Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
Выделяют четыре стадии развития трудовых коллективов:
• Новички присматриваются друг к другу, совместно вырабатывая нормы делового взаимодействия, однако в личных отношениях руководствуются собственными понятиями о нормах и правилах поведения.
• Еще не все члены группы принимают равное участие в выработке и принятии коллективных решений, формируется актив будущего трудового коллектива.
• Формирование социально ориентированной мотивации работников, то есть усвоение коллективных норм поведения, идентификация (отождествление) своих личных интересов с коллективными.
• Полное созревание коллектива, внешний контроль за деятельностью членов группы сменяется самоконтролем, коллектив становится самоуправляемым.
Различным этапам развития малых групп присущи и другие внутренние социально-психологические процессы. Совокупность всех этих процессов называют внутригрупповой динамикой. К процессам внутригрупповой динамики относятся: руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конформизм, конфликты и другие.
Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Выделяют два вида таких связей:
– связи, порождаемые совместной деятельностью (функциональные, организационные, экономические и управленческие);
– связи, порождаемые общением и психологическими отношениями.
Для малой группы характерна также социометрическая структура, то есть совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий. Свое название структура получила от основного метода ее диагностирования — метода социометрии.
Различают также группы членства и референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для индивида образцом. Референтные группы могут быть реальные и воображаемые, позитивные и негативные, могут совпадать или не совпадать с группами членства.
Малые социальные группы подразделяют также на формальные и неформальные, временные и стабильные, открытые и закрытые.
7.4. Лидерство, конформизм, групповое давление
В социальной психологии понятие «лидер» принято отличать от понятия «руководитель».
Лидер, как правило, выдвигается для решения групповых задач стихийно. Лидер – это член группы, принимающий на себя роль вожака в структуре внутригрупповых отношений. Это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности, а потому, что он обладает способностями интересно организовывать дела, пользуется авторитетом.
Руководитель – это официальное лицо, облеченное властными полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Руководитель назначается сверху или выбирается официально. Например, директор фабрики, заведующий кафедрой, бригадир и т.п.
При определенных условиях лидерство и руководство могут совмещаться в одном лице.
Вместе с тем, в социальной психологии и теории управления существуют также понятия «формальный лидер» (руководитель) и неформальный (выдвигаемый стихийно).
Основные признаки лидерства:
более высокая инициативность и активность индивида при решении групповых задач;
большая информированность о ситуации в группе и решаемых ею задачах;
большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в данной группе;
большая выраженность личных качеств, принимаемых данной группой.
Виды лидерства:
эмоциональное («сердце» группы);
информационное («разум» группы);
деловое («руки» группы).
Чтобы обладать лидерским влиянием, руководитель должен восприниматься подчиненным как:
один из нас, а не чужак;
подобный большинству из нас;
лучший из нас, чтобы служить примером, образцом для подражания.
И если руководитель одновременно является умом, сердцем и руками группы, то он будет пользоваться высочайшим авторитетом и уважением. Однако, так бывает не всегда. Поэтому для руководителя очень важно правильно подобрать команду заместителей и помощников.
Групповое давление это воздействие ценностных установок или норм поведения членов группы на мнения и поведение индивида. В процессе группового давления выделяют нормативное и информационное влияние на индивида.
Конформизм — это изменение установок и поведения индивидов под влиянием членов группы. Он бывает внешним и внутренним.
Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или групповыми нормами поведения. При этом внутренне индивид испытывает несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой.
Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется полным изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.
Тема 8. Межличностные отношения и общение
8.1. Взаимодействие людей и межличностные отношения
Согласно учению немецкого социолога М. Вебера, единицей анализа человеческих общностей является социальное действие. Разработанная им типология социальных действий включает:
• целерациональные действия, цели и средства которых сознательно избираются индивидом, а критерием их адекватности служит успех;
ценностно-рациональные действия — осмысленные и организуемые системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха;
• аффективные действия — определяемые непосредственными эмоциональными реакциями;
• традиционные действия — определяемые привычкой.
В социальных взаимодействиях людей происходит обмен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями. Единицу такого взаимодействия в социальной психологии называют интеракцией или трансакцией. Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует. При этом неважно, встречаются индивиды или нет.
Существуют различные теории межличностного взаимодействия, в том числе и трансакдионная теория (Э. Берн). Американский психолог Э.Берн в структуре взаимодействия людей выделяет позиции «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», на основе которых и строится реальный процесс взаимодействия.
Взаимодействие с позиции «Родитель» предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и т.д.
Взаимодействие с позиции «Взрослый» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия.
Взаимодействие с позиции «Дитя» предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты (послушное Дитя), либо к эмоциональному, импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам (бунтующее Дитя).
Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции, каузальной атрибуции и аттитюдами.
Социальная перцепция — механизм восприятия и оценки индивидом различных социальных объектов, людей, событий и т.д.
Каузальная атрибуция — субъективное объяснение мотивов поведения других людей и их личностных свойств.
Аттитюды – устойчивые установки людей в отношении друг к другу.
В структуре взаимодействия людей социальные психологи выделяют различные виды межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, времяпровождение, игра, соревнование, сотрудничество, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие.
Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов. Например: знакомство, переходящее в приятельские, товарищеские и дружеские отношения, может перерасти в любовь.
Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом (любовь = сексуальные влечения +симпатия+уважение). В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.
Взаимную привязанность или симпатию, которые характерны для устойчивых межличностных отношений, психологи называют аттракцией. Формированию аттракции способствуют следующие факторы:
• частота взаимных социальных контактов;
• физическая привлекательность (красота нравится);
• феномен «ровни» по интеллектуальному уровню и по уровню привлекательности;
• эффект «усиления», когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими;
• сходство социального происхождения, интересов, взглядов.
Тесные положительные межличностные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку, обычно связаны с ощущением счастья, улучшают здоровье, продлевают жизнь человека.
8.2. Понятие и структура общения.
Общение – это одна из основополагающих форм социального взаимодействия людей. В структуре любого общения (официального или неофициального) выделяют три стороны:
Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.
• Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организаций и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.
• Перцептивная сторона – это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.
Основные механизмы социальной перцепции:
• Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако, при эмпатии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмоционально.
• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:
• Эффект ореола — когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.
• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.
• Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Стереотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.
8.3. Виды, этапы и средства общения
Виды общения:
вербальное – невербальное;
контактное – дистантное;
непосредственное – опосредованное;
устное – письменное;
межличностное – массовое;
частное – официальное (деловое);
искреннее – манипулятивное.
Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:
принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);
принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);
принцип качества информации (не ври);
принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);
выражай мысль ясно и убедительно;
умей слушать и понять нужную мысль;
умей учитывать индивидуальные особенности собеседника.
Этапы общения:
появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;
ориентировка в целях, в ситуации общения;
ориентировка в личности партнера;
планирование содержания общения (обычно бессознательно);
бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;
восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;
корректировка направления и стиля общения.
Средства общения:
– язык – обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;
– интонация – благодаря которой слова «Я тебя люблю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;
– мимика – движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»