Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

Выделяют четыре стадии развития трудовых коллективов:

•  Новички присматриваются друг к другу, совместно вырабатывая нормы делового взаимодействия, однако в личных отношениях руководствуются собственными по­нятиями о нормах и правилах поведения.

•  Еще не все члены группы принимают равное участие в выработке и принятии коллективных решений, формиру­ется актив будущего трудового коллектива.

•  Формирование социально ориентированной моти­вации работников, то есть усвоение коллективных норм поведения, идентификация (отождествление) своих лич­ных интересов с коллективными.

•  Полное созревание коллектива, внешний контроль за деятельностью членов группы сменяется самоконтро­лем, коллектив становится самоуправляемым.

Различным этапам развития малых групп присущи и другие внутренние социально-психологические процессы. Совокупность всех этих процессов называют внутригрупповой динамикой. К процессам внутригрупповой динамики отно­сятся: руководство и лидерство, принятие групповых ре­шений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конформизм, конфликты и другие.

Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Выделяют два вида таких связей:

– связи, порождаемые совместной деятельностью (функ­циональные, организационные, экономические и управ­ленческие);

– связи, порождаемые общением и психологическими отношениями.

Для малой группы характерна также социометрическая структура, то есть совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличност­ных предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий. Свое название структура получила от основного метода ее диагностирования — метода социометрии.

Различают также группы членства и референтные (эта­лонные) группы, нормы и правила которых служат для индивида образцом. Референтные группы могут быть ре­альные и воображаемые, позитивные и негативные, мо­гут совпадать или не совпадать с группами членства.

Малые социальные группы подразделяют также на фор­мальные и неформальные, временные и стабильные, от­крытые и закрытые.

 

 

7.4. Лидерство, конформизм, групповое давление

В социальной психологии понятие «лидер» принято отличать от понятия «руководитель».

Лидер, как правило, выдвигается для решения груп­повых задач стихийно. Лидер – это член группы, принимающий на себя роль вожака в структуре внутригрупповых отношений. Это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности, а потому, что он обладает способностями интересно организовывать дела, пользуется авторитетом.

Руководитель – это официальное лицо, облеченное вла­стными полномочиями и связанное с организацией основ­ной деятельности группы. Руководитель назначается сверху или выбирается официально. Например, директор фаб­рики, заведующий кафедрой, бригадир и т.п.

При определенных условиях лидерство и руководство могут совмещаться в одном лице.

Вместе с тем, в социальной психологии и теории управ­ления существуют также понятия «формальный лидер» (ру­ководитель) и неформальный (выдвигаемый стихийно).

Основные признаки лидерства:

  более высокая инициативность и активность инди­вида при решении групповых задач;

  большая информированность о ситуации в группе и решаемых ею задачах;

  большее соответствие поведения ценностям и нор­мам, принятым в данной группе;

  большая выраженность личных качеств, принимае­мых данной группой.

Виды лидерства:

       эмоциональное («сердце» группы);

       информационное («разум» группы);             

       деловое («руки» группы).

 

Чтобы обладать лидерским влиянием, руководитель должен восприниматься подчиненным как:

     один из нас, а не чужак;

     подобный большинству из нас;

     лучший из нас, чтобы служить примером, образцом для подражания.

И если руководитель одновременно является умом, сердцем и руками группы, то он будет пользоваться вы­сочайшим авторитетом и уважением. Однако, так бывает не всегда. Поэтому для руководителя очень важно пра­вильно подобрать команду заместителей и помощников.

Групповое давление это воздействие ценностных ус­тановок или норм поведения членов группы на мнения и поведение индивида. В процессе группового давления выделяют нормативное и информационное влияние на индивида.

Конформизм — это изменение установок и поведения индивидов под влиянием членов группы. Он бывает внеш­ним и внутренним.

Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или групповыми нормами поведения. При этом внутренне ин­дивид испытывает несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой.

Внутренний конформизм (одобрение, согласие) харак­теризуется полным изменением первоначальной пози­ции индивида в пользу группы.

 

Тема 8. Межличностные отношения и общение

 

8.1. Взаимодействие людей и межличностные отношения

Согласно учению немецкого социолога М. Вебера, еди­ницей анализа человеческих общностей является соци­альное действие. Разработанная им типология социальных действий включает:

• целерациональные действия, цели и средства которых сознательно избираются индивидом, а критерием их адек­ватности служит успех;

ценностно-рациональные действия — осмысленные и организуемые системой ценностей, определяющих чело­веческое поведение независимо от успеха;

•  аффективные действия — определяемые непосредст­венными эмоциональными реакциями;

•              традиционные действия — определяемые привычкой.

В социальных взаимодействиях людей происходит об­мен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями. Единицу такого взаимодейст­вия в социальной психологии называют интеракцией или трансакцией. Началом любой интеракции является воз­никновение влияния одной стороны на поведение и пси­хологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует. При этом неважно, встре­чаются индивиды или нет.

Существуют различные теории межличностного взаимо­действия, в том числе и трансакдионная теория (Э. Берн). Американский психолог Э.Берн в структуре взаимодей­ствия людей выделяет позиции «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», на основе которых и строится реальный про­цесс взаимодействия.

Взаимодействие с позиции «Родитель» предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к прояв­лению власти и чувства высокой самоценности, к поуче­нию других, к критическому осуждению других людей, правительства и т.д.

Взаимодействие с позиции «Взрослый» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к призна­нию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия.

Взаимодействие с позиции «Дитя» предполагает склон­ность к подчинению, к поиску поддержки и защиты (послушное Дитя), либо к эмоциональному, импульсивно­му протесту, бунту, непредсказуемым капризам (бун­тующее Дитя).

Межличностное взаимодействие обусловлено психо­логическими механизмами социальной перцепции, кау­зальной атрибуции и аттитюдами.

Социальная перцепция — механизм восприятия и оценки индивидом различных социальных объектов, людей, со­бытий и т.д.

Каузальная атрибуция — субъективное объяснение мо­тивов поведения других людей и их личностных свойств.

Аттитюды – устойчивые установки людей в отношении друг к другу.

В структуре взаимодействия людей социальные психоло­ги выделяют различные виды межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, времяпровождение, игра, соревнование, сотрудничество, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие.

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов. Например: знакомство, переходящее в приятельские, товарищеские и дружеские отношения, может перерасти в любовь.

Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровожде­ние, однако здесь всегда присутствует четко фиксирован­ный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным ком­понентом (любовь = сексуальные влечения +симпатия+уважение). В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Взаимную привязанность или симпатию, которые ха­рактерны для устойчивых межличностных отношений, психологи называют аттракцией. Формированию аттрак­ции способствуют следующие факторы:

•   частота взаимных социальных контактов;

•   физическая привлекательность (красота нравится);

•   феномен «ровни» по интеллектуальному уровню и по уровню привлекательности;

•   эффект «усиления», когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими;

•   сходство социального происхождения, интересов, взглядов.

Тесные положительные межличностные взаимоотно­шения, обеспечивающие дружескую поддержку, обычно связаны с ощущением счастья, улучшают здоровье, про­длевают жизнь человека.

 

8.2. Понятие и структура общения.

Общение – это одна из основополагающих форм со­циального взаимодействия людей. В структуре любого об­щения (официального или неофициального) выделяют три стороны:

Коммуникативная сторона состоит в обмене инфор­мации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

•   Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организаций и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сто­рона общения может проявляться в согласовании дейст­вий, распределении функций, воздействии на настрое­ние, поведение или убеждения партнера.

•   Перцептивная сторона – это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позво­ляющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

•   Идентификация (уподобление) заключается в попыт­ках поставить себя на место партнера. Близким к иденти­фикации является механизм эмпатии. Однако, при эмпатии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

•   Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль игра­ют установки, приводящие к следующим психологиче­ским эффектам:

•   Эффект ореола — когда ранее выработанные пред­ставления о человеке мешают видеть его действительные качества.

•   Эффект новизны — когда в ситуации восприятия зна­комого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

•   Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Стереотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.

 

8.3. Виды, этапы и средства общения

Виды общения:

     вербальное – невербальное;

     контактное – дистантное;

     непосредственное – опосредованное;

     устное – письменное;

     межличностное – массовое;

     частное – официальное (деловое);

     искреннее – манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь прин­ципов:

     принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

     принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

     принцип качества информации (не ври);

     принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

     выражай мысль ясно и убедительно;

     умей слушать и понять нужную мысль;

     умей учитывать индивидуальные особенности собе­седника.

Этапы общения:

появление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт;

ориентировка в целях, в ситуации общения;

ориентировка в личности партнера;

планирование содержания общения (обычно бес­сознательно);

бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;

корректировка направления и стиля общения.

Средства общения:

– язык – обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

– интонация – благодаря которой слова «Я тебя люб­лю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;

– мимика – движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»