Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

•              Индивидуальное сознательное - служит основой са­мосознания и включает те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою деятельность.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. При этом ее свобода воли и поведения ограничена врожденными архетипами или коллективным бессознательным. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя. Однако, оно может раскрываться в ' сновидениях, фантазиях, отношениях к символам куль­туры, в творчестве.

Основными элементами личности являются психоло­гические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Например:

•  Архетип «персона» (маска) — это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ.

•  Архетип «тень» — это наши истинные психологиче­ские чувства, которые мы прячем от людей.

•  Архетип «анимус» (дух) — стремление быть мужест­венным, твердым, смелым; защищать, охранять, охо­титься и т.д.

•  Архетип «анима» (душа) — нежность, мягкость, за­ботливость.

Целостность личности достигается за счет действия архе­типа «самость», главная цель которого «индивидуация» человека, то есть выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики чело­века в единое целое и создает уникальность, неповтори­мость жизни каждого человека.

 

6.5. Когнитивная психология личности

Представители когнитивной психологии объясняют пове­дение человека на основе его знаний или познавательных (когнитивных) способностей. В отличие от бихевиористов, они утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние стимулы или внут­ренние факторы. Напротив, благодаря разуму человек может: анализировать поступающую информацию, про­водить сравнение, принимать решения и т.д.

Когнитивная психология подчеркивает влияние интел­лектуальных или мыслительных процессов на поведение чело­века. Например, психолог А. Эллис (США) считает, что причинами неправильного поведения человека являются прежде всего иррациональные мысли, возникающие в определенных ситуациях. Выработка у человека более разум­ного восприятия событий приводит его к поиску новых эффективных решений, то есть изменение мыслей приво­дит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек открыл так называемый феномен «автоматических мыслей», которые возникают в результате переработки текущей информации, они непро­извольны, быстротечны, бессознательны и непосредствен­но ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. При этом Бек отмечает, что печаль вызывается мыслями о поте­ре; гнев – мыслями о нарушении каких-то стандартов; тос­ка – мыслями негативного содержания о себе, людях, бу­дущем; страх – мыслями о внешней опасности и невоз­можности с ней справиться и т.д.

Психолог – когнитивист Дж. Келли (США) полагал, что люди воспринимают мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный кон­структ – идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать, объяснить или предсказать свой опыт. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпре­тируют события. Личность понимается как организован­ная система более или менее важных конструктов, кото­рые человек использует.

 

6.6. Гуманистическая психология личности

Крупнейшими представителями гуманистической пси­хологии являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу. Главным источником развития личности они считают врожденные тенденции к самоактуализации, то есть к самосовершенствованию на основе реализации внутреннего потенциала личности.

Согласно Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции:

•              Тенденция к самоактуализации – содержит изначаль­но в свернутом виде будущие свойства личности;

•              Механизм контроля за развитием личности.

На основе этих тенденций у человека развивается «Я-концепция» личности, включающая «Я-идеальное» и «Я-реальное». Эти две подструктуры «Я» находятся в сложных отноше­ниях: от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. Смысл воспитания и коррекция личности состоит в развитии целостной личности, которая достигается в слу­чае конгруэнтности между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Согласно Роджерсу, люди в своей основе добры, обла­дают стремлением к совершенству, естественно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя личност­ный потенциал.

Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу связана с тем, что психолог выделил два типа по­требностей,   лежащих в основе развития личности:

•   «дефицитарные» потребности (физиологические и потребности в безопасности), которые прекращаются после их удовлетворения;

•   «ростовые» потребности (потребности в самоактуа­лизации), которые, напротив, только усиливаются по­сле их реализации.

По мнению психологов-гуманистов, в развитии лично­сти доминируют рациональные процессы, а бессознатель­ное возникает лишь временно, когда по каким-либо при­чинам блокируется процесс самоактуализации. Личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Чело­век – творец собственной личности.

 

6.7 Деятельностная теория личности.

Наибольший вклад в развитие деятельностной теории личности внесли российские психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский.

Главным источником развития личности в этой тео­рии считается деятельность, понимаемая как сложная система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (обществом).

Представители этой теории исходят из марксистского понимания деятельности, которая трактуется как единство опредмечивания и распредмечивания. Это значит, что дея­тельность непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.

При этом происходит накопление опыта личности пу­тем преобразования внешних действий предметной деятельности во внутренние субъективные характеристики личности. Этот процесс психологи называют – интериоризацией. Противоположный процесс – экстериоризация.

В деятельностной теории, в отличие от бихевиоризма, механизмом научения индивида считается не рефлекс, а именно механизм интериоризации, благодаря которому и формируются личностные свойства.

Считается, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продол­жает играть социальную роль, включен в социальную дея­тельность. Человек не пассивный наблюдатель, он актив­ный участник социальных преобразований, активный субъект обучения и воспитания. При этом детство и юно­шеские годы признаются наиболее важными для форми­рования личности.

Согласно этой теории основное место в личности за­нимает сознание, структуры которого не даны человеку от рождения, а формируются в раннем детстве в процессе общения или деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, от общественных отношений, от конкретных условий и дея­тельности, в которые личность включена. Многообразие свойств личности задается разнообразием видов деятель­ности, в которые включается человек как субъект.

Наиболее популярной здесь является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность лич­ности, ее способности, характер и самоконтроль.

 

 

Раздел III

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 7. Личность и малая социальная группа

 

7.1.  Введение в социальную психологию

Социальная психология изучает закономерности пове­дения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологиче­ские характеристики этих групп. Вместе с тем, как пишут американские психологи и педагоги Д. Майерс, Ш. Тей­лор и другие, социальная психология — это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.

Если психология личности сосредоточена на внутрен­нем мире индивида и на индивидуальных различиях, то социальные психологи обращают внимание на то, что во­обще свойственно большим и малым группам людей.

Основные категории социальной психологии:

            социум;

            социальная группа;

            социальная роль;                

            социальный статус;

            социальная установка;

            социализация;

            общение;

            конфликт.

Поведение человека уже с рождения предопределяет­ся социальным окружением. О том, как влияют люди на поведение других людей, свидетельствуют следующие социальные процессы:

– социальная фасилитация — это процесс повышения скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образов других людей, выступающих в качестве соперников или наблю­дателей за его действиями. Например, улучшение спортивных результатов велогонщика, выступающего в груп­повом заезде, под влиянием соперников;

— социальная ингибиция — процесс противоположный социальной фасилитации. Суть его в том, что иногда ре­альное или воображаемое присутствие других людей ве­дет к ухудшению результатов деятельности. Чаще всего это происходит при выполнении не заученных и привычных задач, как при фасилитации, а при новых, сложных, твор­ческих задачах, когда влияние других людей подавляет, тормозит индивидуальную активность. Например, в работе диспетчера, конструктора, архитектора и т.д.;

— социальное научение – процесс, осуществляемый пос­редством психологических механизмов заражения, подра­жания, внушения и т.д. На основе социального научения происходит социализация индивида. Например, усвоение ребенком привычек вежливого обращения с людьми пу­тем наблюдения за поведением взрослых в семье, на эк­ране, на улице.

— социальный контроль – система воздействия соци­альных общностей на индивида с целью регуляции его поведения. Воздействию социального контроля в наиболь­шей степени подвергаются индивиды, чье поведение ха­рактеризуется как девиантное, то есть отклоняющееся от групповых норм.

Различают позитивные и негативные способы социально­го контроля. К негативным относятся: наказание, принуж­дение и т.д. К позитивным – поощрение, одобрение и т.п.

 

7.2. Социальные роли и статус личности

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных, больших и малых социальных групп (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.), в которых он ведет себя по-разному, то есть выступает в разных социальных ролях.

Социальная роль состоит из ролевого ожидания (то, чего от нее ждут) и ролевого поведения ( то, что человек реаль­но выполняет в рамках своей роли). В рамках социальной роли индивид обязан строить свое поведение в соответ­ствии с ожиданиями окружающих. При этом группа или общество в целом следят, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует система социального контроля (общественное мнение, правоохранительные органы) и соответствующие ей социальные санкции – от порицания и морального осуждения до насильственного пресечения.

Существуют различные теории социальных ролей. Так, согласно американскому психологу Т. Парсонсу, любая социальная роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ по­лучения роли, масштаб роли, формализация деятельно­сти, мотивация поведения.

Широко известна также ролевая теория личности, рас­сматривающая личность как совокупность того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду как члену общества.

Набором социальных ролей определяется социальный статус личности. Человек может иметь несколько соци­альных статусов. Но чаще, всего только один определяет его положение в обществе, его права, обязанности и привилегии. Этот статус называется главным или интеграль­ным. Он часто бывает обусловлен занимаемой должностью (директор, профессор и т.д.). Социальный статус отража­ется во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон, другие знаки отличия), а также во внутренней позиции (установки, мотивы, ценностные ориентации и т.д.).

 

7.3. Виды и характеристика малых групп

Малые группы – это немногочисленные по своему со­ставу (от 3 до 35 человек) совокупности людей, объеди­ненных определенной деятельностью или другими соци­альными отношениями. Например, семья, студенческая группа, производственная бригада и т.д. В малых группах в процессе общения ее членов возникают эмоциональ­ные отношения, вырабатываются групповые нормы по­ведения, развиваются другие групповые процессы.

По уровню развития или организованности выделяют следующие разновидности групп:

– диффузная группа — члены группы вступают в отно­шения, которые опосредуются не содержанием группо­вой деятельности, а только личными симпатиями (груп­па приятелей);

– ассоциация — члены группы вступают в отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (группа охотников, нумизматов и т.п.);              – корпорация — члены группы вступают в отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами или целя­ми, не выходящими за рамки группы;

– коллективы — члены группы вступают в отношения, опосредуемые единством личных, групповых и обществен­ных интересов.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»