Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
Незапрограммированные решения, как отмечает А. В. Карпов («Психология менеджмента»), имеют те же особенности, но с «обратным знаком». Они принимаются по не встречавшимся ранее вопросам, требуют умений разбираться в обстановке, интуиции и творческого подхода.
Запрограммированных и запрограммированных управленческих решений в «чисто виде» почти не бывает. На практике чаще приходится иметь дело с комбинированными решениями.
Интуитивные решения принимаются в результате внезапного озарения, когда проблемная ситуация не анализируется и другие возможные варианты не рассматриваются.
Рациональные решения принимаются по следующей схеме:
— анализ и диагностика проблемы;
— определение целей решения с учетом ограничений;
— проработка вариантов решения;
— оценка вариантов и окончательный выбор;
— реализация решения.
В зависимости от стиля поведения руководителя решения можно подразделить на индивидуальные, коллегиальные и коллективные.
Индивидуальные решения руководитель принимает самостоятельно, учитывая или не учитывая мнения подчиненных, используя их всего лишь как источники информации. Зачем ему нужна эта информация, он может и не говорить. Иногда индивидуальные решения могут быть необдуманными, слепыми, эгоцентричными, гениальными, эмоциональными, самодовольными или упрямыми.
Коллегиальные решения являются консультативными. Здесь степень привлечения подчиненных к принятию решения выше. Руководитель сообщает им о возникшей проблеме, выясняет мнения отдельных подчиненных или всей группы, которые может учитывать или не учитывать при принятии решения.
Коллективные (они же групповые или партисипативные) решения принимаются путем совместного выдвижения и обсуждения альтернатив на различного рода собраниях или совещаниях. При этом руководитель выступает в роли координатора (председателя) и готов принять любые решения, за которые выскажется (проголосует) группа.
12.3. Психологический климат в организации
Психологический климат в организации есть не что иное, как совокупность отношений работников к условиям и характеру совместной деятельности, к своим сотрудникам и руководству организации. Более подробное его определение можно найти в книге И.Е. Киселева «Основы социальной психологии». Автор считает: «Психологический климат представляет собой совокупность чувств, настроений, мнений, интересов, ценностных ориентации, установок и т. д., являющихся формами рационального и эмоционального отражения действительности и проявляющихся в поведении, поступках людей. При этом климат может быть здоровым или нездоровым, благоприятным или неблагоприятным для функционирования организации».
В научной литературе наряду с понятием «психологический климат» широко используется понятие «социально-психологический климат». Поэтому будем пользоваться как одним, так и другим понятием.
Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата, обычно подразделяют на факторы макросреды, и факторы микросреды.
Факторы макросреды, например, для производственных коллективов — это характер производственных отношений, существующие формы собственности, характер социальной защиты граждан (пособия, пенсии, страхование и т. п.), характер духовной атмосферы в обществе, особенности менталитета, национальной психологии, традиций, социальный престиж различных профессий и т. д.
Факторы микросреды, в свою очередь, подразделяют на две группы. Первой группой этих факторов является предметно-вещная сфера деятельности организации, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов. Другая группа факторов микросреды является следствием социально-психологического отражения не предметно-вещной, а человеческой среды организации. И.Е. Киселев относит к ним следующие:
— стиль и методы руководства;
— профессиональный и жизненный опыт работников;
— ценностные ориентации, установки и мотивы трудовой деятельности;
— степень удовлетворенности трудом и взаимоотношениями в коллективе;
— жизненные планы и личные идеалы, степень их реализации;
— индивидуально-типологические особенности работников, их характерологические черты;
— уровень психологической совместимости в коллективе.
Психологи (Е. В. Мещерякова и др.) отмечают, что с повышением уровня образования психологический климат в организациях улучшается, но возрастает требовательность и критичность со стороны работников. При этом примерно в 45% случаев конфликты в организациях происходят по вине руководителей, а в 35% — из-за психологической несовместимости сотрудников.
Среди признаков благоприятного психологического климата в организации можно выделить следующие:
— доверие между членами коллектива, доброжелательность и деловая критика;
— открытое выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей организации;
— достаточная информированность членов коллектива о состоянии дел в организации;
— удовлетворенность принадлежностью к коллективу, нежелание переходить на новое место;
— пребывание коллектива в состоянии поиска новых знаний, идей, методов работы; наличие творческой атмосферы;
— наличие контактов, консультаций и личных связей между руководителем и подчиненными;
— гармония между формальными (деловыми) и неформальными отношениями;
— эмоционально-практическая поддержка и взаимопомощь между членами коллектива в тяжелых для человека жизненных ситуациях или на работе.
12.4. Особенности управленческого общения
Управленческое общение — это прежде всего деловое общение, преследующее цель взаимоизменений в познавательной, мотивационно-эмоциональнои и поведенческой сферах, как объектов, так и субъектов управления. В процессе управленческого общения руководитель получает и отдает распоряжения или указания; дает или получает советы, рекомендации; оценивает работу подчиненных и т.п.
Многообразие стилей управленческого общения можно подразделить на два вида: директивное общение и демократическое.
Директивное общение ориентируется на оказание прямого психологического воздействия на объект управления для достижения целей руководства. В его основу кладутся административно-правовые нормы, реализуемые посредством приказов, распоряжений, указаний, требований предоставления отчетов, выполнения необходимых действий.
Демократическое общение обычно осуществляется с помощью рекомендаций, советов и просьб. Оно включает в себя служебно-товарищеские отношения и дружеские, в основе которых лежат не столько административно-правовые, сколько морально-психологические нормы.
Особенностью управленческого общения являются нормы его реализации. Это различные совещания и заседания, деловые беседы и переговоры, выдача и разъяснение заданий подчиненным, отчеты перед начальством и т.п. При этом очень важными представляются умение точно выражать свои мысли, умение слушать и умение убеждать словом.
Слушание в управленческом общении может быть нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство руководителя в речь собеседника при максимальной сосредоточенности над ней. При этом рекомендуется внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку.
Рефлексивное слушание происходит при активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранять психологические барьеры, искажения информации, уточнять содержание и смысл высказываний. Основными приемами рефлексивного слушания являются: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование основных мыслей и чувств говорящего.
В книге «Как управлять другими. Как управлять собой (искусство менеджмента)» В.П. Шейнов приводит тринадцать правил, которые помогают убедить собеседника. Например:
1. Правило «Гомера» (очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедительный следующий порядок аргументов: сильные - средние — один из самых сильных).
2. Правило «Сократа» (для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит «да»).
3. Правило «Паскаля» (не загоняйте собеседника «в угол». Дайте ему возможность «сохранить лицо». Часто собеседник не соглашается с нами лишь потому, что согласие ассоциируется у него с потерей своего достоинства).
4. Не загоняйте себя «в угол», не понижайте свой статус. Избегайте извинений без должных на то причин, не проявляйте признаков неуверенности. Ваш статус может быть искусственно повышен формой кресла, высокой спинкой, стульями для посетителей и т.п.
5. Не принижайте статуса собеседника. Любые проявления неуважения к собеседнику принижает его статус и вызывает, как правило, негативную реакцию. Статус посетителя может быть принижен, если ему не предложили сесть или стул посетителя находится далеко от кресла руководителя.
В управленческом общении важное значение имеет конструктивная критика. Именно конструктивная, то есть созидательная, а не деструктивная, разрушительная, дезорганизующая, снижающая качество труда руководителя. В зависимости от обстоятельств и личности критикуемого она может использоваться в форме упрека, озабоченности, намека, требования, замечания, предупреждения, сопереживания и т.д.
Из основных правил конструктивной критики, предлагаемых множеством психологов, можно выделить следующие:
— прежде чем критиковать, найдите, за что можно похвалить;
— внимательно и спокойно выслушайте объяснения;
— критикуйте проступки, а не личность;
— не сравнивайте критикуемого с другими сотрудниками;
— делайте акцент на главном недостатке и не придирайтесь к мелочам;
— при возможности не критикуйте при свидетелях;
— не раздражайтесь и не злитесь, сохраняйте ровный тон.
1
ЧАСТЬ II
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Раздел I
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
1.1. Становление и развитие педагогики
Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.
В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогические знания в это время входили в состав философии.
В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога. Возникают приходские, монастырские и соборные школы.
С переходом к эпохе Возрождения началась критика школы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма.
К концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выделение' педагогики из философии в отдельную науку. Это событие связано с именем чешского педагога Я.А. Коменского. Он разработал основные вопросы теории обучения (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, изложил свои взгляды на семейное воспитание и т.д. После Коменского в теории западной педагогики наибольший след оставили:
• Джон Локк — в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь.
• Жан Жак Руссо — в книге «Эмиль, или о воспитании» заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, выступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания.
• Генрих Песталоцци - швейцарский педагог, развивал идею о гуманном характере воспитания, о доброжелательном отношении к детям. Он стремился соединить обучение детей с посильным физическим трудом, использовал для нравственного воспитания прообраз детского коллектива.
• Иоганн Гербарт — немецкий психолог и педагог предложил идею воспитывающего обучения, систему развивающих упражнений. Считал целесообразным подавлять у детей «дикую природу», используя непререкаемый авторитет педагога, разнообразные физические наказания, неослабный контроль за поведением.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»