Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
• Авторитет добродушия, когда детям разрешается все за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний.
• Авторитет панибратства, когда родители переступают необходимую дистанцию и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. Дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их требований.
• Авторитет подкупа, когда послушание покупается
подарками или обещаниями, что делает детей меркантильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хорошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он
утаивает, становясь расчетливым и неискренним.
Раздел III
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Тема 7. Развитие личности в ходе жизнедеятельности
7.1. Деятельность как необходимое условие развития личности
Акмеология — (от греческого «акме» — пик, вершина, высшая ступень чего-либо) — это новая комплексная научная дисциплина, включающая в себя и педагогику. Объектом ее изучения является человек в динамике его саморазвития, самовоспитания, самоопределения. Эти динамические процессы изучаются акмеологией не иначе, как в контексте жизнедеятельности человека.
Жизнедеятельность человека — это вся совокупность его активных отношений к действительности, в процессе которой происходит удовлетворение его разнообразных потребностей, достижение поставленных целей, усвоение общественного опыта. Доминирующими сферами жизнедеятельности человека является игровая, учебная и трудовая деятельность, а также деятельность общения.
Таким образом, деятельность является главным способом существования человека. Более того, удовлетворение посредством деятельности все возрастающих потребностей человека сопровождается развитием его организма, психики и личности.
Для развивающейся личности значение имеет характер, а точнее изменение характера деятельности. Чем разнообразнее и богаче по содержанию жизнедеятельность человека, тем больше возможностей для развития различных способностей индивида, разностороннего саморазвития личности.
Игровая, учебная, трудовая и другие виды деятельности создают разнообразные, но неодинаковые условия для развития интеллектуальных, эмоциональных, волевых или физических потенций человека. В результате такого развития формируются определенные свойства и качества личности. Поэтому для целенаправленного формирования личности с точки зрения педагогики необходима соответствующая организация оптимальной системы видов деятельности. Однако, это вовсе не означает «манипулирования человеком» вопреки его интересам и потребностям, правам и свободам, склонностям и способностям, вопреки его разуму и убеждениям.
Необходимо также отметить, что для каждого возрастного этапа становления личности существует своя ведущая деятельность. Для дошкольника - это игровая деятельность. Для младшего школьника – учебная. Для подростка и юноши - коммуникативная деятельность, то есть общение. Для взрослого - трудовая деятельность.
7.2. Влияние игры на развитие личности
Игру часто определяют как деятельность, выполняемую не для получения каких-либо материальных или идеальных продуктов, а ради развлечения. На самом деле — это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек-играющий» Й. Хайзенги) свидетельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смысла) в игре осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.
Функции игры в жизнедеятельности человека:
предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;
моделирование жизненных ситуаций борьбы, соревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;
создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;
сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;
выявление и развитие личностных качеств играющих, их ловкости, находчивости, решительности, настойчивости, честности и т.д.
создание пространства для фантазии, импровизации, открытия чего-то нового;
удовлетворение потребности людей в получении удовольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.
Игры бывают:
подвижные и интеллектуальные;
индивидуальные, парные и групповые;
состязательные и ролевые.
Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.
Игры, используемые в обучении (дидактические), бывают ролевыми, имитационными, деловыми и организационно-
Особенно важной формой жизнедеятельности игра является для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом, а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности.
В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже называл сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром.
В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реальных вещей их условные обозначения, дети готовятся к пониманию знаков – слов, букв, математических символов.
В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных — восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и обучении, поскольку в ней присутствуют юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.
Многие дидактические игры используются для упражнений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, для выработки соответствующих умений. При изучении экономических дисциплин - это «Дельта», «Презентация», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.
Особого внимания заслуживают современные компьютерные игры, привлекающие к себе все большее количество поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологической зависимости от них. Механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.
В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления застенчивости, замкнутости.
7.3. Развитие личности в трудовой деятельности
Трудовая деятельность, или просто труд (работа) – это процесс производства материальных либо духовных ценностей. Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида:
• производство ценностей материального содержания называют физическим трудом (труд токаря, тракториста, повара и т.д.);
• производство ценностей духовного содержания называют интеллектуальным, или умственным трудом (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.).
Выделяют также следующие виды труда:
учебный труд;
труд по самообслуживанию;
семейно-бытовой труд;
профессиональный труд;
производительный труд;
общественно-полезный труд и другие.
В структуре жизнедеятельности человека труд занимает особое место. Благодаря труду сформировалось современное общество, созданы предметы материальной и духовной культуры. Благодаря труду и сам человек стал тем, кто он есть. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, психический и социальный, то есть трудовая деятельность способствует разностороннему развитию человека.
Согласно Конституции Республики Беларусь (1996г.), груд определяется «как наиболее достойный способ самоутверждения человека». На достижение этой цели и должно быть направлено так называемое трудовое воспитание. Его основу в школьные годы составляют учебный, общественно полезный и производительный труд, предполагающий участие школьников в создании материальных ценностей.
Основные требования к учебно-воспитательному труду:
сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащихся;
доступность и посильность трудовой деятельности;
добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся;
сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности.
Коллективный труд в плане формирования личности имеет свои преимущества, определяемые следующими его социальными функциями:
• организационная — коллектив является субъектом управления своей общественно-полезной трудовой деятельностью;
• воспитательная — коллектив является носителем и пропагандистом ответственного отношения к труду;
• стимулирующая — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов труда, регулирует трудовые взаимоотношения.
Однако, чтобы коллектив выполнял перечисленные функции, он должен пройти все стадии своего становления:
• первая стадия — связана с взаимным принятием сотрудниками друг друга; совместно вырабатываются нормы делового взаимодействия; однако, в личных отношениях сотрудники руководствуются собственными нормами и правилами;
• вторая стадия — все начинают принимать участие в выработке и принятии коллективных решений, формируется актив трудового коллектива и общие нормы поведения его членов;
• третья стадия - усвоение сотрудниками общих норм поведения в коллективе, идентификация или отождествление себя с коллективом;
• четвертая стадия ~ внешний контроль работы членов коллектива превращается в самоконтроль, коллектив становится зрелой естественной формой социальной жизнедеятельности его членов.
7.4. Общение — ведущий фактор развития личности
Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека.
В общении люди заявляют о своих потребностях, интересах, целях, усваивают практические умения и навыки, нравственные принципы и правила этикета, обычаи, традиции, обряды; ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем, принимают коллективные решения.
В процессе общения с другими людьми человек развивается и становится личностью. При этом личность не только воздействует на другую личность (убеждает, доказывает, разъясняет, внушает, заинтересовывает, критикует, заставляет менять точку зрения и т.д.), она и сама становится объектом воздействия, то есть подвергается изменению (изменяется уровень знаний, установки, отношения, мотивация, состояния). Обнаруживая свои индивидуальные особенности в процессе общения, человек самоопределяется и самосовершенствуется.
Выделяют два основных вида общения:
• опосредованное (косвенное) — через посредников, по телефону, по факсу, путем обмена письмами, телеграммами и т.д.
• непосредственное (контактное) ~~ вступление собеседников в контакт лицом к лицу.
Общение бывает деловым (официальным) и неофициальным (неформальным). Деловое общение связано с трудовой деятельностью, неофициальное — с досугом. Деловое общение включает в себя и служебное, то есть общение людей, находящихся на службе, как правило, государственной.
Культура делового общения предполагает:
высокий уровень коммуникативности, то есть умений слушать и говорить, в том числе публично;
умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера;
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»