Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
– позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;
– взгляды, контакты глаз;
– жесты.
Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, интонаций – 38%, невербального взаимодействия - 53%.
Тема 9. Конфликты
9.1. Понятие о конфликте и его функциях
Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.
Самые распространенные из конфликтов – это межличностные: между супругами, между родителями и детьми, между соседями, сотрудниками, друзьями и т.д.
Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновременно и связующим звеном. Чем большее зависимы межличностные отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно.
Функции конфликтов:
• Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.
• Активизирующая — взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотношений.
• Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положением дел.
• Функция эмоциональной разрядки — открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение.
• Функция инновации — конфликт как средство творческой инициативы, побуждение к обновлению.
• Профилактическая функция — своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон.
9.2. Структура и виды конфликтов
Структурные элементы конфликта:
• Предмет конфликта – это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противоборство.
• Конфликтная ситуация – совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.
• Инцидент – это стечение обстоятельств или совокупность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.
• Конфликтное поведение – это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.
• Разрешение конфликта – это преодоление конфликтного поведения, конфликтных действий.
В зависимости от остроты противоречий конфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.
Основные виды конфликтов:
• По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.
• По своей значимости: конструктивные и деструктивные.
• По формам столкновения: открытые и скрытые.
• По масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные.
• По способам урегулирования: антагонистические и компромиссные.
9.3. Причины возникновения конфликтов.
Источники конфликтов подразделяют на три группы: условия функционирования социальных групп, характер межличностных или деловых отношений и сами люди. Наблюдения показывают, что около 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. А непосредственными возбудителями конфликтов выступают так называемые конфликтогены, то есть слова, действия (или бездействия) потенциальных участников. Суть конфликтов в том, что люди гораздо более чувствительны к словам и действиям других, нежели к тому, что говорят и делают сами, а также в желаниях защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.
Однако, одиночный конфликтоген не способен привести к конфликту. Должна возникнуть эскалация конфликтогенов, когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить еще более сильным. За конфликтогенами обычно скрываются взаимная неприязнь, обиды, зависть, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, угрозы, насмешки, обман и т.д.
Причины конфликтов в сфере трудовой деятельности подразделяются на:
• Причины, связанные с неправильным управлением:
– недостатки организации труда;
– нечетко обозначенные права и обязанности сотрудников;
– неритмичность и нестабильность режима труда;
– неудовлетворенность своим трудом (отсутствие элементов творчества, низкий престиж и материальное стимулирование);
– неправильная оценка труда персонала;
– недостатки в стиле руководства.
• Причины, связанные с психологической несовместимостью:
– взаимное непонимание;
– несоблюдение общепринятых моральных норм;
– негативные черты характера (эмоциональная несдержанность, недостаток эмпатии и т.д.).
Типы конфликтных личностей:
• Демонстративный тип – хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, кропотливой и систематической работы избегает, в конфликтной ситуации чувствует себя неплохо.
• Ригидный тип — подозрителен, обладает завышенной самооценкой, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на критические замечания сильно обижается.
• Неуправляемый тип — импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, во многих своих неудачах склонен обвинять других.
• Сверхточный тип — скрупулезно относится к своей работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Причем так, что людям кажется, будто он придирается.
• «Бесконфликтный» тип — неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли.
9.4. Управление конфликтами
Конфликты — это явления прогнозируемые. Они могут быть частично либо полностью управляемыми. При частичном разрешении конфликтов устраняются конфликтные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уровне поведения и на уровне внутренних побуждений.
Методы управления конфликтами:
• Внутриличностные методы – касаются отдельной личности и состоят в правильной организации своего собственного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оппонента. Не стоит и самому поддаваться действию закона
эмоционального заражения.
Межличностные методы — предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После выяснения причин конфликта не менее важно найти взаимоприемлемое для конфликтующих решение.
• Структурные методы – касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причин выбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:
• Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют I мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эффективной в ситуации, угрожающей существованию организации или достижению ее важных целей.
• Уход (уклонение) — стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой.
• Приспособление (уступчивость) — предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.
• Компромисс — характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
• Сотрудничество — участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают готовность ко взаимопониманию. Это дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
Раздел IV
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 10. Введение в психологию управления
10.1. Психология управления как наука
Психология управления – одна из важнейших отраслей психологии, изучающая психологические особенности управленческой деятельности.
Объектом психологической теории управления являются люди или группы людей, входящие в разнообразные организационные структуры управления, а также формы взаимоотношений между ними в этих структурах.
Предмет же психологии управления включает в себя психологическую структуру и закономерности управленческой деятельности, психологические аспекты отношений между ее субъектами и объектами, а также свойства личности, необходимые для ее успешного осуществления.
При таком подходе к определению психологии управления как науки ее главной задачей выступает «анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Психология управления настолько сильно связана с социальной психологией, что многие авторы рассматривают ее в качестве составной части социальной психологии. Однако это не совсем так. Предметную область психологии управления невозможно ограничить проблематикой социальной психологии. Например, такие вопросы, как профессиональный отбор и психологический анализ деятельности руководителя или психологические характеристики его личности, не укладываются в предмет социальной психологии, изучающей психологию людей как представителей определенных социальных групп и психологические явления в этих группах.
В психологии управления отношения между людьми и социальными группами рассматриваются непременно в контексте структурных групп различных организаций (экономических, политических, военных, педагогических и т.п.).
Наиболее важными для большинства организаций психологическими проблемами, связанными с управлением и требующим научного разрешения, являются следующие:
— повышение профессиональной компетентности руководителя;
— совершенствование стилей управления;
— поиск и активизация человеческих ресурсов организации;
— профессиональный подбор менеджеров;
— профилактика и конструктивное разрешение конфликтов;
— преодоление стрессовых состояний;
— улучшение социально-психологического климата;
— сплочение персонала вокруг целей организации;
— укрепление духа корпоративности в организации.
Поэтому было бы правильным считать психологию
управления комплексной психологической наукой, включающей научные положения не только социальной, но и педагогической, инженерной и других отраслей психологии.
10.2. Общее понятие об управлении
Управление в современной науке рассматривается с различных точек зрения, в зависимости от использования достижений следующих научных дисциплин: социологии, педагогики, экономики, кибернетики и математики. В связи с этим выделяют четыре подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный и количественный.
Особенностью процессного подхода является повышенное внимание к отдельным функциям процесса управления: планированию, организации, мотивации, координации, контролю и т.д.
Применение системного подхода к управлению позволяет увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей, что позволяет разрабатывать новые принципы управления.
По мнению сторонников ситуативного подхода, эффективное управление должно быть мобильным и легко приспособляемым к той среде (ситуации), в которой функционирует конкретная организация в данный момент.
Количественный подход — это обобщенное название всех способов и приемов в управлении, связанных с применением математики, статистики, кибернетики, инженерных наук.
Результатом одновременного существования указанных подходов является фактически исчерпывающий научный охват всех основных понятий и проблем управления.
В самом общем и кратком виде управление можно определить как целенаправленное воздействие на определенный объект. А в качестве более подробного можно принять следующее определение: «Управление есть сознательное, целенаправленное воздействие, оказываемое человеком, группой людей, обществом, государством на различные объекты, протекающие в окружающем Мире процессы, на участвующих в них людей и отношения, возникающие между людьми, осуществляемое для придания процессам определенной направленности и получения желаемых, требуемых, намеченных результатов» (Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян).
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»