) «Назови предметы на  картинках»

3класс – односложные  слова, состоящие из закрытого  слога: мяч, лес;

2класс – трехсложные  слова, состоящие из открытых  слогов: молоко, корова;

1класс – двухсложные  слова, состоящие из открытых  слогов: муха, пила.

2) «Повтори слова»

3 класс – дом, кот;

2класс – машина, лопата;

1класс – вода, каша.

Нами были выделены следующие критерии обследования:

  1. Состояние фонематического слуха и фонематического     восприятия;
  2. Наполняемость структуры слова:

а) количество слогов, звуков в слове в устной речи.

б) последовательность слогов в слове в устной речи.

Нами была разработана  система оценивания сформированности звуко-слоговой структуры слова:

Критерии  обследования

Оценки

1

2

3

4

Фонематический  слух и фонематическое восприятие

Отказывается выполнять  задания

Допускает множество ошибок, инструкцию понимает с трудом

Имеют место ошибки, не точно  выполняет задания

Точно и правильно выполняет  задания

Количество слогов, звуков в слове в устной речи

Пропускает согласные, гласные звуки в слове, не воспроиз-водит слово

Изменяет слоговую структуру  слова не только в словах со сложной  слоговой структурой, но и в словах 12 – 4 классов, пропускает первый или  последний звуки в словах

Имеют место сокращения, добавления слогов в словах со сложной  слоговой структурой (14 – 13 классы), соблюдает  количество звуков в стечениях согласных

Правильно и точно произно- сит слова, количество слогов в слове не изменяет


 

В соответствии с выделенными  критериями и системой оценивания выполнения задания, нами были выделены следующие  уровни.

 

 

Низкий уровень– 4 – 8 баллов

Для детей этого уровня характерны множественные ошибки при  воспроизведении слов разной звуко-слоговой структуры, как простой, так и сложной: нарушения последовательности слогов в слове, их перестановка,  нарушение количества слогов (пропуски, добавления слогов, звуков внутри слова или слога). Дети не понимают, когда они выполняют не правильно задания. Фонематический слух и фонематическое восприятие не сформированы. Дети часто отказываются выполнять задание.

Средний уровень– 8 – 12 баллов

Дети этого уровня произносят слова несложной звуко-слоговой структуры. Наибольшие трудности вызывает произношение слов, имеющие стечение согласных, а также незнакомых. При этом наблюдаются перестановка звуков, слогов, пропуски или добавления звуков, слогов внутри слова, уподобления слогов. Имеют место нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия: недостаточно сформированы слуховая и произносительная дифференциация звуков, элементарный звуковой анализ вызывает затруднения. Нуждается в подсказках в виде показа действия, выполнения задания синхронно, вместе. Отмечаются нарушения артикуляционных возможностей ребенка. Иногда  звуки изолированно произносятся правильно, но в самостоятельной речи  искажаются или заменяются.

Высокий уровень– 12 – 16 баллов

Дети этого уровня правильно  воспроизводят слова с различной  по сложности звуко-слоговой структурой, отраженно и называя самостоятельно картинки. Фонематический слух и фонематическое восприятие являются достаточно сформированными.

В результате проведения констатирующего  эксперимента нами были получены следующие  данные: детей, имеющих высокий уровень  сформированности звуко-слоговой структуры слов, не было выявлено; средний уровень отмечается у 30% детей (Никита С., Оля П., Дима Р.); низкий уровень имеют 70% обследованных детей (Андрей Г., Юля Д., Саша П., Оля К., Сережа Д., Андрей Ш., Полина В.).( См. Приложение №2).

Таким образом, наилучшие  результаты показали трое детей (Никита С., Дима Р., Оля П.). Никита С., Дима Р. хорошо понимали инструкцию. У них достаточно сформированными являются фонематический слух и фонематическое восприятие. В устной речи изменяли звуко-слоговую структуру в словах, принадлежащих 9 – 14 классам.  Были выявлены такие нарушения, как сокращение количества слогов (телевизор – «тивизай»), уподобление слогов (кукуруза – «какагуза»),сокращение звуков в стечении согласных (шахматы – «шаматы»). Оля П. - нарушения звуко-слоговой структуры слова в устной речи допускала, но пыталась самостоятельно исправить, присутствовали подсказки логопеда. Сохраняла последовательность слогов в словах с простой звуко-слоговой структурой слова. Наблюдались следующие нарушения звуко-слоговой структуры слова: перестановки звуков (аквариум – «аваклиум»), вставка согласного в слог (пианино – «пинанино»), интерации (птенцы – «петенцы»). Причем употребляла несколько вариантов искажения одного и того же слова.

Наибольшие трудности  вызвали задания у четверых детей (Сережа Д., Андрей Ш., Оля К., Полина В.). В устной речи наблюдается большое количество ошибок, проявляющихся в перестановках и пропусках звуков и целых слогов.

Двое детей (Андрей Г., Юля  Д.,) сами понимали, что задания выполняют неправильно, но исправиться не могли. Это вызывало негативные эмоции, не хотели выполнять задания. В устной речи наблюдаются следующие нарушения звуко-слоговой структуры слова: перестановки (водопровод – «вапрадод», машина – «маниса»), пропуски согласных при стечении (кошка – «коша», компот – «капот»), пропуски слогов (пуговица – «пувица»). Наибольшие трудности у этих детей вызывало произнесение малознакомых или незнакомых слов.

Саша П. постоянно находился  в плохом настроении, часто отказывался  выполнять задания, говорил, что  у него ничего никогда не получится. Постоянно нуждался в поддержке, помощи, в виде сопряженного выполнения действия. В устной речи имели место  такие ошибки, как пропуски согласных  в стечениях (гнездо – «гнезо»), элизии (карандаш – «кадаш»), а также  сокращения слов до одного слога (каша – «ка»). Мог при воспроизведении  слов сложной звуко-слоговой структуры продуцировать неясный звуковой комплекс вместо слова. Речь замедленная, иногда скандированная.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс  развития звуко-слоговой структуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) значительно отличается от возрастной нормы. Недостаточно сформированы такие компоненты, как: фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ и синтез. Эти специфические особенности должны быть учтены в коррекционной работе с детьми.( см. Приложение №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методика формирования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

В соответствии с результатами, полученными на констатирующем этапе  и выделенными уровнями развития звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), нами были определены этапы коррекционной работы. При разработке основных направлений коррекционного обучения мы основывались на полученных данных об особенностях восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова, развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

В коррекционной  работе по преодолению нарушений  звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) необходимы, на наш взгляд, следующие упражнения:

- упражнения  на развитие артикуляции и  дикции, способствующие выработке  четкого произнесения звуков, развитию  артикуляционной моторики и преодолению  кинетической апраксии;

- упражнения  на развитие речевого внимания, способствующие активизации фонематического  восприятия и слуха и побуждающие  старших дошкольников вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становиться сигналом и руководством к действию;

- речевые упражнения, направленные на развитие понимания  чужой и собственной речи и  перенесение заученных речевых навыков в самостоятельную речевую и языковую деятельность.

Предлагаемая нами методика коррекции звуко-слоговой структуры слова имеет следующее содержание:

         1. Подготовительный этап, заключается в установлении эмоционального контакта с детьми, а также включает в себя развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, так как данные процессы играют немало важную роль в становлении звуко-слоговой структуры слова.

Целью первого этапа коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова является улучшение устойчивости и дифференциации слухового восприятия и фонематического слуха;

Начиналась работа на материале  неречевых звуков, и постепенно охватывались все звуки речи, входящие в звуковую систему русского языка. В связи  с чем, данный этап подразделялся  на периоды:

1 период: узнавание неречевых  звуков. Во время логопедических  занятий предлагались следующие  упражнения: «Угадай, что звучит»,  «Какие звуки ты услышал?». 

Данные упражнения направлены на развитие слуховой памяти и слухового  внимания, данные процессы лежат в  основе дифференциации фонем.

2 период: различение фонем  родного языка. Проводилась работа  по дифференциации сначала гласных  звуков, затем согласных. Упражнения  направлены на развитие фонематического  восприятия и слуха.

3 период: различение слогов  сначала открытого типа, затем  закрытого. Материал постепенно  усложнялся: от слогов, содержащих  простые по артикуляции и далекие  по всем остальным признакам  звуки, к более сложным по артикуляции с оппозиционными звуками;

4 период: развитие навыков элементарного звукового анализа. Детям давалось понятие «слоговая структура слова». Детям давалось следующие объяснение понятия «слог»: «Слог – это часть слова. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Слова могут состоять из одного слога, из двух, трех и больше». Для выполнения предлагаемых заданий у детей формировалось образное представление о слоговой структуре слова, например, воспроизведение слогов, слов по слогам.(См. Приложение №3, №4)

Информация о работе Коррекция нарушений звуко - слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР