Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
• Индивидуальное сознательное - служит основой самосознания и включает те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою деятельность.
По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. При этом ее свобода воли и поведения ограничена врожденными архетипами или коллективным бессознательным. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя. Однако, оно может раскрываться в ' сновидениях, фантазиях, отношениях к символам культуры, в творчестве.
Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Например:
• Архетип «персона» (маска) — это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ.
• Архетип «тень» — это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей.
• Архетип «анимус» (дух) — стремление быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т.д.
• Архетип «анима» (душа) — нежность, мягкость, заботливость.
Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость», главная цель которого «индивидуация» человека, то есть выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого человека.
6.5. Когнитивная психология личности
Представители когнитивной психологии объясняют поведение человека на основе его знаний или познавательных (когнитивных) способностей. В отличие от бихевиористов, они утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние стимулы или внутренние факторы. Напротив, благодаря разуму человек может: анализировать поступающую информацию, проводить сравнение, принимать решения и т.д.
Когнитивная психология подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Например, психолог А. Эллис (США) считает, что причинами неправильного поведения человека являются прежде всего иррациональные мысли, возникающие в определенных ситуациях. Выработка у человека более разумного восприятия событий приводит его к поиску новых эффективных решений, то есть изменение мыслей приводит к изменению поведения.
Американский психолог А. Бек открыл так называемый феномен «автоматических мыслей», которые возникают в результате переработки текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. При этом Бек отмечает, что печаль вызывается мыслями о потере; гнев – мыслями о нарушении каких-то стандартов; тоска – мыслями негативного содержания о себе, людях, будущем; страх – мыслями о внешней опасности и невозможности с ней справиться и т.д.
Психолог – когнитивист Дж. Келли (США) полагал, что люди воспринимают мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт – идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать, объяснить или предсказать свой опыт. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует.
6.6. Гуманистическая психология личности
Крупнейшими представителями гуманистической психологии являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу. Главным источником развития личности они считают врожденные тенденции к самоактуализации, то есть к самосовершенствованию на основе реализации внутреннего потенциала личности.
Согласно Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции:
• Тенденция к самоактуализации – содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности;
• Механизм контроля за развитием личности.
На основе этих тенденций у человека развивается «Я-концепция» личности, включающая «Я-идеальное» и «Я-реальное». Эти две подструктуры «Я» находятся в сложных отношениях: от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. Смысл воспитания и коррекция личности состоит в развитии целостной личности, которая достигается в случае конгруэнтности между «Я-реальным» и «Я-идеальным».
Согласно Роджерсу, люди в своей основе добры, обладают стремлением к совершенству, естественно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя личностный потенциал.
Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу связана с тем, что психолог выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:
• «дефицитарные» потребности (физиологические и потребности в безопасности), которые прекращаются после их удовлетворения;
• «ростовые» потребности (потребности в самоактуализации), которые, напротив, только усиливаются после их реализации.
По мнению психологов-гуманистов, в развитии личности доминируют рациональные процессы, а бессознательное возникает лишь временно, когда по каким-либо причинам блокируется процесс самоактуализации. Личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Человек – творец собственной личности.
6.7 Деятельностная теория личности.
Наибольший вклад в развитие деятельностной теории личности внесли российские психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский.
Главным источником развития личности в этой теории считается деятельность, понимаемая как сложная система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (обществом).
Представители этой теории исходят из марксистского понимания деятельности, которая трактуется как единство опредмечивания и распредмечивания. Это значит, что деятельность непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.
При этом происходит накопление опыта личности путем преобразования внешних действий предметной деятельности во внутренние субъективные характеристики личности. Этот процесс психологи называют – интериоризацией. Противоположный процесс – экстериоризация.
В деятельностной теории, в отличие от бихевиоризма, механизмом научения индивида считается не рефлекс, а именно механизм интериоризации, благодаря которому и формируются личностные свойства.
Считается, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, включен в социальную деятельность. Человек не пассивный наблюдатель, он активный участник социальных преобразований, активный субъект обучения и воспитания. При этом детство и юношеские годы признаются наиболее важными для формирования личности.
Согласно этой теории основное место в личности занимает сознание, структуры которого не даны человеку от рождения, а формируются в раннем детстве в процессе общения или деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, от общественных отношений, от конкретных условий и деятельности, в которые личность включена. Многообразие свойств личности задается разнообразием видов деятельности, в которые включается человек как субъект.
Наиболее популярной здесь является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность личности, ее способности, характер и самоконтроль.
Раздел III
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 7. Личность и малая социальная группа
7.1. Введение в социальную психологию
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Вместе с тем, как пишут американские психологи и педагоги Д. Майерс, Ш. Тейлор и другие, социальная психология — это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.
Если психология личности сосредоточена на внутреннем мире индивида и на индивидуальных различиях, то социальные психологи обращают внимание на то, что вообще свойственно большим и малым группам людей.
Основные категории социальной психологии:
социум;
социальная группа;
социальная роль;
социальный статус;
социальная установка;
социализация;
общение;
конфликт.
Поведение человека уже с рождения предопределяется социальным окружением. О том, как влияют люди на поведение других людей, свидетельствуют следующие социальные процессы:
– социальная фасилитация — это процесс повышения скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образов других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей за его действиями. Например, улучшение спортивных результатов велогонщика, выступающего в групповом заезде, под влиянием соперников;
— социальная ингибиция — процесс противоположный социальной фасилитации. Суть его в том, что иногда реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности. Чаще всего это происходит при выполнении не заученных и привычных задач, как при фасилитации, а при новых, сложных, творческих задачах, когда влияние других людей подавляет, тормозит индивидуальную активность. Например, в работе диспетчера, конструктора, архитектора и т.д.;
— социальное научение – процесс, осуществляемый посредством психологических механизмов заражения, подражания, внушения и т.д. На основе социального научения происходит социализация индивида. Например, усвоение ребенком привычек вежливого обращения с людьми путем наблюдения за поведением взрослых в семье, на экране, на улице.
— социальный контроль – система воздействия социальных общностей на индивида с целью регуляции его поведения. Воздействию социального контроля в наибольшей степени подвергаются индивиды, чье поведение характеризуется как девиантное, то есть отклоняющееся от групповых норм.
Различают позитивные и негативные способы социального контроля. К негативным относятся: наказание, принуждение и т.д. К позитивным – поощрение, одобрение и т.п.
7.2. Социальные роли и статус личности
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных, больших и малых социальных групп (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.), в которых он ведет себя по-разному, то есть выступает в разных социальных ролях.
Социальная роль состоит из ролевого ожидания (то, чего от нее ждут) и ролевого поведения ( то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). В рамках социальной роли индивид обязан строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. При этом группа или общество в целом следят, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует система социального контроля (общественное мнение, правоохранительные органы) и соответствующие ей социальные санкции – от порицания и морального осуждения до насильственного пресечения.
Существуют различные теории социальных ролей. Так, согласно американскому психологу Т. Парсонсу, любая социальная роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения роли, масштаб роли, формализация деятельности, мотивация поведения.
Широко известна также ролевая теория личности, рассматривающая личность как совокупность того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду как члену общества.
Набором социальных ролей определяется социальный статус личности. Человек может иметь несколько социальных статусов. Но чаще, всего только один определяет его положение в обществе, его права, обязанности и привилегии. Этот статус называется главным или интегральным. Он часто бывает обусловлен занимаемой должностью (директор, профессор и т.д.). Социальный статус отражается во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон, другие знаки отличия), а также во внутренней позиции (установки, мотивы, ценностные ориентации и т.д.).
7.3. Виды и характеристика малых групп
Малые группы – это немногочисленные по своему составу (от 3 до 35 человек) совокупности людей, объединенных определенной деятельностью или другими социальными отношениями. Например, семья, студенческая группа, производственная бригада и т.д. В малых группах в процессе общения ее членов возникают эмоциональные отношения, вырабатываются групповые нормы поведения, развиваются другие групповые процессы.
По уровню развития или организованности выделяют следующие разновидности групп:
– диффузная группа — члены группы вступают в отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями (группа приятелей);
– ассоциация — члены группы вступают в отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (группа охотников, нумизматов и т.п.); – корпорация — члены группы вступают в отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами или целями, не выходящими за рамки группы;
– коллективы — члены группы вступают в отношения, опосредуемые единством личных, групповых и общественных интересов.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»