Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
Управление крупными объектами всегда является многоуровневым. Например, целостная система управления экономикой включает мирохозяйственное управление, макроэкономическое, мезоэкономическое, микроэкономическое, управление бизнесом и предпринимательством, а также управление домашним хозяйством.
В связи с этим можно уточнить соотношение понятий управления и менеджмента. Менеджмент как корпоративное управление производством, сферой услуг, финансами, трудом и персоналом в условиях рыночной экономики преобладает на более низких уровнях управления. При этом менеджмент, конечно же, опирается на общую теорию и практику управления. Но это не просто научно-практические знания, а, скорее, их модификация в конкретных случаях организации, то есть искусство управления. Менеджмент не приемлет административно-командные методы, основанные на очень высокой централизации власти, когда почти все вопросы решаются с помощью указаний сверху. Не всякий руководитель автоматически является менеджером. Настоящий менеджер — это специально подготовленный профессионал, который умеет ставить и достигать цели организации, используя труд, интеллект, творческий потенциал и мотивацию других людей.
Заметим, что иногда в литературе можно встретить полное отождествление понятий управления и менеджмента. Вплоть до менеджмента домашнего хозяйства и самоменеджмента, что с нашей точки зрения недопустимо.
10.3. Характеристика структуры управления
В структуре управления как системе обычно выделяют следующие компоненты: субъект управления, объект управления, цели управления, управленческие взаимодействия, функции управления, механизмы управления и другие. Сам же процесс управления включает в себя принципы, методы и функции управления.
Принципы — это правила, положения, требования, которыми руководствуются в управлении или менеджменте. Их можно разделить на три группы:
1. Общие принципы:
– принцип планирования;
– принцип научной организации управленческого труда;
– принцип компьютеризации;
– принцип инновации;
– принцип структурных перестроек.
2. Принципы управления людьми:
– партнерство в отношениях между руководителями и коллективом;
– делегирование (передача) части полномочий подчиненным;
– улучшение условий труда персонала;
– отказ от необоснованных привилегий;
– использование мер поощрения (экономических, моральных, социальных);
– расширение сфер общения с подчиненными;
– поддержание хорошего психологического климата в организации.
3. Принципы, связанные с формированием личности менеджера:
– целенаправленное воспитание и самовоспитание менеджеров;
– специальная подготовка менеджерских кадров.
Методы управления также можно разделить на три группы:
– экономические методы, реализуемые путем материального стимулирования труда работников (дифференцируемая зарплата, премии, персональные надбавки и т.п.);
– педагогические методы, включающие в себя индивидуальную и коллективную работу по инструктированию, обучению и воспитанию персонала (собрания, совещания, беседы и т.п.);
– административные методы, основанные на нормативах и правах руководителя как единоначальника, предполагающие воздействие на коллектив и отдельных его членов путем издания приказов, распоряжений, решений и т.п.
Процесс управления состоит из последовательного ряда управленческих действий, которые называют управленческими функциями. Основные из них: планирование – организация – координация – контроль. Кроме основных, можно назвать и другие функции управления: целеполагания, прогнозирования, оперативного регулирования, учета и анализа, результатов деятельности. Особое место среди них занимает функция мотивации или стимулирования, которая как бы пронизывает все остальные функции и представляет особый интерес с точки зрения психологии управления. При этом управленческая деятельность всегда циклична. Через определенные промежутки времени (финансовый год, учебный год, квартал, семестр и т.п.) она повторяется, начиная с нового планирования и заканчивая итоговым контролем.
10.4. Психологизация управленческой деятельности
В последние десятилетия, как в науке, так и на практике, наблюдается так называемый процесс психологизации управленческой деятельности. Современный менеджмент основывается на признании приоритета личности через производство и сферу услуг. Во главу ставится не управление рабочей силой или кадрами, а управление человеческими ресурсами. На современных предприятиях организуются службы управления персоналом, имеющие в своем составе профессиональных психологов. И настоящий менеджер как профессионал в сфере управления обязан сегодня знать психологические основы управления. Поэтому сегодня активно разрабатываются научные основы психологии управления, в высших учебных заведениях вводятся дисциплины по психологии управления, деловой психологии, психологии менеджмента; в курсах J менеджмента – разделы, отражающие социально-психологические проблемы и методы управления.
Основным направлением психологизации практики управления является воздействие на экономическую психологию работников. Субъект при этом взывает к совести работников как основному источнику мотивов качественного и эффективного труда. Психологизация управления проявляется также в способах психологического воздействия на личность с помощью личного примера, авторитета с сознательным применением приемов убеждения, заражения, внушения. Такие походы в своей совокупности позволяют воздействовать на всю психику человека, а не только на ее сознательную часть.
Психологические приемы и методы в практике менеджмента, как отмечает В. Г. Янчевский, используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся:
— гуманизация труда, то есть ликвидация монотонности, цветовая раскраска помещений и оборудования, использование специально подобранной музыки;
— психологическое побуждение через поощрение творчества, инициативы и самостоятельности;
— профессиональный отбор и обучение персонала фирм для эффективного применения индивидуальных способностей личности в трудовой деятельности;
— отбор людей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
— комплектование малых групп, исходя из критерия психологической совместимости работников;
— установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчиненными.
Психологизация управленческой деятельности так или иначе затрагивает все функции управления.
Так, например, психологические факторы планирования зависят от индивидуальных особенностей личности руководителя, его способности составлять планы, разделять главное и второстепенное, своевременно их корректировать. То есть проявлять гибкость в процессе планирования.
Психологические проблемы, связанные с функцией организации, могут быть вызваны несвоевременной реструктуризацией фирмы или предприятия, мелочным регламентированием, чрезмерной централизацией власти, нечетко обозначенными правами и обязанностями сотрудников, неритмичностью и нестабильностью режима труда и т.д. И знания психологии управления призваны помочь в их недопущении.
Что касается функции контроля, то психологически неподготовленный руководитель может, например, не объяснять цели и задачи контроля работникам, использовать контроль как средство психологического давления. В итоге трудовой коллектив может оказаться в состоянии психологической неопределенности, подавленности.
Именно психологизация управления помогает предотвратить подобные отрицательные психологические последствия, а также помогает в деле их преодоления.
Тема 11. Объекты и субъекты управления
НА. Личность как объект управления и самоуправления
В каждой системе управления есть субъект – управляющее звено и объекты управления. Объекты управления – это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Рассматривая различные ситуации и роли, в которых человек выступает в качестве объекта управления, авторы книги «Психологические основы управления» Б.А. Рай-зберг, А.К. Тутунджян выделяют пять возможных вариантов:
1. Человек как объект собственного управления.
2. Человек — объект управления как работник, производитель, исполнитель.
3. Человек — объект управления как гражданин государства, в соответствии с требованиями, нормами законов, действующих в стране и мире.
4. Человек как объект управления со стороны социальной группы (например, семьи).
5. Человек как объект управления со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации.
При этом человек как объект самоуправления может быть представлен совокупностью своих действий, а в широком смысле – собственной личностью. Именно личность человека, ее поведение под влиянием самоуказаний, самовнушения, подражания стереотипам поведения других людей становится объектом самоуправления.
Психология процессов внутреннего управления собой, как отмечают указанные выше авторы, мало изучена и с трудом поддается изучению. Тем не менее они выделяют здесь три наиболее характерные ситуации:
1. Личность, основываясь на фиксированных в памяти программах, целевых установках, аналогиях, результатах ситуационного анализа, поступающей извне информации, вырабатывает четкие управляющие команды, поступающие в исполнительные органы человеческого организма, образующие управляемую систему.
2. В процессе внутреннего анализа, предшествующего выработке решения, личность подвергается психологической бифуркации (раздвоению). Бифуркация вызывает внутриличностную борьбу между, по крайней мере, двумя субъектами, предлагающими альтернативные решения проблемы. В итоге победившая сторона становится субъектом управления, а подчинившаяся — объектом самоуправления.
3. Самоуправление будущим поведением личности опирается на самопознание себя в прошлом и настоящем.
Это происходит в результате рефлексии, когда человек прибегает к самоанализу, самоизучению собственной личности, ее опыта, достижений и ошибок, взлетов и падений.
К типичным условиям, когда человеку приходится становиться объектом внешнего управления, относится его работа, профессиональная деятельность, исполнение служебных обязанностей. Человек-работник может выступать объектом управления со стороны:
а) собственников средств производства;
б) менеджеров, наставников, инструкторов;
в) вышестоящих руководителей;
г) контролеров, инспекторов;
д) потребителей предоставляемых им благ и услуг.
При этом объект (личность) управляется посредством приказов, распоряжений, указов, установленных правил поведения, инструкций, моральных и материальных стимулов, наказаний, повышения в должности и увольнения с работы, поощрений и порицаний.
Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Эффективность выполнения работником должностных обязанностей обусловлена также и особенностями его самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. При этом следует особенно подчеркнуть значение ответственности как свойства личности, определяющего ее отношение к своим функциональным обязанностям, а также уровень ее притязаний. Так считает автор книги «Деловая психология» А.В. Морозов и продолжает: «Обычно уровень притязаний определяется как степень трудности цели, к которой стремится данная личность. При достижении своих целей человек, как правило, испытывает чувство удовлетворения. Вот почему тот или иной уровень притязаний личности во многом обусловлен ее стремлением переживать удачу и избегать неудачи. Успех нередко рождает стремление к более трудным целям, в то время как неудача побуждает человека понижать уровень своих притязаний».
Уровень притязаний личности, как отмечает А.В. Морозов, зависит от возраста, образования, пола и социального происхождения. Поэтому руководитель любого ранга, менеджер должен помнить, что изучение уровня притязаний работников (с учетом их социально-демографических и профессионально-
11.2. Личность и группа как субъекты управления
Субъекты управления – это отдельные люди или группы людей, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие или принимающие участие в управленческой деятельности. Это могут быть лица, принимающие управленческие решения, менеджеры, руководители, работники аппаратов управления, а также члены коллегиальных органов управления - советов, президиумов, комитетов, комиссий.
В широком смысле слова, к числу субъектов управления может быть причислен любой активный член социальной группы в той мере, в какой он влияет на ее функционирование. Даже в том случае, если он является самым низшим звеном в системе управления, то есть рядовым исполнителем приказов начальства. Ибо любой подчиненный, как отмечает Л.Д. Столяренко, «имеет определенную личностную мотивацию, свое понимание и оценку поставленных перед ним задач, проявляет избирательное отношение к личности руководителей, что в значительной степени влияет на результат его деятельности и общую эффективность достижения цели в системе управления».
Совместная деятельность членов группы определяет ее формальную структуру, которая утверждается руководством. В организациях – это статусно-ролевой состав, перечень профессионально-
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»