Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

•  равенство прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях СНГ.

Другое направление — это интеграция в Европейское обра­зовательное пространство. В 2002 году Беларусь присоеди­нилась к Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. А в соответствии с принципами формирования Европейского образовательного пространства, изложенными в Болонской декларации, наша республика предпринимает меры по переходу к двухступенчатой системе высшего образо­вания. В связи с этим принято решение о поэтапном со­кращении сроков подготовки специалистов с высшим образованием, а также об открытии магистратуры. Дан­ное направление реформирования системы высшего об­разования закреплено в законе Республики Беларусь «О высшем образовании», принятом в июне 2007 года.

Эти решения направлены на повышение конкуренто­способности национальной системы высшего образова­ния, развитие академической мобильности, обеспечение трудоустройства выпускников на рынке труда, укрепле­ние международного сотрудничества в области обеспече­ния качества высшего образования и расширение возможности их получения. Однако массовый переход на двухсту­пенчатую систему высшего образования ожидается не рань­ше 2010, когда завершится переход общеобразовательной школы на 12 — летний срок обучения.

Реформирование белоруской высшей школы сопровож­дается в последнее время также следующими новшествами:

•  Прием в вузы по результатам централизованного тес­тирования и письменных экзаменов вместо устных.

•  Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.

•  Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.

•  Увеличение доли управляемой самостоятельной ра­боты студентов за счет снижения объема аудиторной учеб­ной нагрузки.

•  Замена контрольных работ у заочников на компью­терное тестирование и т.п.

 

Раздел II

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема 4. Воспитание как фактор развития личности

4.1.  Роль воспитания в развитии личности

Воспитание наряду с наследственностью и средой являет­ся важнейшим фактором развития личности. При этом среда, как известно, воздействует на развивающуюся личность часто стихийно и пассивно. В отличие от среды, воспитание в ши­роком смысле слова – это целенаправленное, заранее пла­нируемое, специально организуемое и систематическое воз­действие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социаль­ных программ развития личности.

Подобным образом воспитательное воздействие на раз­вивающуюся личность взаимодействует с влиянием наслед­ственности. Например, чтобы задатки человека в полной мере трансформировались в его способности, нужна не только соответствующая социальная среда, но и соответ­ствующее воспитание. Воспитание, таким образом, кор­ректирует и координирует развивающее влияние среды и наследственности. Под влиянием воспитания человек раз­вивается физически и социально.

Физическое развитие включает морфологическое, био­химическое, и физиологическое.

Социальное развитие находит выражение в психиче­ском, духовном и интеллектуальном росте.

Л.С. Выготский открыл два уровня умственного раз­вития ребенка:

•   уровень достигнутого интеллектуального развития — самостоятельное выполнение заданий;

•   зона ближайшего развития — решение задач с помо­щью взрослых.

На этой основе была сформулирована закономерность: цели и методы воспитания должны соответствовать уров­ню достигнутого развития ребенка и зоне его ближайшего развития.

По мнению Л.С. Выготского обучение, а значит, и вос­питание — это источник развития, и оно (обучение) должно идти впереди, вести за собой развитие личности.

Академик И.Ф. Харламов в своих учебниках по педаго­гике подчеркивал, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стиму­лирование ее активности в работе над собой.

Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации (потребности, ин­тересы, убеждения и т.п.), к запуску внутренних механиз­мов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.

В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействи­ям она может развиваться в самых различных направле­ниях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

4.2. Обучение как целенаправленный процесс формирования личности

Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обу­чения имеет такую же структуру, как и любой педагоги­ческий процесс: цель обучения — принципы обучения — со­держание обучения — методы обучения — средства обуче­ния - формы обучения.

Цель обучения в современной дидактике (теории обуче­ния) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей состав­ляющих. Эти цели определяют и соответствующие функ­ции процесса обучения.

Образовательная цель (функция) процесса обучения за­ключается в формировании определенных знаний и навы­ков обучающихся. Например, образовательной целью пред­ставляемого здесь раздела «Основы педагогики» является фор­мирование у студентов системных знаний об образовании как о социокультурном феномене, о различных педагоги­ческих явлениях, процессах, системах и технологиях.

Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. На примере изуче­ния раздела «Основы педагогики» - это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловече­ской ценности, осмысленных взглядов на социально-педа­гогическую действительность; формирование готовности к разрешению проблем собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.

Развивающая цель (функция) обучения реализуется, глав­ным образом, в развитии мышления, творческих способно­стей и дарований личности. В нашем случае - это формиро­вание у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Принципы обучения — это основополагающие требова­ния к организации этого процесса. Обычно здесь выделя­ют принцип научности обучения, принцип систематич­ности, последовательности, доступности, связи обуче­ния с жизнью и другие.

Содержание обучения — это та система знаний, уме­ний и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы разви­тия личности. Обычно содержание обучения представля­ется в учебных планах, программах и учебниках.

Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать кон­кретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярны­ми из которых являются следующие две:

•  Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, на­глядные и практические.

•  Классификация по характеру познавательной деятель­ности обучаемых, где все методы делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, мето­ды проблемного изложения материала, частично-поиско­вые и исследовательские методы обучения.

Средства обучения ~ это учебные программы, учеб­ники, конспекты, плакаты, технические средства обуче­ния (ТСО), раздаточный материал и т.д.

Формы организации обучения — это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.

4.3. Сущность и структура учебной деятельности

Учебная деятельность, или учение (в отличие о науче­ния как стихийного процесса) имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усво­ить определенные знания, навыки, умения, формы дея­тельности и поведения.

Структура учебной деятельности состоит из следующих компонентов:

•  Целевой компонент — осознание и принятие целей и задач своей учебной деятельности.

•  Потребностно-мотивационный компонент — прояв­ление интереса и других мотивов учения.

•  Содержательно-операционный компонент — совокуп­ность учебно-познавательных действий (восприятие, ос­мысление, обобщение, и запоминание нового материала путем закрепления, повторения и применения получен­ных знаний на практике). Все эти учебно-познавательные действия подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним относят практические действия:

–  двигательные (письмо, взвешивание, измерение и т.п.);

–  перцептивные (рассматривание, слушание);

– символические (изображение, обозначение, высказы­вание).

Внутренние познавательные действия:

– синтезированные перцептивные (формирование об­разов различных предметов);

– мнемические (выделение смысловых связей, схема­тизация, повторение и др.);

–               мыслительные (анализ и синтез, отождествление и
различение, абстрагирование и обобщение).

•  Эмоционально-волевой компонент — проявление эмо­ционального отношения и волевых усилий в учебной деятельности.

•  Контрольно-регулировочный компонент — самоконтроль и корректировка процесса учения.

•  Оценочный компонент — осознание и самооценка ре­зультатов учебной деятельности.

4.4. Педагогические технологии обучения

Понятие «педагогические технологии» появилось во вто­рой половине XX века в связи с научно-технической и технологической революцией в производственно-эконо­мической сфере общества. Сущность технологии как дея­тельности можно лучше понять в противопоставлении ис­кусству. Если искусство преимущественно основано на чув­стве, интуиции и экспромте, то технология — на разуме, логике и планировании.

Педагогическая технология — это система последова­тельных действий педагога, связанных с решением педа­гогических задач, планомерное и последовательное во­площение на практике заранее спроектированного педа­гогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведе­ние гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и техно­логии воспитания. Педагогические технологии взаимосвяза­ны с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией — это и есть мастерство как высшее проявление педагогического профессионализма. Особое место в структуре педмастерства занимает педагоги­ческая техника. Это та совокупность умений и навыков пе­дагога, которая необходима для эффективной реализации педагогических технологий.

В педагогической практике используются различные тех­нологии обучения:

•    Традиционная технология обучения — это технология транспортирования или передачи знаний, умений и навы­ков от обучающего к обучаемым. Действия преподавателя при этом связаны с объяснением, показом операций, оценкой их выполнения учениками и корректировкой. Учащимся отведены исполнительные функции репродук­тивного характера, гарантирующие освоение предлагае­мого учебного материала.

•    Технология программированного обучения появилась в середине 60-х годов XX века в связи с поиском решения проблемы управления процессом обучения (Б.Ф. Скиннер, Н.А. Краузер, И. Куписевич и др.). Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанным обучающим програмам с помощью спе­циальных средств (программированные учебники, осо­бые обучающие машины, ЭВМ, микрокомпьютеры и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность уче­ния в соответствии с его индивидуальными особенно­стями (уровень обучаемости, темп обучения и т.д.).

•    Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмудов и др.) связана с интен­сификацией традиционного обучения, с поиском резер­вов умственного развития учащихся. Ее суть заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их реше­нии при максимальной самостоятельности обучаемых и под общим руководством обучающего. Проблемное обучение способствует не только приобретению необходимых зна­ний, умений и навыков, но и достижению высокого уров­ня умственного развития учащихся, формированию у них способностей к самообучению.

•    Технология модульного обучения (П.Я. Юцявичене, Т.И. Шамова и др.) основана на том, что учащийся само­стоятельно достигает учебных целей, работая с модулем. Мо­дуль — это законченный блок информации, в который входят четко обозначенные цели обучения, банк инфор­мации и методическое руководство по достижению це­лей. Модульное структурирование учебного материала придает процессу обучения гибкость и динамичность. Модули можно заменять, переставлять, обновлять, не нарушая всего курса. При этом роль преподавателя сво­дится к функциям консультанта и координатора.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»