Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

• Авторитет добродушия, когда детям разрешается все за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний.

• Авторитет панибратства, когда родители переступают необходимую дистанцию и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. Дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их тре­бований.

•              Авторитет подкупа, когда послушание покупается
подарками или обещаниями, что делает детей меркан­тильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хо­рошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он
утаивает, становясь расчетливым и неискренним.

 

Раздел III

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема 7. Развитие личности в ходе жизнедеятельности

7.1. Деятельность как необходимое условие развития личности

Акмеология — (от греческого «акме» — пик, вершина, высшая ступень чего-либо) — это новая комплексная науч­ная дисциплина, включающая в себя и педагогику. Объек­том ее изучения является человек в динамике его самораз­вития, самовоспитания, самоопределения. Эти динамиче­ские процессы изучаются акмеологией не иначе, как в кон­тексте жизнедеятельности человека.

Жизнедеятельность человека — это вся совокупность его активных отношений к действительности, в процессе ко­торой происходит удовлетворение его разнообразных по­требностей, достижение поставленных целей, усвоение об­щественного опыта. Доминирующими сферами жизне­деятельности человека является игровая, учебная и тру­довая деятельность, а также деятельность общения.

Таким образом, деятельность является главным спосо­бом существования человека. Более того, удовлетворение посредством деятельности все возрастающих потребностей человека сопровождается развитием его организма, психи­ки и личности.

Для развивающейся личности значение имеет харак­тер, а точнее изменение характера деятельности. Чем разнообразнее и богаче по содержанию жизнедеятель­ность человека, тем больше возможностей для развития различных способностей индивида, разностороннего са­моразвития личности.

Игровая, учебная, трудовая и другие виды деятельно­сти создают разнообразные, но неодинаковые условия для развития интеллектуальных, эмоциональных, воле­вых или физических потенций человека. В результате та­кого развития формируются определенные свойства и качества личности. Поэтому для целенаправленного фор­мирования личности с точки зрения педагогики необхо­дима соответствующая организация оптимальной систе­мы видов деятельности. Однако, это вовсе не означает «манипулирования человеком» вопреки его интересам и потребностям, правам и свободам, склонностям и спо­собностям, вопреки его   разуму и убеждениям.

Необходимо также отметить, что для каждого возрас­тного этапа становления личности существует своя ведущая деятельность. Для дошкольника - это игровая деятельность. Для младшего школьника – учебная. Для подростка и юно­ши - коммуникативная деятельность, то есть общение. Для взрослого - трудовая деятельность.

7.2. Влияние игры на развитие личности

Игру часто определяют как деятельность, выполняе­мую не для получения каких-либо материальных или идеаль­ных продуктов, а ради развлечения. На самом деле — это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек-играющий» Й. Хайзенги) свиде­тельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смыс­ла) в игре осуществляется основное человеческое предна­значение, состоящее в возможности подняться к верши­нам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.

Функции игры в жизнедеятельности человека:

        предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;

        моделирование жизненных ситуаций борьбы, со­ревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;

        создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;

        сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;

        выявление и развитие личностных качеств играю­щих, их ловкости, находчивости, решительности, на­стойчивости, честности и т.д.

        создание пространства для фантазии, импровиза­ции, открытия чего-то нового;

        удовлетворение потребности людей в получении удо­вольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.

Игры бывают:

   подвижные и интеллектуальные;

   индивидуальные, парные и групповые;             

   состязательные и ролевые.

Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.

Игры, используемые в обучении (дидактические), быва­ют ролевыми, имитационными, деловыми и организационно-деятельностными.

Особенно важной формой жизнедеятельности игра яв­ляется для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом, а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности.

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мими­ческих движениях, движениях руками и ногами, в манипу­ляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже на­зывал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром.

В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реаль­ных вещей их условные обозначения, дети готовятся к по­ниманию знаков – слов, букв, математических символов.

В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных — восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и обу­чении, поскольку в ней присутствуют юмор, смех, паро­дия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.

Многие дидактические игры используются для упраж­нений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, для выработки со­ответствующих умений. При изучении экономических дисциплин - это «Дельта», «Презентация», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.

Особого внимания заслуживают современные компью­терные игры, привлекающие к себе все большее количе­ство поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологиче­ской зависимости от них. Механизм образования психоло­гической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая дея­тельность направлена лишь на выживание, на удовлетво­рение потребностей, а главное — на удовлетворение по­требности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.

В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления за­стенчивости, замкнутости.

7.3. Развитие личности в трудовой деятельности

Трудовая деятельность, или просто труд (работа) – это процесс производства материальных либо духовных ценностей. Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида:

• производство ценностей материального содержания называют физическим трудом (труд токаря, трактори­ста, повара и т.д.);

•              производство ценностей духовного содержания на­зывают интеллектуальным, или умственным трудом (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.).

Выделяют также следующие виды труда:

        учебный труд;

        труд по самообслуживанию;

        семейно-бытовой труд;             

        профессиональный труд;

        производительный труд;

        общественно-полезный труд и другие.

В структуре жизнедеятельности человека труд занима­ет особое место. Благодаря труду сформировалось совре­менное общество, созданы предметы материальной и ду­ховной культуры. Благодаря труду и сам человек стал тем, кто он есть. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, пси­хический и социальный, то есть трудовая деятельность спо­собствует разностороннему развитию человека.

Согласно Конституции Республики Беларусь (1996г.), груд определяется «как наиболее достойный способ само­утверждения человека». На достижение этой цели и должно быть направлено так называемое трудовое воспитание. Его основу в школьные годы составляют учебный, обществен­но полезный и производительный труд, предполагающий участие школьников в создании материальных ценностей.

Основные требования к учебно-воспитательному труду:

        сочетание общественной значимости труда с лич­ными интересами учащихся;

        доступность и посильность трудовой деятельности;

        добросовестность и обязательность трудовой деятель­ности учащихся;

        сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности.

Коллективный труд в плане формирования личности имеет свои преимущества, определяемые следующими его социальными функциями:

•              организационная — коллектив является субъектом управ­ления своей общественно-полезной трудовой деятельностью;

•  воспитательная — коллектив является носителем и пропагандистом ответственного отношения к труду;

•  стимулирующая — коллектив способствует формиро­ванию нравственно-ценных стимулов труда, регулирует трудовые взаимоотношения.

Однако, чтобы коллектив выполнял перечисленные функ­ции, он должен пройти все стадии своего становления:

• первая стадия — связана с взаимным принятием со­трудниками друг друга; совместно вырабатываются нор­мы делового взаимодействия; однако, в личных отноше­ниях сотрудники руководствуются собственными нор­мами и правилами;

• вторая стадия — все начинают принимать участие в выработке и принятии коллективных решений, форми­руется актив трудового коллектива и общие нормы пове­дения его членов;

• третья стадия - усвоение сотрудниками общих норм поведения в коллективе, идентификация или отождест­вление себя с коллективом;

• четвертая стадия ~ внешний контроль работы чле­нов коллектива превращается в самоконтроль, коллектив становится зрелой естественной формой социальной жиз­недеятельности его членов.

7.4. Общение — ведущий фактор развития личности

Общение — это сложный, многоплановый процесс уста­новления и развития контактов между людьми, порождае­мый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и пони­мание другого человека.

В общении люди заявляют о своих потребностях, инте­ресах, целях, усваивают практические умения и навыки, нравственные принципы и правила этикета, обычаи, тра­диции, обряды; ведут поиск путей и мер преодоления воз­никающих трудностей и проблем, принимают коллектив­ные решения.

В процессе общения с другими людьми человек развивает­ся и становится личностью. При этом личность не только воздействует на другую личность (убеждает, доказывает, разъясняет, внушает, заинтересовывает, критикует, застав­ляет менять точку зрения и т.д.), она и сама становится объектом воздействия, то есть подвергается изменению (изменяется уровень знаний, установки, отношения, мо­тивация, состояния). Обнаруживая свои индивидуальные особенности в процессе общения, человек самоопределя­ется и самосовершенствуется.

Выделяют два основных вида общения:

•   опосредованное (косвенное) — через посредников, по телефону, по факсу, путем обмена письмами, телеграм­мами и т.д.

•   непосредственное (контактное) ~~ вступление собе­седников в контакт лицом к лицу.

Общение бывает деловым (официальным) и неофициаль­ным (неформальным). Деловое общение связано с трудовой деятельностью, неофициальное — с досугом. Деловое обще­ние включает в себя и служебное, то есть общение людей, находящихся на службе, как правило, государственной.

Культура делового общения предполагает:

        высокий уровень коммуникативности, то есть уме­ний слушать и говорить, в том числе публично;

        умение объективно воспринимать и правильно по­нимать партнера;

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»